МЕДИЦИНА ХХ ВЕКА

Наука » Медицина » История медицины
В течение последней трети 19 века капитализм перешел в монополистическую стадию, и к началу 20 века окончательно сложился империализм как высшая стадия капитализма.

В этот период происходит стремительный прогресс науки и техники, бурное развитие естественных наук и технических достижений.

Во всех областях естествознания были совершены фундаментальные открытия, коренным образом изменившие сложившиеся ранее представления о сущности процессов, происходящих в живой и неживой природе. На основе новых категорий и понятий, применения принципиально новых подходов и методов были выполнены важные исследования, раскрывающие сущность отдельных физических, химических и биологических процессов.

В 20 веке наступили коренные изменения в развитии, характере и соотношении научных знаний. Если в 16-18 веке “лидером” естествознания были механика и математика, то в 19 веке стали “лидировать” химия, физика, биология, а в 20 веке - молекулярная биология и ядерная физика; физические методы исследования стали использоваться во всех естественных науках и медицине, способствуя их бурному развитию.

Все это привело к тому, что к началу 20 века в капиталистических странах на фоне повышения материального уровня жизни общества заметно снизилась общая и детская смертность населения, особенно от инфекционной патологии. Были достигнуты значительные успехи в распознавании, лечении и профилактике как ранее известных, так и новых заболеваний.

Развитие микробиологии способствовало установлению возбудителей многих инфекционных и паразитарных заболеваний ( эпидемического энцефалита, газовой гангрены).

В 1883 г. Клебс открыл, а в 1884 г. Леффлер выделил в чистой культуре возбудителя дифтерии.

Ученик Р.Коха бактериолог Р.Пфейффер создал теорию о бактерицидном действии (т.е. свойстве убивать бактерии) органических жидкостей человеческого тела. Пфейффер вместе с русским ученым В.И.Исаевым описал феномен лизиса (разрушения) холерного вибриона под влиянием специфической иммунной сыворотки, получивший название феномена Исаева-Пфейффера. Позднее Пфейффер во время эпидемии гриппа обнаружил палочку инфлюэнцы.

Ученик Пастера и Коха румынский микробиолог В.Бабеш провел комплексное изучение размножения и пути продвижения возбудителя инфекции в организме, а в 1887 г. им был выделен возбудитель скарлатины - стрептококк.

В 18921 г. русский ученый Д.И.Ивановский установил наличие фильтрующихся вирусов, которые, наряду с видимыми в микроскоп микробами, являются причинами многих болезней. Это дало начало новой отрасли науки - вирусологии. Появление электронного микроскопа, изобретенного в 1932 г. и дававшего увеличение в 25 000 раз, позволило значительно расширить представление о невидимых при обычной микроскопии возбудителях ряда контагиозных заболеваний.

В начале 20 века стали проводиться исследования по изучению паразитарных заболеваний. Еще в конце 19 века русскими учеными Г.И.Минхом и О.О.Мочутковским, проделавшими на себе опыты по заражению сыпным тифом, был установлен факт передачи тифа кровососущими насекомыми - платяными вшами. В 1909 г. директор Пастеровского института в Тунисе Ш.Николь привил сыпной тиф обезьяне шимпанзе и экспериментально подтвердил, что переносчиком его является платяная вошь человека. Сам же возбудитель сыпного тифа был открыт в 1915 г. чешским ученым Провачеком и назван в его честь риккетсией Провачека.

Освоение колоний империалистическими странами вызвало необходимость изучения заболеваний, получивших название тропических, и вызывавшихся не микробами, а микрои макропаразитами. В связи с этим стали развиваться такие отрасли медицины, как учение о тропических болезнях и паразитология. Были открыты многие возбудители: амебной дизентерии, малярии, желтой лихорадки, лейшманиозов, сифилиса.

Особое развитие получила гельминтология - наука о гельминтах, паразитирующих у человека.

Развитие микробиологии создало основу для разработки новых средств и способов предупреждения и лечения инфекционных заболеваний.

Были разработаны и широко вошли в практику медицины биологические методы лечения и профилактики инфекций (сыворотки, вакцины и другие препараты бактериального происхождения). Возникает новая наука - иммунология
отрасль знаний о специфических защитных реакциях организма, их природе,
закономерностях и практическом применении.

Вслед за Пастером и Мечниковым в развитие иммунологии внесли большой вклад представители многих стран:

* ученик Пастера Э.Ру совместно с Шамберленом изготовил вакцину против сибирской язвы

* в 1915 г. немецкий ученый П.Эрлих разработал методы определения активности антитоксических сывороток и изучения реакции антиген-антитело в пробирке

* в 1921 г. французские ученые А.Кальметт и Герен создали ослабленную живую вакцину из штаммов туберкулезных бактерий. Советские исследователи продолжили изучение этой вакцины и с 1926 г. стали применять ее на практике

* в 1923 г. французский микробиолог Г.Рамон впервые предложил использовать анатоксин для предупредительной вакцинации против дифтерии.

С этого времени вакцинация ослабленными или убитыми культурами возбудителей получила широкое распространение и профилактические прививки стали применяться против многих инфекционных заболеваний (брюшного тифа, холеры, паратифов, туберкулеза, столбняка, дифтерии).

20 век ознаменовался также открытием большого числа неизвестных ранее химических лекарственных препаратов. В 1929 г. английский микробиолог А.Флеминг установил, что один из видов плесневого грибка рода Penicillium выделяет антибактериальное вещество - пенициллин, обладающее свойством останавливать развитие патогенных микроорганизмов, а в 1940 г. ученые из Оксфорда Флори и Чейн разработали методику получения стабильного пенициллина и наладили его промышленное производство.. В нашей стране пенициллин независимо от английских и американских ученых получила З.В.Ермольева.

С этого открытия началась эра антибиотиков. После того, как в 1942 г. пенициллин впервые был с успехом применен в клинической практике, интерес к антибиотикам пробудился во всем мире. В 1943 г. американский ученый Ваксман получил стрептомицин, который оказался чрезвычайно эффективным средством для лечения туберкулеза.

С первой половины 20 века в крупном масштабе началось производство и применение химических медикаментов, действующих на патогенные микроорганизмы. Первые опыты в этом направлении были сделаны Д.Л.Романовским в

России и П.Эрлихом в Германии в 1891 г. при лечении малярии. Эрлих в сотрудничестве с японским ученым Хатой доказал возможность синтеза по заданному плану препаратов, способных воздействовать на возбудителей заболеваний, и тем самым заложил основы нового раздела фармакологии - химиотерапии. В 1907 г. в поисках средства против сифилиса Эрлих и Хата синтезировали сальварсан, а несколько позднее, в 1921 г., для лечения этого заболевания с успехом были применены препараты висмута, которые, как и сальварсан, вошли с тех пор в практику венерологии.

В 40-х годах 20 века были созданы препараты для лечения злокачественных новообразований, сульфаниламиды (и, в частности, стрептоцид) и другие химиопрепараты.

Большим событием в медицине 20 века было открытие гормонов. Первым изучать действие желез внутренней секреции начал французский физиолог Ш.Броун-Секар. В результате проведенных им исследователей были открыты гормоны гипофиза, паращитовидных желез, поджелудочной, щитовидной железы и других органов.

Термин “гормоны” был введен английским физиологом Э.Старлингом, который в 1905 г. детально изучил механизм секреции поджелудочной железы. Несколько позднее, в 1922 г., канадскими учеными Ф.Бантингом, Бестом и Мак-Леодом был открыт гормон поджелудочной железы - инсулин, что явилось крупнейшим достижением медицины 20 века. Инсулин оказался эффективным препаратом для лечения сахарного диабета, а позднее - и других заболеваний (шизофрении).

С развитием новой отрасли знания - биохимии - и науки о питании выявляется роль сначала основных питательных веществ (белков, жиров и углеводов). А в дальнейшем и минеральнызх частей пищи. Еще в 1880 г. русскими врачами В.В.Пашутиным и Н.И.Луниным было доказано, что в пище имеются особые незаменимые вещества, отсутствие которых вызывает заболевание; это положение подтвердил в 1912 польский физиолог Казимир Функ. Он окончательно доказал роль недостающих в питании определенных веществ, которые назвал витаминами, и предложил их классификацию.

Так в 20 веке возникло учение о витаминах - витаминология. Учение о витаминах внесло большие изменения в представления о ценности различных пищевых продуктов и о роли витаминов в сопротивляемости к инфекционным заболеваниям и в обмене веществ в организме. Были разработаны также и методы получения синтетических витаминов.

Большим достижением медицины 20 века было введение в клинику новых,
научно обоснованных, объективных методов исследования больных.

Еще в 1905 г. русский врач Н.С.Коротков предложил для исследования кровяного давления аппарат, в котором применялась аускультация артерии при помощи особого усовершенствованного стетоскопа.

Функциональная диагностика сердца получила новые приборы для исследований:

* электрокардиограф, изобретенный в 1903 г. и усовершенствованный голландцем Эйнтховеном

* энцефалограф (прибор, регистрирующий биотоки мозга), изобретенный немецким ученым Г.Бергером и введенный в практику в 1929 г.

Широкое применение получили такие методы исследования, как биопсия для диагностики рака, люмбальная пункция для исследования спинномозговой жидкости, грудной прокол для взятия костного мозга.

В 1900 г. австрийским ученым Карлом Ландштейнером были открыты группы крови, за что он был удостоен Нобелевской премии.

С конца 19 века вследствие выдающихся достижений физики началось развитие нового направления в медицине - рентгенологии, радиологии и радиобиологии. Это было связано с открытием немецкого физика В.Рентгена в 1895 г. нового вида лучей (т.н. Х-лучей), получивших название рентгеновских.. Позднее был разработан метод томографии, т.е. послойных рентгеновских снимков.

Были созданы мощные рентгеновские аппараты, которые использовались не только для диагностики, но и для лечения глубоко расположенных злокачественных новообразований.

И, наконец, был введен метод массовых рентгенологических обследований населения для выявления больных туберкулезом, получивший название флюорографии.

В 1898 г. французскими физиками П.Кюри и М.Кюри-Склодовской был открыт новый радиоактивный элемент радий, который стал с успехом применяться для лечения разного рода заболеваний и, в особенности, злокачественных опухолей.

Второе поколение ученых династии Кюри - супругиФ.Жолио-Кюри и И.Жолио-Кюри в 1934 г. открыли явление искусственной радиоактивности и изучили способы применения радиоактивных изотопов в качестве меченых атомов для исследования различных патологических процессов.

Больших успехов в 20 веке достигла хирургия. Возможности, открывшиеся в результате введения наркоза, асептики и антисептики, а также применения искусственного обескровливания, позволили проникнуть во многие, ранее недоступные, области человеческого тела. Хирургия разделилась на множество специальностей - травматологию, ортопедию, нейрохирургию, хирургию легких и сердца.

В связи с развитием хирургии получило дальнейшее развитие изучение анестезирующих веществ и способов их применения. Так, незадолго до 2-й миро
вой войны, возникла новая отрасль медицины - анестезиология. Были созданы новые наркотизирующие вещества. Еще с 80-х годов 19 века с открытием обезболивающих свойств кокаина стала применяться местная анестезия, предложенная в 1892 г. немецким врачом К.Л.Шлейхом. Ввиду токсичности кокаина его впоследствии заменили синтетическим препаратом - новокаином и его аналогами. Известный хирург А.В.Вишневский предложил метод анестезии слабым раствором новокаина, известный под названием “ползучий инфильтрат”.

После открытия наркоза и разработки методов асептики и антисептики практическая хирургия за несколько десятилетий достигла таких успехов, каких не знала за всю свою предыдущую многовековую историю. Расширились возможности оперативных вмешательств, широкое развитие получила полостная хирургия.

Большой вклад в развитие техники операций на органах брюшной полости внес французский хирург Жюль Эмиль Пеан. Он одним из первых осуществил операцию по удалению яичников и кист яичников, впервые в мире удалил часть желудка, пораженную злокачественной опухолью (правда, исход операции был летальным).

Первую успешную резекцию желудка выполнил в 1881 г. немецкий хирург Теодор Бильрот, который по праву считается основоположником хирургии желудочно-кишечного тракта. Он разработал различные способы резекции желудка, названные его именем (Бильрот -1 и Бильрот-2), впервые осуществил резекцию пищевода, гортани, обширное иссечение языка при раке и т.д.

В клинике Бильрота работали многие ученые, среди них - Теодор Кохер, который в 1909 г. был удостоен Нобелевской премии за работы по физиологии, патологии и хирургии щитовидной железы. Кохер внес большой вклад в развитие абдоминальной хирургии, травматологии и военно-полевой хирургии.

Одним из крупнейших достижений хирургии 20 века была хирургия сердца, легких и магистральных сосудов. В 1914 г. французский хирург Т.Тюфье первым произвел операцию при сужении аорты. В настоящее время операции на сердце производятся для лечения пороков сердечных клапанов, инфаркта миокарда и других заболеваний сердца.

Развитию сердечно-сосудистой хирургии способствовало предложенное в
1950 г. французскими врачами А.Лабори и П.Югенаром искусственное медикаментозное снижение температуры тела больного (искусственная гипотермия), а также появление аппаратов для экстракорпорального кровообращения (искусственного легкого).

Крупным событием в хирургии сердца явилась пересадка сердца трупа больному, страдающему тяжелым сердечным недугом. Пересадку осуществил южноафриканский хирург Х.Бернар в 1967 г.

В настоящее время широко применяются пересадки отдельных органов, сегментов конечностей, операции на эндокринных железах. В развитии этого направления особую роль сыграл виднейший французский хирург Р.Лериш.

Одним из крупнейших достижений 20 века явилось обоснование и развитие теории наследственности и возникновение в связи с этим нового направления в медицине - генетики.

Важным этапом в развитии генетики явилось создание в 1911 г. хромосомной теории наследственности, особая заслуга в этом принадлежит американскому биологу Т.Моргану. Использовав введенный в 1909 г. В.Иогансеном термин “ген” для обозначения элементарной единицы наследственности, Морган доказал, что невидимые живые элементы обеспечивают передачу отдельных признаков по наследству.

Дальнейшие исследования показали особенности строения хромосом. В 1953 г. Дж.Уотсоном и Ф.Криком был открыт материальный субстрат гена - ДНК, расшифровано строение ее молекулы и тем самым обнаружены генетические свойства хромосомы, а в 1962 г. Дж.Уотсон, Ф.Крик и М.Уилкинс создали модель ДНК, за что были удостоены Нобелевской премии.

Нобелевская премия является самой престижной и почетной в мире в области науки: имена практически всех ее лауреатов (физиков, химиков, биологов, медиков) вошли в историю. Она была учреждена 29 июня 1900 г. в соответствии с завещанием шведского промышленника и ученого Альфреда Нобеля.

Первоначально идея Нобеля заключалась в оказании помощи малоимущим талантливым исследователям. Финалом этой идеи явился Нобелевский фонд, проценты с которого позволяют ежегодно выплачивать Нобелевские премии в размере 100 000 долларов. Эти проценты с капитала, завещанного Нобелем, в соответствии с его волей должны быть разделены на 5 равных частей и выдаваться в виде премий тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы и в борьбе за мир. Особое желание, которое высказал в своем завещании Нобель, заключалось в том, чтобы на присуждение премий не влияла национальность кандидата и чтобы премию получали наиболее достойные.