Гера
Гера — старшая дочь Кроноса и Реи, воспитанная в доме Океана и Тефии, сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своей супругой и царицей богов. Зевс чтит ее высоко и сообщает ей свои планы, хотя и удерживает ее при случае в пределах ее подвластного положения.
В особенности в Илиаде Гера выказывает сварливость, упрямство и ревность — черты характера, перешедшие в Илиаду, вероятно, из древнейших песен, прославлявших Геракла. Гера ненавидит и преследует Геракла, как и всех любимцев и детей Зевса. Когда Геракл возвращался на корабле из Трои, она с помощью бога сна Гипноса усыпила Зевса и посредством поднятой ею бури едва не погубила героя. В наказание Зевс привязал коварную богиню крепкими золотыми цепями к эфиру и привесил к ее ногам две тяжелые наковальни. Но это не мешает богине постоянно прибегать к хитрости, когда ей нужно добиться чего-нибудь от Зевса, против которого она ничего не может сделать силой.
Брак Геры с Зевсом, имевший первоначально стихийное значение — связь между небом и землей, получает затем отношение к гражданскому учреждению брака. Как единственная законная жена на Олимпе, Гера — покровительница браков и родов. Ей были посвящены гранатное яблоко, символ брачной любви, и кукушка, вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицами считались павлин и ворона.
Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественной осанкой, зрелой красотой, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми "воловьими" глазами. Замечательнейшим изображением ее была статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле с короной на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой. Наверху скипетра — кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана.
Гера — старшая дочь Кроноса и Реи, воспитанная в доме Океана и Тефии, сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своей супругой и царицей богов. Зевс чтит ее высоко и сообщает ей свои планы, хотя и удерживает ее при случае в пределах ее подвластного положения.
В особенности в Илиаде Гера выказывает сварливость, упрямство и ревность — черты характера, перешедшие в Илиаду, вероятно, из древнейших песен, прославлявших Геракла. Гера ненавидит и преследует Геракла, как и всех любимцев и детей Зевса. Когда Геракл возвращался на корабле из Трои, она с помощью бога сна Гипноса усыпила Зевса и посредством поднятой ею бури едва не погубила героя. В наказание Зевс привязал коварную богиню крепкими золотыми цепями к эфиру и привесил к ее ногам две тяжелые наковальни. Но это не мешает богине постоянно прибегать к хитрости, когда ей нужно добиться чего-нибудь от Зевса, против которого она ничего не может сделать силой.
Брак Геры с Зевсом, имевший первоначально стихийное значение — связь между небом и землей, получает затем отношение к гражданскому учреждению брака. Как единственная законная жена на Олимпе, Гера — покровительница браков и родов. Ей были посвящены гранатное яблоко, символ брачной любви, и кукушка, вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицами считались павлин и ворона.
Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественной осанкой, зрелой красотой, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми "воловьими" глазами. Замечательнейшим изображением ее была статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле с короной на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой. Наверху скипетра — кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана.
Вакх (Дионис)
Дионис или Вакх, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого был греками перенят очень рано. Вследствие распространенного в Греции виноделия этот культ укоренился прочно, особенно между сельским населением.
Это бог небесной и земной влаги и обуславливаемой ею и солнечным теплом живой силы природы, а также — бог вина и его возбуждающего действия на человека. Большинство народных празднеств, посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и виноградарству. Так, например, потребление нового, свежего вина после окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в Аттике особым празднеством — Дионисиями. Начало разливки уже выбродившего вина имело в Афинах свое празднество — Антестерия, праздник цветов. Все мифы и рассказы о том, как Вакх посещал Энея в Этолии и Икара в Аттике, подарил им винную лозу и научил виноделию, странствовал, в сопровождении сатиров, силенов, менад и вакханок, по всем странам, занимающимся виноделием, — все это вытекает из значения Вакха, как бога вина и веселья.
Дионис был сын бога небес и грозовой тучи или, иначе, сын богини земли, оплодотворенной небесным богом под видом ливня. Это поэтически переделанное сказание делает его, затем, сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса, причем рассказывается следующее: Семела, по совету ревнивой Геры, пожелала увидеть Зевса во всем его царственном и божественном блеске, но когда тот явился окруженный молниями и громом, она упала замертво. Зевс вынул тогда из чрева матери недоношенное еще дитя, Диониса, заключил его в своем бедре, и родившееся вторично после некоторого времени дитя отдал на воспитание нимфам.
