ТРУД, целесообразная деятельность человека по производству материальных и духовных благ, необходимая для удовлетворения потребностей как отдельного индивида, так и общества в целом. Любой труд предполагает осознанную постановку цели, которая определяет последующий характер действий человека. Труд - основной источник богатства (другим источником является природа), главная сфера жизнедеятельности людей. Труд является важнейшим естественным условием жизни человека, средством его существования и в то же время средством развития самого человека. Благодаря труду человек выделился из животного мира, в труде раскрываются его способности и жизненные силы, приобретаются навыки, знания и опыт. Поэтому здоровый организм испытывает потребность в нормальной трудовой нагрузке.
Следует различать общую природу труда (технологическая сторона труда) и его социально-экономическую форму. С точки зрения общей природы труд выступает прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, который включает в себя три простых момента (компонента): целесообразную деятельность (или собственно труд), предмет труда и средство труда. Предмет труда и средства труда, образуя в совокупности средства производства, представляют собой вещественное условие живого труда, в котором приоритетную роль играют средства труда. Во-первых, потому, что с создания орудий труда по существу и начинается труд. Во-вторых, этапы развития общества различаются не тем, что производится, а тем, как, какими средствами труда создаются блага.
От степени их развития зависит, с одной стороны, эффективность труда, качество продукции, с другой - условия и содержательность труда. Однако ведущая, активная роль в этом взаимодействии принадлежит самому труду, человеку, который с помощью средств труда преобразует вещество природы - предмет труда - в продукт, готовый для потребления.
Общая природа труда, или его содержание, раскрывается через его функции. Главные из них: логическая - постановка цели и подготовка процесса труда; энергетическая - приведение в движение средств труда; технологическая - непосредственное воздействие на предмет труда; контрольно-регулирующая - настройка и наладка оборудования. Соотношение между ними определяет соотношение затрат физического и умственного труда работника. Переход от ручного труда к механизированному, а затем и к автоматизированному означал вытеснение физического труда, возрастание роли умственной деятельности. Эти изменения увеличивают требования к подготовке работника, его профессиональному и квалификационному уровню.
По мере развития общественного разделения труда расширяется и обогащается сфера труда - наряду с сельским хозяйством появляется ремесленное, а затем и промышленное производство, выделяется торговля, а в дальнейшем сфера услуг, информационное обеспечение и др. В современных развитых странах благодаря высокопроизводительным технологиям сокращается занятость в сфере материального производства и всё большая масса труда смещается в социальную сферу, прежде всего в образование, науку, культуру - области, направленные непосредственно на развитие человека. Труд в этих областях имеет свои особенности.
Социально-экономическая форма труда связана с его технологической стороной. Для первых ступеней развития общества это был совместный труд племени, диктуемый низким уровнем развития производительных сил. С появлением прибавочного продукта возникают антагонистические отношения и принудительный характер труда. При рабовладельческом и феодальном строе принудительный труд базировался на внеэкономическом принуждении, при капитализме - с появлением наёмного рабочего - на экономическом принуждении. Тем не менее рыночные отношения, ставшие господствующими при капитализме, создали действенные стимулы к труду, которые позволили многим странам радикально преобразовать технологический способ производства, создать условия для трансформации капитализма и изменения социально-экономической формы труда. Концепции "человеческих отношений", "гуманизации труда", "социального партнёрства" и др. также отражают этот процесс. См. также Занятость, Безработица, Рабочая сила. Г. Г. Шишкова.
Следует различать общую природу труда (технологическая сторона труда) и его социально-экономическую форму. С точки зрения общей природы труд выступает прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, который включает в себя три простых момента (компонента): целесообразную деятельность (или собственно труд), предмет труда и средство труда. Предмет труда и средства труда, образуя в совокупности средства производства, представляют собой вещественное условие живого труда, в котором приоритетную роль играют средства труда. Во-первых, потому, что с создания орудий труда по существу и начинается труд. Во-вторых, этапы развития общества различаются не тем, что производится, а тем, как, какими средствами труда создаются блага.
От степени их развития зависит, с одной стороны, эффективность труда, качество продукции, с другой - условия и содержательность труда. Однако ведущая, активная роль в этом взаимодействии принадлежит самому труду, человеку, который с помощью средств труда преобразует вещество природы - предмет труда - в продукт, готовый для потребления.
Общая природа труда, или его содержание, раскрывается через его функции. Главные из них: логическая - постановка цели и подготовка процесса труда; энергетическая - приведение в движение средств труда; технологическая - непосредственное воздействие на предмет труда; контрольно-регулирующая - настройка и наладка оборудования. Соотношение между ними определяет соотношение затрат физического и умственного труда работника. Переход от ручного труда к механизированному, а затем и к автоматизированному означал вытеснение физического труда, возрастание роли умственной деятельности. Эти изменения увеличивают требования к подготовке работника, его профессиональному и квалификационному уровню.
По мере развития общественного разделения труда расширяется и обогащается сфера труда - наряду с сельским хозяйством появляется ремесленное, а затем и промышленное производство, выделяется торговля, а в дальнейшем сфера услуг, информационное обеспечение и др. В современных развитых странах благодаря высокопроизводительным технологиям сокращается занятость в сфере материального производства и всё большая масса труда смещается в социальную сферу, прежде всего в образование, науку, культуру - области, направленные непосредственно на развитие человека. Труд в этих областях имеет свои особенности.
Социально-экономическая форма труда связана с его технологической стороной. Для первых ступеней развития общества это был совместный труд племени, диктуемый низким уровнем развития производительных сил. С появлением прибавочного продукта возникают антагонистические отношения и принудительный характер труда. При рабовладельческом и феодальном строе принудительный труд базировался на внеэкономическом принуждении, при капитализме - с появлением наёмного рабочего - на экономическом принуждении. Тем не менее рыночные отношения, ставшие господствующими при капитализме, создали действенные стимулы к труду, которые позволили многим странам радикально преобразовать технологический способ производства, создать условия для трансформации капитализма и изменения социально-экономической формы труда. Концепции "человеческих отношений", "гуманизации труда", "социального партнёрства" и др. также отражают этот процесс. См. также Занятость, Безработица, Рабочая сила. Г. Г. Шишкова.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи