ЮСТИНИАН I

Наука » История » Всемирная история
ЮСТИНИАН I

Будущий император Византии родился около 482 г. в маленькой македонской деревушке Таурисий, в семье бедного крестьянина. В Константинополь он попал подростком по пригла­шению своего дяди Юстина, влиятельного при­дворного. Своих детей у Юстина не было, и он покровительствовал племяннику: вызвал в столицу и, несмотря на то, что сам так и остался негра­мотным, дал ему хорошее образование, а потом нашёл должность при дворе. В 518 г. сенат, гвардия и жители Константинополя провозгласили преста­релого Юстина императором, а тот вскоре сделал своим соправителем племянника. Юстиниана отли­чали ясный ум, широкий политический кругозор, решительность, настойчивость и исключительная работоспособность. Эти качества делали его факти­чески правителем империи. Огромную роль играла и его молодая, красивая жена Феодора. Её жизнь сложилась необычно: дочь бедного циркового ар­тиста и сама цирковая артистка, она 20-летней девушкой порвала со своим кругом и уехала в Александрию, где попала под влияние мистиков и монахов и преобразилась, став искренне религиоз­ной и благочестивой. Красивая и обаятельная, Феодора обладала железной волей и оказалась неза­менимой подругой императору в трудные минуты. Юстиниан и Феодора были достойной парой, хотя злым языкам долго не давал покоя их союз.

В 527 г., после смерти дяди, 45-летний Юстини­ан стал автократором — самодержцем — Империи ромеев, как называлась тогда Византийская импе­рия.

Он получил власть в трудное время: от бывших римских владений осталась только их восточная часть, а на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства: вестготы в Испании, остготы в Италии, франки в Галлии и вандалы в Африке. Христианскую церковь разди­рали споры о том, был ли Христос «богочеловеком»; зависимые крестьяне (колоны) разбегались и не об­рабатывали землю, произвол знати разорял простой народ, города сотрясали бунты, финансы империи были в упадке. Спасти положение можно было лишь решительными и самоотверженными мерами, и Юстиниан, чуждый роскоши и удовольствий, иск­ренне верующий православный христианин, бого­слов и политик, как нельзя лучше подходил для этой роли.

В царствовании Юстиниана I ясно выделяется несколько этапов. Начало правления (527—532 гг.) было периодом широкой благотворительности, раз­дачи средств бедным, снижения налогов, помощи пострадавшим от землетрясения городам. В это вре­мя укрепились позиции христианской церкви в борьбе с другими религиями: в Афинах был закрыт последний оплот язычества — платоновская Акаде­мия, ограничены возможности для открытого ис­поведания культов инаковерующих — иудеев, са­маритян и т .д. Это был период войн с соседней иран­ской державой Сасанидов за влияние в Южной Ара­вии, целью которых было укрепиться в портах Ин­дийского океана и тем подорвать монополию Ирана на торговлю шёлком с Китаем. Это было время борьбы с произволом и злоупотреблениями знати.

