1. Сутуловатость - увелечение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза.
2. Круглая спина – увелич. груд. кифоза на верхнем протяжении груд. отдела позвоночника.
3. Вогнутая спина – усиление лордоза в поясничной области.
4. Кругло-вогнутая спина – увелич. груд. кифоза увелич. поясничного лордоза.
5. Плоская спина – сглаживание всех физиолог-х изгибов.
6. Плоско-вогнутая спина - уменьшение груд. кифоза в норм. или несколько увеличенном поясничном лордозе.
Виды нарушений осанки:
1. сутулость – это когда голова выдвинута вперед, надплечья приподняты, плечи сильно сведены, живот выпячен, наблюдается выраженный шейный лордоз.
2. Круглая спина – дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах, голова наклонена вперед, надплечья приподняты, грудь западает, руки свясают чуть впереди туловища, плечи опущены, живот выступает.
3. Кругло-вогнутая – угол наклона увеличен, ноги слегка согнуты, живот выступает, или даже свисает.
4. плоская – изгибы позвоночника мало выражены.
2. Круглая спина – увелич. груд. кифоза на верхнем протяжении груд. отдела позвоночника.
3. Вогнутая спина – усиление лордоза в поясничной области.
4. Кругло-вогнутая спина – увелич. груд. кифоза увелич. поясничного лордоза.
5. Плоская спина – сглаживание всех физиолог-х изгибов.
6. Плоско-вогнутая спина - уменьшение груд. кифоза в норм. или несколько увеличенном поясничном лордозе.
Виды нарушений осанки:
1. сутулость – это когда голова выдвинута вперед, надплечья приподняты, плечи сильно сведены, живот выпячен, наблюдается выраженный шейный лордоз.
2. Круглая спина – дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах, голова наклонена вперед, надплечья приподняты, грудь западает, руки свясают чуть впереди туловища, плечи опущены, живот выступает.
3. Кругло-вогнутая – угол наклона увеличен, ноги слегка согнуты, живот выступает, или даже свисает.
4. плоская – изгибы позвоночника мало выражены.
Ангина – это острое инфекционное заболев-е с местными проявлениями в небных миндалинах. Возбудители: стрептококки, стафилококки, вирусы. Развитие заболевания: переохлождение орг-ма, перенесенные ранее заболевания, воспалит-е процессы в носу и придаточных пазухах носа. Передается воздушно-капельным путем, через игрушки, полотенца. Признаки: нач. внезапно, общее недомогание, разбитость, боль в горле при глотании, t 38-39, речь невнятная, увеличиваются лимфатические узлы. Осложнением явл. гнойник, общее осложнение явл. поражения сердца, суставов, воспаление почек, мозговых оболочек. Осложнения: ангина должю лечится под наблюдением врача, в тяжел. Случаях стационарное лечение. ребенку назначают обильное питье, полоскание фурацилином, питьевой содой, борной кислотой. По назначению врача применяют антибиотики перед выпиской – общий анализ. Профилактика: изоляция заболевшего ребенка и детского коллектива, в группе проводится частичная дезинфекция (полы моют дезраствором, проветривание, замена полотенец, мытье игрушек), после перенесенной ангины ребенок долж. находится на инвалидном режиме (уменьшается нагрузка занятий физкультурой, сокращается время прогулок). Общие рекомендации по профилактике ангины: 1. проведение общезакаливаемых процедур (гигиеническая утренняя гимнастика, зарядка, влажные обтирания, воздушные ванны). 2. Лечение заболеваний носа, носоглотки для свободного дыхания, контроль и санация полости рта.
