Острый бронхит – воспаление слизистой оболочки бронхов, связанная с распростр-м инфекций в д/у, вызывается микробами и вирусной инфекцией, чаще бывает весной и осенью у детей, страдающих аденоидами и хроническим тонзиллитом (наблюд. У детей первых 2-х лет жизни) носоглотке. Факторами могут быть: переохлаждение, вдыхание холод. воздуха и парообразных химич-х веществ, аллергены животного и растит-го происхождения. Признаки: кашель, ухудшение самочувствия, аппетит, сон, повышение t тела, первые 1-2 дня высокая, головн. боль, жжение за грудиной. Кашель вначале сухой, затем влажный и мягкий с отделением тягучей слизистой мокроты, потом она становится гнойной, иногда в мокроте имеются прожилки крови. Дети раннего возраста мокроту заглатывают. Боли в груд. клетке связаны с перенапряжением межреберной мускулатуры, в легких выслушиваются сухие и влажные хрипы. Длительность болезни 1-2 недели исход- выздоровление. У детей раннего возраста возможны осложнения (пневмония, отит, стоматит). Лечение: постельный режим, проветривание комнаты, обильное теплое питье (настой малина, липового цвета, тепл. молоко), горчичники, банки, отхаркивающие микстуры. t помещения 18-20. необх. проводить общий анализ крови и рентген легких.
Острый ларингит - острое воспаление слизистой оболочки гортани (воспаление трахеи). Основн. симптомы: охриплость голоса, щекотание в горле, сухой кашель, повышение t. Опасным явл. острый подскладочный ларингит когда воспалит-й процесс распространяется ниже голосовых складок. При этом резко затрудняется дыхание (наблюд-тся у детей 5-8 лет). Ночью нач. приступы удушья, ребенок ловит ртом воздух, дыхание шумное появл. кашель, выделяет. вязкая мокрота. При таких приступах надо срочно вызывать скор.помощь, до ее прибытия делать ребенку горячие ножные ванны, хорошо проветривать помещение и увлажнять воздух. Хронический ларингит у детей от 4-10 лет. Причины: перенесенные инфекц-е заболевания, перенапряжение голоса, запыленность воздуха. Основ. симптомы: нарушение голоса в виде охриплости, дети долж. находится под наблюд-м отоларинголога, педагоги долж. создать благопр-й микроклимат, исключить недружелюбие со стороны др. детей, удерживать от перенапряжения голоса, дом. режим. Лечение: дом. режим, молчание, согревающий компресс на шею, паровые или ментоловые ингаляции, избегать холодное или горячее, острой пищи.
Типы: врожденную и приобретенную нервность.
Врожденная может возникать еще до рождения под влиянием неблаг-ных условий: болезнь матери во время беременности, наруш. питания, употребл. алкоголя, наркотиков (ребенок кричит без причины, плохо спит, быв. в возрасте до 3 лет). Приобретенная действ-т после рождения- это родовая травма, непр. питание, нарушение сна, заболев-е, испуг, семейные ссоры.
Виды неврозов:
1. Детский аутизм- нежелание контакта с окруж-ми, холодность и безразличие ко всем (могут быть расстройства речи, заикание, проявл. от 2 до 5 лет, наруш. сна, аппетита, выражают процесс агрессивностью). Профил-ка: хорошее отнош. с ребенком, разговар-ть спок. тоном, не приказывая, не применять физ. наказания.
2. Невротическое заикание- нарушается речь, разв-тся в 4-5 лет этому способствует психотравма: испуг, ошибки воспит-ля, черепная травма. Профил-ка: занятие муз. пение, учить говорить медленно, свеж. воздух.
3. Ноч. недержание мочи (энурез)- проявл. в 1-1,5 возник. из-за врожденной аномалии или развития спинного мозга, воспаления моч. путей, расстройства водного обмена, направлен-е развитие гигиенич-х нав-в, и глисты проявл. 1-1,5 лет. Профил-ка: закалив-е орг-ма, режим сна, укрепл-е нерв. системы, соблюдать диету, ограничение напитков.
4. Невроз навязчивых сост-й – это невроз испуга, он приобретает навязчивые страхи, боязливость перед всем новым . Профил-ка: ритмика, лечебная физ-ра.
5. Невротические тики – это мигание, наморщивание лба, облизывание губ, покашливание, подергивание головой, плечами. Профил-ка: устранить строгие требов-я к ребенку, нормализовать внутрисемейные отнош-я.
6. Невротические расстройства сна - психотравмирующие факторы (просмотры телепередач, ссоры родителей), может длится 1-2 часа. Профил-ка: семейная психотерапия, коррекция режима.
7. Истерич-й невроз – перенесение стресса, наказ-е, замеч-е, разлука с матерью.
8. Неврастеника – разв-тся после перенесенной острой психотравмы, ссоры с родителями, алкоголизм родителей, развод. Профилка: режим труда и отдыха, норм
Врожденная может возникать еще до рождения под влиянием неблаг-ных условий: болезнь матери во время беременности, наруш. питания, употребл. алкоголя, наркотиков (ребенок кричит без причины, плохо спит, быв. в возрасте до 3 лет). Приобретенная действ-т после рождения- это родовая травма, непр. питание, нарушение сна, заболев-е, испуг, семейные ссоры.
Виды неврозов:
1. Детский аутизм- нежелание контакта с окруж-ми, холодность и безразличие ко всем (могут быть расстройства речи, заикание, проявл. от 2 до 5 лет, наруш. сна, аппетита, выражают процесс агрессивностью). Профил-ка: хорошее отнош. с ребенком, разговар-ть спок. тоном, не приказывая, не применять физ. наказания.
2. Невротическое заикание- нарушается речь, разв-тся в 4-5 лет этому способствует психотравма: испуг, ошибки воспит-ля, черепная травма. Профил-ка: занятие муз. пение, учить говорить медленно, свеж. воздух.
3. Ноч. недержание мочи (энурез)- проявл. в 1-1,5 возник. из-за врожденной аномалии или развития спинного мозга, воспаления моч. путей, расстройства водного обмена, направлен-е развитие гигиенич-х нав-в, и глисты проявл. 1-1,5 лет. Профил-ка: закалив-е орг-ма, режим сна, укрепл-е нерв. системы, соблюдать диету, ограничение напитков.
4. Невроз навязчивых сост-й – это невроз испуга, он приобретает навязчивые страхи, боязливость перед всем новым . Профил-ка: ритмика, лечебная физ-ра.
5. Невротические тики – это мигание, наморщивание лба, облизывание губ, покашливание, подергивание головой, плечами. Профил-ка: устранить строгие требов-я к ребенку, нормализовать внутрисемейные отнош-я.
6. Невротические расстройства сна - психотравмирующие факторы (просмотры телепередач, ссоры родителей), может длится 1-2 часа. Профил-ка: семейная психотерапия, коррекция режима.
7. Истерич-й невроз – перенесение стресса, наказ-е, замеч-е, разлука с матерью.
8. Неврастеника – разв-тся после перенесенной острой психотравмы, ссоры с родителями, алкоголизм родителей, развод. Профилка: режим труда и отдыха, норм
Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в частном или полном опущении ее продольного или поперечного свода. Плоскостопие бывает чаще всего врожденным – реже приобретенным. Развивается в результате несоответствия нагрузки на связки, мышцы (это избыточная масса тела, переноска, для возраста тяжестей, ношение обуви без каблука). Причиной развития плоскостопия у детей может быть рахит. При выраженном плоскостопии дети жалуются на боль в ногах при ходьбе, беге, к концу дня, утомленность во время длительных прогулок, экскурсий, походов: дети жалуются на обувь, котор. была утром в пору, а вечером тесная. Поставить диагноз плоскостопия можно начиная с 5 лет. В д/у прводится проф-ка плоскостопия. Необх. укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы. Полезна ходьба босиком по неровной, но мягкой поверхности (песок мягкий грунт), прохладные ванночки перед сном с массажем стопы, разработаны спец. упражнения. Большое значение имеет ношение обуви по гигиенич-м требованиям. Она не должна быть тесной (расстояние от пальцев до края обуви около 1 см) и слишком свободной. Нельзя долго ходить в обуви с мягкой, резиновой подошвой. Обязателен штрокий каблук высотой 1-1,5 см, в помещении дети не должны наход. в утепленной обуви. По указанию врача - ортопеда носят спец. стельки - супинаторы. Грамотное физич. воспитание детей, правильно организованный режим дня, рациональное питание – основа укрепления здоровья, проф-ка нарушений опорно-двигательного аппарата.
Сколиоз – боковые искревления позвоночника с поворотом позвоночников вокруг оси. В основе этого заболев-я лежат нарушения обмена в соединительной ткани, в котор. имеется наследственная предрасположенность. Деформируется костная система: добавочные ребра, блокирование тел и дужек позвоночников, уплощение свода стопы, воронкообразная грудь, и аномалия зубочелюстной системы (высокое твердое небо, аномальное развитие зубов и прикуса). Сколиотическая осанка: 1. дугообразное смещение линии остистых отростков позвонков в сторону от средней линии спины. 2. Нарушено симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночника: голова наклонена вправо или лево, плечи, лопатки, соски наход. на разной высоте, треугольники талии ассиметричны. 3. мышечный тонус на правой и левой половинках туловища неодинаков. 4. Сила и выносливость мышц снижены. Проф-ка и лечебные мероприятия направлены на то, чтобы приостановить заболевания и добиться коррекции имеющийся деформации позвоночника. Выполняется гимнастика, проводится курс мануальной терапии. В тяжелых случаях ребенка помещают в спец. учреждение. Основным методам лечения явл. разгрузка позвоночника (дети занимаются лежа), применяется массаж, лечебная гимнастика, плавание.
1. Сутуловатость - увелечение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза.
2. Круглая спина – увелич. груд. кифоза на верхнем протяжении груд. отдела позвоночника.
3. Вогнутая спина – усиление лордоза в поясничной области.
4. Кругло-вогнутая спина – увелич. груд. кифоза увелич. поясничного лордоза.
5. Плоская спина – сглаживание всех физиолог-х изгибов.
6. Плоско-вогнутая спина - уменьшение груд. кифоза в норм. или несколько увеличенном поясничном лордозе.
Виды нарушений осанки:
1. сутулость – это когда голова выдвинута вперед, надплечья приподняты, плечи сильно сведены, живот выпячен, наблюдается выраженный шейный лордоз.
2. Круглая спина – дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах, голова наклонена вперед, надплечья приподняты, грудь западает, руки свясают чуть впереди туловища, плечи опущены, живот выступает.
3. Кругло-вогнутая – угол наклона увеличен, ноги слегка согнуты, живот выступает, или даже свисает.
4. плоская – изгибы позвоночника мало выражены.
2. Круглая спина – увелич. груд. кифоза на верхнем протяжении груд. отдела позвоночника.
3. Вогнутая спина – усиление лордоза в поясничной области.
4. Кругло-вогнутая спина – увелич. груд. кифоза увелич. поясничного лордоза.
5. Плоская спина – сглаживание всех физиолог-х изгибов.
6. Плоско-вогнутая спина - уменьшение груд. кифоза в норм. или несколько увеличенном поясничном лордозе.
Виды нарушений осанки:
1. сутулость – это когда голова выдвинута вперед, надплечья приподняты, плечи сильно сведены, живот выпячен, наблюдается выраженный шейный лордоз.
2. Круглая спина – дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах, голова наклонена вперед, надплечья приподняты, грудь западает, руки свясают чуть впереди туловища, плечи опущены, живот выступает.
3. Кругло-вогнутая – угол наклона увеличен, ноги слегка согнуты, живот выступает, или даже свисает.
4. плоская – изгибы позвоночника мало выражены.
Ангина – это острое инфекционное заболев-е с местными проявлениями в небных миндалинах. Возбудители: стрептококки, стафилококки, вирусы. Развитие заболевания: переохлождение орг-ма, перенесенные ранее заболевания, воспалит-е процессы в носу и придаточных пазухах носа. Передается воздушно-капельным путем, через игрушки, полотенца. Признаки: нач. внезапно, общее недомогание, разбитость, боль в горле при глотании, t 38-39, речь невнятная, увеличиваются лимфатические узлы. Осложнением явл. гнойник, общее осложнение явл. поражения сердца, суставов, воспаление почек, мозговых оболочек. Осложнения: ангина должю лечится под наблюдением врача, в тяжел. Случаях стационарное лечение. ребенку назначают обильное питье, полоскание фурацилином, питьевой содой, борной кислотой. По назначению врача применяют антибиотики перед выпиской – общий анализ. Профилактика: изоляция заболевшего ребенка и детского коллектива, в группе проводится частичная дезинфекция (полы моют дезраствором, проветривание, замена полотенец, мытье игрушек), после перенесенной ангины ребенок долж. находится на инвалидном режиме (уменьшается нагрузка занятий физкультурой, сокращается время прогулок). Общие рекомендации по профилактике ангины: 1. проведение общезакаливаемых процедур (гигиеническая утренняя гимнастика, зарядка, влажные обтирания, воздушные ванны). 2. Лечение заболеваний носа, носоглотки для свободного дыхания, контроль и санация полости рта.
