Прометей
Прометей — в греческой мифологии сын титана Иапета и Климены, или Урана и Климены, или Эвримедонта и Геры, брат Атланта, Менойтия, Эпиметея, супруг Гесионы, отец Девкалиона, Геллена, Лика, Химерея.
Прометей в первоначальных представлениях — космическое божество огня, родственное Гефесту. Так, в Афинах он почитался совместно с Гефестом и Афиной в академии, где в честь него стоял алтарь и статуя рядом со статуей Гефеста. Тут же, возле статуй, находился их общий жертвенник. Уже рано в мифах и сказаниях на первый план выступает этическое значение Прометея. Оценив важность огня как необходимого фактора культуры, древние греки приписали появление его на Земле "промыслителю" своему — Прометею, который с этого времени сделался гением человечества, духовным его просветителем и учителем.
Некоторые считают мифологическое имя Прометея не специально греческим, а индогерманским. По такому представлению, Прометей первоначально был виновником появления огня на Земле. Прометей — благодетель человечества, олицетворение человека во всеоружии его духовных даров — человека, ищущего совершенства, истины, бессмертия и дерзающего поравняться в своем духовном совершенстве с богами. Он — тип человека в борьбе с природой, противопоставляющего ее титаническим, слепым силам ум, хитрость, изобретательность.
Гесиодовские сказания о Прометее сводятся к следующему. Когда боги условливались с людьми в Меконе о том, какие почести должны воздаваться им, богам, Прометей, как посредник между обеими сторонами и промыслитель человеческого рода, разделил жертвенное животное на две половины: мясные части и съедобные внутренности завернул в шкуру, а кости и худшие остатки покрыл жиром, полагая, что боги выберут ту часть, которая с виду пожирнее. Зевс, однако, заметил хитрость, но, желая иметь предлог для наказания ненавистного человечества, выбрал худшую часть в жертву и за это лишил людей огня. Возникло, таким образом, сказание из попытки объяснить обычай сжигания в жертву богам худших частей животного: последующее поколение увидело в этом обычае оскорбление божества и приписало его мятежнику Прометею, с именем которого вообще связывается установление жертв.
Когда люди остались без огня, заступник их Прометей похитил его с очага Зевса (по другой версии, с солнечной колесницы или из лемносского горна Гефеста) и перенес к людям. За это Зевс решил отомстить людям созданием женщины, которая вместе с Эпиметеем, недальновидным братом Прометея, была виновницей всех человеческих бед и напастей, а Прометея приковал к столбу. Однако позднее суждено было Прометею примириться с Зевсом через Геракла, который убил орла, прилетавшего днем клевать печень Прометея, и освободил страдальца.
В Афинах в честь его был установлен праздник с факельным бегом, символизировавшим собой распространение священного огня среди людей. Священный огонь возжигался на жертвеннике в академии и должен был быть как можно скорее донесен до города, чтобы заменить собой оскверненный употреблением старый огонь.
В литературе миф о Прометее был излюбленным сюжетом древнего и нового времени, начиная с Эсхила, который первый увековечил идею Прометеевского мифа в своей трилогии, состоявшей из трех драм: «Прикованный Прометей», «Освобожденный Прометей» и «Прометей огненосец». До нас дошла одна из упомянутых драм — «Прикованный Прометей». Содержанием ее является наказание Прометея за похищение огня и самоотверженная борьба его с неумолимо суровым Зевсом, который, олицетворяя собой мировой порядок, только что водворенный с низвержением титанов, жестоко наказывает ослушника своей воли, низвергая его в конце пьесы в преисподнюю вместе со скалой, к которой он был прикован.
По Эсхилу, Прометей — сын Фемиды, титан, первоначально враг Зевса. Однако, заметив, что хитростью и умом легче обеспечить себе победу, чем грубой силой, он, не будучи в состоянии убедить в этом братьев-титанов, перешел на сторону Зевса. Когда в борьбе с Кроносом Зевс вышел победителем, он захотел ознаменовать начало своей власти созданием нового человеческого рода. Тогда Прометей, гений существовавшего человеческого рода, вступился за его судьбу и передал ему с огнем ум, изобретательность, хитрость — для борьбы с природой. Оскорбленный этим, Зевс решается наказать ослушника своей воли и приказывает своим слугам — Мощи и Силе — с помощью Гефеста приковать мятежника к скале в Скифии близ моря.
Прикованный Прометей жалуется на жестокость и неблагодарность своего мучителя — Зевса, который, забыв оказанные им, Прометеем, услуги во время борьбы с титанами, теперь обрек своего прежнего союзника на долгие муки, и при этом за содеянное людям добро. Дочери Океана (хор) приходят утешать страдальца и вместе с ним жалуются на жестокость Зевса. Но у Прометея есть средство отомстить Зевсу: он знает от матери Фемиды тайну, от которой зависит судьба олимпийского владыки, и в сохранении этой тайны от Зевса видит средство заставить его смириться. Появление скиталицы Ио и рассказ ее о своих страданиях, виновником которых был тот же Зевс, еще более возбуждают против него Прометея. Когда приходит вестник Зевса Гермес с требованием открыть умалчиваемую тайну, Прометей решительно и надменно отказывается сделать это. Тогда Зевс посылает гром и землетрясение, и Прометей вместе со скалой, к которой был прикован, проваливается в бездну.
Сюжетом следующей, не дошедшей до нас, драмы «Освобожденный Прометей» было примирение Зевса и Прометея. После долгих мучений под землей Прометей вместе со скалой опять очутился на земле, среди Кавказских гор. Продолжительные страдания измучили его: он ждет только одной смерти. Не довольствуясь этими страданиями узника, Зевс придумал новую пытку: он послал коршуна (орла), который прилетал через день клевать печень Прометея, как вместилище дурных страстей и желаний и давал на день отдых страдальцу лишь для того, чтобы исклеванная печень могла снова вырасти. Но вот является Геракл-освободитель и убивает коршуна. Тогда же приходят к Прометею получившие свободу и примирившиеся с Зевсом титаны и убеждают героя смириться и открыть тайну Зевса. Так закончилась долгая борьба человечества с богами. Прометей был освобожден от оков и вознесен на Олимп, в сонм бессмертных, получив дар бессмертия от Хирона, который мучился от отравленной раны и жаждал смерти. Верховный владыка неба укрепил свою власть и, обеспечив ей бесконечное существование, становится из жестокого и неумолимого — милостивым богом — тем Зевсом, каким представляли его набожные греки начала 5 века и каким он является в драмах Эсхила. Время жестокого режима и борьбы сменилось безоблачным периодом примирения неба с землей, и человечество, искупленное страданиями Прометея, вкусило наконец дары мирной и культурной жизни.
Вариант №2
На вершине Олимпа правил Зевс в окружении богов. Высоко над Олимпом —прекрасное голубое небо, с которого льется золотой свет, и царит на Олимпе вечное лето.
Видел Зевс, как внизу на пустынной земле прятались в темных пещерах люди и животные. Они боялись выходить из них даже в поисках пищи: не было у них никакой защиты. Не понравилось это могущественному богу.
И тогда позвал он Эпиметея, сына титана Иапета, и приказал ему спуститься на землю и дать людям и зверям все, чтобы они могли без страха добывать себе пищу.
Каждое живое существо получило защиту: одни — быстрые ноги, другие — клыки и когти, острый слух или крылья. Итолько человек побоялся выйти из своего убежища, и Эпиметей не увидел его. Ничего не досталось людям.
И тогда Прометей, брат Эпиметея, решил им помочь:
— Я дам людям то, что принесет им власть на земле. Я подарю людям огонь!
Огонь принадлежал только богам, и они тщательно оберегали его. Но Прометей любил людей и решил похитить огонь,хранящийся в кузнице Гефеста.
Ведь с помощью огня люди могли бы освещать жилища, обогреваться и жарить мясо, а не есть его сырым, могли отпугивать диких зверей, могли плавить металлы и изготовлять оружие и орудия труда. Огонь сделает человека свободным от страха и даст ему огромную силу! Он станет хозяином своей жизни.
Однажды ночью Прометей пришел к Гефесту, усыпил его, подсыпав в чашу с вином сонное зелье, и взял несколько раскаленных углей. Прометей принес огонь людям.
И запылали по всей земле костры, радостно взметнулись к небу языки пламени, а ликованию людей не было предела.
На вершине Олимпа Зевс услышал шум, доносившийся с земли, и глянул вниз...
Гнев его был неописуем! Укравший божественный огонь должен быть жестоко наказан!
Страшную кару обрушил Зевс на Прометея. Он приказал Гефесту приковать его цепями к вершине гранитной скалы. Тяжело переживал Гефест, что пришлось ему самому приковывать друга, но не мог он противиться воле Зевса. Страшился он своего отца, который мог жестоко покарать и его.
Ни единого слова не проронил гордый Прометей, ничем не выдал своих страданий.
Остался могучий титан один, среди Кавказских гор, под палящим солнцем. Все вокруг было безмолвным, лишь далеко внизу слышался рокот морских волн.
Шли годы и века, и продолжал терпеть Прометей страшную муку, голод, холод и жажду.
— За что же страдаю я? — восклицал он. — За то, что принес великий дар смертным?
И хотя знал Прометей еще прежде, что Зевс обрушит на него страшную кару, он не жалел о том, что помог людям.
Но и этого мало показалось Зевсу. Он наслал на Прометея огромного орла, который каждый день прилетал к скале, садился на грудь Прометея и острыми когтями и клювом рвал его печень. Потоки крови заливали скалу, но за ночь раны заживали.
А утром снова прилетал орел и снова терзал титана. Муки прометея длились бесконечно. Но ничто не смогло сломить его гордый дух.
Все это время пытался выведать Зевс у прометея одну тайну. Но титан молчал.
Проклял когда-то Кронос своего сына Зевса, и сейчас лишь одному Прометею было известно, как предотвратить злой рок.
И вот однажды сюда, на край земли,пришел Геракл — великий герой, самый сильный из когда-либо живших на земле людей. Ужаснулся он, увидев мучения прикованного Прометея. А когда прилетел орел на кровавый пир, Геракл схватил лук, выпустил в орла стрелу и поразил его.
Упал орел в бурное море у подножия скалы. И тут явился Гермес, посланник богов, и сказал, что Зевс освободит Прометея, если тот откроет ему тайну.Согласился наконец Прометей и сказал, чтобы Зевс никогда не вступал в брак с морской богиней Фетидой: ее сын будет могущественней своего отца.
Зевс позволил Гераклу разбить оковы Прометея, и титан стал свободен.
С тех пор Прометей носит на руке железное кольцо, в которое вставлен камень из той скалы, к которой он был когда-то прикован.
Прометей — в греческой мифологии сын титана Иапета и Климены, или Урана и Климены, или Эвримедонта и Геры, брат Атланта, Менойтия, Эпиметея, супруг Гесионы, отец Девкалиона, Геллена, Лика, Химерея.
Прометей в первоначальных представлениях — космическое божество огня, родственное Гефесту. Так, в Афинах он почитался совместно с Гефестом и Афиной в академии, где в честь него стоял алтарь и статуя рядом со статуей Гефеста. Тут же, возле статуй, находился их общий жертвенник. Уже рано в мифах и сказаниях на первый план выступает этическое значение Прометея. Оценив важность огня как необходимого фактора культуры, древние греки приписали появление его на Земле "промыслителю" своему — Прометею, который с этого времени сделался гением человечества, духовным его просветителем и учителем.
Некоторые считают мифологическое имя Прометея не специально греческим, а индогерманским. По такому представлению, Прометей первоначально был виновником появления огня на Земле. Прометей — благодетель человечества, олицетворение человека во всеоружии его духовных даров — человека, ищущего совершенства, истины, бессмертия и дерзающего поравняться в своем духовном совершенстве с богами. Он — тип человека в борьбе с природой, противопоставляющего ее титаническим, слепым силам ум, хитрость, изобретательность.
Гесиодовские сказания о Прометее сводятся к следующему. Когда боги условливались с людьми в Меконе о том, какие почести должны воздаваться им, богам, Прометей, как посредник между обеими сторонами и промыслитель человеческого рода, разделил жертвенное животное на две половины: мясные части и съедобные внутренности завернул в шкуру, а кости и худшие остатки покрыл жиром, полагая, что боги выберут ту часть, которая с виду пожирнее. Зевс, однако, заметил хитрость, но, желая иметь предлог для наказания ненавистного человечества, выбрал худшую часть в жертву и за это лишил людей огня. Возникло, таким образом, сказание из попытки объяснить обычай сжигания в жертву богам худших частей животного: последующее поколение увидело в этом обычае оскорбление божества и приписало его мятежнику Прометею, с именем которого вообще связывается установление жертв.
Когда люди остались без огня, заступник их Прометей похитил его с очага Зевса (по другой версии, с солнечной колесницы или из лемносского горна Гефеста) и перенес к людям. За это Зевс решил отомстить людям созданием женщины, которая вместе с Эпиметеем, недальновидным братом Прометея, была виновницей всех человеческих бед и напастей, а Прометея приковал к столбу. Однако позднее суждено было Прометею примириться с Зевсом через Геракла, который убил орла, прилетавшего днем клевать печень Прометея, и освободил страдальца.
В Афинах в честь его был установлен праздник с факельным бегом, символизировавшим собой распространение священного огня среди людей. Священный огонь возжигался на жертвеннике в академии и должен был быть как можно скорее донесен до города, чтобы заменить собой оскверненный употреблением старый огонь.
В литературе миф о Прометее был излюбленным сюжетом древнего и нового времени, начиная с Эсхила, который первый увековечил идею Прометеевского мифа в своей трилогии, состоявшей из трех драм: «Прикованный Прометей», «Освобожденный Прометей» и «Прометей огненосец». До нас дошла одна из упомянутых драм — «Прикованный Прометей». Содержанием ее является наказание Прометея за похищение огня и самоотверженная борьба его с неумолимо суровым Зевсом, который, олицетворяя собой мировой порядок, только что водворенный с низвержением титанов, жестоко наказывает ослушника своей воли, низвергая его в конце пьесы в преисподнюю вместе со скалой, к которой он был прикован.
По Эсхилу, Прометей — сын Фемиды, титан, первоначально враг Зевса. Однако, заметив, что хитростью и умом легче обеспечить себе победу, чем грубой силой, он, не будучи в состоянии убедить в этом братьев-титанов, перешел на сторону Зевса. Когда в борьбе с Кроносом Зевс вышел победителем, он захотел ознаменовать начало своей власти созданием нового человеческого рода. Тогда Прометей, гений существовавшего человеческого рода, вступился за его судьбу и передал ему с огнем ум, изобретательность, хитрость — для борьбы с природой. Оскорбленный этим, Зевс решается наказать ослушника своей воли и приказывает своим слугам — Мощи и Силе — с помощью Гефеста приковать мятежника к скале в Скифии близ моря.
Прикованный Прометей жалуется на жестокость и неблагодарность своего мучителя — Зевса, который, забыв оказанные им, Прометеем, услуги во время борьбы с титанами, теперь обрек своего прежнего союзника на долгие муки, и при этом за содеянное людям добро. Дочери Океана (хор) приходят утешать страдальца и вместе с ним жалуются на жестокость Зевса. Но у Прометея есть средство отомстить Зевсу: он знает от матери Фемиды тайну, от которой зависит судьба олимпийского владыки, и в сохранении этой тайны от Зевса видит средство заставить его смириться. Появление скиталицы Ио и рассказ ее о своих страданиях, виновником которых был тот же Зевс, еще более возбуждают против него Прометея. Когда приходит вестник Зевса Гермес с требованием открыть умалчиваемую тайну, Прометей решительно и надменно отказывается сделать это. Тогда Зевс посылает гром и землетрясение, и Прометей вместе со скалой, к которой был прикован, проваливается в бездну.
Сюжетом следующей, не дошедшей до нас, драмы «Освобожденный Прометей» было примирение Зевса и Прометея. После долгих мучений под землей Прометей вместе со скалой опять очутился на земле, среди Кавказских гор. Продолжительные страдания измучили его: он ждет только одной смерти. Не довольствуясь этими страданиями узника, Зевс придумал новую пытку: он послал коршуна (орла), который прилетал через день клевать печень Прометея, как вместилище дурных страстей и желаний и давал на день отдых страдальцу лишь для того, чтобы исклеванная печень могла снова вырасти. Но вот является Геракл-освободитель и убивает коршуна. Тогда же приходят к Прометею получившие свободу и примирившиеся с Зевсом титаны и убеждают героя смириться и открыть тайну Зевса. Так закончилась долгая борьба человечества с богами. Прометей был освобожден от оков и вознесен на Олимп, в сонм бессмертных, получив дар бессмертия от Хирона, который мучился от отравленной раны и жаждал смерти. Верховный владыка неба укрепил свою власть и, обеспечив ей бесконечное существование, становится из жестокого и неумолимого — милостивым богом — тем Зевсом, каким представляли его набожные греки начала 5 века и каким он является в драмах Эсхила. Время жестокого режима и борьбы сменилось безоблачным периодом примирения неба с землей, и человечество, искупленное страданиями Прометея, вкусило наконец дары мирной и культурной жизни.
Вариант №2
На вершине Олимпа правил Зевс в окружении богов. Высоко над Олимпом —прекрасное голубое небо, с которого льется золотой свет, и царит на Олимпе вечное лето.
Видел Зевс, как внизу на пустынной земле прятались в темных пещерах люди и животные. Они боялись выходить из них даже в поисках пищи: не было у них никакой защиты. Не понравилось это могущественному богу.
И тогда позвал он Эпиметея, сына титана Иапета, и приказал ему спуститься на землю и дать людям и зверям все, чтобы они могли без страха добывать себе пищу.
Каждое живое существо получило защиту: одни — быстрые ноги, другие — клыки и когти, острый слух или крылья. Итолько человек побоялся выйти из своего убежища, и Эпиметей не увидел его. Ничего не досталось людям.
И тогда Прометей, брат Эпиметея, решил им помочь:
— Я дам людям то, что принесет им власть на земле. Я подарю людям огонь!
Огонь принадлежал только богам, и они тщательно оберегали его. Но Прометей любил людей и решил похитить огонь,хранящийся в кузнице Гефеста.
Ведь с помощью огня люди могли бы освещать жилища, обогреваться и жарить мясо, а не есть его сырым, могли отпугивать диких зверей, могли плавить металлы и изготовлять оружие и орудия труда. Огонь сделает человека свободным от страха и даст ему огромную силу! Он станет хозяином своей жизни.
Однажды ночью Прометей пришел к Гефесту, усыпил его, подсыпав в чашу с вином сонное зелье, и взял несколько раскаленных углей. Прометей принес огонь людям.
И запылали по всей земле костры, радостно взметнулись к небу языки пламени, а ликованию людей не было предела.
На вершине Олимпа Зевс услышал шум, доносившийся с земли, и глянул вниз...
Гнев его был неописуем! Укравший божественный огонь должен быть жестоко наказан!
Страшную кару обрушил Зевс на Прометея. Он приказал Гефесту приковать его цепями к вершине гранитной скалы. Тяжело переживал Гефест, что пришлось ему самому приковывать друга, но не мог он противиться воле Зевса. Страшился он своего отца, который мог жестоко покарать и его.
Ни единого слова не проронил гордый Прометей, ничем не выдал своих страданий.
Остался могучий титан один, среди Кавказских гор, под палящим солнцем. Все вокруг было безмолвным, лишь далеко внизу слышался рокот морских волн.
Шли годы и века, и продолжал терпеть Прометей страшную муку, голод, холод и жажду.
— За что же страдаю я? — восклицал он. — За то, что принес великий дар смертным?
И хотя знал Прометей еще прежде, что Зевс обрушит на него страшную кару, он не жалел о том, что помог людям.
Но и этого мало показалось Зевсу. Он наслал на Прометея огромного орла, который каждый день прилетал к скале, садился на грудь Прометея и острыми когтями и клювом рвал его печень. Потоки крови заливали скалу, но за ночь раны заживали.
А утром снова прилетал орел и снова терзал титана. Муки прометея длились бесконечно. Но ничто не смогло сломить его гордый дух.
Все это время пытался выведать Зевс у прометея одну тайну. Но титан молчал.
Проклял когда-то Кронос своего сына Зевса, и сейчас лишь одному Прометею было известно, как предотвратить злой рок.
И вот однажды сюда, на край земли,пришел Геракл — великий герой, самый сильный из когда-либо живших на земле людей. Ужаснулся он, увидев мучения прикованного Прометея. А когда прилетел орел на кровавый пир, Геракл схватил лук, выпустил в орла стрелу и поразил его.
Упал орел в бурное море у подножия скалы. И тут явился Гермес, посланник богов, и сказал, что Зевс освободит Прометея, если тот откроет ему тайну.Согласился наконец Прометей и сказал, чтобы Зевс никогда не вступал в брак с морской богиней Фетидой: ее сын будет могущественней своего отца.
Зевс позволил Гераклу разбить оковы Прометея, и титан стал свободен.
С тех пор Прометей носит на руке железное кольцо, в которое вставлен камень из той скалы, к которой он был когда-то прикован.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи