ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ

Наука » История » Всемирная история
ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ

Германское лето, короткое и прохладное, подхо­дило к концу. Публий Квинтилий Вар, пос­ланный командовать римскими войсками в Германии, дабы смирить непокорные племена, под­чинить их власти великого кесаря Октавиана Ав­густа, уже собирался переводить легионы на зи­мовку в укреплённый лагерь. Но пришла дурная весть. Германец Арминий, ставший другом рим­ского народа, заслуживший высокую честь имено­ваться римским гражданином, сообщал о вспых­нувшем мятеже. До наступления зимы надлежало навести порядок. И Вар повёл через лесные дебри и болота три отборных легиона, конницу и вспо­могательные отряды общим числом до 20 тыс. человек.

Места дикие и страшные (не то что родная Ита­лия), но опасаться нечего: до мятежников ещё дале­ко, а здесь римляне могут рассчитывать на помощь друга Арминия. Но что это?

Из густых зарослей, да и прямо из-под земли, как показалось римлянам, вдруг возникли белоку­рые и рыжие люди, с копьями, мечами, топорами и трезубцами в руках. Тут и там виднелись глухие шлемы, увенчанные грозными рогами. Германцы!

Завязалась жестокая битва. Вар — опытный пол­ководец, а своих легионеров он считал лучшими в мире, но к чему военное искусство и выучка, если даже нет возможности развернуться в боевой поря­док? Это не бой, а избиение застигнутых врасплох!

Три дня продолжалась битва. Из римлян не уце­лел никто. И для Вара это сражение оказалось по­следним. Узнал ли он перед смертью, что всё про­исшедшее было подстроено другом Арминием?

Несколько германских племён избрали его сво­им вождём, хотя и не все доверяли ему: как-никак дружил с римлянами! Но Арминий оправдал дове­рие единоплеменников: умный политик и искус­ный стратег, он всё предусмотрел, заманил римлян ложной вестью в ловушку, а доблестные герман­ские воины довершили дело. Сколько их заплатило за победу в Тевтобургском лесу собственной жиз­нью, не ведомо никому.

Зато Германия так и не стала римской провин­цией.

Название «германцы» (germani) дал Цезарь од­ному из племён, живших по левому берегу Рейна. Впоследствии оно распространилось на всех жителей страны к востоку от Рейна и северу от Дуная, которую римляне стали называть Германией (Germania). Сами германцы это слово не употребляли, и вообще у них не было названия, единого для всех племён. В Киевской Руси с X в. н. э.. слова «Гер­мания» и «германцы» использовались для обозна­чения немецкого государства и немцев. В III—II вв. до н. э.. сформировались три группы германских племён: северные (в Скандинавии: свеоны, даны и др.), восточные (к востоку от Эльбы: готы, вандалы, бургунды и др.) и западные (между Рейном и Эль­бой: батавы, англы, саксы, тевтоны, франки и др.) германцы. Первые являются предками современ­ных шведов, датчан, норвежцев и исландцев. Вто­рые впоследствии были вытеснены со своей терри­тории и рассеялись, оставив лишь несколько наз­ваний на карте Европы, например историческая об­ласть Бургундия во Франции. Потомками западных германцев являются англичане, голландцы, нем­цы.

История большинства германских племён из­вестна благодаря их взаимоотношениям с Римом. Первое столкновение германцев с римлянами про­изошло в 113 г. до н. э.., когда племя тевтонов вторглось в Италию, одержало несколько побед, но затем было разгромлено войсками полководца Гая Мария. После этого племя рассеялось, но память о нём осталась: для римлян слово «тевтоны» стало синонимом слова «германцы», вошло в литератур­ную традицию и впоследствии употреблялось в Ев­ропе, например, для обозначения раннефеодально­го немецкого государства (Regnum Teutonicorum — Тевтонское королевство), Тевтонского ордена и т.д.

В 58 г. до н. э.. Цезарь нанёс поражение герман­скому племени свевов во главе с вождём Ариовистом. К концу I в. до н. э.. римлянам удалось покорить германцев, живших к востоку от Рейна — вплоть до реки Везер, но в результате победы, одержанной

вождём племени херусков Арминием в Тевтобургском лесу над легионами Ва­ра (9 г. н. э..), граница между Римской империей и германскими племенами установилась по Рейну и Дунаю. Вдоль этой границы римляне воздвигли ряд мощных укреплений и построили го­рода, существующие до сих пор: Колония Агриппи­на (Кёльн), Могонциакум (Майнц), Аугуста Винделикум (Аугсбург), Регина Кастра (Регинсбург), Виндобона (Вена) и другие. Границу по Рейну и Дунаю римляне удерживали до середины III в. н. э.. Успешно развивалась римско-германская торговля. Германцы продавали римским купцам, постоянно посещавшим их области, рабов, скот, шкуры, меха, янтарь, а покупали в основном предметы домашней утвари и оружие. Многие германцы служили в рим­ской армии в качестве наёмников. Римская циви­лизация оказала огромное влияние на историческое развитие германцев.

Со второй половины III в. возобновились воен­ные столкновения германцев с Римом. В IV—V вв., в ходе Великого переселения народов, германцы за­хватили всю территорию Западной Римской импе­рии. Возникли так называемые варварские коро­левства англосаксов (Британия), франков (Галлия), алеманнов (Юго-Западная Германия), вестготов (Испания), остготов (Италия). Германское племя вандалов, пройдя через Галлию и Испанию, захва­тило Северную Африку. Возникло вандальское ко­ролевство со столицей в Карфагене. В 455 г. ван­далы временно завладели Римом и подвергли город страшному разгрому и опустошению, уничтожили множество памятников культуры и произведений искусства. Отсюда происходит термин «ванда­лизм», которым обозначается бессмысленное унич­тожение культурных и материальных ценностей. В 476 г. Одоакр, предводитель германских наёмни­ков, призванных защищать Италию, сверг Ромула

Августула, последнего императора За­падной Римской империи (см. ст. «Вар­вары»). В Европе началась новая эпо­ха — Средние века.