По другому сказанию, Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у которой он появляется в Элевзисе (в мистериях). Орфийцы называют Диониса Загреем и рассказывают, что он, умерщвленный и разорванный на части титанами, ожил снова после того, как Зевс проглотил его сердце или, по другой версии, отдал его Семеле. Это сказание о страдании и смерти бога, а затем о его воскресении, связано непосредственно с расцветом и увяданием природы во время годичного цикла времени.
Дионис или Вакх, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого был греками перенят очень рано. Вследствие распространенного в Греции виноделия этот культ укоренился прочно, особенно между сельским населением.
Это бог небесной и земной влаги и обуславливаемой ею и солнечным теплом живой силы природы, а также — бог вина и его возбуждающего действия на человека. Большинство народных празднеств, посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и виноградарству. Так, например, потребление нового, свежего вина после окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в Аттике особым празднеством — Дионисиями. Начало разливки уже выбродившего вина имело в Афинах свое празднество — Антестерия, праздник цветов. Все мифы и рассказы о том, как Вакх посещал Энея в Этолии и Икара в Аттике, подарил им винную лозу и научил виноделию, странствовал, в сопровождении сатиров, силенов, менад и вакханок, по всем странам, занимающимся виноделием, — все это вытекает из значения Вакха, как бога вина и веселья.
Дионис был сын бога небес и грозовой тучи или, иначе, сын богини земли, оплодотворенной небесным богом под видом ливня. Это поэтически переделанное сказание делает его, затем, сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса, причем рассказывается следующее: Семела, по совету ревнивой Геры, пожелала увидеть Зевса во всем его царственном и божественном блеске, но когда тот явился окруженный молниями и громом, она упала замертво. Зевс вынул тогда из чрева матери недоношенное еще дитя, Диониса, заключил его в своем бедре, и родившееся вторично после некоторого времени дитя отдал на воспитание нимфам.
По другому сказанию, Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у которой он появляется в Элевзисе (в мистериях). Орфийцы называют Диониса Загреем и рассказывают, что он, умерщвленный и разорванный на части титанами, ожил снова после того, как Зевс проглотил его сердце или, по другой версии, отдал его Семеле. Это сказание о страдании и смерти бога, а затем о его воскресении, связано непосредственно с расцветом и увяданием природы во время годичного цикла времени.
Ахилл
Ахилл (или Ахиллес) – в героических сказаниях греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Сказания единогласно называют его сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян (народ южной Фессалии), мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных.
Согласно преданию, неизвестному Гомеру, но содержащемуся в древнем эпосе, мать его, Фетида, желая испытать смертен ли он или бессмертен, хотела вслед за рождением Ахилла окунуть его в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другому варианту, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой. Отсюда и поныне часто употребляемая поговорка — "Ахиллесова пята" для обозначения слабой стороны данного лица...
Ахилл (или Ахиллес) – в героических сказаниях греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Сказания единогласно называют его сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян (народ южной Фессалии), мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных.
Согласно преданию, неизвестному Гомеру, но содержащемуся в древнем эпосе, мать его, Фетида, желая испытать смертен ли он или бессмертен, хотела вслед за рождением Ахилла окунуть его в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другому варианту, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой. Отсюда и поныне часто употребляемая поговорка — "Ахиллесова пята" для обозначения слабой стороны данного лица...
Афродита
Афродита или Венера — одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы, обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню "прекраснее, чем сама красота". Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы.
Златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает еще Афродиту-победительницу, воинственную и царственную, которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила. Рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее. Они позднейшего происхождения.
Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания. Отсюда ее эпитеты: «морская» и «выходящая из морской пены», «дающая благополучное плавание». Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру, а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет «представительница грубой и разнузданной чувственности». Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы.
Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой — неизвестно, но, вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Венера была богинею садов, весны, произрастания и расцвета, но затем Венера в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу Венеры, как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 году до нашей эры Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом. Венере посвящены, как символы любви, мирт, роза, яблоко, как символы плодородия — мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине — дельфин и лебедь.
Афродита или Венера — одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы, обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню "прекраснее, чем сама красота". Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы.
Златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает еще Афродиту-победительницу, воинственную и царственную, которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила. Рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее. Они позднейшего происхождения.
Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания. Отсюда ее эпитеты: «морская» и «выходящая из морской пены», «дающая благополучное плавание». Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру, а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет «представительница грубой и разнузданной чувственности». Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы.
Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой — неизвестно, но, вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Венера была богинею садов, весны, произрастания и расцвета, но затем Венера в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу Венеры, как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 году до нашей эры Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом. Венере посвящены, как символы любви, мирт, роза, яблоко, как символы плодородия — мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине — дельфин и лебедь.
Астрей
Астрей — в греческом предании сын титана Криоса и Эврибии.
По Гесиоду, Астрей производил вместе с Эосом (Авророй) ветры — Зефир, Борей, Нот, равно как и Геспер и другие звезды. У Овидия ветры называются поэтому «Fratres Astraei». Астреем называлась также маленькая речка в Македонии.
Астрей — в греческом предании сын титана Криоса и Эврибии.
По Гесиоду, Астрей производил вместе с Эосом (Авророй) ветры — Зефир, Борей, Нот, равно как и Геспер и другие звезды. У Овидия ветры называются поэтому «Fratres Astraei». Астреем называлась также маленькая речка в Македонии.
Артемида (Диана)
Артемида, по обычному преданию дочь Зевса и Леты, была первоначально богиней света и луны, потому ей, как и всем богам света, давали в атрибуты лук и стрелы, а как богине ночи — факел. У древних римлян Артемида звалась Дианой.
Как олицетворение бесплодной луны, Артемиду считали девственницей. В некоторых частях Греции — в Аркадии и Этолии — она считалась богиней лесов, рек и ручьев. Спутница нимф, строго наказывающая всякое оскорбление скромности, покровительница охотников, Диана вместе с тем и покровительница дичи. В союзе с Аполлоном она является карательницей гордости и самомнения людей, выходящих из границ, указанных божеством. Как Аполлон, она убивает стрелами людей, особенно женщин и детей, и посылает болезни на людей и животных.
Изображалась Артемида или в длинном женском одеянии, или с приподнятым, для удобства охоты, хитоном. Обычно у нее за плечами колчан, а в руках лук или факел. Нередко около Артемиды стоит лань, как, например, на известном изображении так называемой версальской Диане (вероятно, это — произведение греческого художника, сделанное в последние годы республики в Риме; в настоящее время в Луврском музее). На некоторых изображениях богиня сидит на лани, на других она вместе с Аполлоном едет на колеснице, запряженной ланями.
Сначала от греческой Артемиды отличалась, а позднее слилась с ней таврская и эфесская Артемида — азиатская богиня, олицетворявшая убивающую и возрождающую силу природы. Первая, родина которой была Каппадокия и Понт, представляла враждебную жизни сторону природы. Ей поклонялись в некоторых местах Аттики (куда, по сказанию, Ифигения привезла ее изображение из таврического Херсонеса), в Спарте, в южной Италии, всюду — с обрядами, сохранившими следы древних человеческих жертв. Эфесская Артемида, которой служили жрецы-евнухи, имела основанный амазонками храм, одно из известнейших святилищ Малой Азии. Ее изображение в виде мумии указывало на глубокую древность и представляло собой богиню плодородия, с многочисленными грудями.
Артемида, по обычному преданию дочь Зевса и Леты, была первоначально богиней света и луны, потому ей, как и всем богам света, давали в атрибуты лук и стрелы, а как богине ночи — факел. У древних римлян Артемида звалась Дианой.
Как олицетворение бесплодной луны, Артемиду считали девственницей. В некоторых частях Греции — в Аркадии и Этолии — она считалась богиней лесов, рек и ручьев. Спутница нимф, строго наказывающая всякое оскорбление скромности, покровительница охотников, Диана вместе с тем и покровительница дичи. В союзе с Аполлоном она является карательницей гордости и самомнения людей, выходящих из границ, указанных божеством. Как Аполлон, она убивает стрелами людей, особенно женщин и детей, и посылает болезни на людей и животных.
Изображалась Артемида или в длинном женском одеянии, или с приподнятым, для удобства охоты, хитоном. Обычно у нее за плечами колчан, а в руках лук или факел. Нередко около Артемиды стоит лань, как, например, на известном изображении так называемой версальской Диане (вероятно, это — произведение греческого художника, сделанное в последние годы республики в Риме; в настоящее время в Луврском музее). На некоторых изображениях богиня сидит на лани, на других она вместе с Аполлоном едет на колеснице, запряженной ланями.
Сначала от греческой Артемиды отличалась, а позднее слилась с ней таврская и эфесская Артемида — азиатская богиня, олицетворявшая убивающую и возрождающую силу природы. Первая, родина которой была Каппадокия и Понт, представляла враждебную жизни сторону природы. Ей поклонялись в некоторых местах Аттики (куда, по сказанию, Ифигения привезла ее изображение из таврического Херсонеса), в Спарте, в южной Италии, всюду — с обрядами, сохранившими следы древних человеческих жертв. Эфесская Артемида, которой служили жрецы-евнухи, имела основанный амазонками храм, одно из известнейших святилищ Малой Азии. Ее изображение в виде мумии указывало на глубокую древность и представляло собой богиню плодородия, с многочисленными грудями.
Аргонавты
Аргонавты — так назывались мореплаватели, отправившиеся на корабле Арго, по древним греческим сказаниям, в первое морское плавание в далекие чужие края. Первым воспел их поход Пиндар, затем Аполлоний Родосский, эпос которого хорошо сохранился.
В труде Аполлония Родосского о том, что сын Эзона Ясон по приказанию царствовавшего в Фессалии, в Иолко, дяди Пелея отправился добывать золотое руно барана, увезшего Фрикса и Геллу. Руно находилось в роще Арея под стражею вечно бодрствовавшего дракона. Сын Фрикса Аргос по совету афинян выстроил судно — Арго, и все герои того времени приняли участие в походе.
После нескольких приключений они прибыли в Колхиду, лежащую у устья реки Фазиса. Царь Этес обещал Ясону возвратить руно с условием, что Ясон запряжет в плуг двух быков с медными ногами, дышащих пламенем, и вырвет драконовы зубы, оставленные Кадмом в Фивах и полученные Этесом от Афины. Ясон исполнил это с помощью влюбившейся в него дочери Этеса — Медеи. Она дала ему магическое средство от огня и железа и советовала ударом камня раздробить зубы. Ясон исполнил все в точности, но Этес отказался выдать руно и задумал убить аргонавтов. Тогда Ясон и Медея отправились в рощу, и, овладевши руном после того, как она усыпила дракона, они бежали на корабле. Аполлоний говорит, что в Адриатическом море они столкнулись с колхидцами, преследовавшими их с братом Медеи — Апсиртом. Медея предала брата, и аргонавты победили.
По другим сказаниям, Этес не мог преследовать аргонавтов, потому что Медея, захватившая брата с собою, убила его и по кускам выбросила в море, отец же стал собирать их. Возвращение рассказывается различно. По более древними сказаниям, Аргонавты вернулись тою же дорогой, через Фазис в Океан, оттуда в Ливию, куда перенесли Арго на руках до Средиземного моря, по которому доехали до Иолко. Позднейшие сказания передают возвращение аргонавтов со многими приключениями. Из сохранившихся произведений искусств замечательна так называемая Фикоронская Циста — гравированное изображение плена короля бебриков Амика, побежденного во время похода в Колхиду, в кулачном бою, Полидейком.
Аргонавты — так назывались мореплаватели, отправившиеся на корабле Арго, по древним греческим сказаниям, в первое морское плавание в далекие чужие края. Первым воспел их поход Пиндар, затем Аполлоний Родосский, эпос которого хорошо сохранился.
В труде Аполлония Родосского о том, что сын Эзона Ясон по приказанию царствовавшего в Фессалии, в Иолко, дяди Пелея отправился добывать золотое руно барана, увезшего Фрикса и Геллу. Руно находилось в роще Арея под стражею вечно бодрствовавшего дракона. Сын Фрикса Аргос по совету афинян выстроил судно — Арго, и все герои того времени приняли участие в походе.
После нескольких приключений они прибыли в Колхиду, лежащую у устья реки Фазиса. Царь Этес обещал Ясону возвратить руно с условием, что Ясон запряжет в плуг двух быков с медными ногами, дышащих пламенем, и вырвет драконовы зубы, оставленные Кадмом в Фивах и полученные Этесом от Афины. Ясон исполнил это с помощью влюбившейся в него дочери Этеса — Медеи. Она дала ему магическое средство от огня и железа и советовала ударом камня раздробить зубы. Ясон исполнил все в точности, но Этес отказался выдать руно и задумал убить аргонавтов. Тогда Ясон и Медея отправились в рощу, и, овладевши руном после того, как она усыпила дракона, они бежали на корабле. Аполлоний говорит, что в Адриатическом море они столкнулись с колхидцами, преследовавшими их с братом Медеи — Апсиртом. Медея предала брата, и аргонавты победили.
По другим сказаниям, Этес не мог преследовать аргонавтов, потому что Медея, захватившая брата с собою, убила его и по кускам выбросила в море, отец же стал собирать их. Возвращение рассказывается различно. По более древними сказаниям, Аргонавты вернулись тою же дорогой, через Фазис в Океан, оттуда в Ливию, куда перенесли Арго на руках до Средиземного моря, по которому доехали до Иолко. Позднейшие сказания передают возвращение аргонавтов со многими приключениями. Из сохранившихся произведений искусств замечательна так называемая Фикоронская Циста — гравированное изображение плена короля бебриков Амика, побежденного во время похода в Колхиду, в кулачном бою, Полидейком.
Аполлон
Между божествами древнего греческого мира Аполлон является в этическом смысле наиболее выработанным, так сказать, одухотворенным. Культ его, в особенности в дорийских государствах, много способствовал смягчению нравов, упрочению и почитанию государственного порядка.
Аполлон не был сначала, как ошибочно полагают, специально дорийским божеством. Точно так же и прозвание его «Аполлон» не дает нам права выводить его из Ликии, как это делалось, хотя греки, правда, очень рано уже отождествляли всевозможные негреческие, в особенности малоазиатские, божества света с Аполлоном. Первоначально Аполлон был богом света и именно солнечного света со всеми его благодетельными и вредными влияниями. На первые ясно указывают его прозвания: «светлый», «сияющий лучами», часто встречающееся у Гомера. Поэтому он называется сыном Зевса, высшего небесного божества, и Латоны, богини ночной темноты, которая является наложницей Зевса и соперницей Геры, после того как последняя стала законной женой Зевса. Бог света родился при неблагоприятных обстоятельствах.
Между божествами древнего греческого мира Аполлон является в этическом смысле наиболее выработанным, так сказать, одухотворенным. Культ его, в особенности в дорийских государствах, много способствовал смягчению нравов, упрочению и почитанию государственного порядка.
Аполлон не был сначала, как ошибочно полагают, специально дорийским божеством. Точно так же и прозвание его «Аполлон» не дает нам права выводить его из Ликии, как это делалось, хотя греки, правда, очень рано уже отождествляли всевозможные негреческие, в особенности малоазиатские, божества света с Аполлоном. Первоначально Аполлон был богом света и именно солнечного света со всеми его благодетельными и вредными влияниями. На первые ясно указывают его прозвания: «светлый», «сияющий лучами», часто встречающееся у Гомера. Поэтому он называется сыном Зевса, высшего небесного божества, и Латоны, богини ночной темноты, которая является наложницей Зевса и соперницей Геры, после того как последняя стала законной женой Зевса. Бог света родился при неблагоприятных обстоятельствах.
Амазонки
Амазонки — этим именем древнее сказание называет народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство.
Для сохранения потомства Амазонки вступали в связь с соседними народами, отсылая им детей мужеского пола, девочек же оставляли у себя для приучения их к войне и выжигали им правую грудь, чтобы она не мешала натягиванию лука. Отсюда произошло название "Амазонки", то есть безгрудые.
Амазонки жили на побережье Черного моря, при реке Фермодоне и близ реки Ирис, что ныне Иешил-Ирмак. Отсюда они предпринимали свои походы в Азию. Ими, согласно преданию, построены Эфес, Смирна и другие города. Уже Гомер упоминает о войнах Беллерофона и фригийцев с амазонками. Царица их Ипполита (по другим рассказам, Антиопа) была убита Геркулесом, которому Еврисфей поручил отнять у нее пояс. Во время этого похода Фезей расположил к себе Антиопу, вследствие чего Амазонки вторглись в Аттику. Кроме того, они под начальством своей царицы Пентезилеи выступили против греков на помощь троянскому царю Приаму.
В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Великого, чтобы иметь от него детей. Миф об амазонках вошел не только в эпическую поэзию, но сделался предметом образовательного греческого искусства. Самые замечательные греческие художники древности, например ваятели Фидий, Поликлет, живописец Микон и другие, изобразили амазонок в статуях, рельефах и картинах (битвы амазонок, приключения Фезея с амазонками и прочее).
Сохранились античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса, изображения на вазах и прочем. В этих снимках амазонки представлены в идеально красивых формах женщин с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами. Даже в Средние века не вполне исчезает сказание об амазонках. В период возрождения классицизма амазонки вновь воскресают не только в поэзии, но и в убеждении, что этот народ действительно существовал и притом в Африке и Америке. От них получила свое название Амазонская река.
Амазонки — этим именем древнее сказание называет народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство.
Для сохранения потомства Амазонки вступали в связь с соседними народами, отсылая им детей мужеского пола, девочек же оставляли у себя для приучения их к войне и выжигали им правую грудь, чтобы она не мешала натягиванию лука. Отсюда произошло название "Амазонки", то есть безгрудые.
Амазонки жили на побережье Черного моря, при реке Фермодоне и близ реки Ирис, что ныне Иешил-Ирмак. Отсюда они предпринимали свои походы в Азию. Ими, согласно преданию, построены Эфес, Смирна и другие города. Уже Гомер упоминает о войнах Беллерофона и фригийцев с амазонками. Царица их Ипполита (по другим рассказам, Антиопа) была убита Геркулесом, которому Еврисфей поручил отнять у нее пояс. Во время этого похода Фезей расположил к себе Антиопу, вследствие чего Амазонки вторглись в Аттику. Кроме того, они под начальством своей царицы Пентезилеи выступили против греков на помощь троянскому царю Приаму.
В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Великого, чтобы иметь от него детей. Миф об амазонках вошел не только в эпическую поэзию, но сделался предметом образовательного греческого искусства. Самые замечательные греческие художники древности, например ваятели Фидий, Поликлет, живописец Микон и другие, изобразили амазонок в статуях, рельефах и картинах (битвы амазонок, приключения Фезея с амазонками и прочее).
Сохранились античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса, изображения на вазах и прочем. В этих снимках амазонки представлены в идеально красивых формах женщин с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами. Даже в Средние века не вполне исчезает сказание об амазонках. В период возрождения классицизма амазонки вновь воскресают не только в поэзии, но и в убеждении, что этот народ действительно существовал и притом в Африке и Америке. От них получила свое название Амазонская река.
Адонис
Адонис - по старинному сказанию - сын ассирийца или финикийца Феияса, а может быть, и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты.
Когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили ее в мирровое дерево, и из него-то через 10 месяцев явился на свет Адонис. За красоту его тотчас же полюбила Афродита и отдала тайно Персефоне на сохранение. Персефона не пожелала, однако, потом возвратить его. Тогда Афродита обратилась с жалобой к Зевсу, который и решил спор тем, что одну треть года Адонис должен был проводить у Афродиты, одну у Персефоны, а последнюю, третью, мог располагать по своему усмотрению. Но еще юношей Адонис был убит на охоте вепрем.
По другому варианту, спор между богинями возник лишь после смерти Адониса, из крови которого произошла роза.
Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф, точно так же, как и культ Адониса, финикийско-сирийского происхождения. На это есть намеки и в самом сказании, на это указывает и слово Адонис, которое означает "господин". В особенности же культ Адониса как божества природы был силен в Библосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда культ этот перешел к грекам, которые, превратив Адониса в полубога, из азиатского мифа создали поэтическое сказание. Но основные черты культа сохранились и в Греции.
Празднество Aдонии, которое главным образом относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной, и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть Адониса, во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите. В Библосе, где Адонии праздновались с особенной роскошью, выставлялось сначала изображение Адониса при жалобном пении, с соблюдением всех погребальных обрядов. Затем следовало радостное празднование по случаю возвращения Адониса из преисподней.
В Греции, особенно в Афинах, где в Адониях принимали участие преимущественно женщины, они были проще. Кроме всего этого, в Адониях играли роль также так называемые Адонисовы сады. Это были наполненные землей глиняные сосуды или корзины, в которых были посажены скоро распускающиеся, но тотчас же и увядающие растения. Этим символически изображалась недолговечность расцвета в природе и жизни, живым примером которой и является судьба Адониса.
Адонис - по старинному сказанию - сын ассирийца или финикийца Феияса, а может быть, и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты.
Когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили ее в мирровое дерево, и из него-то через 10 месяцев явился на свет Адонис. За красоту его тотчас же полюбила Афродита и отдала тайно Персефоне на сохранение. Персефона не пожелала, однако, потом возвратить его. Тогда Афродита обратилась с жалобой к Зевсу, который и решил спор тем, что одну треть года Адонис должен был проводить у Афродиты, одну у Персефоны, а последнюю, третью, мог располагать по своему усмотрению. Но еще юношей Адонис был убит на охоте вепрем.
По другому варианту, спор между богинями возник лишь после смерти Адониса, из крови которого произошла роза.
Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф, точно так же, как и культ Адониса, финикийско-сирийского происхождения. На это есть намеки и в самом сказании, на это указывает и слово Адонис, которое означает "господин". В особенности же культ Адониса как божества природы был силен в Библосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда культ этот перешел к грекам, которые, превратив Адониса в полубога, из азиатского мифа создали поэтическое сказание. Но основные черты культа сохранились и в Греции.
Празднество Aдонии, которое главным образом относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной, и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть Адониса, во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите. В Библосе, где Адонии праздновались с особенной роскошью, выставлялось сначала изображение Адониса при жалобном пении, с соблюдением всех погребальных обрядов. Затем следовало радостное празднование по случаю возвращения Адониса из преисподней.
В Греции, особенно в Афинах, где в Адониях принимали участие преимущественно женщины, они были проще. Кроме всего этого, в Адониях играли роль также так называемые Адонисовы сады. Это были наполненные землей глиняные сосуды или корзины, в которых были посажены скоро распускающиеся, но тотчас же и увядающие растения. Этим символически изображалась недолговечность расцвета в природе и жизни, живым примером которой и является судьба Адониса.
Аврора
В греческой мифологии Аврора — богиня зари: дочь Гипериона и Теи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея. Аврора родила Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспероса и прочие созвездия.
Богиня с розовыми перстами, как ее называет Гомер, поднимается утром со своего ложа, выплывает на своих божественных конях Лампосе и Фаэтоне из глубины моря и озаряет светом вселенную. Уже у Гомера Астрея называется богиней дня и отождествляется (в особенности у трагиков) с Гемерой (днем).
Из смертных, пользовавшихся ее любовью, поэты называют Ориона, Клейта и Титона, от которого она родила Мемнона, Ематиона и Кефалоса, супруга Прокрис. Изображалась она обыкновенно крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или бескрылыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбусом, или венцом лучей, вокруг чела или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.
В греческой мифологии Аврора — богиня зари: дочь Гипериона и Теи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея. Аврора родила Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспероса и прочие созвездия.
Богиня с розовыми перстами, как ее называет Гомер, поднимается утром со своего ложа, выплывает на своих божественных конях Лампосе и Фаэтоне из глубины моря и озаряет светом вселенную. Уже у Гомера Астрея называется богиней дня и отождествляется (в особенности у трагиков) с Гемерой (днем).
Из смертных, пользовавшихся ее любовью, поэты называют Ориона, Клейта и Титона, от которого она родила Мемнона, Ематиона и Кефалоса, супруга Прокрис. Изображалась она обыкновенно крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или бескрылыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбусом, или венцом лучей, вокруг чела или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.