КООПЕРАТИВ

Наука » Экономика
КООПЕРАТИВ (от лат. cooperatio - сотрудничество), одна из форм организации коллективного предприятия. Создаётся путём добровольного объединения физических и юридических лиц на паевой основе для ведения совместной деятельности; функционирует на началах самофинансирования и самоуправления. Кооперативом называется также само предприятие, созданное в такой форме.

В Гражданском кодексе РФ различаются 3 вида кооперативов. Производственные кооперативы (артели) - коммерческие организации, созданные для совместной деятельности их членов по производству и реализации на сторону товаров, оказания услуг, выполнения работ и основанные на личном трудовом (как правило, и финансовом) участии. Ответственность членов производственного кооператива по его долгам, согласно действующему в РФ законодательству, определяется в уставе и должна носить коллективный характер. Управление производственным кооперативом распределяется между общим собранием членов и исполнительным органом - правлением кооператива и (или) его председателем. Если число членов производственного кооператива превышает 50 чел., в нём может быть создан наблюдательный совет, осуществляющий периодический контроль за деятельностью исполнительного органа. Голосование членов кооператива на общем собрании ведётся по принципу "один член кооператива - один голос", вне зависимости от трудового или иного вклада члена кооператива в его работу.

Потребительские кооперативы (потребительские союзы, потребительские общества) - некоммерческие организации, созданные для совместной деятельности их членов по удовлетворению своих материальных и иных потребностей на основе объединения вкладов. Члены кооператива несут ответственность за его долги и убытки в размерах дополнительных паевых взносов, устанавливаемых общим собранием потребительского кооператива.

Управление потребительским кооперативом осуществляется таким же образом, как и управление производственным кооперативом. Голосование членов кооператива на общем собрании также ведётся по принципу "один член кооператива - один голос", вне зависимости от трудового или иного вклада члена кооператива в его работу.

В зависимости от целей создания и вида деятельности потребительские кооперативы разделяются на три группы: потребительские общества, специализирующиеся на заготовке, переработке и торговле сельскохозяйственной продукцией; сельскохозяйственные кооперативы, специализирующиеся на огородничестве, животноводстве и т.п.; специализированные кооперативы (жилищные, дачные, гаражные, занимающиеся бытовым обслуживанием населения И Т. П.). Г. Б. Кпейнер.

КОРПОРАТИВИЗМ (от лат. соrроratio - объединение), экономическая система организации развития общества, в которой ведущая роль и регламентирующее начало в гармонизации интересов различных социальных слоев и групп общества принадлежат объединённым профессиональным организациям предпринимателей (работодателей) и наёмных работников, общественным ассоциациям и государству. Через эти профессиональные объединения реализуются, разрешаются и(или) сглаживаются противоречия основных социальных партнёров: профсоюзов, выражающих интересы наёмных работников, организаций предпринимателей и общественных ассоциаций (организаций), что позволяет рассматривать корпоративизм как институциональную форму.

Посредником и арбитром в корпоративной модели развития общества выступает государство, которое должно исходить из необходимости гармонизации интересов всех партнёров-участников, чтобы гарантировать поступательное развитие общества, а не отдельной социальной группы, обеспечивая благоприятные условия развития национального хозяйства и устойчивый экономический рост. Ведущую роль при этом играют институты и механизмы социального партнёрства.

Корпоративизм базируется на различных формах ассоциированной собственности, и прежде всего на акционерной (корпоративной) собственности и её разновидностях: страховых, пенсионных, инвестиционных фондах и различных ассоциациях.

Корпоративная модель экономического развития широко используется в развитых странах, и прежде всего в Австрии, Швеции, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах, Японии, где она получила название корпоративной модели смешанной экономики.

Классической страной такой модели считается Австрия, в которой действует разветвлённая система консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий и др. организаций, как на общегосударственном, так и на отраслевом уровнях. Их задачи - достижение согласия в определении экономической стратегии, а также решение текущих вопросов в социально-экономической сфере.

Отличительная черта корпоративной модели заключается в возможности достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, который, как показывает практика, является важным фактором, определяющим преимущества данной модели в области роста общественного благосостояния, экономической эффективности, социальной справедливости.

В тех странах, где корпоративизм не получил широкого развития, согласование интересов, поиски консенсуса идут на основе обычного традиционного политического процесса с участием партий, профсоюзов, правительства, парламента (плюралистическая модель смешанной экономики). Здесь борьба интересов носит острый характер, выявляя серьёзные минусы такой модели по сравнению с корпоративным её вариантом с точки зрения как экономической эффективности, так и социальной справедливости в долгосрочной перспективе. Классическая страна такой модели - США.

А. А. Петров.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.