Во времена, к которым относятся свидетельства Цезаря и Тацита (I в. до н. э.. — I в. н. э..), у германцев существовал первобытнообщинный (родовой) строй. Кровные родственники образовывали род. Изгнание из рода было равносильно гибели, ибо только он обеспечивал защиту своим членам. Ро­дичи давали друг другу клятву кровной мести, если убивали одного из членов рода. Однако можно было уладить дело и мирно, уплатив выкуп. Члены рода составляли кровно-родственную общину и селились в одной деревне. Для защиты от врагов и диких зверей они строили укрепления с земляными вала­ми, рвами и изгородями. Члены рода совместно об­рабатывали землю, которую раз в несколько лет подвергали переделу между родами, составлявши­ми племя.

В то время у германцев не было ни классов, ни государства. Высшим органом власти являлось на­родное собрание — тинг, в котором могли участво­вать все взрослые мужчины племени, обладавшие правом носить оружие. По зову старейшин воору­жённые мужчины в лунную ночь сходились на большой лесной поляне. На тинге решались важ­нейшие дела: объявляли войну и заключали мир, выбирали вождей и старейшин племени, посвяща­ли юношей в воины. Во время войны храбрейшего поднимали на щит, объявляя его военным вождём — герцогом. Там же разбирали споры между об­щинниками, судили по обычаям племени. Предате­лей приговаривали к повешению, а трусов и тех, кто совершил наиболее гнусные преступления, бро­сали в болото. На тинге говорили только наиболее уважаемые люди, а остальные выражали одобре­ние, бряцая оружием, или неодобрение — беспоря­дочным ропотом.

В древнегерманском обществе были свободные и несвободные люди. Свободные были полноправны­ми членами рода. Их сразу можно было узнать по длинным, связанным на макушке в пучок волосам. Несвободными (рабами) становились военноплен­ные. Они ходили коротко стриженными и были бес­правны (не допускались на тинг, не смели прика­саться к оружию), но их положение всё же было лучше, чем у рабов в Риме. Несвободные у герман­цев имели свой дом, хозяйство и лишь выплачивали господам оброк (хлебом, мелким скотом, тканями).

Германцы, особенно отличившиеся на войне, и их потомки составляли знать племени (эделинги). Молодёжь охотно шла служить к эделингам, обра­зуя их дружину. Господин и дружина давали друг другу клятву верности. Выйти живым из боя, в ко­тором погиб господин, считалось позором на всю жизнь.

В первые века нашей эры у германцев появляет­ся королевская власть. Король, стоявший во главе племени, имел права старейшины и военного вож­дя. Его власть была ограничена тингом и советом старейшин. Короли избирались всеми свободными

людьми племени из числа знати. В это время дру­жины собирались уже не только на случай войны. Они превратились в постоянные военные отряды вождей. Дружинники жили во владениях своих предводителей, получали от них оружие, коней, часть военной добычи. Благодаря дружинам возрас­тала власть военных вождей и королей.

Древние германцы были скотоводами и земле­дельцами. Их богатство измерялось количеством скота, который использовался также вместо денег для платежей. Дом, двор и скот были личной соб­ственностью каждого, зато пастбище, лес и вода принадлежали всей деревне. Землю германцы об­рабатывали плугом, в который впрягали быков. Пашню засевали ячменём, овсом, рожью, льном или коноплёй, пока она плодоносила, затем её заб­расывали на несколько лет, чтобы земля отдохнула. Каждый германец-общинник сам изготовлял всё, что требовалось для жизни. Только умелые кузне­цы изготовляли для соседей утварь, оружие и ук­рашения, ибо обработка металла считалась искус­ством, требовавшим особого мастерства. Были у германцев и промыслы: они занимались выплавкой железа, меди и серебра, добычей соли. На побере­жье Балтийского моря собирали янтарь. По мере развития ремёсел расширялся обмен между герман­скими племенами и соседними народами.

В глубокой древности германцы почитали солн­це как бога света. Его изображение в виде большого медного диска возили во время празднеств на те­леге, запряжённой белой лошадью. Это животное у германцев считалось священным. Из обожествле­ния сил природы постепенно развились представле­ния о могущественных богах, среди которых пер­вым почитался Водан (у северных германцев — Один). Своим богам германцы поклонялись не в храмах, а в лесу или в горах. Большим влиянием среди германцев пользовались жрецы и прорица­тельницы. Жрецы помимо исполнения религиоз­ных ритуалов поддерживали порядок на собрани­ях, иногда выносили приговор преступникам. Про­рицательницы гаданием по полёту птиц, ржанию лошадей, по внутренностям животных, бросанием жребия предвещали успех или неудачу дела.

Древние германцы имели зачатки письменно­сти, пользуясь руническим письмом. Рунами, напо­минавшими буквы греческого и латинского алфа­витов, они делали краткие надписи на деревьях, камнях, домашней утвари, оружии. Рунические тексты носили магический характер (заклинания злых духов, обращения с просьбой к богам, над­гробные надписи и т.д.). Деловых документов и ху­дожественных произведений, написанных рунами, не сохранилось. В песнях древние германцы воспе­вали боевую походную жизнь, подвиги и мужество героев. Эти произведения древнегерманского фоль­клора были записаны позднее, в средние века, учё­ными монахами (см. ст. «Северная Европа в средние века», «Викинги»).

ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ


Германцы на привале.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.