С конца XVIII в. презрение подкидышей и незаконнорожденных детей осуществлялось Воспитательными домами в столицах и органами местного самоуправления (приказами общественного презрения, а с 1864 года – земствами). В Москве и Санкт-Петербурге незаконнорожденные дети принимались в Воспитательные дома, а затем передавались частным лицам на воспитание. В земствах же существовали приюты, отделения для подкидышей при больницах и богадельнях, где дети вскармливались в первые дни своей жизни, а затем также передавались в крестьянские или городские семьи на воспитание за отдельную плату или без нее.
Однако существовавшая система презрения признавалась малоэффективной как земцами и руководством Воспитательных домов, так и врачами приютов, больниц и других подобных учреждений, представителями общественности. В связи с этим и в столицах, и в земствах занимавшиеся организацией презрения специалисты в конце XIX – начале XX вв. начали активный поиск лучшего во всех отношениях способа заботы о незаконнорожденных детях и подкидышах. С этой целью данный вопрос обсуждался на очередных и экстренных заседаниях губернских земских собраний, их представители обменивались опытом, создавали проекты по устройству приютов и организации патронажа [8, с. 713; 5, с. 301–303].
Благотворительные общества и организации, создававшиеся также с целью обеспечения заботы о детях, выступали за созыв съездов для «обсуждения вопроса о наиболее целесообразной помощи наибольшему числу бедствующих детей» [9, с. 11], поскольку «главная причина неудовлетворительного положения этого столь существенного дела заключается в разрозненности действий» различных учреждений [9, с. 5]. Так, в Москве с 28 апреля по 11 мая 1886 г. проходил съезд Московских благотворительных учреждений, призревающих детей, на котором присутствовали и представители Московского Воспитательного Дома. Среди докладов, прочитанных и обсуждавшихся на съезде, был «Доклад М.В. Духовского о помещении детей на воспитание в крестьянские семьи» [9, с. 145–151]. Автор положительно высказался за подобный способ воспитания ввиду его дешевизны и доступности, но при соблюдении следующих условий: отправлении в деревню лишь детей старше трех лет и обязательной организации надзора за детьми в виде «попечителей или скорее попечительниц из числа лиц, живущих постоянно по уездам» [9, с. 151]. Характерно, что постановления, решения и работы данного съезда имели «совещательный характер» и могли применяться участвовавшими организациями и учреждениями только в том объеме, «в каком они найдут их соответствующими в пользе вверенного им дела» [9, с. 11].
С 1885 г. проблема воспитания и развития детей, в том числе незаконнорожденных и подкидышей, активно обсуждалась на Пироговских съездах врачей. Помимо вопросов, связанных с призрением детей земствами в приютах и деревнях, значительное место в деятельности съездов занимало рассмотрение причин высокой детской смертности, в том числе в Воспитательных домах, приютах и крестьянских семьях, и поиск различных способов сократить процент смертности (включая опыты по искусственному вскармливанию, меры против распространения и заражения сифилисом и др.) [10].
В 1910 г. в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский съезд русских деятелей по общественному и частному призрению. По его окончании было принято решение о продолжении созывов подобных съездов, поскольку это «даст возможность всем деятелям и заведывающим приютами ознакомиться с постановкой дела в земских и городских учреждениях России, разработать наиболее желательные формы его и, быть может, разрешить острый вопрос о равномерном распределении материальных тягот, затрачиваемых на призрение, между государствами и отдельными органами самоуправления» [4, с. 1]. В программы последующих съездов, в итоге, были включены следующие вопросы: о расходах на содержание заведений по призрению детей; о пересмотре законодательства в этой области; о наиболее целесообразных формах призрения детей грудного и школьного возраста; об организации семейного патронажа в деревнях; о мерах борьбы с сифилизацией населения и др. [4, с. 3–4].
С 1900 г. представители российских учреждений и организаций по призрению детей принимали активное участие в работе международных конгрессов по различным вопросам воспитания и развития детей.
В 1900 г. в Париже состоялся III Международный конгресс по общественному призрению и благотворительности, на котором присутствовали представители 36 государств, в том числе и России. Важным постановлением съезда в вопросе о призрении детей стало признание равных прав на общественную помощь как законных, так и незаконнорожденных детей [6, с. 29].
Следующий, IV Международный конгресс по вопросам общественного и частного призрения проходил в Милане в мае 1906 г. На нем вопрос призрения детей рассматривался с точки зрения принятия наиболее целесообразных мер борьбы с детской смертностью. После всестороннего обсуждения этой проблемы съезд постановил, что «во всех государствах должен быть установлен строгий врачебный надзор за всеми детьми, отдаваемыми для вскормления и воспитания вдали от местонахождения их родителей или опекунов», а также о необходимости усовершенствования учреждений, занимавшихся заботой о подкидышах [2, с. 50–51].
Проблема детской смертности стала предметом обсуждения и на международных конгрессах по вопросам охраны детей. Одним из постановлений Миланского конгресса 1906 г. рекомендовалось создание особых заведений для раздачи хорошего молока для всех грудных детей, которые получили название «учреждения капли молока» [2, с. 50]. Первый специальный международный конгресс подобных организаций прошел в Париже еще в 1905 г. Организационный комитет данного конгресса решил объединить
«все отрасли попечения о маленьких детях и не ограничивать занятий конгресса одними только учреждениями "капли молока"». Последующие съезды 1907 г. в Брюсселе, 1910 г. в Берлине, 1913 г. в Брюсселе носили названия «Международный конгресс для охраны детей младшего возраста», «Международный конгресс по вопросам охраны детей и борьбы с детской смертностью», «Международный конгресс по охране детского возраста». В программы этих съездов были включены, в частности, вопросы о создании Международного Союза учреждений для охраны детей и для борьбы с детской смертностью [3, с. 25], об установлении строгого надзора за детьми, отдаваемыми на воспитание частным лицам [3, с. 68], о попечении над внебрачными детьми [7, с. 21] и др.
С 1905 г. стали проводиться конгрессы по проблемам семейного воспитания. На Первом съезде в Льеже обсуждались вопросы о помещении бесприютных детей в деревенские семьи, о выборе профессии и специальном образовании для подкидышей. Кроме того, на съезде было высказано предложение о создании должности так называемых «профессиональных опекунов-специалистов», в задачи которых входили бы надзор за питомцем в раннем детстве,
«юридическое представительство его интересов», оказание ребенку необходимой помощи, руководство его воспитанием и ремесленным образованием [1, с. 74–75].
Таким образом, в начале XX в. вопросы призрения детей, в том числе незаконнорожденных и подкидышей, стали рассматриваться не только органами самоуправления, но и на международном уровне. Для решения проблемы призрения детей, существовавшей во многих государствах, по мнению представителей общественности, необходимо было обсуждение и обмен опытом, которые стали возможны благодаря значительному числу созывавшихся съездов и конгрессов, несмотря на то, что во многих случаях их постановления и решения носили совещательный, а обязательный характер.
Список литературы
1. Ведомство детских приютов и его задачи. – Ч. XXIV: Отчет о международном конгрессе по вопросам воспитания и охраны детей в Льеже. – СПб., 1906.
2. Ведомство детских приютов и его задачи. – Ч. XXVII: Четвертый международный конгресс по вопросам общественного и частного призрения в Милане. – СПб., 1906.
3. Ведомство детских приютов и его задачи. – Ч. XXIX: Международный конгресс по вопросам охраны детей и борьбы с детской смертностью в Брюсселе. – СПб., 1907.
4. Глико А. Заметка о предстоящем съезде земских деятелей по призрению детей. – Киев, 1911.
5. Журналы заседаний XVIII очередного земского собрания с 9-го по 18-е декабря 1882 года. – Курск, 1883.
6. Отчет о международном конгрессе по общественному призрению и благотворительности в Париже. – СПб., 1900.
7. Призрение и благотворительность в России. – 1913. – № 5.
8. Систематический Свод постановлений и распоряжений Полтавского Губернского Земства за три трехлетия (с 1904 по 1912 вкл.). – Т. 4. – Вып. 1. – Полтава, 1915.
9. Труды съезда Московских благотворительных учреждений призревающих детей. Сессия I, 28 апр. – 11 мая 1886 г. – М., 1886.
10. Труды IV Съезда русских врачей в память Н.И. Пирогова в Москве. – М., 1892.
Однако существовавшая система презрения признавалась малоэффективной как земцами и руководством Воспитательных домов, так и врачами приютов, больниц и других подобных учреждений, представителями общественности. В связи с этим и в столицах, и в земствах занимавшиеся организацией презрения специалисты в конце XIX – начале XX вв. начали активный поиск лучшего во всех отношениях способа заботы о незаконнорожденных детях и подкидышах. С этой целью данный вопрос обсуждался на очередных и экстренных заседаниях губернских земских собраний, их представители обменивались опытом, создавали проекты по устройству приютов и организации патронажа [8, с. 713; 5, с. 301–303].
Благотворительные общества и организации, создававшиеся также с целью обеспечения заботы о детях, выступали за созыв съездов для «обсуждения вопроса о наиболее целесообразной помощи наибольшему числу бедствующих детей» [9, с. 11], поскольку «главная причина неудовлетворительного положения этого столь существенного дела заключается в разрозненности действий» различных учреждений [9, с. 5]. Так, в Москве с 28 апреля по 11 мая 1886 г. проходил съезд Московских благотворительных учреждений, призревающих детей, на котором присутствовали и представители Московского Воспитательного Дома. Среди докладов, прочитанных и обсуждавшихся на съезде, был «Доклад М.В. Духовского о помещении детей на воспитание в крестьянские семьи» [9, с. 145–151]. Автор положительно высказался за подобный способ воспитания ввиду его дешевизны и доступности, но при соблюдении следующих условий: отправлении в деревню лишь детей старше трех лет и обязательной организации надзора за детьми в виде «попечителей или скорее попечительниц из числа лиц, живущих постоянно по уездам» [9, с. 151]. Характерно, что постановления, решения и работы данного съезда имели «совещательный характер» и могли применяться участвовавшими организациями и учреждениями только в том объеме, «в каком они найдут их соответствующими в пользе вверенного им дела» [9, с. 11].
С 1885 г. проблема воспитания и развития детей, в том числе незаконнорожденных и подкидышей, активно обсуждалась на Пироговских съездах врачей. Помимо вопросов, связанных с призрением детей земствами в приютах и деревнях, значительное место в деятельности съездов занимало рассмотрение причин высокой детской смертности, в том числе в Воспитательных домах, приютах и крестьянских семьях, и поиск различных способов сократить процент смертности (включая опыты по искусственному вскармливанию, меры против распространения и заражения сифилисом и др.) [10].
В 1910 г. в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский съезд русских деятелей по общественному и частному призрению. По его окончании было принято решение о продолжении созывов подобных съездов, поскольку это «даст возможность всем деятелям и заведывающим приютами ознакомиться с постановкой дела в земских и городских учреждениях России, разработать наиболее желательные формы его и, быть может, разрешить острый вопрос о равномерном распределении материальных тягот, затрачиваемых на призрение, между государствами и отдельными органами самоуправления» [4, с. 1]. В программы последующих съездов, в итоге, были включены следующие вопросы: о расходах на содержание заведений по призрению детей; о пересмотре законодательства в этой области; о наиболее целесообразных формах призрения детей грудного и школьного возраста; об организации семейного патронажа в деревнях; о мерах борьбы с сифилизацией населения и др. [4, с. 3–4].
С 1900 г. представители российских учреждений и организаций по призрению детей принимали активное участие в работе международных конгрессов по различным вопросам воспитания и развития детей.
В 1900 г. в Париже состоялся III Международный конгресс по общественному призрению и благотворительности, на котором присутствовали представители 36 государств, в том числе и России. Важным постановлением съезда в вопросе о призрении детей стало признание равных прав на общественную помощь как законных, так и незаконнорожденных детей [6, с. 29].
