Индра

Наука » Мифы » Древнеиндийская мифология
Индра
Индра

Индра — индусский бог неба и атмосферы. В ведах это наиболее популярный бог, призываемый чаще других. Он имеет отца (могучего бога) и мать (героиню-женщину) в противоположность другим, не сотворенным богам.
Его формы бесконечны, он может принимать любой вид. Он едет в сияющей золотой колеснице, влекомой двумя бурыми или красными конями с развевающимися хвостами и гривами. В правой руке у него громовая палица. Кроме того, он действует стрелами, большим крюком и сетью, в которую ловит врагов. Сок сомы (священный в ведийском культе напиток, добываемый из корней и стеблей некоторых растений) — его любимый напиток. Он управляет погодой и посылает дождь, гром и молнию.
В своем воздушном царстве Индра вечно воюет, освобождая Воды и Коров, супруг богов, захваченных демонами. Опьяненный сомой, он поражает своей палицей змея Аги, сушителя Шушну, демона Вртру, разбивает пещеру Валы (укрывателя) и похищает у хитрых Пани украденных ими коров. В этих боях ему иногда помогают и другие боги: Сома, Агни, Вишну, Маруты, но чаще он борется один, так как сила его безгранична и не нуждается в помощи.
Индра — национальный патрон. Он дает арьям победу над дасью (черными врагами, туземцами) и нередко сам разбивает их укрепления. Ведийские индусы поэтому всегда призывают его на помощь против дасью. Во многих местах Ригведы ему приписываются функции и свойства высочайших богов. Как бог неба и властелин дождя и вёдра, он также и податель всех благ, творец и охранитель всякой жизни. Одной и той же рукой он наполняет вымя коров молоком и удерживает солнечное колесо на скате небосвода, проводит речные пути и утверждает без подпорок своды небес. Он неизмерим. Землю он держит в своей горсти. Он владыка и царь всего. У него есть жена Индрани и преданные спутники или дружинники: Маруты — боги ветров, бог грозы Парджанья, Вишну, боги ветра и бури — Ваю и Рудра. Перед его дыханием дрожат оба мира. Он утвердил колеблющуюся землю и горы. Измерил воздушное пространство. Производит огонь между небом и землей. Создал солнце и утреннюю зарю. Направляет воды, повелевает конями и коровами, войсками и колесницами. Его призывают стоящие друг против друга, готовые к бою войска и бойцы в битве, ибо без помощи его, потрясающего даже неподвижной твердью, нельзя победить.
Преступника Индра пронзает своим копьем, прежде чем тот это заметит. Злых он сокрушает. Перед ним преклоняются небо и земля, и горы содрогаются от его дыхания. Даже верховный ведийский бог Варуна отчасти затмевается им. Оба часто призываются вместе, как неразрывная пара Индра — Варуна.
В позднейшей мифологии (средних веков) Индра теряет часть своего прежнего значения. Он ниже Вишну, Шивы, Брахмы, но господин над прочими богами. Он все еще управляет атмосферой и, кроме того, охраняет восточную страну света (Локапала). Ведет прежнюю войну с демонами, но уже должен нередко прибегать к помощи других, даже земных героев и царей, которых привозит на своей колеснице. Как бы в вознаграждение за утраченное значение Индра получает небесное царство — Сварга, где живет по-царски, окруженный огромной свитой, в которой, кроме старых друзей Марутов, являются новые члены — разные гении и духи: Гандхарвы, Апсарасы, Сиддха, Садхья, Чарана и так далее.
Резиденция его — на небесной горе Амаравати, на которой находится и чудная роща Нандана (радость, блаженство). Дворцы Индры из золота, колонны из бриллиантов. В садах плещут фонтаны и не прекращается музыка и пляски, цветут и приносят плоды небесные деревья и царствует вечная радость и блаженство. Сюда попадают герои и воины, павшие в боях. Некоторые черты ведийского Индры являются усиленными: склонность к Соме граничит уже с пьянством, а чувственность превратилась в крайнюю похотливость. В целом ряде разных любовных похождений Индра играет роль главного героя. Не довольствуясь собственными игривыми приключениями, он часто посылает нимф смущать покой святых отшельников. Но иногда он сам попадает в затруднительное положение: убив демона Вртру, который сделался брахманом, Индра должен искупить это преступление жертвами.
Нередко Индра даже терпит поражение от своих врагов, как, например, от демона Раваны, разбившего и привезшего его с собой на о-в Ланку (Цейлон), как описывает это Рамаяна. Брахме и другим богам пришлось выкупать его из плена, который явился наказанием ему за обольщение Агальи (жены мудреца Гаутамы).
В позднейшие времена Индра изображается молодым человеком, едущим на слоне, четвероруким, с телом, покрытым 1000-ю глаз. По преданию, Индра был также первым индийским грамматиком. От него носит название целая школа индийских грамматиков, так называемая Аиндра (то есть происходящий от Индры).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.