Главное событие этого этапа — реформа права. В 528 г. Юстинианом была учреждена комиссия из опытных юристов и государственных деятелей. Главную роль в ней играл специалист по праву Требониан. Сначала комиссия подготовила своего рода конституцию — «Кодекс Юстиниана», затем своды конкретных законов — «Дигесты», а также руко­водство по изучению права — «Институции». При законодательной реформе исходили из необходи­мости сочетания норм классического римского пра­ва с духовными ценностями христианства. Вырази­лось это прежде всего в создании единой системы имперского гражданства и провозглашении равен­ства граждан перед законом. Реформа Юстиниана завершила начатый ещё в староримский период процесс создания правового регулирования инсти­тута частной собственности. Кроме того, законы Юстиниана рассматривали раба уже не как вещь — «говорящее орудие», а как человека. Хотя рабство не отменялось, для раба открывалось много воз­можностей освободиться: если он стал епископом, ушёл в монастырь, стал солдатом; раба было за­прещено убивать, а убийство чужого раба влекло за собой жестокую казнь. Кроме того, по новым зако­нам права женщины в семье были уравнены с пра­вами мужчины. Законы Юстиниана запрещали осуждённый церковью развод. Вместе с тем на пра­во не могла не наложить отпечаток эпоха. Часты были казни: для простолюдинов — распятие на кресте, сожжение, отдание на съедение диким зве­рям, избиение розгами до смерти, четвертование; знатных особ обезглавливали. Смертью каралось и оскорбление императора, даже повреж­дение его скульптурных изображений. Реформы императора были прерва­ны народным восстанием «Ника» в Константино­поле (532 г.). Всё началось с конфликта между дву­мя партиями болельщиков в цирке: венетами («го­лубыми») и прасинами («зелёными»). Это были не только спортивные, но отчасти и социально-поли­тические союзы. К традиционной борьбе болельщи­ков добавились политические обиды: прасины счи­тали, что правительство их притесняет, а венетам покровительствует. Кроме того, низы были недо­вольны злоупотреблениями «министра финансов» Юстиниана — Иоанна Каппадокийского, знать же надеялась избавиться от императора-выскочки. Ли­деры прасинов предъявили свои требования импе­ратору, причём в очень резкой форме, а когда он их отверг, назвали его убийцей и покинули цирк. Тем самым автократору было нанесено неслыханное ос­корбление. Ситуация осложнилась тем, что, когда в тот же день арестовали подстрекателей к столк­новению из обеих партий и приговорили их к смер­ти, двое осуждённых сорвались с виселицы («были помилованы Богом»), но власти отказались их ос­вободить. Тогда была создана единая «зелёно-голубая» партия с лозунгом «Ника!» (цирковой клич «Побеждай!»). В городе начались открытый бунт, поджоги. Император согласился на уступки, отпра­вив в отставку наиболее ненавистных народу ми­нистров, но успокоения это не принесло. Большую роль сыграло и то, что знать раздавала бунтующему плебсу подарки и оружие, подстрекая к мятежу. Ничего не дали ни попытки силой подавить вос­стание с помощью отряда варваров, ни публичное покаяние императора с Евангелием в руках. Мя­тежники требовали теперь его отречения и провоз­гласили императором знатного сенатора Ипатия. Пожары между тем ширились. «Город представлял груду чернеющих развалин», — писал современ­ник. Юстиниан был готов отречься, но в этот мо­мент императрица Феодора заявила, что предпочи­тает смерть бегству и что «пурпур императора — отличный саван». Её решительность сыграла боль­шую роль, и Юстиниан решил бороться. Верные правительству войска предприняли отчаянную по­пытку восстановить контроль над столицей: отряд победителя персов полководца Велизария проник в цирк, где шёл бурный митинг мятежников, и уст­роил там жестокую резню. Говорили, что погибло 35 тыс. человек, но трон Юстиниана устоял.

Страшная катастрофа, постигшая Константино­поль, — пожары и смерти — не повергла, однако, в уныние ни Юстиниана, ни горожан. В том же году на средства казны началось бурное строительство. Пафос восстановления захватил широкие слои го­рожан. В каком-то смысле можно сказать, что город восстал из пепла, как сказочная птица Феникс, и стал ещё красивее. Символом этого подъёма было, конечно, строительство чуда из чудес — констан­тинопольского храма Святой Софии. Оно началось сразу же, в 532 г., под руководством архитекторов из провинции — Афмилия из Тралл и Исидора из

Милета. Внешне здание мало чем могло поразить зрителя, но настоящее чудо преображения проис­ходило внутри, когда верующий оказывался под ог­ромным мозаичным куполом, который как бы ви­сел в воздухе без всякой опоры. Купол с крестом парил над молящимися, символизируя божествен­ный покров над империей и её столицей. Юстиниан не сомневался, что его власть имеет божественную санкцию. В праздники он восседал на левой части трона, а правая была пуста — на ней невидимо при­сутствовал Христос. Автократор мечтал, что неви­димый покров будет вознесён над всем римским Средиземноморьем. Идеей восстановления христи­анской империи — «римского дома» — Юстиниан вдохновил всё общество.

Когда купол константинопольской Софии ещё возводился, с Великого освободительного похода на Запад начался второй этап правления Юстиниана (532—540 гг.).

К концу первой трети VI в. варварские королев­ства, возникшие в западной части Римской импе­рии, переживали глубокий кризис. Их раздирала религиозная рознь: основное население исповедо­вало православие, но варвары, готы и вандалы были арианами, чьё учение было объявлено ересью, осуждённой в IV в. на I и II Вселенских соборах христианской церкви. Внутри самих варварских племён быстрыми темпами шло социальное рассло­ение, росла рознь между знатью и простолюдинами, что подрывало боеспособность армий. Элита коро­левств была занята интригами и заговорами и не заботилась об интересах своих государств. Корен­ное население ждало византийцев как освободите­лей. Поводом для начала войны в Африке послу­жило то, что вандальская знать свергла законного короля — друга империи — и посадила на престол его родственника Гелимера. В 533 г. Юстиниан от­правил 16-тысячную армию под командованием Велизария к африканским берегам. Византийцам уда­лось скрытно высадиться и беспрепятственно за­нять столицу вандальского королевства — Карфа­ген. Православное духовенство и римская знать торжественно встречали императорские войска. Простой народ также относился к их появлению сочувственно, т .к. Велизарий сурово карал грабежи и мародёрство. Король Гелимер пытался организо­вать сопротивление, но проиграл решающее сраже­ние. Византийцам помогла случайность: в начале боя погиб брат короля, и Гелимер покинул войска, чтобы похоронить его. Вандалы решили, что король бежал, и армию охватила паника. Вся Африка ока­залась в руках Велизария. При Юстиниане I здесь развернулось грандиозное строительство — было построено 150 новых городов, восстановлены тес­ные торговые контакты с Восточным Средиземно­морьем. Провинция переживала экономический подъём все 100 лет, пока она была в составе импе­рии.

Вслед за присоединением Африки началась вой­на за обладание историческим ядром западной час-

ЮСТИНИАН I


Юстиниан I Великий.


ти империи — Италией. Поводом к на­чалу войны стало свержение и убийство законной королевы остготов Амаласунты её супругом Теодитом. Летом 535 г. Велизарий с 8-тысячным отрядом высадился в Сицилии и в короткий срок, почти не испытывая сопротивле­ния, занял остров. На следующий год его войско переправилось на Апеннинский полуостров и, не­смотря на огромный численный перевес противни­ка, отвоевало его южную и центральную части. Ита­лийцы всюду встречали Велизария с цветами, со­противление оказал лишь Неаполь. Огромную роль в такой поддержке народа сыграла христианская церковь. Кроме того, в стане остготов царил раз­брод: убийство трусливого и коварного Теодита, бунт в войсках. Армия выбрала новым королём Витигиса — смелого солдата, но слабого политика. Он тоже не смог остановить наступление Велизария, и в декабре 536 г. византийская армия без боя заняла Рим. Духовенство и горожане устроили византий­ским солдатам торжественную встречу. Население Италии более не желало власти остготов, о чём сви­детельствует следующий факт. Когда весной 537 г. 5-тысячный отряд Велизария был осаждён в Риме огромной армией Витигиса, битва за Рим длилась 14 месяцев; несмотря на голод и болезни, римляне сохранили верность империи и не впустили Витигиса в город. Показательно и то, что и сам король остготов печатал монеты с портретом Юстиниана I — только власть императора считалась законной. Глубокой осенью 539 г. армия Велизария осадила столицу варваров Равенну, и через несколько ме­сяцев, опираясь на поддержку друзей в городе, им­ператорские войска заняли его без боя.

Казалось, власть Юстиниана не знает границ, он в апогее своего могущества, сбываются планы вос­становления Римской империи. Однако главные ис­пытания ещё только ждали его державу. Тринад­цатый год правления Юстиниана I был «чёрным годом» и начал полосу трудностей, преодолеть ко­торые могли только вера, мужество и стойкость ромеев и их императора. Это был третий этап его цар­ствования (540—558 гг.).

Ещё когда Велизарий вёл переговоры о капиту­ляции Равенны, персы нарушили подписанный ими 10 лет назад «Вечный мир» с империей. Шах Хосров I с огромным войском вторгся в Сирию и осадил столицу провинции — богатейший город Антиохию. Жители смело защищались, но гарнизон оказался небоеспособным и разбежался. Персы взя­ли Антиохию, разграбили цветущий город и про­дали жителей в рабство. На следующий год войска Хосрова I вторглись в союзную с империей Лазику (Западную Грузию), началась затяжная византийско-персидская война. Гроза с Востока совпала с нашествием славян на Дунае. Пользуясь тем, что укрепления границы остались почти без гарнизонов (войска были в Италии и на Востоке), славяне до­шли до самой столицы, прорвались через Длинные стены (три стены протяжённостью от Чёрного моря до Мраморного, защищающие предместья города) и начали грабить пригороды Константинополя. Велизарий был срочно переброшен на Восток, и ему уда­лось остановить нашествие персов, но пока его ар­мии не было в Италии, там оживились остготы. Они выбрали королём молодого, красивого, смелого и умного Тотилу и под его руководством начали но­вую войну. Варвары зачисляли в армию беглых ра­бов и колонов, раздавали своим сторонникам земли церкви и знати, привлекали тех, кого обидели ви­зантийцы. Очень быстро маленькая армия Тотилы заняла почти всю Италию; под контролем империи остались лишь порты, которые без флота взять бы­ло невозможно.

Но, наверное, самым тяжёлым испытанием для державы Юстиниана I стала страшная эпидемия чу­мы (541—543 гг.), унёсшая чуть ли не половину населения. Казалось, что невидимый купол Софии над империей дал трещину и в неё хлынули чёрные вихри смерти и разрушения.

Юстиниан хорошо понимал, что главная его си­ла перед лицом превосходящего противника — вера и сплочённость подданных. Поэтому одновременно с непрекращающейся войной с персами в Лазике, тяжёлой борьбой с Тотилой, который создал свой флот и захватил Сицилию, Сардинию и Корсику, внимание императора всё больше и больше зани­мали вопросы богословия. Некоторым казалось, что престарелый Юстиниан выжил из ума, проводя в такой критической ситуации дни и ночи за чтением Священного писания, изучением творений «отцов церкви» (традиционное название деятелей христи­анской церкви, создавших её догматику и органи­зацию) и написанием собственных богословских трактатов. Однако император хорошо понимал, что именно в христианской вере ромеев их сила. Тогда была сформулирована знаменитая идея «симфонии Царства и Священства» — союза церкви и государ­ства как гарантии мира: Империи.

В 543 г. Юстиниан написал трактат, осуждаю­щий учение мистика, аскета и богослова III века Оригена, отрицающее вечные муки грешников. Од­нако главное внимание император уделял преодо­лению раскола православных и монофизитов. Кон­фликт этот вот уже более 100 лет терзал церковь. В 451 г. IV Вселенский собор в Халкидоне осудил монофизитов. Богословский спор был осложнён со­перничеством между влиятельными центрами пра­вославия на Востоке — Александрией, Антиохией и Константинополем. Раскол между сторонниками Халкидонского собора и его противниками (право­славными и монофизитами) в царствование Юсти­ниана I принял особую остроту, т.к. монофизиты создали свою отдельную церковную иерархию. В 541 г. начинается деятельность известного монофизита Якова Барадея, который в одежде нищего обошёл все страны, населённые монофизитами, по­свящал епископов и даже основал патриархат. Ре­лигиозный конфликт осложнился национальным: греки и римляне, считавшие себя правящим наро­дом в Империи ромеев, были преимущественно пра­вославными, а копты и многие арабы — монофизитами. Для империи это было тем более опасно, что богатейшие провинции — Египет и Сирия — давали огромные суммы в казну, и от поддержки прави­тельства торгово-ремесленными кругами этих об­ластей многое зависело. Пока была жива Феодора, она помогала смягчать конфликт, покровительст­вуя монофизитам, несмотря на нарекания право­славного духовенства, но в 548 г. императрица умерла. Юстиниан решил вынести вопрос о при­мирении с монофизитами на V Вселенский собор. Замысел императора сводился к тому, чтобы сгла­дить конфликт путём осуждения учения врагов монофизитов — Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Фёдора Мопсуэтского (так называемые «три гла­вы»). Сложность состояла в том, что все они умерли в мире с церковью. Можно ли осуждать умерших? После долгих колебаний Юстиниан решил, что можно, но с его решением не согласились римский Папа Вигилий и подавляющее большинство запад­ных епископов. Император вывез Папу в Констан­тинополь, держал его чуть ли не под домашним арестом, пытаясь добиться согласия под нажимом. После долгой борьбы и колебаний Вигилий сдался. В 553 г. V Вселенский собор в Константинополе осу­дил «три главы». Папа не участвовал в работе собо­ра, ссылаясь на недомогание, и пытался противо­действовать его решениям, но в конце концов всё же подписал их. В истории этого собора следует различать его религиозный смысл, заключающий­ся в торжестве православного догмата о том, что божественная и человеческая природа соединены в Христе неслиянно и нераздельно, и политические интриги, которые его сопровождали. Прямая цель Юстиниана не была достигнута: примирения с монофизитами не наступило и чуть было не произо­шёл разрыв с западными епископами, недовольны­ми решениями собора. Однако этот собор сыграл большую роль в духовной консолидации православ­ной церкви, а это было крайне важно и в то время, и для последующих эпох. Время правления Юсти­ниана I было периодом религиозного подъёма. Именно в это время получила развитие церковная поэзия, написанная простым языком, одним из вид­нейших представителей которой был Роман Слад­копевец. Это была эпоха расцвета палестинского монашества, время Иоанна Лествичника и Исаака Сирина.

Произошёл перелом и в политических делах. В 552 г. Юстиниан снарядил новую армию для похода в Италию. На этот раз она отправилась сухопутной дорогой, через Далмацию, под командованием ев­нуха Нарсеса, храброго полководца и хитрого по­литика. В решающем сражении конница Тотилы атаковала войска Нарсеса, построенные полумеся­цем, попала под перекрёстный обстрел лучников с флангов, обратилась в бегство и смяла свою же пе­хоту. Тотила был тяжело ранен и умер. В течение года византийская армия восстановила своё господ­ство над всей Италией, а ещё через год Нарсес остановил и уничтожил полчища ланго­бардов, хлынувших на полуостров. Италия была спасена от страшного раз­грабления. В 554 г. Юстиниан продолжил завое­вания в Западном Средиземноморье, попытавшись захватить Испанию. Полностью это сделать не уда­лось, но юг страны с городом Кордовой и Гибрал­тарский пролив перешли под господство Византии. Средиземное море вновь стало «Римским озером». В 555 г. имперские войска разгромили огромное персидское войско в Лазике. Хосров I подписал сна­чала перемирие на шесть лет, а потом и мир. Уда­лось справиться и со славянской угрозой: Юсти­ниан I заключил союз с кочевниками-аварами, ко­торые взяли на себя охрану дунайской границы им­перии и борьбу со славянами. В 558 г. этот договор вступил в силу. Для «Империи ромеев» наступил долгожданный мир.

Последние годы правления Юстиниана I (559— 565 гг.) прошли спокойно. Финансы империи, ос­лабленные четвертьвековой борьбой и страшной эпидемией, восстанавливались, страна залечивала раны. 84-летний император не оставлял своих бого­словских занятий и надежд покончить с расколом в церкви. Он даже написал близкий по духу монофизитам трактат о нетленности тела Иисуса. За сопротивление новым взглядам императора в ссыл­ке оказались константинопольский патриарх и многие епископы. Юстиниан I одновременно был продолжателем традиций ранних христиан и на­следником языческих кесарей. С одной стороны, он боролся против того, чтобы в церкви были активны только священники, а миряне оставались лишь зрителями, а с другой — постоянно вмешивал го­сударство и политику в церковные дела, смещая епископов по своему усмотрению. Юстиниан про­водил реформы в духе евангельских заповедей — помогал бедным, облегчал положение рабов и ко­лонов, восстанавливал города — и одновременно подвергал население жестокому налоговому гнёту. Пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог уничтожить продажность и злоупотребле­ния чиновников. Его попытки восстановить мир и стабильность на территории Византийской импе­рии обернулись реками крови. И всё же, несмотря ни на что, империя Юстиниана была оазисом циви­лизации в окружении языческих и варварских го­сударств и поражала воображение современников.

Значение деяний великого императора выходит далеко за рамки его времени. Укрепление позиции церкви, идейная и духовная консолидация право­славия, освобождение западной церкви из-под влас­ти арианских королей сыграли огромную роль для становления средневекового общества. Кодекс Юс­тиниана пережил века и стал основой последующих правовых норм.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.