Аскаридоз, энтеробиоз, трихоцефалез. Профилактика. Гельминитозами назыв. заболевания, вызываемые паразитическими червями – гельминтами (глистами). Аскаридоз.Аскариды паразитируютв тонком кишечнике. Зрелая аскарида живет около года, длина 10-15 см, яйца заносятся грязными руками, фруктами, овощами. Личинки проникают в лимфатические и кровеносные сосуды, с током крови они проходят в печень, сердце, легкие, бронхи, глотку и полость рта, из личинок развивается взрослая аскарида. Симптомы: общая слабость, лихорадка, кашель, боли в животе, голов. Боли, головок-ние, слюнотечение, тошнота, поносы и запоры. Иногда выходит с калом и рвотой. Энтеробноз. Вызывается острицами. Они паразитирует в нижнем отделе тонкой кишки.Яйца заносятся грязными руками. Из яиц в кишечник выходят личинки, котор. превращаются во взрослых особей около 1 см., живут 1-2 мес. Ночью мигрируют в анальную область, где отклад. Яйца, Острицы вызывают заболевания кишечника, пол. Органов и мочевывод-х путей . Симптомы: зуд в области заднего прохода, расчесы кожипромежности и вокруг задн. Прохода, у девочек воспаление пол. Органов, боли в животе, тошнота, гол. боли, наруш. сна. Трихоцефалез. Обитает в тонком и толстом кишечнике. Заражение происходит зрелыми яйцами через грязные руки, воду, фруктами, овощами. В кишечнике из яйца выходит личинка, она созревает, достигает длинны 4-6 см и живет около 5 лет. Снижается аппетит, появл. тошнота, боли в животе, запор или понос, гол. боли, общая слабость, плохой сон. В крови лейкоцитоз, снижение гемоглабина. Профилактика включ. санитарное благоустройство населенных мест, охрана почвы и воды от загрязнения фекалиями, обезвреживание нечистот, борьба с мухами. Обезвреживание грязного белья (кипячение), обработка кипятком или растворам хлорной извести туалетов и горшков. Исследов-е кала я/г всех работников д/у строгое соблюдение лич. гигиены
Рахит - заболев-е орг-ма с наруш-м обмена веществ (витамин Д), кальция и фосфора. болеют дети 1-е 2-3 года жизни, встреч-тся и позже, особенно в период усиленного роста. Прич. разв-я рахита – явл. гиповитаминоз Д (повышен-я его потребность в орг-ме), чаще у недонош-х детей на 1-м году жизни, т.к. хронич-е заболев-е матери, осложняющее течение беремен-сти, недоношен-сть, несоблюд-е гигиенич. режима, недост-е пребыв-е на свеж. воздухе, частые желудочно- кишечные заболев-я, дефицит витамина АВС. Различ. 3 степени тяжести рахита: 1. степень – легкая, минимальные расстройства костеобразов-я на фоне нарушений нерв. системы (раздражение, зуд. голова с плющеной формы). 2. среднетяжелая, нарушен.нерв. и мышечн.системы (усилив-ся потливость- неприят-й кислов-й запах, слабость, отставание в психомоторном развитии, появл. лобные и затылочные бугры, деформация груд. клетки, конечности принимают О образную и У образную форму. 3. Тяжелая - изменения костной системы, слабость связочного аппарата (западает переносица, в позвоночнике образ-тся рахитический горб, формир-тся лягушачий живот, изменения со стороны сердца, печени, селезенки). Хар-р может быть: острым (у детей 1-х месяцев жизни, недоношенных, быстро растущих), подострым (у детей с гипотофией, анемией, во 2-м полугодии жизни), рецидивирующим (дети часто болеющие, неправил-е вскармлив-е). Профил-ка рахита: проводят всем детям до 2-х лет, направлена на нормализацию обменных процессов в орг-ме, на коррекцию питания. Делится на специфич-ю и неспецифич-ю проф-ку. 1. специф-я зависит от степени доношенности ребенка, врем. года, наличия или отсутствия родовой травмы, заболев-я почек, эндокринных наруш-й. 2. неспецифич-я вкл.правил-е естеств-е вскармлив-е с достаточ-м колич-м белков, правил-й режим дня, гигиена, ежеднев. прогулки на свеж. воздухе, полноцен-й сон. Необх. давать: рыбий жир. препарат витамин Д и ультрафиол-е облучение, препарат кальция, магния, сок лимона, солевые и хвойные ванны.
Проф. вкл.общие и индив-ные мероприятия: 1. Общие мер-тия – соц, санитарного, специфического профиля (прививка БЦЖ), химиопрофилактику (с целью предупреждения развития туберкулеза у лиц с повышенной опасностью заражения). Химиопроф-ка проводится членами семьи в случае контакта в семье с больным, постоянно выделяющим туберкулезную палочку, она важна для детей и подростков, склонных к заболеванию туберкулезом. Важно при неблагоприятных условиях проживания, когда есть в перенесший туберкулез: перенаселенность квартиры, недостаточном солнечном освещением комнат. Соц. мероприятия – это массовое обследование детей и взрослых, работающих с детьми (1 раз в год обследование, флюрография, реакция манту). Индивидуал-е меропр. – это при выявлении в семье больного туберкулезом в отношении остальных членов семьи проводят ежедневное (включая детей с 12 - ти месячного возроста проведение проб манту и с 15- летнего возраста - флюрогрофическое обследование). Предупреждает распространение туберкулеза правильная орг-ция лечения, способствующая устранению активной формы туберкулеза или его излечению. Важно лечение: стационар-санаторий-диспансер, его изоляция в семье (отдел. комната) и соблюдение правил гигиены. Общеоздоровительная профилактика – это укрепление орг-ма ребенка, повышение защитных сил орг-ма, предупреждение контакта с больными, обучение ребенка приемам лич. гигиены. Необх-мы улучшение условий жизни и учебы детей, осмотры с рентгеном легких, надзор за продуктами питания. Имеются спец. санитарные сады для воспитания и обуч-я детей с туберкулезом.
Туберкулез - хроническое инфекционное заболевание поражающее ряд орг-в, чаще всего легкие. Возбудитель - микробактерия, возбудитель может месяцами сохранятся в помещениях, особенно в сырых, плохо освещаемых солнцем, не проветриваемых. Основ-м источ-м инфекции явл. больные люди, выделяющие с мокротой микробактерий и при употреблении продуктов (молоко, мясо), получ-х от больных туберкулезом животных, может передаваться возд-капел-м, пылевым, контактными путями. Выдел. 2 периода течения туберкулеза: 1. Первичный – возникает при заражении людей, не инфициров-х ранее, включая время от проникновении в орг-м возбудителя до полного заживления. 2. Вторичный – развив-тся при вторичном заражении или обострения первичных очагов в каком-либо органе. В теч. процесса различ.: 1. Туберкулезную интоксикацию, котор. разв-тся у детей. 2. Туберкулез орг-в дыхания, он вкл. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов, первичный туберкулезный комплекс. 3. Туберкулез др. орг-в и систем (мозговых оболочек, костей и суставов, мочевых и половых орг-в). Признаки: инфицир-ный ребенок становится возбудимым, раздраж-ным, снижается аппетит, t, потливость, голов. боли, наруш. сна, иногда кашель, желуд.-кишечные расстройства. При хронич. интоксикации дети чувствуют себя удовлетв-но. Дети жалуются на недомогание, усталость, умств. и физич. развитиеп детей страдает мало. При тяжелой степени симптомы: вялость, быстрая утомленность, сниж. аппетита, отставание в физ. развитии, бледная кожа, румянец на щеках, t, лимфоузлы увеличены, через кожу видна венозная сеть. Лечение больных детей – проводятся в больницах, санаториях диспансерах, химнопрепаратами, горманальными. Важно соблюд. режим дня усиленное питание с повышенной калорийностью, витамины, питаться 5-6 раз в день, личная гигиена, сплевывать мокроту в спец. приемник.
Основная причина распростран-я инфекц-х заболев-й – нарушение требов-й к гигиене (передача от 1-го ребенка к др. содействует большому числу детей в закрытых помещениях). Необх. проводить проф-ку и мероприятия, котор. повышают устойчивость детс. орг-ма. Кажд. группа долж. иметь отдельное помещение и отдел. вход в здание, а на участке – отдел. место. Большое значение имеет правильная орг-ция и строгое соблюдение режима дня, рационал. питание, физич. развитие и закаливание, правил. орг-ция приема детей. Перед направлением в д/у ребенок долж. пройти мед. осмотр, обследование на дифтерию и кишечные заболевания. На основании обследования выдается справка. После летн. отдыха в д/у проводится проф. осмотр всех детей. Большое знач-е придается контролю за приемом на работу персонала (необх. пройти медосмотр, устанавлив-тся наличие инфекц-х заболев-й по месту жительства). Уделяется санитарно-просвитительной работе с обслуживающим персоналом, с детьми, их родителями. С раннего возраста дети долж. научиться поддерживать свое тело в чистоте: при кашле и чихании прикрывать рот и нос плотком. Родители долж. информировать персонал д/у о болезнях детей, членов семьи. Дети котор. выезжают на летний отдых, долж. иметь справки от санитарно-эпидемической станции об отсутствии инф-ных заболеваний.
Для предупреждения распростран-я инфекции в д/у кажд. работку необх. выполнять правила лич. гигиены и научить этому детей. Обязат-но надо проводить очистку усадеб и дворов от нечистот и других отходов,обращать вним-е на обеспеч-е чистой пит.воды и проводить наблюдение за качеством пищи и ее приготовл-м. Мыть руки с мылом кажд. раз перед едой, после посещения туалета, чтобы удалить грязь (могут быть дизентирийные и др. микробы). Нельзя пить воду из неглубоких колодцев, речек, водоемов и сырую воду. Потому что кипяч.вода тоже может быть загрязненной, если долго хранится в открытой или нечистой посуде. Когда возникают случаи инфекции, надо кипяч. водой мыть посуду и др. Сырые овощи и фрукты мыть под струей кипяч. или водопроводной воды и обдать кипятком. Пищевые продукты, готовые блюда , напитки, посуду оберегают от мух. Ведра с мусором держать закрытыми кажд. день опорожнять (выгребные ямы посыпают сухой хлорной известью), окна затягивают густой сеткой. Посуду после еды убирают со стола, кипятят, остатки пищи выбрасывают в ведра для мусора, столы моют 1% растворе соды или мыльном. Проветриваит группы (5 раз в день) должно заканчив-ся за 30 мин до прихода детей. Мытье полов 2 раза в день теплым 1% мыльным или содовым растворам (100 г на ведро воды), все протерать влажн. тряпкой, ковры чистить пылесосом, горшки и унитазы мыть 2 раза в день горячи 2% мыльным или содовым растворам, 1 раз в неделю менять пост. белье, вытряхивать подушки, одеяла, матрацы 1 раз в месяц. Руки мыть дважды теплой водой с мылом, особен. мыть под ногтями и около ногтей, полотенце хранить отдельно от детских. Перед входом в туалет спец. одежда снимается, персоналу пользов. детс. туалетом запрещ-ся.
Виды осложнений при введении прививок. Иммунопрофилактика – основной метод позволяющий резко уменьшить заболев-сть инфекции болезнями или вообще их ликвидировать. Все препараты с помощью котор. вызывается активный иммунитет, назыв. вакцинами, а метод иммунизации - вакцинацией. Иммунитет при вакцинации непродолжителен, поэтому вакцину вводят повторно через определ -й срок. Прививки осущ-тся подкожным, надкожным, внутримышечным, внутривенным, через рот, внутриносовым методам. Для оценки интенсивности общих реакций служат след. показатели сост-я здоровья: повышение t , общее недомагание, гол. боль, нарушение сна, местная реакция – краснота и инфальтрация на месте введения препарата. Инкубационным болезням смена периодов в последов-сти: инкубационный, начал-й, разгар болезни, период выздоравления. Инкубационный нач. с момента заражения и завершается проявлением первых симптомов болезни. При назначении карантина для детей, котор. были в контакте с больным, врач ставит в известность лечебное учреждение, родители долж. изолировать детей, наблюдать за его самочувствием. Начальный период проявл: недомагание, озноб, t, голов. боль, тошнота и рвота, длится сутки и более. Разгар болезни – при нарастающей тяжести заболев-я может наступить гибель больного. В более легких случаях болезнь переходит в период угасания и выздоровл-я. В д/у долж. быть изолятор, куда временно помещают больного ребенка до отправления его домой или в больницу.
Иммунитет – способ защиты орг-ма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетически чужеродной инф-ции. Могут быть включены: бактерии, вирусы, черви, белки, ткани, клетки, раковые клетки. Антигены – вещества котор. несут признаки гететически чужеродной инф-ции и при введении в организм вызывают иммунологич-х реакций, т.е. выработку антител. Антитела – их способ-сть взаим-вать с антигенами. Образов-е антител происходит в лимфатических узлах, селезенке, костном мозге, печенке, в первые они обнаруживают в крови через 3-4 дня после введения антигена. Наличие иммунитета связано с наследственными и индив-но приобретенными факторами, они припятствуют проникновению и размножению бактерий и вирусов. Различают врожденный и приобретенный иммунитет. Врожденный явл. видовой особенностью, хорошо развит и передается по наследству. Приобретенный – в орг-ме чел-ка есть ряд неспецифических факторов защиты от инфекции (кожные покровы, слюна и слезы, пищеварительные соки, убивающие микробы). Если возбудитель болезни не был уничтожен неспецифическими факторами иммуной защиты, то он с током лимфы проникает в лимфатические узлы, там задерживается. Существует 2 формы приобретенного иммунитета:
1. Послеинфекционный , появл. в результате перенесенных болезней.
2. Послепрививочный , наступает после вакцинации.
1. Послеинфекционный , появл. в результате перенесенных болезней.
2. Послепрививочный , наступает после вакцинации.
Понятие о дезинфекции (текущая, заключительная, профилактическая). Дезинфекция в д/у для детей проводится с целью проф-ки заболев-й. Дезинфекция – удаление или уничтожение вегетативных и отдел-х форм микроорг-в (возбудителей инфекц-х и паразитарных заболев-й чел-ка), их переносчиков на неживых объектах окруж. среды, на путях их передачи от источника к восприимчивым организмам. Текущая дезинфекция - проводится в эпидемическом очаге и направленная на уничтожение возбудителей инф-ных и паразитарных заболев-й по мере их выделения больным или носителям. Заключ-ная дезинф. - провод. в эпидемическом очаге после устранения источника инф-ного и паразитарного заболев-я (госпитализации, выздоровления, смерти, переезда) с целью полного освобождения очага от возбудителей инф-ных заболев-й. Профилактическая дезинф. – провод. вне связи с эпидемическими очагами в местах вероятного наличия и концентрации микроор-в с целью прерывания эпидемической цепи (передачи возбудителей инф-ных и паразитических заболев-й) в местах присутствия и скопления людей. При проведении профилирующей дезинфекции использ. мытье и влаж. уборка с применением дезсредств и ультрофиол. излучение (провод. ежедневно в конце раб. дня на пищеблоках и в санитарных узлах, всех поверхностей провод. 1 раз в месяц при генеральной уборке.
Эпидемический процесс – возникнов-е и распространение инфекционных заболеваний болезней среди людей. Он возникает и поддерж-тся только при взаимод-вии 3-х звеньев: 1. Источник инфекции. 2. Механизм передачи информации. 3. Восприимч-сть к данному заболеванию. Источник инфекции – это зараженный чел-к, организм котор. явл. средой обитания микроорганизмов, откуда они выделяются и могут заражать чел-ка. Среда жизнед-сти микроорг-ов назыв. резервуаром. Механизм передачи инф-ции – участв-т элементы внеш. среды, вода,воздух, почва, пищевые продукты, предметы обихода, животные. Различ-т фекально-оральный, воздушно- капельный, контактный, трансмиссивный. Восприимчивость- свойство орг-ма и его тканей быть оптимальной средой для развития и размножения микроорг-ов, это видовое свойство, оно передается по наследству. Большое знач-е в развитии эпидемического процесса имеют соц. условия людей, наличие и сост-е водопровода и канализации, санитария, питание, климатич-е условия. Хар-ка передачи механиз-в передачи инфекции: 1. Фекально-оральный механизм: возбудитель в кишечнике, поступает через воду, пищ. продукты, различают пути передачи: через посуду, игрушки, одежду. 2. При воздушно-капельном механизме передача в слизистой оболочке верхних дыхат. путях, поступает в воздух (при кашле, чихании), сохраняется в нем в форме аэрозоля и внедряется в орг-м здорового чел-ка при вдыхании зараженного воздуха – это может быть грипп, скарлатина, дифтерия. 3. Тррансмиссивный мех-зм: возбуд-ль быв. в крови и лимфе больного, потом при укусе кровососущими поступ. в орг-м, там размнож-тся, накаплив-тся и при кровососании поступает в орг-м (платяная и головн. вши, блохи, комары). 4. Контактный механ-м: возбудитель быв.на коже слизистых оболочек полости рта, полов. орг-х, поверх-сти рта, потом пападает на предметы внеш. среды и при контакте с ними внедряется в орг-м чел-ка.