Аскаридоз, энтеробиоз, трихоцефалез. Профилактика. Гельминитозами назыв. заболевания, вызываемые паразитическими червями – гельминтами (глистами). Аскаридоз.Аскариды паразитируютв тонком кишечнике. Зрелая аскарида живет около года, длина 10-15 см, яйца заносятся грязными руками, фруктами, овощами. Личинки проникают в лимфатические и кровеносные сосуды, с током крови они проходят в печень, сердце, легкие, бронхи, глотку и полость рта, из личинок развивается взрослая аскарида. Симптомы: общая слабость, лихорадка, кашель, боли в животе, голов. Боли, головок-ние, слюнотечение, тошнота, поносы и запоры. Иногда выходит с калом и рвотой. Энтеробноз. Вызывается острицами. Они паразитирует в нижнем отделе тонкой кишки.Яйца заносятся грязными руками. Из яиц в кишечник выходят личинки, котор. превращаются во взрослых особей около 1 см., живут 1-2 мес. Ночью мигрируют в анальную область, где отклад. Яйца, Острицы вызывают заболевания кишечника, пол. Органов и мочевывод-х путей . Симптомы: зуд в области заднего прохода, расчесы кожипромежности и вокруг задн. Прохода, у девочек воспаление пол. Органов, боли в животе, тошнота, гол. боли, наруш. сна. Трихоцефалез. Обитает в тонком и толстом кишечнике. Заражение происходит зрелыми яйцами через грязные руки, воду, фруктами, овощами. В кишечнике из яйца выходит личинка, она созревает, достигает длинны 4-6 см и живет около 5 лет. Снижается аппетит, появл. тошнота, боли в животе, запор или понос, гол. боли, общая слабость, плохой сон. В крови лейкоцитоз, снижение гемоглабина. Профилактика включ. санитарное благоустройство населенных мест, охрана почвы и воды от загрязнения фекалиями, обезвреживание нечистот, борьба с мухами. Обезвреживание грязного белья (кипячение), обработка кипятком или растворам хлорной извести туалетов и горшков. Исследов-е кала я/г всех работников д/у строгое соблюдение лич. гигиены
Рахит - заболев-е орг-ма с наруш-м обмена веществ (витамин Д), кальция и фосфора. болеют дети 1-е 2-3 года жизни, встреч-тся и позже, особенно в период усиленного роста. Прич. разв-я рахита – явл. гиповитаминоз Д (повышен-я его потребность в орг-ме), чаще у недонош-х детей на 1-м году жизни, т.к. хронич-е заболев-е матери, осложняющее течение беремен-сти, недоношен-сть, несоблюд-е гигиенич. режима, недост-е пребыв-е на свеж. воздухе, частые желудочно- кишечные заболев-я, дефицит витамина АВС. Различ. 3 степени тяжести рахита: 1. степень – легкая, минимальные расстройства костеобразов-я на фоне нарушений нерв. системы (раздражение, зуд. голова с плющеной формы). 2. среднетяжелая, нарушен.нерв. и мышечн.системы (усилив-ся потливость- неприят-й кислов-й запах, слабость, отставание в психомоторном развитии, появл. лобные и затылочные бугры, деформация груд. клетки, конечности принимают О образную и У образную форму. 3. Тяжелая - изменения костной системы, слабость связочного аппарата (западает переносица, в позвоночнике образ-тся рахитический горб, формир-тся лягушачий живот, изменения со стороны сердца, печени, селезенки). Хар-р может быть: острым (у детей 1-х месяцев жизни, недоношенных, быстро растущих), подострым (у детей с гипотофией, анемией, во 2-м полугодии жизни), рецидивирующим (дети часто болеющие, неправил-е вскармлив-е). Профил-ка рахита: проводят всем детям до 2-х лет, направлена на нормализацию обменных процессов в орг-ме, на коррекцию питания. Делится на специфич-ю и неспецифич-ю проф-ку. 1. специф-я зависит от степени доношенности ребенка, врем. года, наличия или отсутствия родовой травмы, заболев-я почек, эндокринных наруш-й. 2. неспецифич-я вкл.правил-е естеств-е вскармлив-е с достаточ-м колич-м белков, правил-й режим дня, гигиена, ежеднев. прогулки на свеж. воздухе, полноцен-й сон. Необх. давать: рыбий жир. препарат витамин Д и ультрафиол-е облучение, препарат кальция, магния, сок лимона, солевые и хвойные ванны.
