ЖУК Иустин Петрович (1887-1919)

Наука » История » История СССР
В сумрачный октябрьский день три ладожских парохода, стоявших в озерной губе, перекликаясь гудками, вошли в Неву и поплыли вниз по течению.
Пароходы были старенькие, закопченные; на бортах свежей краской выведены их имена – «Демократ», «Республика», «Пролетарий». На палубах щетинились штыки, виднелись винтовки и пулеметы.
Шлиссельбургский отряд Красной гвардии спешил в Петроград. Командовали отрядом два друга: бывший политкаторжанин, человек гигантского роста, сверкающий горячими глазами, Иустин Петрович Жук и потомственный житель Ладоги, руководитель местных большевиков и председатель Совдепа Николай Михайлович Чекалов.
Спустя несколько часов пароходы кинули сходни у Смольнинской пристани. Отряд расположился биваком на огромном пустыре, где уже находились вооруженные рабочие с «Путиловца» и Северной верфи, с заводов «Лан- гензиппен» и «Феникс», эриксоновские и айвазовские мастеровые. Командиры ушли в светящийся огнями Смольный за приказом.
Это были дни и часы Великой Революции.
Чекалов повел часть отряда штурмовать юнкерское училище. Жук с другой группой шлиссельбуржцев на грузовике помчался к Зимнему дворцу.
Иустин Петрович увидел кипящую многолюдьем историческую площадь, и гранитную колонну с бронзовым ангелом на вершине, и небо над нею, иссеченное лучами прожекторов. В одно мгновение вся прожитая жизнь пронеслась перед мысленным взором красногвардейского командира. Он видел эту площадь впервые, но именно с нее начался его путь в революцию.
Двенадцать лет назад царь залил этот серый булыжник кровью мирных людей, которые пришли к нему со своей бедой и горем.
Именно после Кровавого воскресенья Иустин Жук в далеком украинском селе Городище, на Киевщине, понял, что невозможно так жить дальше, что с царем, с помещиками, с хозяевами заводов нужно бороться.
Иустин Жук был сыном хлебороба. Он хотел стать агрономом, учился в сельскохозяйственной школе, но из нее пришлось уйти – полиция приметила паренька, интересовавшегося политической литературой. Жук поступил работать на сахарный завод.
Вместе с младшим братом Якимом он организовал группу молодежи, также решившую бороться с царизмом. В Городище, в Смеле и Смелянке прозвучал их гневный протест. Они держали в страхе хозяйчиков и полицию.
В 1907 году после вооруженного сопротивления полиция захватила обоих братьев. Их судил Киевский окружной суд. Яким вскоре умер в каземате. Иустин, приговоренный к смертной казни, замененной вечной каторгой, оказался в самой страшной тюрьме России – Шлиссель- бургской крепости.
И вот здесь происходит нечто удивительное. Не очень грамотный юноша, с путаными, анархистскими взглядами, встречается с узниками «Каторжного острова» – замечательными большевиками Серго Орджоникидзе и Федором Петровым, с такими отважными и глубоко убежденными оеволюционерами, как Владимир Лихтенштадт и Борис Жадановский. Они стали для молодого рабочего учителями жизни и революции. Здесь Жук впервые прочел книги В. И. Ленина, которые под великой тайной передавались каторжанами из камеры в камеру.
Почти десять лет пробыл Жук в крепости. Время это не прошло для него напрасно. Когда в феврале 1917 года рабочие Шлиссельбургского завода сбили замки с тюремных камер и дали свободу узникам, Иустин Жук твердо знал, что есть только один верный путь борьбы – под знаменами большевиков, вместе с Лениным.
Жук остался жить в Шлиссельбурге. Он поступил на завод подручным слесаря. Стал организатором Красной гвардии. Рабочие выбрали его первым «красным директором».
В эту пору буржуазные газеты Петрограда уже начали травлю «Шлиссельбургской республики» и одного из ее пламенных вожаков Иустина Петровича Жука.
На съезде фабзавкомов Жук впервые увидел В. И. Ленина. С трибуны Таврического дворца бывший политкаторжанин рассказал, как шлиссельбургские рабочие взяли завод в свои руки и как прогнали из поместья богатейшего помещика барона Медема. Жук заявил, что шлиссельбуржцы – против Временного правительства, они поддерживают Ленина. Шлиссельбургская Красная гвардия отдала себя в распоряжение партии большевиков...
Вот какой дорогой пришел Иустин Жук на Дворцовую площадь.
И после победы Октября твердо шагал он по пути, избранному на всю жизнь. Шел до конца.
Он помогал утверждать Советскую власть в верховье Невы. Был уездным комиссаром по продовольствию. И здесь довелось ему вспомнить свою старую городищенскую профессию сахаровара. В заводской лаборатории он добыл винный сахар из древесных опилок. Позже об опытах Жука узнал В. И. Ленин. «Важность гигантская!» – так отозвался Ильич об этих опытах.
В 1919 году, в грозные дни наступления Юденича на Петроград, Иустин Петрович Жук был назначен членом Военного совета Карельского участка фронта. Он погиб в бою возле станции Токсово.
Шлиссельбургские рабочие привезли его в большой приладожский поселок и похоронили в братской могиле.
Поселок стоит в начале Невы. Отсюда хорошо видны беспокойные просторы Ладоги.
Каждый год в Октябрьские дни юные шлиссельбуржцы приносят цветы на высокий холм, на каменное надгробье. В цветах этих – любовь и память народная.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.