ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ

Наука » Экономика
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ, вид государственных кредитов, основная форма привлечения денежных средств на покрытие государственных расходов, при которой именно государство выступает в качестве должника, заёмщика. Выпускаются, как правило, в денежной форме и подразделяются на облигационные и безоблигационные. Государственные облигационные займы - это разновидность долговых расписок (обязательств заёмщика кредитору), выпуск которых осуществлён правительством, местными органами власти или государственными предприятиями. По способу размещения различаются государственные займы свободно обращающиеся, размещаемые по подписке, и принудительные. Бывают займы краткосрочные - со сроком погашения до 1 года, среднесрочные - на 3-10 лет и долгосрочные - св. 10 лет. По видам доходности подразделяются на процентные (займодержатели получают ежегодно равными долями твёрдый доход по утверждённой ставке) и выигрышные, или лотерейные (доход выплачивается при выходе облигаций в тираж погашения или тираж выигрышей). По месту размещения различаются внутренние и внешние. Облигации внутренних займов выпускаются в национальной валюте, их могут также покупать иностранные граждане и общества. Облигационные займы остаются достаточно эффективным механизмом привлечения средств, в т. ч. и для покрытия "бюджетных дыр". Внешние займы реализуются на иностранных денежных рынках в валюте страны-кредитора, государства-заёмщика или третьей стороны.

Задолженность по непогашенным государственным займам и не выплаченным по ним процентам включается в сумму государственного долга страны. В современных условиях государственная задолженность, особенно внешняя, складывающаяся из долгов международным и региональным банкам, правительствам, частным инвесторам и др., достигла таких масштабов, что страны оказываются не в состоянии погашать обязательства как по внутренним, так и по внешним государственным займам в установленные сроки. Поэтому широкое развитие получили операции по изменению условий ранее выпущенных займов. Для сокращения расходов по этим займам удлиняются сроки (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых по облигациям процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии и консолидации, когда одновременно удлиняется срок действия займа и снижается процент по нему.

В Российской Федерации основным принципом стратегии обслуживания внутреннего долга является чёткое разграничение между обязательствами бывшего СССР и собственно российским долгом. Финансовое состояние Российской Федерации, как предельно неустойчивое, не позволяет в полном объёме обслуживать советские обязательства и долги, сделанные после 1991 г. По данным Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, государственный долг (внешний и внутренний) по итогам 1998 г. превысил годовой объём ВВП на 38%. Внутренний долг составлял 19,4% к ВВП страны. При этом внешний долг на 1 января 1999 г. превышал ВВП Российской Федерации за 1998 г. на 18,7% и составлял 145 млрд. долл. Часть этой суммы является долгом бывшего СССР, она составляет 80 млрд. долл. и состоит из долга Парижскому клубу (государствам-кредиторам, 40,2 млрд. долл.), Лондонскому клубу (частным инвесторам, в первую очередь банкам, 26,1 млрд. долл.), долга по облигациям внутреннего выигрышного займа (9,6 млрд. долл.) и прочих долгов (4,1 млрд. долл.). Собственно российский долг составляет 65 млрд. долл. и состоит из долга по евробондам (16 млрд. долл.), долга МВФ (13,4 млрд. долл.), Всемирному банку (5,7 млрд. долл.) и прочих долгов (29,9 млрд. долл.). Политика Российской Федерации в области управления внешним государственным долгом ориентирована прежде всего на достижение приемлемых условий реструктуризации задолженности бывшего СССР при неукоснительном выполнении обязательств РФ по займам и кредитам, привлечённым после 1 января 1992 г. Л. С. Савостина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.