Следующий, IV Международный конгресс по вопросам общественного и частного призрения проходил в Милане в мае 1906 г. На нем вопрос призрения детей рассматривался с точки зрения принятия наиболее целесообразных мер борьбы с детской смертностью. После всестороннего обсуждения этой проблемы съезд постановил, что «во всех государствах должен быть установлен строгий врачебный надзор за всеми детьми, отдаваемыми для вскормления и воспитания вдали от местонахождения их родителей или опекунов», а также о необходимости усовершенствования учреждений, занимавшихся заботой о подкидышах [2, с. 50–51].
Проблема детской смертности стала предметом обсуждения и на международных конгрессах по вопросам охраны детей. Одним из постановлений Миланского конгресса 1906 г. рекомендовалось создание особых заведений для раздачи хорошего молока для всех грудных детей, которые получили название «учреждения капли молока» [2, с. 50]. Первый специальный международный конгресс подобных организаций прошел в Париже еще в 1905 г. Организационный комитет данного конгресса решил объединить
«все отрасли попечения о маленьких детях и не ограничивать занятий конгресса одними только учреждениями "капли молока"». Последующие съезды 1907 г. в Брюсселе, 1910 г. в Берлине, 1913 г. в Брюсселе носили названия «Международный конгресс для охраны детей младшего возраста», «Международный конгресс по вопросам охраны детей и борьбы с детской смертностью», «Международный конгресс по охране детского возраста». В программы этих съездов были включены, в частности, вопросы о создании Международного Союза учреждений для охраны детей и для борьбы с детской смертностью [3, с. 25], об установлении строгого надзора за детьми, отдаваемыми на воспитание частным лицам [3, с. 68], о попечении над внебрачными детьми [7, с. 21] и др.
С 1905 г. стали проводиться конгрессы по проблемам семейного воспитания. На Первом съезде в Льеже обсуждались вопросы о помещении бесприютных детей в деревенские семьи, о выборе профессии и специальном образовании для подкидышей. Кроме того, на съезде было высказано предложение о создании должности так называемых «профессиональных опекунов-специалистов», в задачи которых входили бы надзор за питомцем в раннем детстве,
«юридическое представительство его интересов», оказание ребенку необходимой помощи, руководство его воспитанием и ремесленным образованием [1, с. 74–75].
Таким образом, в начале XX в. вопросы призрения детей, в том числе незаконнорожденных и подкидышей, стали рассматриваться не только органами самоуправления, но и на международном уровне. Для решения проблемы призрения детей, существовавшей во многих государствах, по мнению представителей общественности, необходимо было обсуждение и обмен опытом, которые стали возможны благодаря значительному числу созывавшихся съездов и конгрессов, несмотря на то, что во многих случаях их постановления и решения носили совещательный, а обязательный характер.
Список литературы
1. Ведомство детских приютов и его задачи. – Ч. XXIV: Отчет о международном конгрессе по вопросам воспитания и охраны детей в Льеже. – СПб., 1906.
2. Ведомство детских приютов и его задачи. – Ч. XXVII: Четвертый международный конгресс по вопросам общественного и частного призрения в Милане. – СПб., 1906.
3. Ведомство детских приютов и его задачи. – Ч. XXIX: Международный конгресс по вопросам охраны детей и борьбы с детской смертностью в Брюсселе. – СПб., 1907.
4. Глико А. Заметка о предстоящем съезде земских деятелей по призрению детей. – Киев, 1911.
5. Журналы заседаний XVIII очередного земского собрания с 9-го по 18-е декабря 1882 года. – Курск, 1883.
6. Отчет о международном конгрессе по общественному призрению и благотворительности в Париже. – СПб., 1900.
7. Призрение и благотворительность в России. – 1913. – № 5.
8. Систематический Свод постановлений и распоряжений Полтавского Губернского Земства за три трехлетия (с 1904 по 1912 вкл.). – Т. 4. – Вып. 1. – Полтава, 1915.
9. Труды съезда Московских благотворительных учреждений призревающих детей. Сессия I, 28 апр. – 11 мая 1886 г. – М., 1886.
10. Труды IV Съезда русских врачей в память Н.И. Пирогова в Москве. – М., 1892.
Источник: С. В. Зайцева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи