В верованиях древних славян загробный мир разделялся на темный и светлый. Изначально славяне верили и поклонялись только двум богам – Белбогу и Чернобогу. Белбог наделял человека всеми благами при жизни, но также и после смерти заботился о душе человека. Чистая душа, попав к Белбогу наделялась чудодейственными свойствами и становилась добрым духом. Этот дух находился среди своих сородичей и помогал им справиться со злыми духами, которые всячески мешали жизни людей.
Грешная душа, соответственно, отправлялась к Чернобогу. Злой дух насылал болезнь, портил предметы, мешал охоте, мог даже привести к смерти. Злые духи были невидимы или имели какое-то материальное воплощение: лешии, кикиморы, русалки.
Но постепенно славяне стали верить и в других богов. Сварога считали создателем Вселенной и прародителем всех богов. Все боги Сварожичи делились на темных и светлых, и у каждого была своя функция. Люди поклонялись разным богам, но считалось, что душа человека после смерти будет рядом с тем богом, которого более всего любит и кому приносит наибольшие жертвы.
После смерти душа человека могла попасть или в Ирий (рай) и служить светлым богам, или в темный подземный мир, где, прислуживая темным богам, обречена на вечные страдания.
Весь мир в верованиях древних славян делился на Явь, Навь и Правь. Люди жили в Яви. Духи также могли появляться в Яви в незримом облике или в каком-то материальном воплощении. Когда человек умирал, то его душа уходила в Навь, или мир призрачный. Прежде чем попасть из Яви в Навь, душа должна была пройти испытания и держать ответ за все свои добрые и дурные поступки. Души тех, кто выдерживал испытания, поднимались в Ирий, а души грешных низвергались в царство Триглава.
Некоторые славяне почитали Велеса и называли его повелителем света и тьмы. (Позже Велес стал покровителем пастухов, и его стали изображать с головой быка или рогатым). Но первоначально Велеса называли всесокрушающим и всемогущим, обладающим тайным знанием. В подземных капищах призывали Велеса, занимаясь колдовством. Но именно он судил души людей после смерти.
Велес был гигантским змеемедведем. У него была огромная клыкастая медвежья голова, мохнатая впалая грудь и высокие плечи. На лапах Велеса были длинные причудливо изогнутые когти. На животе шерсть незаметно переходила в крупную желтую чешую. И каждая чешуинка была цвета чистого изумруда и горела, как драгоценный камень, но ниже к хвосту переходила в цвет светящегося янтаря. Глаза у Бога были огромные и красные и пронизывали человека насквозь.
Франческа Габрани попала в катастрофу. Она вспоминает об этом так: «Когда я покинула свое физическое тело, это выглядело так, как будто я вышла из него и вошла во что-то другое. Это другое тело, оно не было настоящим человеческим телом».
Душа умершего человека покидала Явь и представала перед Велесом. Бог начинал сурово спрашивать душу обо всех земных делах. Но стоило только душе запнуться или солгать, как протягивал гигантский змеемедведь свою лапу и разрывал душу на части. Страшные муки начинала испытывать душа, не могла она больше лгать перед страшным багровым оком бога.
Но если душа не совершала ничего дурного, то разрешал ей Велес пройти Правь, мир Сварога, и подняться в Ирий. В Прави очищалась душа от всего земного, скверного, материального, готовилась она служить светлым богам.
Когда душа покидала Правь, то перед ней открывался Ирий. Это место поражало душу своими невиданно яркими красками. Не было здесь ни одного темного местечка, повсюду только свет и радость. Казалось, что даже каждая травинка тянется к свету и радости. Забывала душа о своих горестях, а тут ей навстречу выходили души других людей, что были ее сородичами. Узнавала она своих родственников и знакомых. Одевали только что пришедшую душу в белые чистые одежды и вели ее по прекрасному полю.
И замечала душа, что не надо ей идти по земле, а может она лететь над землей. А другие души говорили ей, что отныне так будет всегда. И летела душа свободная над прекрасными полями и лесами наравне с птицами. Но не боялись ее птицы, только пели и щебетали радостно. А когда душа уставала кружиться по поднебесью, то опускалась она на траву. И трава эта мягче, чем любая перина, и шелковая, что лучше самого дорогого шелка. Отдыхала душа на траве. В вокруг были души, что тихими голосами пели чудесные песни. Если хотела душа напиться, то находила воду в любом ручье и роднике. И вода эта медвяная. Она крепче, чем вино, но не пьянит, а только лишь приносит радость и веселье.
Но если душа хотела есть, то ветки с разными фруктами сами наклонялись к ней. Фрукты эти таковы, что не доводилось никогда человеку пробовать на Земле. Утоляли они голод, достаточно было съесть лишь маленький кусочек. Так могла летать душа по раю и забыть навсегда о своих горестях, что были у нее на Земле.
Но также душа могла стать помощником какому-то богу. Растягивать золотую сеть лучей, когда всходило солнце Хорс. Развевать волосы у бога ветра Стрибога. Лить благодатный дождь, помогая богу плодородия Даждь-богу.
И люди, оставшиеся на Земле, молясь своим богам, не забывали также помолиться и душам своих умерших сородичей, которые находились рядом с богами на небе и не забывали также испросить богов о милости для живущих в труде и заботе на земле.
Похожие статьи