НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ
Мы уже говорили, что в позднем периоде древнего каменного века появилось изобразительное искусство. Люди в то время рисовали почти одних зверей. Теперь, в среднем каменном веке, наступила новая пора. На скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Это не ряды зверей или стада бизонов в разных позах. Главным предметом изображения становится группа людей, именно группа, а не отдельный человек. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть толпы охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают. Иногда считали нужным изобразить пышный головной убор (наверное, из перьев) или широкую юбку, как будто сделанную из пальмовых листьев. Такое внимание к одежде не случайно: это ритуальные костюмы, и
люди в них не просто танцуют, а совершают важный обряд.
Глядя на такие изображения, люди видели не только себя, но и своих умерших предков, действиям которых они старались подражать, потому что считали их образцовыми. Именно эти предки много поколений назад научились охотиться и собирать мёд. С них начиналась история рода. Может быть, они были не только людьми, но отчасти и животными — это только прибавляло им силы и могу-щества.
Как представляли себе мир охотники, рыболовы и собиратели? Что они думали о его начале и о том, как появились люди?
Начнём с того, что их и наши представления о мире очень сильно различаются. Мы знаем, что Земля — это шар, несущийся в бесконечном пространстве, что она населена множеством людей, не похожих на нас ни внешне, ни своими привычками. Мы знаем, что обладаем разумом, что мы живые, а камень или Солнце — это нечто совсем иное. Мы можем любить свою собаку или попугайчика, но понимаем, что они не такие, как мы, не только внешне, — они чувствуют иначе и не умеют думать. Мы не можем себе представить, что нашим пра-прапрадедом был медведь или какое-то древнее дерево в ближайшем лесу.
Знания и представления о мире людей той эпохи, да и более позднего времени, были иными, чем наши. Восстановить их помогает изучение легенд и мифов народов Австралии, Африки или Америки, которые ещё в недавнем прошлом жили охотничьими общинами. Их мир — это территория, по которой они кочуют и которую окружают другие, тоже населённые людьми территории. С соседями полезно поддерживать хорошие отношения, беря в жёны женщин из их общины, а также обмениваясь ценными вещами или сырьём — раковинами, шкурами, хорошим камнем. Но при всём том эти люди чужие, они могут быть враждебными, могут превращаться в хищных зверей и насылать болезни. В общем с ними надо вести себя осторожно.
Соседи — не единственные живые существа, с которыми приходится иметь дело древней общине. Люди считали: всё, что нас окружает — от камня, скалы, озера или кузнечика до ветра и небесного светила, — это живые существа. Они имеют иной облик, но ведут себя совсем как люди: переселяются, охотятся, женятся, враждуют и помогают друг другу. Они умеют говорить, но язык этот понимают не все, а лишь некоторые люди — таким снятся особые сны, их посещают необычные видения, и они слышат голоса там, где другие не слышат ничего, кроме шума ветра или щебетания птиц.
Если люди считали всё вокруг себя живым, то могли думать, что они находятся в родстве с камнем, радугой, не говоря уже о таких похожих на людей существах, как четвероногие животные. Не-сколько родственных общин охотников, обитавших на одной территории, имели общих предков. Эти общины не могли жить вместе, потому что каждая из них Нуждалась в довольно большом пространстве, чтобы обеспечить себя пищей — дикими животными, рыбой, ящерицами и лягушками, съедобными растениями. Но время от времени такие группы собирались в одном месте, чтобы проводить общие обряды. Так поступали в недавнем прошлом австралийские аборигены. Во время таких обрядов в песнопениях, танцах и рисунках на скалах или на земле они воспроизводили историю своих общих предков, с которыми связывали самое важное в своей жизни: именно предки были изобретателями орудий и оружия, они первыми поселились на этой земле, научили людей охотиться и совершать обряды. Все обычаи возводились к временам существования предков, которые жили очень давно, неизвестно когда. Однако эти таинственные существа, имевшие разный облик, продолжали оказывать влияние на жизнь своих потомков, были их помощниками.
Наскальные изображения охоты и разных обрядов показывают, что люди среднего каменного века уже не так сильно, как их предшественники, зависели от природы. Они стали осознавать эту пока ещё относительно слабую независимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное животное. Усилия одного человека были бы недостаточными для того, чтобы справиться с трудностями жизни, и сородичи помогали друг другу во всём.
Мы уже говорили, что в позднем периоде древнего каменного века появилось изобразительное искусство. Люди в то время рисовали почти одних зверей. Теперь, в среднем каменном веке, наступила новая пора. На скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Это не ряды зверей или стада бизонов в разных позах. Главным предметом изображения становится группа людей, именно группа, а не отдельный человек. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть толпы охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают. Иногда считали нужным изобразить пышный головной убор (наверное, из перьев) или широкую юбку, как будто сделанную из пальмовых листьев. Такое внимание к одежде не случайно: это ритуальные костюмы, и
люди в них не просто танцуют, а совершают важный обряд.
Глядя на такие изображения, люди видели не только себя, но и своих умерших предков, действиям которых они старались подражать, потому что считали их образцовыми. Именно эти предки много поколений назад научились охотиться и собирать мёд. С них начиналась история рода. Может быть, они были не только людьми, но отчасти и животными — это только прибавляло им силы и могу-щества.
Как представляли себе мир охотники, рыболовы и собиратели? Что они думали о его начале и о том, как появились люди?
Начнём с того, что их и наши представления о мире очень сильно различаются. Мы знаем, что Земля — это шар, несущийся в бесконечном пространстве, что она населена множеством людей, не похожих на нас ни внешне, ни своими привычками. Мы знаем, что обладаем разумом, что мы живые, а камень или Солнце — это нечто совсем иное. Мы можем любить свою собаку или попугайчика, но понимаем, что они не такие, как мы, не только внешне, — они чувствуют иначе и не умеют думать. Мы не можем себе представить, что нашим пра-прапрадедом был медведь или какое-то древнее дерево в ближайшем лесу.
Знания и представления о мире людей той эпохи, да и более позднего времени, были иными, чем наши. Восстановить их помогает изучение легенд и мифов народов Австралии, Африки или Америки, которые ещё в недавнем прошлом жили охотничьими общинами. Их мир — это территория, по которой они кочуют и которую окружают другие, тоже населённые людьми территории. С соседями полезно поддерживать хорошие отношения, беря в жёны женщин из их общины, а также обмениваясь ценными вещами или сырьём — раковинами, шкурами, хорошим камнем. Но при всём том эти люди чужие, они могут быть враждебными, могут превращаться в хищных зверей и насылать болезни. В общем с ними надо вести себя осторожно.
Соседи — не единственные живые существа, с которыми приходится иметь дело древней общине. Люди считали: всё, что нас окружает — от камня, скалы, озера или кузнечика до ветра и небесного светила, — это живые существа. Они имеют иной облик, но ведут себя совсем как люди: переселяются, охотятся, женятся, враждуют и помогают друг другу. Они умеют говорить, но язык этот понимают не все, а лишь некоторые люди — таким снятся особые сны, их посещают необычные видения, и они слышат голоса там, где другие не слышат ничего, кроме шума ветра или щебетания птиц.
Если люди считали всё вокруг себя живым, то могли думать, что они находятся в родстве с камнем, радугой, не говоря уже о таких похожих на людей существах, как четвероногие животные. Не-сколько родственных общин охотников, обитавших на одной территории, имели общих предков. Эти общины не могли жить вместе, потому что каждая из них Нуждалась в довольно большом пространстве, чтобы обеспечить себя пищей — дикими животными, рыбой, ящерицами и лягушками, съедобными растениями. Но время от времени такие группы собирались в одном месте, чтобы проводить общие обряды. Так поступали в недавнем прошлом австралийские аборигены. Во время таких обрядов в песнопениях, танцах и рисунках на скалах или на земле они воспроизводили историю своих общих предков, с которыми связывали самое важное в своей жизни: именно предки были изобретателями орудий и оружия, они первыми поселились на этой земле, научили людей охотиться и совершать обряды. Все обычаи возводились к временам существования предков, которые жили очень давно, неизвестно когда. Однако эти таинственные существа, имевшие разный облик, продолжали оказывать влияние на жизнь своих потомков, были их помощниками.
Наскальные изображения охоты и разных обрядов показывают, что люди среднего каменного века уже не так сильно, как их предшественники, зависели от природы. Они стали осознавать эту пока ещё относительно слабую независимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное животное. Усилия одного человека были бы недостаточными для того, чтобы справиться с трудностями жизни, и сородичи помогали друг другу во всём.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи