Как мне избавиться от плохой кармы?
Шри Чинмой: Смотря откуда взялась эта карма — из этой инкарнации или из прошлых инкарнаций. Иногда человек говорит: «Я натворил много плохого в прошлой инкарнации». Но вы можете оказаться жертвой обстоятельств: что-то плохое сделал в прошлом ваш муж или сын. Нужно понимать, что закон кармы очень сложен. Нередко человек получает наказание из-за того, что связан с кем-то, из-за того, что он член какой-то семьи. Можно сказать, сам факт того, что он находится именно в этой семье, и есть карма. В противном случае, почему же он пришел именно в эту семью? Есть огромная разница между кармой, которую накопили вы сами, и кармой, созданной другими. Поэтому, говоря о вас, ответьте, пожалуйста, — вы страдаете от своей собственной кармы или от плохой кармы других?
Шри Чинмой: Смотря откуда взялась эта карма — из этой инкарнации или из прошлых инкарнаций. Иногда человек говорит: «Я натворил много плохого в прошлой инкарнации». Но вы можете оказаться жертвой обстоятельств: что-то плохое сделал в прошлом ваш муж или сын. Нужно понимать, что закон кармы очень сложен. Нередко человек получает наказание из-за того, что связан с кем-то, из-за того, что он член какой-то семьи. Можно сказать, сам факт того, что он находится именно в этой семье, и есть карма. В противном случае, почему же он пришел именно в эту семью? Есть огромная разница между кармой, которую накопили вы сами, и кармой, созданной другими. Поэтому, говоря о вас, ответьте, пожалуйста, — вы страдаете от своей собственной кармы или от плохой кармы других?
Не могли бы вы объяснить, как закон кармы влияет на нас в этой жизни и в следующей жизни?
Шри Чинмой: Наше прошлое заключено в нас самих. Это непрерывный поток. «Что посеешь, то пожнешь». Если мы сделаем что-то плохое, нам нужно понимать, что сегодня или завтра, в физическом или во внутреннем мире мы пожнем плоды своих действий. Если я постоянно краду, в один прекрасный день меня поймают и посадят в тюрьму. Возможно, меня не поймают сегодня, но в один прекрасный день меня поймают. А если я буду делать что-то хорошее, если я буду молиться, медитировать и совершать божественные поступки, я получу результат и этого. Иногда мы видим, как человек, сделавший что-то плохое, наслаждается жизнью. Но, возможно, в прошлой инкарнации он сделал что-то выдающееся, что-то замечательное и теперь пожинает плоды своего хорошего действия, а результаты его плохих поступков еще не начали приносить плодов. На закате этой жизни или в будущей жизни он, несомненно, будет наказан.
Шри Чинмой: Наше прошлое заключено в нас самих. Это непрерывный поток. «Что посеешь, то пожнешь». Если мы сделаем что-то плохое, нам нужно понимать, что сегодня или завтра, в физическом или во внутреннем мире мы пожнем плоды своих действий. Если я постоянно краду, в один прекрасный день меня поймают и посадят в тюрьму. Возможно, меня не поймают сегодня, но в один прекрасный день меня поймают. А если я буду делать что-то хорошее, если я буду молиться, медитировать и совершать божественные поступки, я получу результат и этого. Иногда мы видим, как человек, сделавший что-то плохое, наслаждается жизнью. Но, возможно, в прошлой инкарнации он сделал что-то выдающееся, что-то замечательное и теперь пожинает плоды своего хорошего действия, а результаты его плохих поступков еще не начали приносить плодов. На закате этой жизни или в будущей жизни он, несомненно, будет наказан.
Все страдания — это результат плохой кармы либо из этой, либо из прошлой жизни?
Шри Чинмой: Необязательно. Иногда происходит так, что, хотя мы не делали ничего плохого, наша душа хочет получить опыт страдания. Душа хочет войти в глубину боли, просто чтобы узнать, что такое боль. Представьте, что очень духовный человек находит необходимым побить другого человека. Что он тогда делает? Он тотчас же входит в человека, которого бьет, и отождествляется с ним. И он будет чувствовать боль того человека, которого он бьет, гораздо сильнее, чем сам этот человек.
Часто дело обстоит так, что мы неправильно поступаем и раньше или позже пожинаем плоды. Но, с другой стороны, бывает и так, что мы страдаем из-за космических сил. Иногда у искренних, очень преданных родителей бывают дети, которые абсолютно недуховны, небожественны и никчемны. Так вот, вы скажете, что, наверное, в прошлой инкарнации родители тоже были недуховны и сделали много плохого. Да, в некоторых случаях родители были плохими в своих предыдущих жизнях, но в других случаях — нет. Иногда на искренних ищущих нападают враждебные, животные силы, которые действуют в мире. Когда эти небожественные, враждебные силы, блуждающие вокруг, начинают метаться, как бешеные слоны, или проникают в человека, этот человек страдает. Вот на что это похоже: вокруг нас дерутся, рвут друг друга на части и убивают друг друга звери. Каким бы хорошим и искренним человеком вы ни были, бешеный слон попросту вас растопчет. И никогда не знаешь, когда появятся эти звери. Поэтому, когда искренний ищущий страдает, нельзя тут же делать вывод, что в прошлой инкарнации он сделал что-то плохое.
Шри Чинмой: Необязательно. Иногда происходит так, что, хотя мы не делали ничего плохого, наша душа хочет получить опыт страдания. Душа хочет войти в глубину боли, просто чтобы узнать, что такое боль. Представьте, что очень духовный человек находит необходимым побить другого человека. Что он тогда делает? Он тотчас же входит в человека, которого бьет, и отождествляется с ним. И он будет чувствовать боль того человека, которого он бьет, гораздо сильнее, чем сам этот человек.
Часто дело обстоит так, что мы неправильно поступаем и раньше или позже пожинаем плоды. Но, с другой стороны, бывает и так, что мы страдаем из-за космических сил. Иногда у искренних, очень преданных родителей бывают дети, которые абсолютно недуховны, небожественны и никчемны. Так вот, вы скажете, что, наверное, в прошлой инкарнации родители тоже были недуховны и сделали много плохого. Да, в некоторых случаях родители были плохими в своих предыдущих жизнях, но в других случаях — нет. Иногда на искренних ищущих нападают враждебные, животные силы, которые действуют в мире. Когда эти небожественные, враждебные силы, блуждающие вокруг, начинают метаться, как бешеные слоны, или проникают в человека, этот человек страдает. Вот на что это похоже: вокруг нас дерутся, рвут друг друга на части и убивают друг друга звери. Каким бы хорошим и искренним человеком вы ни были, бешеный слон попросту вас растопчет. И никогда не знаешь, когда появятся эти звери. Поэтому, когда искренний ищущий страдает, нельзя тут же делать вывод, что в прошлой инкарнации он сделал что-то плохое.
Не можете ли вы помочь мне как можно скорее покинуть тело и воплотиться в таком месте, где высоко и очень холодно, где много тумана и снега?
Шри Чинмой: У меня есть сила сделать то, о чем вы меня просите. Но если я пойду к Всевышнему с вашей просьбой, Он тут же поднимет меня на смех и скажет: «Что же у тебя за ученик такой — не успев открыть глаза, он тут же хочет снова их закрыть?» Климат не имеет никакого отношения к осознанию Бога. Шри Рамана Махарши и Шри Ауробиндо были родом из Южной Индии, где климат очень жаркий, но это не помешало им осознать Бога. А в пещерах высоко в Гималаях, в вечных снегах живут многие устремленные, не сумевшие осознать Бога. Климат не имеет к этому никакого отношения. Осознание Бога может принести внутренний пыл устремления, а не внешние климатические условия.
Шри Чинмой: У меня есть сила сделать то, о чем вы меня просите. Но если я пойду к Всевышнему с вашей просьбой, Он тут же поднимет меня на смех и скажет: «Что же у тебя за ученик такой — не успев открыть глаза, он тут же хочет снова их закрыть?» Климат не имеет никакого отношения к осознанию Бога. Шри Рамана Махарши и Шри Ауробиндо были родом из Южной Индии, где климат очень жаркий, но это не помешало им осознать Бога. А в пещерах высоко в Гималаях, в вечных снегах живут многие устремленные, не сумевшие осознать Бога. Климат не имеет к этому никакого отношения. Осознание Бога может принести внутренний пыл устремления, а не внешние климатические условия.
Всегда ли душа уверена, что найдет свою истинную миссию в каждой новой жизни на земле?
Шри Чинмой: Прежде чем принять человеческую инкарнацию, душа получает внутреннее послание о своем божественном назначении на земле. Она полностью осознает свою миссию и приходит сюда с прямого одобрения или санкции Всевышнего. Но в ходе жизни работа физического ума иногда затмевает божественное вдохновение и истинное назначение души. Тогда миссия души не может проявиться. Однако если мы начнем устремляться умом, сердцем и душой, то сможем узнать назначение своего существования здесь, на земле.
Между божественным и небожественным в каждом человеке идет постоянная битва. Невежество мира пытается поглотить человеческое устремление. На данной стадии эволюции большинство людей живет в небожественном витале, где все сплошь желание, беспокойство и возбуждение. Вот почему они не осознают потребностей души.
Шри Чинмой: Прежде чем принять человеческую инкарнацию, душа получает внутреннее послание о своем божественном назначении на земле. Она полностью осознает свою миссию и приходит сюда с прямого одобрения или санкции Всевышнего. Но в ходе жизни работа физического ума иногда затмевает божественное вдохновение и истинное назначение души. Тогда миссия души не может проявиться. Однако если мы начнем устремляться умом, сердцем и душой, то сможем узнать назначение своего существования здесь, на земле.
Между божественным и небожественным в каждом человеке идет постоянная битва. Невежество мира пытается поглотить человеческое устремление. На данной стадии эволюции большинство людей живет в небожественном витале, где все сплошь желание, беспокойство и возбуждение. Вот почему они не осознают потребностей души.
Что душа делает в теле до рождения?
Шри Чинмой: Душа пребывает в теле в абсолютном безмолвии. Она подобна свидетелю. Она просто наблюдает за физическими органами. Но то, что она видит, только-только придя в мир при рождении, вызывает у нее страх и разочарование. Душа — искра Божественного, но когда она вступает в мир, она сразу же видит невежество. Душа приняла мир, но в момент рождения ребенка она смотрит глазами ребенка, и то, что она видит, вызывает у души страх. В это время душа не видит ничего особенно хорошего; она видит нечто свирепое, подобное льву, готовому ее растерзать. Тогда душа говорит: «Я сама приняла это тело. Нужно бороться. С какой стати мне поступать трусливо? Зачем оставлять тело? В этом теле, с этим телом мне придется сражаться за Бога и устанавливать Его Царство здесь, на земле».
Шри Чинмой: Душа пребывает в теле в абсолютном безмолвии. Она подобна свидетелю. Она просто наблюдает за физическими органами. Но то, что она видит, только-только придя в мир при рождении, вызывает у нее страх и разочарование. Душа — искра Божественного, но когда она вступает в мир, она сразу же видит невежество. Душа приняла мир, но в момент рождения ребенка она смотрит глазами ребенка, и то, что она видит, вызывает у души страх. В это время душа не видит ничего особенно хорошего; она видит нечто свирепое, подобное льву, готовому ее растерзать. Тогда душа говорит: «Я сама приняла это тело. Нужно бороться. С какой стати мне поступать трусливо? Зачем оставлять тело? В этом теле, с этим телом мне придется сражаться за Бога и устанавливать Его Царство здесь, на земле».
Когда душа входит в тело?
Шри Чинмой: Период между шестым и восьмым месяцем до рождения — вот когда обычно душа входит в тело. В редких случаях она может войти во время зачатия. Самое позднее, когда душа входит в тело, — это примерно за две недели до рождения ребенка. В очень редких случаях душа входит в тело всего за два-три дня до рождения, а иногда она может даже прийти вскоре после рождения. В этом случае душа может выжидать до последнего момента, прежде чем принять решение, потому что сомневается относительно семьи. Некоторые души чувствуют, что, подождав подольше, они смогут принять более правильное решение. К тому же некоторым душам просто нужно больше времени, чтобы принять решение, так же как одним людям требуется больше времени на принятие решения, чем другим. Но некоторые души не ждут; они сразу же знают, что делать, и делают это в течение нескольких месяцев после зачатия.
Шри Чинмой: Период между шестым и восьмым месяцем до рождения — вот когда обычно душа входит в тело. В редких случаях она может войти во время зачатия. Самое позднее, когда душа входит в тело, — это примерно за две недели до рождения ребенка. В очень редких случаях душа входит в тело всего за два-три дня до рождения, а иногда она может даже прийти вскоре после рождения. В этом случае душа может выжидать до последнего момента, прежде чем принять решение, потому что сомневается относительно семьи. Некоторые души чувствуют, что, подождав подольше, они смогут принять более правильное решение. К тому же некоторым душам просто нужно больше времени, чтобы принять решение, так же как одним людям требуется больше времени на принятие решения, чем другим. Но некоторые души не ждут; они сразу же знают, что делать, и делают это в течение нескольких месяцев после зачатия.
Каковы взаимоотношения между индивидуальной душой и душой той страны, в которой она родилась?
Шри Чинмой: Существует много стран. Почему конкретная душа приходит в конкретную страну? Есть две основные причины: или душе велел Всевышний, или душа отдает особое предпочтение этой стране. Почему душа интересуется конкретной страной? Потому что у души есть свои внутренние склонности. Она чувствует, что обладает определенными внутренними интуитивными способностями или другими качествами, которые можно легко проявить, если принять инкарнацию в данной стране. Если у этой души есть динамизм, она постарается принять инкарнацию в Америке, а не в Индии. С другой стороны, если она взывает о внутренней гармонии и покое, то она постарается принять инкарнацию в Индии. А если душа хочет простора и сочетания ума и сердца в ментальном и психическом пробуждении, то она воплотится в Австралии.
Шри Чинмой: Существует много стран. Почему конкретная душа приходит в конкретную страну? Есть две основные причины: или душе велел Всевышний, или душа отдает особое предпочтение этой стране. Почему душа интересуется конкретной страной? Потому что у души есть свои внутренние склонности. Она чувствует, что обладает определенными внутренними интуитивными способностями или другими качествами, которые можно легко проявить, если принять инкарнацию в данной стране. Если у этой души есть динамизм, она постарается принять инкарнацию в Америке, а не в Индии. С другой стороны, если она взывает о внутренней гармонии и покое, то она постарается принять инкарнацию в Индии. А если душа хочет простора и сочетания ума и сердца в ментальном и психическом пробуждении, то она воплотится в Австралии.
Кто-нибудь из ваших учеников знал друг друга в прошлых инкарнациях?
Шри Чинмой: Это наша не первая и не последняя инкарнация. Раньше я много рассказывал о прошлых инкарнациях, но недавно перестал, потому что это сбивает людей с толку. В редких случаях, когда Всевышний велит мне рассказать ученикам что-нибудь об их прошлых инкарнациях, я это делаю. Когда Всевышний просит меня это сделать, значит, это поможет людям, о которых идет речь, а также тем, кто при этом присутствует.
Здесь есть два ученика, в этой инкарнации они близкие друзья. Когда я на них медитировал, я увидел, что в своей прошлой инкарнации они были родными братьями и были очень близки друг другу. В прошлой инкарнации у них было еще двое братьев, и в этой инкарнации они их увидят. Когда другие два брата придут ко мне, я покажу их вам. Не могу сказать, останутся ли все четверо со мной на всю эту жизнь в качестве учеников. Но когда они придут, я определенно смогу показать этим друзьям, что в прошлом они были братьями. Думаю, последние два брата должны прийти через шесть-семь месяцев. Их приведут или эти двое друзей, или они придут каким-нибудь другим способом. Тогда уже им решать, следовать моему пути или нет.
Шри Чинмой: Это наша не первая и не последняя инкарнация. Раньше я много рассказывал о прошлых инкарнациях, но недавно перестал, потому что это сбивает людей с толку. В редких случаях, когда Всевышний велит мне рассказать ученикам что-нибудь об их прошлых инкарнациях, я это делаю. Когда Всевышний просит меня это сделать, значит, это поможет людям, о которых идет речь, а также тем, кто при этом присутствует.
Здесь есть два ученика, в этой инкарнации они близкие друзья. Когда я на них медитировал, я увидел, что в своей прошлой инкарнации они были родными братьями и были очень близки друг другу. В прошлой инкарнации у них было еще двое братьев, и в этой инкарнации они их увидят. Когда другие два брата придут ко мне, я покажу их вам. Не могу сказать, останутся ли все четверо со мной на всю эту жизнь в качестве учеников. Но когда они придут, я определенно смогу показать этим друзьям, что в прошлом они были братьями. Думаю, последние два брата должны прийти через шесть-семь месяцев. Их приведут или эти двое друзей, или они придут каким-нибудь другим способом. Тогда уже им решать, следовать моему пути или нет.
Существует ли у родственников человека в этой инкарнации связь с его родственниками в прошлой инкарнации?
Шри Чинмой: Это зависит от Воли Бога. Ваш дедушка в этой инкарнации может больше не захотеть поддерживать связь с вашей семьей, и в следующей инкарнации он войдет в какую-нибудь другую семью. Иногда души стараются изменить игру. Они не хотят продолжать ту же самую игру. Одна душа скажет: «Я сыграла свою роль. Теперь я хочу установить связь с другой семьей». С другой стороны, в этой инкарнации кто-то может быть вашим дедушкой, но если он захочет остаться в этой же семье, он может вернуться к вам в другой инкарнации как внук. Конечно, он придет в другой форме, как внук, племянник или двоюродный брат. Точно так же мать может прийти как дочь, двоюродная или родная сестра. Тут нет твердого правила.
Шри Чинмой: Это зависит от Воли Бога. Ваш дедушка в этой инкарнации может больше не захотеть поддерживать связь с вашей семьей, и в следующей инкарнации он войдет в какую-нибудь другую семью. Иногда души стараются изменить игру. Они не хотят продолжать ту же самую игру. Одна душа скажет: «Я сыграла свою роль. Теперь я хочу установить связь с другой семьей». С другой стороны, в этой инкарнации кто-то может быть вашим дедушкой, но если он захочет остаться в этой же семье, он может вернуться к вам в другой инкарнации как внук. Конечно, он придет в другой форме, как внук, племянник или двоюродный брат. Точно так же мать может прийти как дочь, двоюродная или родная сестра. Тут нет твердого правила.
Вы сказали, что душа выбирает семью, в которой ей предстоит родиться. Что будет с душой, если она выберет плохую семью?
Шри Чинмой: Пусть душа — владелец дома, а семья — это дом. Если вы как владелец чувствуете, что этот дом не приносит вам никакой радости и вам неприятно в нем находиться, вы сразу попытаетесь приобрести другой, в котором вам будет хорошо. Если душе не нравится семья, она может покинуть свое теперешнее тело и войти в другое. Душа обладает мудростью и светом, и поэтому она придет в другое место с лучшим окружением, которое даст ей больше возможностей осуществить себя. Если дом в порядке, душе нет необходимости переселяться. Если у вас хороший дом, вы не захотите его менять, а захотите пользоваться им на все сто процентов. Когда душа получает подходящий дом, то есть хорошее окружение и хорошую семью, в которой все устремляются, тогда, естественно, душа там и останется.
Шри Чинмой: Пусть душа — владелец дома, а семья — это дом. Если вы как владелец чувствуете, что этот дом не приносит вам никакой радости и вам неприятно в нем находиться, вы сразу попытаетесь приобрести другой, в котором вам будет хорошо. Если душе не нравится семья, она может покинуть свое теперешнее тело и войти в другое. Душа обладает мудростью и светом, и поэтому она придет в другое место с лучшим окружением, которое даст ей больше возможностей осуществить себя. Если дом в порядке, душе нет необходимости переселяться. Если у вас хороший дом, вы не захотите его менять, а захотите пользоваться им на все сто процентов. Когда душа получает подходящий дом, то есть хорошее окружение и хорошую семью, в которой все устремляются, тогда, естественно, душа там и останется.
Есть ли у души право выбора среды, в которую она вернется, когда будет перевоплощаться, и тела, которое она возьмет?
Шри Чинмой: Никто не оказывает на душу давления. Душа сама совершает выбор, но его должен одобрить Всевышний. Пока душа сидит на верхушке дерева, она чувствует, что может осуществить свое предназначение, спустившись на землю. Но, как известно, мир полон несовершенств и ограниченности. И когда душа касается подножия дерева, она чувствует, что тут сплошь непросветленные силы, злые силы, стремящиеся ее схватить и растерзать. Поэтому, сделав выбор, душа иногда чувствует, что среда, которую она выбрала, пагубна, и может покинуть тело.
Шри Чинмой: Никто не оказывает на душу давления. Душа сама совершает выбор, но его должен одобрить Всевышний. Пока душа сидит на верхушке дерева, она чувствует, что может осуществить свое предназначение, спустившись на землю. Но, как известно, мир полон несовершенств и ограниченности. И когда душа касается подножия дерева, она чувствует, что тут сплошь непросветленные силы, злые силы, стремящиеся ее схватить и растерзать. Поэтому, сделав выбор, душа иногда чувствует, что среда, которую она выбрала, пагубна, и может покинуть тело.