Посейдон
Посейдон — в греческой мифологии бог властитель моря и всей водной стихии. Посейдон олицетворял собой элемент влаги, окружающий, поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на всем протяжении греческого мира как исконный национальный бог.
В эпосе Посейдон — владыка моря, сын Крона и Реи (по Гомеру — младший брат Зевса, по Гезиоду — старший). При разделе вселенной ему досталось море, с его обитателями и богатствами. От жены Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Его дворец находится на дне морском, близ Эг на северном берегу Пелопоннеса. Там же было и другое место его культа — Гелика, позднее уничтоженная землетрясением. Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит на колесницу, запряженную быстроногими златогривыми конями с бронзовыми копытами. Морские чуда прыгают около его колесницы, сопровождая его шествие.
Символы могущества Посейдона — трезубец, бык, дельфин и конь. Трезубцем он укрощает гигантов, волнует море, колеблет землю, вызывает из скал источники. Бык (черный) — животное, посвященное Посейдону — олицетворяет собой ярость и бурную силу потока. В символе коня сказывается то же бурное и бешеное свойство природы Посейдона, что и в символе быка.
Культ Посейдона был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии выразились в более или менее сильной степени: в областях с богатыми бассейнами, долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления) и при море — то есть во всей Элладе, с материком и островами. Посейдона чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца была образована Темпейская долина. Это был минийский (эолический) культ, представители которого считались славными наездниками и мореплавателями.
Другим центром почитания Посейдона был Коринфейский перешеек (Истм), с его играми. Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене, Калаврии (место посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где Посейдон почитался как бог рек и коней, в Афинах, на острове Евбее, на мысе Микале (союзный храм 12 ионийских городов).
Посылая бури и крушения, Посейдон также успокаивает море, так что в гаванях и на мысах он почитался как покровитель плавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство, война) состояли под его верховной властью. Как землеколебатель, он чтился в Спарте, Арголиде, на Спорадских островах. Под его трезубцем земля дает трещины и образует долины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него остров Нисир. Но с разрушительной силой он соединяет созидательную: ему приписывается постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте. Внутри страны ему поклонялись как богу пресных вод — рек, озер, источников и связанного с ними плодородия. В этом отношении Посейдон разделяет свойства Диониса (на островах) и Деметры, которая, по одному преданию, от него произвела на свет Персефону.
Олицетворяя производительную силу природы, Посейдон был покровителем рода. Он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считался родоначальником многих (преимущественно ионийских) фамилий. Весьма важную роль в сказаниях и культе Посейдона играл конь, сотворенный им из скалы ударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт — сыновья Посейдона — были вскормлены кобыльим молоком. Благодаря коням Посейдона, Пелоп одержал победу над Ойномаем. Его же кони были запряжены в колесницу Идаса.
Храмы Посейдона главным образом воздвигались на мысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях искусства Посейдон изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой и волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длинной ионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), причем приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале). Иногда он изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств и чудовищ или на быке, или на коне. Его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса. У римлян Посейдону соответствовал Нептун.
Посейдон — в греческой мифологии бог властитель моря и всей водной стихии. Посейдон олицетворял собой элемент влаги, окружающий, поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на всем протяжении греческого мира как исконный национальный бог.
В эпосе Посейдон — владыка моря, сын Крона и Реи (по Гомеру — младший брат Зевса, по Гезиоду — старший). При разделе вселенной ему досталось море, с его обитателями и богатствами. От жены Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Его дворец находится на дне морском, близ Эг на северном берегу Пелопоннеса. Там же было и другое место его культа — Гелика, позднее уничтоженная землетрясением. Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит на колесницу, запряженную быстроногими златогривыми конями с бронзовыми копытами. Морские чуда прыгают около его колесницы, сопровождая его шествие.
Символы могущества Посейдона — трезубец, бык, дельфин и конь. Трезубцем он укрощает гигантов, волнует море, колеблет землю, вызывает из скал источники. Бык (черный) — животное, посвященное Посейдону — олицетворяет собой ярость и бурную силу потока. В символе коня сказывается то же бурное и бешеное свойство природы Посейдона, что и в символе быка.
Культ Посейдона был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии выразились в более или менее сильной степени: в областях с богатыми бассейнами, долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления) и при море — то есть во всей Элладе, с материком и островами. Посейдона чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца была образована Темпейская долина. Это был минийский (эолический) культ, представители которого считались славными наездниками и мореплавателями.
Другим центром почитания Посейдона был Коринфейский перешеек (Истм), с его играми. Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене, Калаврии (место посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где Посейдон почитался как бог рек и коней, в Афинах, на острове Евбее, на мысе Микале (союзный храм 12 ионийских городов).
Посылая бури и крушения, Посейдон также успокаивает море, так что в гаванях и на мысах он почитался как покровитель плавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство, война) состояли под его верховной властью. Как землеколебатель, он чтился в Спарте, Арголиде, на Спорадских островах. Под его трезубцем земля дает трещины и образует долины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него остров Нисир. Но с разрушительной силой он соединяет созидательную: ему приписывается постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте. Внутри страны ему поклонялись как богу пресных вод — рек, озер, источников и связанного с ними плодородия. В этом отношении Посейдон разделяет свойства Диониса (на островах) и Деметры, которая, по одному преданию, от него произвела на свет Персефону.
Олицетворяя производительную силу природы, Посейдон был покровителем рода. Он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считался родоначальником многих (преимущественно ионийских) фамилий. Весьма важную роль в сказаниях и культе Посейдона играл конь, сотворенный им из скалы ударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт — сыновья Посейдона — были вскормлены кобыльим молоком. Благодаря коням Посейдона, Пелоп одержал победу над Ойномаем. Его же кони были запряжены в колесницу Идаса.
Храмы Посейдона главным образом воздвигались на мысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях искусства Посейдон изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой и волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длинной ионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), причем приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале). Иногда он изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств и чудовищ или на быке, или на коне. Его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса. У римлян Посейдону соответствовал Нептун.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи