МАО ЦЗЭДУН

Наука » История » Всемирная история
МАО ЦЗЭДУН

МАО ЦЗЭДУН


Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 г. в деревушке Шаошань китайской провинции Хунань. Его отец был зажиточным крестья­нином и потому смог дать сыну неплохое образо­вание. Сначала Мао учился в сельской школе, затем в средней школе г. Чанша. Ему исполнилось 18 лет, когда в Китае началась Синьхайская революция. Она означала для Мао, кроме всего прочего, зна­комство с учениями, распространёнными на За­паде, — анархизмом, социализмом; он становится членом революционной организации «Новый на­род». Возвратившись в 1918 г. на короткое время к учёбе, Мао закончил учительскую семинарию и уехал в Пекин. Он уже был полностью захвачен политической борьбой.

В Пекине он устроился на работу в библиотеку университета и сблизился там с Ли Дачжао — бу­дущим основателем компартии Китая (КПК). Ито­гом этого знакомства было то, что неопределённые революционные взгляды молодого Мао приобрели более чёткие очертания. Народные выступления, начавшиеся 4 мая 1919 г. и прошедшие под лозун­гами сопротивления западным державам, всколых­нули Китай. Мао Цзэдун уехал в родную провин­цию, редактировал там газету, создал сначала сту­денческую организацию, а затем марксистский кружок. Он был в числе делегатов учредительного съезда китайских коммунистов (1921 г.). Их было всего 12, и в целях конспирации одно из своих засе­даний съезд провёл даже в лодке посреди озера.

Вернувшись в провинцию Хунань, Мао органи­зовал в г. Чанша ячейки КПК. В это время он стал хорошо известен в родной провинции не только как вожак местных коммунистов, но и как хороший оратор, как политик, готовый в интересах револю­ции пойти на союз с некоммунистами.

Понятно, что после того как лидер китайских националистов Сунь Ятсен взял курс на дружбу с СССР и КПК на особых правах вошла в состав Го­миньдана, Мао занял ответственные посты в его ру­ководстве. Одно время Мао фактически руководил отделом пропаганды Гоминьдана, возглавлял Ин­ститут крестьянского движения в г. Гуанчжоу. На­чиная с 1926 г. появляются работы Мао Цзэдуна, благодаря которым он получает известность как коммунистический мыслитель.

В своих произведениях будущий диктатор стре­мился приспособить систему понятий марксизма к образу мыслей простого китайца, передать филосо­фию революции через русло китайских философ­ских традиций. Его настольными книгами стали полный набор китайских энциклопедических сло­варей, древние трактаты, древняя китайская художественная литература.

В учении Мао многое бы­ло заимствовано из старых крестьянских представ­лений о справедливом обществе, кое-что было взято из анархизма. Там можно найти положения, ко­торые по сути дела ставили китайскую нацию выше всех других. Но, возможно, именно эти недостатки (с точки зрения марксизма) привлекали в условиях отсталого Китая в ряды коммунистов новых и но­вых людей.

После того как Чан Кайши и Гоминьдан в ходе национальной революции начали преследования коммунистов, Мао Цзэдун осенью 1927 г. поднял в Хунани восстание «осеннего урожая». Вскоре вос­стание было подавлено, а оставшиеся вооружённые силы вынуждены были отступить. Они попали в горы Цзинганшань, где хозяйничали два отряда разбойников, главари которых примкнули к Мао и стали командирами полков в китайской Красной Армии. Однако после того как Красная Армия в 1929 г. ушла из этих мест, они, по словам Мао, «вернулись к своим привычкам», были схвачены и казнены крестьянами.

Горы Цзинганшань вскоре стали сборным пунк­том бежавших революционеров. Здесь собрались значительные силы, и руководство КПК требовало от Мао «великих наступлений» на города. Эти приказы выполнялись вполсилы, вооружённые формирования ком­мунистов стремились расширить своё влияние, и это им уда­валось. На освобождённых от власти Чан Кайши территориях провозглашалась советская власть. К началу 30-х гг. в Китае образовался так называемый «красный пояс», контролировав­шийся КПК.