Проф. вкл.общие и индив-ные мероприятия: 1. Общие мер-тия – соц, санитарного, специфического профиля (прививка БЦЖ), химиопрофилактику (с целью предупреждения развития туберкулеза у лиц с повышенной опасностью заражения). Химиопроф-ка проводится членами семьи в случае контакта в семье с больным, постоянно выделяющим туберкулезную палочку, она важна для детей и подростков, склонных к заболеванию туберкулезом. Важно при неблагоприятных условиях проживания, когда есть в перенесший туберкулез: перенаселенность квартиры, недостаточном солнечном освещением комнат. Соц. мероприятия – это массовое обследование детей и взрослых, работающих с детьми (1 раз в год обследование, флюрография, реакция манту). Индивидуал-е меропр. – это при выявлении в семье больного туберкулезом в отношении остальных членов семьи проводят ежедневное (включая детей с 12 - ти месячного возроста проведение проб манту и с 15- летнего возраста - флюрогрофическое обследование). Предупреждает распространение туберкулеза правильная орг-ция лечения, способствующая устранению активной формы туберкулеза или его излечению. Важно лечение: стационар-санаторий-диспансер, его изоляция в семье (отдел. комната) и соблюдение правил гигиены. Общеоздоровительная профилактика – это укрепление орг-ма ребенка, повышение защитных сил орг-ма, предупреждение контакта с больными, обучение ребенка приемам лич. гигиены. Необх-мы улучшение условий жизни и учебы детей, осмотры с рентгеном легких, надзор за продуктами питания. Имеются спец. санитарные сады для воспитания и обуч-я детей с туберкулезом.
Туберкулез - хроническое инфекционное заболевание поражающее ряд орг-в, чаще всего легкие. Возбудитель - микробактерия, возбудитель может месяцами сохранятся в помещениях, особенно в сырых, плохо освещаемых солнцем, не проветриваемых. Основ-м источ-м инфекции явл. больные люди, выделяющие с мокротой микробактерий и при употреблении продуктов (молоко, мясо), получ-х от больных туберкулезом животных, может передаваться возд-капел-м, пылевым, контактными путями. Выдел. 2 периода течения туберкулеза: 1. Первичный – возникает при заражении людей, не инфициров-х ранее, включая время от проникновении в орг-м возбудителя до полного заживления. 2. Вторичный – развив-тся при вторичном заражении или обострения первичных очагов в каком-либо органе. В теч. процесса различ.: 1. Туберкулезную интоксикацию, котор. разв-тся у детей. 2. Туберкулез орг-в дыхания, он вкл. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов, первичный туберкулезный комплекс. 3. Туберкулез др. орг-в и систем (мозговых оболочек, костей и суставов, мочевых и половых орг-в). Признаки: инфицир-ный ребенок становится возбудимым, раздраж-ным, снижается аппетит, t, потливость, голов. боли, наруш. сна, иногда кашель, желуд.-кишечные расстройства. При хронич. интоксикации дети чувствуют себя удовлетв-но. Дети жалуются на недомогание, усталость, умств. и физич. развитиеп детей страдает мало. При тяжелой степени симптомы: вялость, быстрая утомленность, сниж. аппетита, отставание в физ. развитии, бледная кожа, румянец на щеках, t, лимфоузлы увеличены, через кожу видна венозная сеть. Лечение больных детей – проводятся в больницах, санаториях диспансерах, химнопрепаратами, горманальными. Важно соблюд. режим дня усиленное питание с повышенной калорийностью, витамины, питаться 5-6 раз в день, личная гигиена, сплевывать мокроту в спец. приемник.
Основная причина распростран-я инфекц-х заболев-й – нарушение требов-й к гигиене (передача от 1-го ребенка к др. содействует большому числу детей в закрытых помещениях). Необх. проводить проф-ку и мероприятия, котор. повышают устойчивость детс. орг-ма. Кажд. группа долж. иметь отдельное помещение и отдел. вход в здание, а на участке – отдел. место. Большое значение имеет правильная орг-ция и строгое соблюдение режима дня, рационал. питание, физич. развитие и закаливание, правил. орг-ция приема детей. Перед направлением в д/у ребенок долж. пройти мед. осмотр, обследование на дифтерию и кишечные заболевания. На основании обследования выдается справка. После летн. отдыха в д/у проводится проф. осмотр всех детей. Большое знач-е придается контролю за приемом на работу персонала (необх. пройти медосмотр, устанавлив-тся наличие инфекц-х заболев-й по месту жительства). Уделяется санитарно-просвитительной работе с обслуживающим персоналом, с детьми, их родителями. С раннего возраста дети долж. научиться поддерживать свое тело в чистоте: при кашле и чихании прикрывать рот и нос плотком. Родители долж. информировать персонал д/у о болезнях детей, членов семьи. Дети котор. выезжают на летний отдых, долж. иметь справки от санитарно-эпидемической станции об отсутствии инф-ных заболеваний.