АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА

Наука » Медицина » Военная медицина
АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА – специальный раздел гигиены, имеющий самостоятельную область исследования и применения авиацию. Это одна на наиболее молодых отраслей гигиенической науки. Пути и характер ее развития тесно связаны с прогрессом авиации, главным образом военной, и с развитием медицинской науки (авиационной физиологии, в ионной гигиены и т. п.). Основные задачи авиационной гигиены изучение условий труда летного и технического состава авиации и разработка профилактических мероприятии по смягчению или устранению действия неблагоприятных факторов, связанных с деятельностью авиации в мирное и военное время. В задачи авиационной гигиены входит гигиеническое обеспечение экипажей самолетов не только в полете, но и на земле, а также изучение условий труда личного состава аэродромной службы.
Особенности авиационной гигиены определяются в первую очередь специфическими и сложными условиями работы и боевой деятельности летного состава в воздухе. Сюда относятся влияние внешней среды во время полети и особенности такой сложной машины, как самолет. Разрежение воздуха и холод на высоте (см. Атмосфера) являются основными факторами, определяющими направление исследований и пути разработки главнейших гигиенических мероприятий. На летный состав и пассажиров при полете влияет также ряд дополнительных факторов, зависящих от аэродинамических и технических особенностей самолета и условий полета: ускорение, шум, вибрация, загрязнение воздуха выхлопными газами, запахи и т. д.
Основные направления исследований по авиационной гигиены:
1) гигиеническое обеспечение высотных полетов, 2) гигиена скоростных полетов, 3) гигиеническое обеспечение ночных, слепых и длительных полетов, 4) гигиена самолета как рабочего места экипажа, 5)гигиеническое обеспечение аэродромов, 6) профилактика травматизма летного состава, 7) гигиена питания, труда и отдыха летного состава. Авиационная гигиена в Гражданском воздушном флоте имеет дополнительные задачи: обеспечение комфорта пассажирских кабин и гигиену аэропортов.
Проблема гигиенического обеспечения высотных полетов не является новой. Острая потребность найти пути смягчения действия высоты на летчика возникла уже давно и была обусловлена тем, что ограниченная выносливость человеческого организма на высоте ставила известный предел развитию высотной авиации. Трудами физиологов и гигиенистов эти препятствия к нему на высоту были в значительной мере устранены. В настоящее время эта проблема является одной из самых важных» ибо непрерывно и быстро возрастающая высотность современных Самолетов ставит перед авиационной гигиеной новые задачи. Задачи гигиенического обеспечения высотных полетов требуют разрешения ряда практически важных вопросов: а) старый, но еще не решенный вопрос о нормах высоты полета без применения кислородно-дыхательной аппаратуры (см. Высотный полет); б) кислородный приборы, нормы кислородного питания и пр. (см. Кислородно-дыхательная аппаратура); в) герметические кабины самолетов (см.) и высотные скафандры; г) смягчение динамического действия разрежения (высотные боли, расширение газов в закрытых и полузакрытых полостях организма); д) защита экипажа и пассажиров самолетов от воздействия холода на больших высотах (Кабина самолета, Летная одежда).
Проблема смягчения действия ускорений на организм летчика является особенно острой для военной авиации в связи с эволюциями боевых самолетов в воздухе на больших скоростях (высший пилотаж) и возникающими вследствие этого значительными ускорениями.
Предложенные пока способы смягчения действия ускорений: изменение позы летчика, пневматический пояс и др., подвергаются серьезной критике. Сложность данной проблемы для авиационной гигиены зависит в значительной мере от того, что авиационная физиология еще не полностью изучила механизм действия ускорений. Поэтому предложенные в этой области мероприятия носят пока еще эмпирический характер. Увеличивающаяся скорость современных самолетов настоятельно требует разрешения ряда гигиенических вопросов: а) смягчение действия ускоренийдостигших пределов переносимости их человеческим организмом; б) защитные мероприятия при катапультировании в) смягчение действия ускорений в самолетах с реактивным и ракетным двигателем.
Проблема обеспечения ночных и длительных полетов разрабатывается авиационной гигиены уже давно. В этой области успешно разрешен ряд вопросов, особенно во время организации дальних рекордных перелетов. Значительный опыт был получен во время Великой Отечественной войны в связи с массовым применением авиации дальнего действия и ночной бомбардировочной авиации вообще. Все большее значение приобретают вместе с применением ночной бомбардировочной авиации действия истребительной авиации. Ряд вопросов, касающихся режима труда и отдыха ночных летчиков (см. Ночной полет), освещения (см.) кабин самолетов ночью, освещения ночных аэродромов, гигиенического обеспечения экипажей самолетов при длительных полетах требует тщательного изучения.
Гигиена самолета имеет в виду обеспечить летному составу наиболее благоприятные с точки зрений гигиены условия деятельности. Работы в этой области начались весьма давно, с самого начала развития А. г. Основной особенностью этих работ является их связь с техникой самолетостроения» Усложнение конструкций самолетов вызывает необходимость обеспечить летчику наиболее благоприятные гигиенические условия работы, а усовершенствование кабин самолетов вообще невозможно без учета требований и норм авиационной гигиены.
Проблема «гигиена самолета» включает следующие вопросы: а) рационализации и стандартизации рабочего моста летчика и оборудования вентиляция и отопление кабины, в) профилактика шумовой травмы и вибраций. В проблеме обеспечения аэродромов ставится цель—создать наиболее гигиенические условии большой группе работников наземной службы авиации и том самым повысить производительность их работы и снизить заболеваемость. В задачи обеспечении аэродромной службы ВВС входит: а) гигиена труда профессий (техников, мотористов, работников складов и хранилищ горючего) 0 м Бензин, Ивпзол, Тетраэтилсвинец), б) профилактика вредностей в авиационо ремонтных мастерских (см. Аэродром), в) предупредительные мероприятия дли зашиты обслуживающего радиолокаторы персонала, г) гигиена подсобных помещений аэродрома.
Задачи профилактики травматизма летного состава приобрели особое значении и получили развитие во время Отечественной войны. Выл отмечен специфический характер повреждений, получаемых летным составом в результате действия огнестрельного оружия противника, вынужденных посадок и пожаров на самолетах; выявлены закономерности в отношении локализации тяжести повреждений членов экипажей и установлена их зависимость от типа самолета. Отсюда возникла необходимость: а) рационализации бронирования самолета», б) разработки индивидуальных средств защиты летного состава от поражения огнестрельным оружием противника (см. Шлем стальной), в) усовершенствования привязных ремней, г) разработки способов защиты летного состава от ожогов при пожарах на самолетах.
Вопросы гигиены труда и личной гигиены летного состава (нормы полетов, применение стимуляторов, организации отдыха» физическая культура летного состава и др.) также приобрели новое содержание во время Отечественной войны.
Гигиена питания летного состава авиации имеет много особенностей. Данные авиационной физиологии указывают на изменения в обмене веществ над влиянием. Дальнейшее изучение роли витаминов в повышении выносливости летчика к гипоксемии является весьма важной задачей; Этот раздел нуждается еще в уточняющих исследованиях, складывается из следующих вопросов: а) питание высотных летчиков, б) питание ночных летчиков, в) режим питания при дальних полетах на борту самолета, г) аварийный пищевой запас на боевых самолетах.
АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА имеет связь с целым рядом смежных дисциплин. Наиболее тесно авиационная гигиена связана с авиационной физиологией – Все гигиенические нормативы базируются на данных физиологии человека. Физиологические методы исследования частично используются для решения гигиенических проблем. Но менее тесно авиационная гигиена связана с военной гигиеной. Необходимость постоянной связи с техникой самолетостроения вытекает из характера задач, стоящих перед авиационной гигиеной. В работах по авиационной гигиены в настоящее время широко применяются специальные методы исследования: пользуются камерами низкого давления и термобарокамерами, оборудованными специальной аппаратурой. В последнее время широкое распространение получили исследования с помощью автоматически действующей аппаратуры» устанавливаемой на самолете перед экспериментальным полетом (радио, киноаппараты, фоторегистрация и пр.).
После первого полета братьев Райт в 1903 г. необходимость в гигиенических исследованиях долгов время не возникала в связи с невысоким уровнем развития авиации. Если и были отдельные гигиенические исследования в авиации, то они не выходили из стадии предварительных наблюдений. Лишь в 1924 г. начинается заметный рост авиационной гигиены вместе с рядом других смежных дисциплин, объединенных впоследствии в комплекс, называемый «авиационной медициной».
В СССР в 1924 г. была создана центральная психофизиологическая лаборатория, в которой подвергались экспериментальному исследованию и отдельные вопросы авиационной гигиены. Систематическое и планомерное изучение вопросов авиационной гигиены сделалось возможным лишь с 1935 г., когда был создан Авиационный научно-исследовательский санитарный институт, впоследствии переименованный в Институт авиационной медицины Военно Воздушных Сил имени академика И. П. Павлова. В гигиеническом и других отделах этого института разрабатывались основные вопросы АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА: по кислороднодыхательной аппаратуре, по высотным скафандрам, по герметическим кабинам, по одежде и снаряжению летного состава, по обеспечению длительных полетов, по рационализации рабочего места летчика, по профилактике шумовой травмы, по профилактике загрязнения воздуха кабин выхлопными газами, по профилактике травматизма летного состава, по питанию летного состава, по освещению кабин и по летным очкам. В Центральной лаборатории авиационной медицины Гражданского воздушного флота разрабатывался ряд вопросов применительно к Гражданскому воздушному флоту.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.