Успехи революционных войск объяснялись тем, что новая власть наделяла крестьян землёй, отбирая её у помещиков и богатых хозяев. «Кто завоюет крестьян, тот завоюет Китай, а кто решит земельный вопрос, тот завоюет крестьян», — говорил Мао. Другая причина заключалась в том, что в этой в сущности крестьянской армии строго соблюдалась дисциплина, не разре­шались поборы с населения.

Тогда же Мао Цзэдун создал основанную на советах древних китайских полководцев тактику военных действий, о которой много спорили. Вкратце её можно представить в виде четырёх взаимосвязанных положений: если враг наступает, мы отходим; если останавливается и разбивает лагерь, мы ему мешаем; если он избегает боя, мы наступаем; если враг отступает, мы пре­следуем.

Хотя границы «красного пояса» постоянно изменялись, ком­мунисты контролировали территорию в 150 тыс. кв. км с на­селением 10—12 млн. человек (примерно 9% площади континен­тального Китая и 3% его населения). Понятно, что гоминьдановский режим не желал мириться с этим государством в госу­дарстве. Против «Советских районов» было организовано четыре карательных похода, но коммунисты устояли. Пятый поход гоминьдановских армий, насчитывавших полмиллиона солдат, поставил Красную Армию на грань поражения. Немецкие ге­нералы — советники Чан Кайши — применили «тактику блок­гаузов», т. е. укреплённых точек, полностью простреливающих пространство между собой. Руководство КПК приняло решение уйти из Центрального Советского района. В октябре 1934 г. 100 тыс. человек двинулись сначала в западном, затем в север­ном направлении. Начался знаменитый «великий поход» китай­ских коммунистов в поисках новой надёжной базы.

Они форсировали болота и реки, страдали от голода и эпи­демий, подвергались постоянным бомбардировкам с воздуха и атакам правительственных войск. Из стотысячной армии в се­верную провинцию Шаньси в октябре 1935 г. пришло 10 тыс. солдат. Переход в 12,5 тыс. км через весь континентальный Ки­тай стал классическим эпизодом военной истории. Легендарны­ми стали переправа через реку Дадухэ, бой у висячего моста под городом Лудин, в том самом месте, где 70 лет назад была разбита одна из армий тайпинов. Гоминьдановские солдаты успели снять половину покрытия моста. Красноармейцы перебирались на противоположный берег по его цепочкам, кое-кто срывался в пенившуюся внизу воду. Всё же большая часть их сумела доб­раться до покрытия, забросала гранатами охрану моста и обеспе­чила продвижение тысяч своих товарищей.

Одновременно «великий поход» стал важным этапом в про­движении Мао Цзэдуна к вершинам власти. В январе 1935 г., в самую тяжёлую пору перехода, на совещании в г. Цзуньи Мао выступил против руководства КПК и добился успеха. Ответст­венность за неудачи Красной Армии он возложил на предста­вителя Коминтерна Брауна и связанных с Москвой китайских коммунистов. Со времени совещания в Цзуньи преобладающим в партии становится влияние сторонников Мао Цзэдуна, подчёр­кивавших значение для страны «китаизированного марксизма» — маоизма. Понятные неграмотному крестьянину простые идеи передела земель, создания справедливого общества равных лю­дей хорошо усваивались в Китае. Авторитет Мао Цзэдуна как

политического и идейного лидера КПК становился непререкае­мым. В 1937 г. Япония предприняла крупное наступление про­тив Китая, и это, наконец, побудило воюющие стороны — КПК и Гоминьдан — объединиться и выступить единым фронтом про­тив японцев. Мощная военная машина Токио превратила в пе­пел многие города Китая и подчинила себе огромные террито­рии. И чанкайшисты, и коммунисты делали ставку на парти­занские действия, лишь изредка бросая против японцев крупные военные соединения. Когда же в войну с Японией вступили со­юзники по антигитлеровской коалиции, Гоминьдан и КПК во главе с Мао уже больше думали о будущей борьбе за власть. Мао указывал: «Десять процентов своих сил — на борьбу с Японией, двадцать процентов — на борьбу с Гоминьданом, семьдесят про­центов — на рост своих сил».

Время решительной схватки наступило в 1945 г. В стране, с 1911 г. не знавшей мира, вновь развернулись военные действия. Вначале успех был на стороне гоминьдановских армий, получав­ших первоклассное американское снаряжение, но в конце кон­цов крестьяне, видевшие в КПК силу, способную дать им землю, склонили чашу весов на сторону коммунистов. К тому времени их войска тоже были неплохо вооружены — СССР передал им вооружение Квантунской армии, капитулировавшей в Маньч­журии.

В ходе крупнейшей Хуайхэйской битвы (ноябрь 1948 г. — январь 1949 г.) коммунистическая Народно-освободительная ар­мия пленила и уничтожила 400 тыс. солдат Чан Кайши, или 56 дивизий. Это сражение было одним из самых крупных в истории — с обеих сторон в нём участвовало по миллиону человек. После этой победы был открыт путь к сердцу Китая — реке Янцзы, и коммунистические войска под командованием прекрасных пол­ководцев Чжу Дэ, Пэн Дэхуая, Лю Бочэна и других довольно легко сломили сопротивление гоминьдановцев. В октябре 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), во главе нового государства встал Мао Цзэдун.

Три десятилетия, в течение которых он находился у власти, Китай не воевал с внешним врагом. Ни одна политическая орга­низация, кроме КПК, не могла претендовать на власть в го­сударстве. И тем не менее эти три десятилетия были для страны временем больших потрясений.

В первые годы после образования КНР Мао много сделал для того, чтобы расколотое и изнурённое войнами общество восста­новило страну и народное хозяйство. Он даже заявил, что КНР должна стать государством «новой демократии», в котором кре­стьяне, рабочие, интеллигенция и предприниматели будут сот­рудничать в строительстве нового Китая. Но как только поя­вились первые плоды такого сотрудничества, Мао Цзэдун отка­зался от прежних обещаний и заявил о начале строительства социализма в Китае. Это означало переход частных заводов и фабрик в собственность государства, создание новых крупных предприятий, организацию коллективных хозяйств в деревне, полное господство коммунистических идей в просвещении, ли­тературе и искусстве. Это означало и вынужденное сближение с СССР, так как у Китая не было ни средств, ни специалистов для переустройства страны. Одно время казалось, что в итоге этого сближения Китай станет во всём равняться на Советский Союз, а значит, позиции Мао и маоизма будут слабеть. На съезде КПК в 1956 г. впервые после совещания в Цзуньи не было упомянуто о «мао-идеях».

Но у Мао были свои планы и своё отношение к СССР. Он решил строить социализм «больше, быстрее, лучше и эконом­нее», т. е. ещё более ускорить темпы его строительства и начать соревнование с Советским Союзом в продвижении к счастливому

коммунистическому обществу. Летом 1958 г. было объявлено, что Китай начинает «большой скачок» в социализм. Происходило много такого, что про­тиворечило здравому смыслу. Вся страна варила в маленьких домнах никуда не годный металл, по­тому что было решено за несколько лет догнать Анг­лию в производстве чугуна и стали. Сотни миллио­нов людей работали на строительстве каналов и дру­гих гигантских сооружений, потому что они долж­ны были демонстрировать преимущества китайско­го социализма. На селе создавались «народные ком­муны», где все получали одинаковый паёк, потому что Мао считал эту форму вознаграждения более коммунистической, чем трудодни в советских кол­хозах. От крестьян требовали применять при посад­ке риса «загущённый сев и глубокую вспашку», что противоречило требованиям агрономической нау­ки. Страна жила в страшном напряжении сил, пов­торяя призыв председателя Мао: «Три года упор­ного труда — десять тысяч лет счастья!»

Вскоре тем не менее стало ясно, что курс на «большой скачок» потерпел крах. Сильно постра­дала промышленность, в 1959—1961 гг. страна го­лодала, и «коммунистический азарт» в народе пос­тепенно проходил. Нужно было снова, как после войны, восстанавливать экономику, налаживать бо­лее-менее нормальную жизнь, и КПК провозгласи­ла «курс на урегулирование». Никто не решался публично обвинять Мао в «забегании вперёд», как выражались в те времена, но он счёл за лучшее не­сколько отойти в тень и даже оставил пост главы государства. Правда, он по-прежнему оставался не­сомненным лидером страны, вождём правящей пар­тии, но в начале 60-х гг. стали поговаривать о том, что Мао болен и вскоре совсем отойдёт от дел.

Мао Цзэдун же был занят планомерной подго­товкой к сведению счётов не только с теми, кто на-

деялся сменить его у кормила власти, но и с теми, кто мог их поддержать. В 1966 г. Пекин неожидан­но объявил о начале великой пролетарской куль­турной революции, которая должна полностью пе­рестроить жизнь общества и убрать с дороги пре­дателей, мешающих строить социализм в соответ­ствии с учением Мао. Вскоре Мао продемонстри­ровал отличное здоровье, проплыв 15 км по Янцзы, и активно включился в политическую жизнь. Был провозглашён лозунг «Огонь по штабам!», означав­ший разгром руководящих органов правящей пар­тии и государства. Неугодные Мао лица подверга­лись арестам, избиениям и издевательствам. Глав­ной жертвой стал «второй человек» Китая — Пред­седатель КНР Лю Шаоци. Одновременно разверну­лись гонения на китайскую интеллигенцию, кото­рую «перевоспитывали» физическим трудом в от­далённых деревнях. Опорой Мао стала безоглядно доверявшая ему учащаяся и рабочая молодёжь — отряды хунвэйбинов (красных охранников) и цзаофаней (бунтовщиков).

Они раздули культ Мао до небывалых размеров. Всё население почти миллиардного Китая имело при себе красные книжечки с указаниями великого Мао по всем вопросам жизни. Они были изданы огромным тиражом на языках чуть ли не всех на­родов мира. Председателя Мао называли не иначе как « красное солнце» и «великий кормчий». Порт­реты Мао обязательно имелись в домах китайцев, они заполонили улицы городов и деревень. Всех льстецов перещеголял министр обороны Линь Бяо, который заявил, что такие гении, как Мао Цзэдун, рождаются раз в тысячелетие.

Власть, которой располагал Мао в 1966— 1976 гг., можно сравнить разве что с властью им­ператора или Бога. Это проявилось и в области меж­дународных отношений. Желание сделать Китай центром мировой революции, а себя — главной фи­гурой современности приводило Мао к очень риско­ванным шагам во внешней политике. Но он не бо­ялся гибели земной цивилизации в ядерной войне. Мао не раз говорил, что если треть человечества погибнет и в мире будет установлен коммунистиче­ский строй, гибель этих людей будет оправдана. В Китае усилились националистические настроения, проявившиеся, в частности, в претензиях на тер­риторию соседних стран. Издавались карты, на ко­торых границы Китайского государства охватыва­ли районы Южной Сибири и Дальнего Востока, Монголии и Вьетнама, Бирмы и Индии. Резко ухуд­шились отношения с Советским Союзом. В первой половине 60-х гг. почти прекратилась торговля с СССР, оттуда были отозваны китайские студенты, а из КНР — советские советники и технические специалисты. Затем, в период культурной револю­ции, дело дошло до взаимных обвинений в измене делу революции, а на рубеже 60-х и 70-х гг. имели место кровопролитные столкновения на границе. Существовала опасность большой войны между Со­ветским Союзом и Китаем.

В конце жизни престарелый «великий вождь» даже заявил, что угроза Китаю со стороны СССР более значительна, чем со стороны США. Больше того, в его последние годы началось сближение Ки­тая с Западом. По сути дела у Мао не было выбора, так как хозяйство страны разрушила культурная революция, а на помощь СССР уже нельзя было положиться.

Умер 83-летний Мао Цзэдун 9 сентября 1976 г., находясь на вершине власти. Он считал, что всю жизнь боролся за счастье народа, а оставил преем­никам отсталый и голодный Китай. Он хотел все­мирного признания своих заслуг, а закончил дни,

фактически изолировав страну от всего остального мира. На склоне лет, когда ему, наверное, вспоминалось время «ве­ликого похода», его окружали не старые друзья, а полузнакомые люди, выдвинувшиеся в период культурной революции. В этом личная трагедия Мао. Но время его правления было одновременно трагедией для Китая. Это вынуждено было приз­нать в своё время новое коммунистическое руко­водство страны.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.