Шу
Шу — египетское божество, сын Ра, который произвел его и Тефнут сам из себя, без жены. При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Кеба и поддерживал его затем простертыми руками.
Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал ее руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем. Впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах Шу величается как низложитель (уничтожающий) врагов света, поражающий их копьем и пламенем.
Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после удаления Ра: "его величество Шу был превосходным царем неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря". После многих тысячелетий он также вознесся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит "носитель неба"), почитавшемся в Тинисе и Севенните, с Тотом и Хонсом.
Почитался Шу особенно в Леонтополе в Дельте, из храма, которого перешли в берлинский музей изображения его в виде льва и с головой льва на теле человека, а также его трон, несомый львами. Еще чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба. До нас дошло множество статуэток и идолов этого рода — прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он поднимает Нут с Кеба.
Шу — египетское божество, сын Ра, который произвел его и Тефнут сам из себя, без жены. При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Кеба и поддерживал его затем простертыми руками.
Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал ее руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем. Впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах Шу величается как низложитель (уничтожающий) врагов света, поражающий их копьем и пламенем.
Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после удаления Ра: "его величество Шу был превосходным царем неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря". После многих тысячелетий он также вознесся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит "носитель неба"), почитавшемся в Тинисе и Севенните, с Тотом и Хонсом.
Почитался Шу особенно в Леонтополе в Дельте, из храма, которого перешли в берлинский музей изображения его в виде льва и с головой льва на теле человека, а также его трон, несомый львами. Еще чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба. До нас дошло множество статуэток и идолов этого рода — прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он поднимает Нут с Кеба.
Хнум
Хнум — египетское божество, почитавшееся преимущественно в Элефантине и Бенигассане и имевшее отношение к Нилу. Считался демиургом, создавшим людей из глины на гончарном кругу, сотворившим весь мир и даже самих богов. В преисподней он исцеляет члены умерших.
Тексты величают его "творцом неба, земли, преисподней, воды, гор, сотворившим людей, создавшим богов, отцом в начале мира". По словам Плутарха, египтяне называют демиургом Кнефа. Он подобен человеку, цвет кожи — темный, в руках — скипетр, на голове — царское перо. Однако, это описание не вполне точно. Гораздо чаще (а в древности почти всегда) Xнум изображается с головой барана, впоследствии изредка — кобчика. На магических геммах гностиков часто попадается протянутая змея с головой льва или кобчика. В Луксоре есть изображение Χнума, представляющее его творящим людей в лице духа царя Аменготепа Третьего.
В поздние времена Xнум получил солнечный характер и сопоставлен с Амоном и Ра (в Филэ), в Илиополе — с Осирисом. В Элефантине почитался в триаде с Сати и Анукеты. Две последние богини отождествлены с Герой и Гестией.
Хнум — египетское божество, почитавшееся преимущественно в Элефантине и Бенигассане и имевшее отношение к Нилу. Считался демиургом, создавшим людей из глины на гончарном кругу, сотворившим весь мир и даже самих богов. В преисподней он исцеляет члены умерших.
Тексты величают его "творцом неба, земли, преисподней, воды, гор, сотворившим людей, создавшим богов, отцом в начале мира". По словам Плутарха, египтяне называют демиургом Кнефа. Он подобен человеку, цвет кожи — темный, в руках — скипетр, на голове — царское перо. Однако, это описание не вполне точно. Гораздо чаще (а в древности почти всегда) Xнум изображается с головой барана, впоследствии изредка — кобчика. На магических геммах гностиков часто попадается протянутая змея с головой льва или кобчика. В Луксоре есть изображение Χнума, представляющее его творящим людей в лице духа царя Аменготепа Третьего.
В поздние времена Xнум получил солнечный характер и сопоставлен с Амоном и Ра (в Филэ), в Илиополе — с Осирисом. В Элефантине почитался в триаде с Сати и Анукеты. Две последние богини отождествлены с Герой и Гестией.
Тот
Тот — древнеегипетский бог луны, времени, премудрости и культуры, первоначально ибис и предполагавшийся в нем благой и премудрый дух, возвещавший разлитие Нила и истреблявший вредных гадов. Почитался сначала в Ермополе, на уже со времени древнего царства культ его распространился по всему Египту, и он включен в малую илиопольскую (Илиополь - самый древний и знаменитый город древнего Египта) эннеаду или причислен сверх комплекта к великой.
Как бог ночного светила, считался "наместником Ра", когда тот ночью ходил по преисподней. Как бог времени, был покровителем долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов, правосудия и правды. Как бог премудрости — изобретателем иероглифов, автором священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест, покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом — виновником и покровителем государственного и мирового порядка. Он был визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем богов, возвестителем их воли и протоколистом страшного суда. Последнее обстоятельство, равно как и лунное значение, ставило его в связь с загробным миром: он был благодетелем покойных, сообщал им знание формул, необходимых для победы над демонами, переносил их на своих крыльях через загробные озера, подставлял им лестницы и всячески облегчал переход в тот мир. В мире богов Тот был судьей между Гором и Сетом, присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса и так далее.
Поздние тексты величают его "сердцем Ра", "языком Тума", "гортанью Амона", "владыкой времен", "дееписателем эннеады". Постоянный эпитет его — "владыка словес бога" — указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным божеством и миром. Эпитеты: "дважды великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, соответствуют этому важному значению божества, и перешли в греческую письменность.
Сохранилось несколько гимнов Тоту, составленных чиновниками. Ему были посвящены письменные приборы, на которых часто вырезывались краткие молитвы. Кроме ибиса, его священным зверем был павиан. Трупы обоих животных бальзамировались сохранилось множество воронкообразных сосудов с мумиями ибисов, а также саркофаги с телами этих птиц и несколько павианов, бальзамированных в сидячем положении. В виде этих двух животных Тот и изображался, причем сидящий павиан имел на голове лунный диск.
Иногда Тот изображался в виде лунного диска, плывущего на корабле, иногда в виде павиана, сидящего в этом диске. Весьма часты (в Книге мертвых и на саркофагах) изображения Тота в виде ибисоголового человека, с письменным прибором в руках, ведущего протокол страшного суда у весов или читающего сидящему на троне Осирису благоприятную для покойника резолюцию. Супругой его была прекрасная Сефхет, богиня счета, измерения и письма. Иногда символически его супругой называется отвлеченная Маат, иногда Нехемаут — богиня музыки и магии, изредка Мехтуэрт — богиня мировой материи.
Тот — древнеегипетский бог луны, времени, премудрости и культуры, первоначально ибис и предполагавшийся в нем благой и премудрый дух, возвещавший разлитие Нила и истреблявший вредных гадов. Почитался сначала в Ермополе, на уже со времени древнего царства культ его распространился по всему Египту, и он включен в малую илиопольскую (Илиополь - самый древний и знаменитый город древнего Египта) эннеаду или причислен сверх комплекта к великой.
Как бог ночного светила, считался "наместником Ра", когда тот ночью ходил по преисподней. Как бог времени, был покровителем долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов, правосудия и правды. Как бог премудрости — изобретателем иероглифов, автором священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест, покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом — виновником и покровителем государственного и мирового порядка. Он был визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем богов, возвестителем их воли и протоколистом страшного суда. Последнее обстоятельство, равно как и лунное значение, ставило его в связь с загробным миром: он был благодетелем покойных, сообщал им знание формул, необходимых для победы над демонами, переносил их на своих крыльях через загробные озера, подставлял им лестницы и всячески облегчал переход в тот мир. В мире богов Тот был судьей между Гором и Сетом, присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса и так далее.
Поздние тексты величают его "сердцем Ра", "языком Тума", "гортанью Амона", "владыкой времен", "дееписателем эннеады". Постоянный эпитет его — "владыка словес бога" — указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным божеством и миром. Эпитеты: "дважды великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, соответствуют этому важному значению божества, и перешли в греческую письменность.
Сохранилось несколько гимнов Тоту, составленных чиновниками. Ему были посвящены письменные приборы, на которых часто вырезывались краткие молитвы. Кроме ибиса, его священным зверем был павиан. Трупы обоих животных бальзамировались сохранилось множество воронкообразных сосудов с мумиями ибисов, а также саркофаги с телами этих птиц и несколько павианов, бальзамированных в сидячем положении. В виде этих двух животных Тот и изображался, причем сидящий павиан имел на голове лунный диск.
Иногда Тот изображался в виде лунного диска, плывущего на корабле, иногда в виде павиана, сидящего в этом диске. Весьма часты (в Книге мертвых и на саркофагах) изображения Тота в виде ибисоголового человека, с письменным прибором в руках, ведущего протокол страшного суда у весов или читающего сидящему на троне Осирису благоприятную для покойника резолюцию. Супругой его была прекрасная Сефхет, богиня счета, измерения и письма. Иногда символически его супругой называется отвлеченная Маат, иногда Нехемаут — богиня музыки и магии, изредка Мехтуэрт — богиня мировой материи.
Тефнут
Тефнут — египетская богиня, сестра и супруга Шу, дочь Тума, бога солнца. Представляет искусственное женское дополнение Шу, бога воздуха.
Изображалась Тефнут, подобно Шу, в виде льва или с головой льва. Часты изображения их обоих в виде сидящих, обращенных в разные стороны львов, между которыми нарисован горизонт и восходящее солнце. Мать Кеба и Нут, земли и неба. Олицетворяла влажный воздух и вообще влагу. В Севенните смешивалась с Сохмет, в Тинисе носила эпитет "Мехит" — "северная".
Тефнут — египетская богиня, сестра и супруга Шу, дочь Тума, бога солнца. Представляет искусственное женское дополнение Шу, бога воздуха.
Изображалась Тефнут, подобно Шу, в виде льва или с головой льва. Часты изображения их обоих в виде сидящих, обращенных в разные стороны львов, между которыми нарисован горизонт и восходящее солнце. Мать Кеба и Нут, земли и неба. Олицетворяла влажный воздух и вообще влагу. В Севенните смешивалась с Сохмет, в Тинисе носила эпитет "Мехит" — "северная".
Сет
Сет — древнеегипетское божество: сын Кеба (земли) и Нут (неба), брат и муж Нефтиды, восьмой из девяти великих египетских богов, брат и противник Осириса, а потому и главный враг душ умерших во время их загробных скитаний.
Сет был, вероятно, олицетворением враждебной плодородию пустыни. Его имя еще в древнейших надписях определялось иероглифом камня. По убиении Осириса царствовал над вселенной 350 лет, пока возмужавший Гор не вступил с ним в борьбу, окончившуюся третейским судом Тота и примирением противников, между которыми было разделено господство над Египтом. Сету досталась в удел дельта. Наравне с Гором Сет считался покровителем Египта и царского дома. Фараоны признавали себя его наследниками, что выражали в своем титуле и в изображениях своих между двумя божествами.
Считаясь врагом Осириса и покровительствуемых последним покойников, Сет не имел, однако, характера злого бога-демона, врага жизни: он считался только олицетворением силы (отсюда его постоянный эпитет: "великий силой"), был богом войны и покровителем воинственных азиатских народов, почему отождествлялся с Ваалом. Его культ был особенно распространен в воинственное время 18 и 19 династий, когда цари даже принимали его имена (Сети Первый и Второй, Сетнахт), не смея, однако, идти с ними пред престол Осириса и меняя их перед смертью на Осири.
Не был Сет и врагом света: он считался спутником Ра при его плавании по небесному горизонту. Его священное фантастическое животное изображалось везущим солнечную барку, а он сам участвовал в поражении врагов Ра. Только в последние времена египетской культуры, начиная с саисской эпохи, когда культ Осириса, сделавшегося окончательно национальным богом, получил первенствующее значение, Сет, как его враг и к тому же покровитель утеснявших Египет иностранцев, подвергся преследованию и сделался предметом отвращения, чем-то вроде дьявола. Имя его выскабливалось, изображения уничтожались. Он был вычеркнут из списка девяти божеств и заменен Тотом или Гором. Нередко вместо его имени писали "злодей", или "пустое место".
Изображался Сет в виде какого-то фантастического животного с длинными прямостоящими тупыми ушами и поднятым вверх длинным хвостом, а также в виде человека с головой этого животного и короной на ней. В Птолемеевское время часто изображался в виде гиппопотама. Почитался Сет как главный местный бог в самом южном номе и назывался поэтому "Нубти" и "владыкой южной страны", а также в самой восточной части Дельты, в Танисе и Аварисе. Имел также храмы в Фивах и Мемфисе.
Сет — древнеегипетское божество: сын Кеба (земли) и Нут (неба), брат и муж Нефтиды, восьмой из девяти великих египетских богов, брат и противник Осириса, а потому и главный враг душ умерших во время их загробных скитаний.
Сет был, вероятно, олицетворением враждебной плодородию пустыни. Его имя еще в древнейших надписях определялось иероглифом камня. По убиении Осириса царствовал над вселенной 350 лет, пока возмужавший Гор не вступил с ним в борьбу, окончившуюся третейским судом Тота и примирением противников, между которыми было разделено господство над Египтом. Сету досталась в удел дельта. Наравне с Гором Сет считался покровителем Египта и царского дома. Фараоны признавали себя его наследниками, что выражали в своем титуле и в изображениях своих между двумя божествами.
Считаясь врагом Осириса и покровительствуемых последним покойников, Сет не имел, однако, характера злого бога-демона, врага жизни: он считался только олицетворением силы (отсюда его постоянный эпитет: "великий силой"), был богом войны и покровителем воинственных азиатских народов, почему отождествлялся с Ваалом. Его культ был особенно распространен в воинственное время 18 и 19 династий, когда цари даже принимали его имена (Сети Первый и Второй, Сетнахт), не смея, однако, идти с ними пред престол Осириса и меняя их перед смертью на Осири.
Не был Сет и врагом света: он считался спутником Ра при его плавании по небесному горизонту. Его священное фантастическое животное изображалось везущим солнечную барку, а он сам участвовал в поражении врагов Ра. Только в последние времена египетской культуры, начиная с саисской эпохи, когда культ Осириса, сделавшегося окончательно национальным богом, получил первенствующее значение, Сет, как его враг и к тому же покровитель утеснявших Египет иностранцев, подвергся преследованию и сделался предметом отвращения, чем-то вроде дьявола. Имя его выскабливалось, изображения уничтожались. Он был вычеркнут из списка девяти божеств и заменен Тотом или Гором. Нередко вместо его имени писали "злодей", или "пустое место".
Изображался Сет в виде какого-то фантастического животного с длинными прямостоящими тупыми ушами и поднятым вверх длинным хвостом, а также в виде человека с головой этого животного и короной на ней. В Птолемеевское время часто изображался в виде гиппопотама. Почитался Сет как главный местный бог в самом южном номе и назывался поэтому "Нубти" и "владыкой южной страны", а также в самой восточной части Дельты, в Танисе и Аварисе. Имел также храмы в Фивах и Мемфисе.
Ра
Ра — верховное божество древних египтян. Имя это означает "солнце", богом которого и был Ра. Центром культа был Илиополь, где Ра был отожествлен с Тумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица феникс, бык мневис и обелиск.
В других религиозных центрах Ра сопоставлен с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Гармахиса. Последнее сопоставление было особенно распространено. Известно несколько мифов об этом божестве, сохранившихся, кроме случайных заметок и намеков в различных религиозных сборниках и многочисленных гимнах, в специальном папирусе туринского музея, в надписях на стенах гробниц царей 19—20 династий. Из них видно, что Ра считался сыном первобытного хаоса Нун и до мироздания пребывал в нем вместе с божествами стихий. Затем он, "более великий, чем произведший его, более древний, чем родившие его", вышел из Нун на том месте, где впоследствии возник город Великий Ермополь, и здесь, после победы над силами мрака, повелел своим словом воссиять свету из цветка лотоса. Затем Ра произвел из себя пару богов: Шу и Тефнут, от которых родилась новая пара, Кеб и Нут — земля и небо, родители Осириса и его цикла. Эти божества составили так называемую илиопольскую эннеаду, во главе которой стоял Ра.
Ра — верховное божество древних египтян. Имя это означает "солнце", богом которого и был Ра. Центром культа был Илиополь, где Ра был отожествлен с Тумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица феникс, бык мневис и обелиск.
В других религиозных центрах Ра сопоставлен с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Гармахиса. Последнее сопоставление было особенно распространено. Известно несколько мифов об этом божестве, сохранившихся, кроме случайных заметок и намеков в различных религиозных сборниках и многочисленных гимнах, в специальном папирусе туринского музея, в надписях на стенах гробниц царей 19—20 династий. Из них видно, что Ра считался сыном первобытного хаоса Нун и до мироздания пребывал в нем вместе с божествами стихий. Затем он, "более великий, чем произведший его, более древний, чем родившие его", вышел из Нун на том месте, где впоследствии возник город Великий Ермополь, и здесь, после победы над силами мрака, повелел своим словом воссиять свету из цветка лотоса. Затем Ра произвел из себя пару богов: Шу и Тефнут, от которых родилась новая пара, Кеб и Нут — земля и небо, родители Осириса и его цикла. Эти божества составили так называемую илиопольскую эннеаду, во главе которой стоял Ра.
Пта
Пта — первоначально бог города Мемфиса, где считался и творцом, и богом мертвых. Будучи впоследствии сопоставлен с божествами Таненом, Сокаром и Осирисом, сохранил обе функции, причем культ его сделался общеегипетским.
В форме Пта-Танен — это «отец богов, творец людей, бывший изначала, создавший небо, основавший землю, море, бездну и дыхания». Как Пта-Сокар-Осирис он был главным образом богом преисподней и изображался в форме мумии с открытой головой и жезлом в руках, стоящей на иероглифе правды.
Храм Пта в Мемфисе находился у южной стены: по его имени и самый город назывался «храм духа Пта». Женским дополнением Пта была богиня Сехет, детьми — Имготеп, бог врачевания и Нофертум.
Греки сопоставляли Пта со своим Гефестом, вероятно более отпираясь на его изображения, чем на значение его, как демиурга и создателя форм. Египтяне производили имя Пта от корня «pth» — «открывать», и приписывали ему открытие уст покойника для возвращения ему жизненных отправлений.
Пта — первоначально бог города Мемфиса, где считался и творцом, и богом мертвых. Будучи впоследствии сопоставлен с божествами Таненом, Сокаром и Осирисом, сохранил обе функции, причем культ его сделался общеегипетским.
В форме Пта-Танен — это «отец богов, творец людей, бывший изначала, создавший небо, основавший землю, море, бездну и дыхания». Как Пта-Сокар-Осирис он был главным образом богом преисподней и изображался в форме мумии с открытой головой и жезлом в руках, стоящей на иероглифе правды.
Храм Пта в Мемфисе находился у южной стены: по его имени и самый город назывался «храм духа Пта». Женским дополнением Пта была богиня Сехет, детьми — Имготеп, бог врачевания и Нофертум.
Греки сопоставляли Пта со своим Гефестом, вероятно более отпираясь на его изображения, чем на значение его, как демиурга и создателя форм. Египтяне производили имя Пта от корня «pth» — «открывать», и приписывали ему открытие уст покойника для возвращения ему жизненных отправлений.
Осирис
Осирис или Озирис — наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах.
Популярность Осириса объясняется, главным образом, его отношением к загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут), Осирис, по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак еще до рождения. Заметив, что их подданные, несмотря на продолжительные царствования предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, Осирис и Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным образом Тот — олицетворенная премудрость. Затем Осирис предпринял поход в Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний.
После победоносного возвращения Осирис, брат и противник его Сет, принес на пир прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Таким образом, удалось заключить в него Осириса и бросить ящик в Нил, который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом Осириса, который и отнесла в Египет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или одного из его членов.
Это известие, вероятно, более позднего происхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий. Многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены и отождествлены с Осирисом — например "великий бог, предводитель западных" (то есть покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербом находившийся у них реликварий с головой Осириса, с незапамятных времен привлекавший богомольцев. Отсюда Манефон выводит начало египетской монархии. Уже в текстах пирамид, где миф Осириса и его цикла оказывается сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя в царство мертвых, Осирис стал богом преисподней и загробным судьей, каковым он и выступает в книге мертвых. Каждый покойник должен был записаться в число его последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным.
Осирис является добрым началом и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти, а также борьбу плодородия — с разрушением Нила — с пустыней. Отсюда сопоставление Осириса с Гани, богом Нила, а также введение его в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденного мраком, то в виде ночного светила — луны, то, наконец, в виде верховного божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда его почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества.
В честь Осириса происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис. В форме Сераписа его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался Осириса в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеях масса его бронзовых статуэток. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи. Как бог луны, Осирис изображался иногда с ее диском на голове и назывался в таком случае "Осирис-Иах" (месяц).
Осирис или Озирис — наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах.
Популярность Осириса объясняется, главным образом, его отношением к загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут), Осирис, по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак еще до рождения. Заметив, что их подданные, несмотря на продолжительные царствования предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, Осирис и Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным образом Тот — олицетворенная премудрость. Затем Осирис предпринял поход в Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний.
После победоносного возвращения Осирис, брат и противник его Сет, принес на пир прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Таким образом, удалось заключить в него Осириса и бросить ящик в Нил, который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом Осириса, который и отнесла в Египет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или одного из его членов.
Это известие, вероятно, более позднего происхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий. Многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены и отождествлены с Осирисом — например "великий бог, предводитель западных" (то есть покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербом находившийся у них реликварий с головой Осириса, с незапамятных времен привлекавший богомольцев. Отсюда Манефон выводит начало египетской монархии. Уже в текстах пирамид, где миф Осириса и его цикла оказывается сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя в царство мертвых, Осирис стал богом преисподней и загробным судьей, каковым он и выступает в книге мертвых. Каждый покойник должен был записаться в число его последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным.
Осирис является добрым началом и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти, а также борьбу плодородия — с разрушением Нила — с пустыней. Отсюда сопоставление Осириса с Гани, богом Нила, а также введение его в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденного мраком, то в виде ночного светила — луны, то, наконец, в виде верховного божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда его почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества.
В честь Осириса происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис. В форме Сераписа его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался Осириса в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеях масса его бронзовых статуэток. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи. Как бог луны, Осирис изображался иногда с ее диском на голове и назывался в таком случае "Осирис-Иах" (месяц).
Нут
Нут — древнеегипетская богиня неба, супруга Кеба, мать Озириса и его цикла, откуда ее эпитеты "мать богов", "великая "владычица неба", "госпожа земли". В виде свойственного египетской религии отожествления покойника с Осирисом, Нут играла видную роль в заупокойных текстах, принимая на себя попечение о своем сыне — усопшем, соединяя его члены и кормя его с ветвей своей смоковницы.
Изображение ее в виде сидящей женщины, с распростертыми крыльями, почти всегда помещалось на груди саркофагов нового царства; во весь рост, с поднятыми вверх руками, она изображалась также на внутренней стороне нижней части саркофагов, а вместе с Кебом — на внешних сторонах боковых стенок. Нередки ее изображения на ветвях смоковницы, с продовольствием в руках, для стоящей внизу души покойника, а также в виде женщины, туловище которой усеяно звездами, а руки и ноги опираются на землю, и которую поддерживает поднятыми руками олицетворение воздуха, Шу. На спине ее иногда изображались солнечные и лунные барки. Иногда встречается несколько подобных изображений одно над другим — намек на различные небесные сферы.
Нут — древнеегипетская богиня неба, супруга Кеба, мать Озириса и его цикла, откуда ее эпитеты "мать богов", "великая "владычица неба", "госпожа земли". В виде свойственного египетской религии отожествления покойника с Осирисом, Нут играла видную роль в заупокойных текстах, принимая на себя попечение о своем сыне — усопшем, соединяя его члены и кормя его с ветвей своей смоковницы.
Изображение ее в виде сидящей женщины, с распростертыми крыльями, почти всегда помещалось на груди саркофагов нового царства; во весь рост, с поднятыми вверх руками, она изображалась также на внутренней стороне нижней части саркофагов, а вместе с Кебом — на внешних сторонах боковых стенок. Нередки ее изображения на ветвях смоковницы, с продовольствием в руках, для стоящей внизу души покойника, а также в виде женщины, туловище которой усеяно звездами, а руки и ноги опираются на землю, и которую поддерживает поднятыми руками олицетворение воздуха, Шу. На спине ее иногда изображались солнечные и лунные барки. Иногда встречается несколько подобных изображений одно над другим — намек на различные небесные сферы.
Нефтида
Нефтида — богиня, дочь неба (Нут) и земли (Кеба), сестра Осириса и Изиды, супруга Сета, последний член великой эннеады.
Нефтида - чисто искусственное женское дополнение Сета, который, как бог разрушения, не нуждался в нем. Нефтида — двойник Изиды. Она родила от Осириса Анубиса и оплакивала его вместе с Изидой. Весьма часты изображения на саркофагах этих двух сестер, стоящих, в головах и ногах мумий, на коленях и плачущих. Они играли также роль в ритуале плача над Осирисом, будучи представляемы двумя жрицами. Когда имя Сета стало заменяться Тотом, Нефтида выступает иногда супругой последнего, отожествляясь с Сафхет (в Фивах). Изображалась в виде женщины, с иероглифом своего имени на голове. В последний день года праздновалось ее рождение.
Нефтида — богиня, дочь неба (Нут) и земли (Кеба), сестра Осириса и Изиды, супруга Сета, последний член великой эннеады.
Нефтида - чисто искусственное женское дополнение Сета, который, как бог разрушения, не нуждался в нем. Нефтида — двойник Изиды. Она родила от Осириса Анубиса и оплакивала его вместе с Изидой. Весьма часты изображения на саркофагах этих двух сестер, стоящих, в головах и ногах мумий, на коленях и плачущих. Они играли также роль в ритуале плача над Осирисом, будучи представляемы двумя жрицами. Когда имя Сета стало заменяться Тотом, Нефтида выступает иногда супругой последнего, отожествляясь с Сафхет (в Фивах). Изображалась в виде женщины, с иероглифом своего имени на голове. В последний день года праздновалось ее рождение.
Нейт
Нейт — египетская богиня. Уже в текстах пирамид и надписях древнего царства Нейт встречается неоднократно, как мать бога Себека и путеводительница покойного.
Вообще Нейт постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады. До степени главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии. Поэтому с Нейт сопоставлялись все женские божества и с ее именем соединялись довольно возвышенные философско-богословские представления.
Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: "Я все бывшее, настоящее и грядущее. Моего покрывала никто не открывал. Плод, рожденный мной — солнце". Это подтверждается египетскими текстами поздних времен, например следующей молитвой: "О, великая мать, рождение которой непостижимо. О, богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити ее руками твоими".
Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог. Лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца. Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин ее сопоставления с Афиной. Геродот описывает ее праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по всему Египту лампад. Он же упоминает об ее оракуле. Культ Нейт, кажется, был известен ливийцам. По крайней мере, ее иероглиф был одним из знаков их татуировки. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на саркофагах, вместе с Селкит.
Нейт — египетская богиня. Уже в текстах пирамид и надписях древнего царства Нейт встречается неоднократно, как мать бога Себека и путеводительница покойного.
Вообще Нейт постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады. До степени главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии. Поэтому с Нейт сопоставлялись все женские божества и с ее именем соединялись довольно возвышенные философско-богословские представления.
Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: "Я все бывшее, настоящее и грядущее. Моего покрывала никто не открывал. Плод, рожденный мной — солнце". Это подтверждается египетскими текстами поздних времен, например следующей молитвой: "О, великая мать, рождение которой непостижимо. О, богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити ее руками твоими".
Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог. Лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца. Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин ее сопоставления с Афиной. Геродот описывает ее праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по всему Египту лампад. Он же упоминает об ее оракуле. Культ Нейт, кажется, был известен ливийцам. По крайней мере, ее иероглиф был одним из знаков их татуировки. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на саркофагах, вместе с Селкит.
Мут
Мут (собственно "мать") — богиня египетских Фив, второй член местной триады (Амон-Мут-Хонсу). Считалась матерью, супругой и дочерью Амона, "матерью своего создателя и дочерью своего сына" — выражение божественной предвечности.
Именовалась Мут "владычицей неба", "царицей всех богов". Постоянный эпитет — "владычица озера Ишру", по имени священного озера при ее храме, выстроенном Аменготепом Третьим к северо-востоку от главного карнакского храма и соединенном с ним аллеей сфинксов. Многочисленные гимны в честь Мут покрывали стены храма. Изображалась в виде женщины, с коронами и грифом — ее иероглифом — на голове.
Мут (собственно "мать") — богиня египетских Фив, второй член местной триады (Амон-Мут-Хонсу). Считалась матерью, супругой и дочерью Амона, "матерью своего создателя и дочерью своего сына" — выражение божественной предвечности.
Именовалась Мут "владычицей неба", "царицей всех богов". Постоянный эпитет — "владычица озера Ишру", по имени священного озера при ее храме, выстроенном Аменготепом Третьим к северо-востоку от главного карнакского храма и соединенном с ним аллеей сфинксов. Многочисленные гимны в честь Мут покрывали стены храма. Изображалась в виде женщины, с коронами и грифом — ее иероглифом — на голове.