Подготовка женщин-военнослужащих ПВО Ленинграда осуще ствлялось через всевобуч, военное обучение студенток, обучение личного става в учебных центрах, резервных и запасных частях, боевую подготовку в Действующей Армии. Она предусматривала тактическую, огневую, строевую, химическую, санитарную и физиче скую подготовку, изучение воинских уставом. Проводил занятия средний и младший командный состав запаса, пользовавшийся от срочкой от призыва по мобилизации, а также наиболее подготов ленный рядовой состав старших возрастов, не призванный в армию. Подготовка по системе всеобщего военного обучения проводилось в несколько очередей. В первую очередь было подготовлено 478 женщин, во вторую, с 15 марта 1942 г. по 30 апреля 1943 г. –
1281 представительниц слабого пола [2, C. 131]. Третья очередь обучения длилась с 5 мая по 20 июня 1943 года было обучено
1157 женщин [2, с. 132]. А в четвертой очереди их число увеличи лось в 2,8 раза по сравнению с мужчинами. В последующих очере дях женщин было большинство [3, с. 183].
В системе Всевобуча и Осоавиохима решались главным обра зом задачи первоначальной военной подготовки резервов. Однако в тех условиях для войск противовоздушной обороны требовалось большое количество хорошо обученных в военном отношении люд ских ресурсов. Поэтому с началом войны были развернуты запас ные части всех родов войск, а с августа 1942 г. и учебные части, основным назначением которых явилась подготовка личного соста ва для пополнения потерь в воинских частях.
В августе 1941 г. были разработаны и утверждены ГКО меро приятия по повышению интенсивности подготовки людских резервов и направлению маршевых пополнений фронтам. Предусматрива лось значительно увеличить количество и емкость запасных и учеб ных частей, повысить уровень учебной работы в них. Ответственность за стояние этих частей, своевременное формиро вание маршевых батальонов и бесперебойное пополнение дейст вующей армии была возложена на Главупраформ Красной армии и командующих войсками военных округов. Перед обкомами, крайко мами и ЦК партий союзных республик ставилась задача оказывать повседневную помощь командованию запасных и учебных частей в деле их комплектования, учебно-материального и хозяйственного обеспечения, размещения, оборудования зимних лагерей.
Таким образом, одним из важнейших требований к обучению личного состава войск ПВО Ленинграда, в том числе и женщин, бы ла ускоренная подготовка их к боевым действиям.
Прибывшее пополнение женщин в войска ПВО Ленинграда рас пределялось с учетом военной, общеобразовательной и специаль ной подготовки. Например, П.С. Самойлов, начальник штаба 72-го отдельного радиобатальона, вспоминает, что в части подразделе ний воздушного наблюдения, оповещения и связи, в первую оче редь попадали женщины и девушки инженеры, техники-радисты,
электромеханики и т. д. [14, с. 7]
Сложность обстановки заключалась в том, что замену мужчин требовалось провести, не снижая боевой готовности. Женщины бойцы настойчиво овладевали боевыми специальностями. Многие из них успешно заканчивали курсы младших командиров, курсы по подготовке политработников. Так, в апреле 1943 г. только в 169-м зенитном артиллерийском полку 15 девушек были назначены на должности начальников звукоулавливателей и 18 – командирами дальномерных отделений [9, с. 103]. Вся боевая подготовка строи лась в соответствии с требованиями принципа «учить войска тому, что необходимо на войне». В основу содержания обучения были по ложены боевой опыт, изучение поступавших в войска техники и ору жия, практическая отработка приемов и способов действий в бою. Большая часть учебного времени в запасных и учебных частях от водилось на огневую, тактическую и техническую подготовку.
В начале войны имелось «Руководство по 37-мм автоматиче ской зенитной пушке». Оно не удовлетворяло полностью предъяв ляемым требованиям. В развитие этого руководства капитаном артиллерийско-технической службы В.Г. Чеховичем в 1942 г. была написана «Памятка по эксплуатации 37-мм автоматической зенит ной пушки». В памятке были кратко и четко сформулированы основ ные обязанности артиллерийского техника дивизиона малокалиберной зенитной артиллерии, и она сыграла значительную роль в обучении женщин ПВО Ленинграда. Именно по этому руко водству постигали знания зенитчицы ПВО. Кроме того, имелись в пользовании такие пособия, как специальный «Справочник техника зенитной артиллерии», написанный в короткий срок А.А. Шебановым, С.З. Темкиным, М.А. Трейстером и Р.В. Богослов ским.
В годы войны регулярно выходил научно-технический бюлле тень. На его страницах шел обмен опытом обучения и воспитания бойцов ПВО, в том числе и женщин. Там можно было найти мате риалы о новых образцах вооружения, рационализаторской работе, об оборудовании лабораторий и классов.
Обучение личного состава запасных и резервных частей носило исключительно практический характер. Оно осуществлялось, как правило, методами личного показа, краткого рассказа, упражнения и практических работ. «Учи показом, учи на практике, учи только тому, что сам хорошо знаешь», «Толково рассказать, умело показать, терпеливо исправлять ошибки и тренировать до степени отличного усвоения – основной метод в обучении бойцов». Так формулирова лись требования к методике как одиночного обучения, так и при слаживании подразделений [6, с. 436].
Часто занятия начинались с проведения учебных тревог. Учеб ный день продолжался 10-12 часов. Наряду с плановыми занятиями в запасных и учебных частях активно использовались и такие фор мы внепланового обучения, как вечера изучения оружия и техники, дни техники, тактические конференции, встречи с фронтовиками.
Так как бойцы противовоздушной обороны Ленинграда вели на пряженные бои и с наземными силами противника, обучение навы кам ведения борьбы с танками были необходимы для женщин воинов. «Появление танков наводило страх на части – части боятся танков», так характеризует ситуацию среди войск исследователь проблем обороны Ленинграда А.Р. Дзенискевич [8]. В этой связи значительное место в обучении женщин противовоздушной оборо ны занимала борьба с бронечастями противника.
Женщины понимали важность своей военной подготовки, были лично в ней заинтересованы и относились к занятиям весьма ответ ственно. Вот что писала одна из девушек: «Мы прекрасно понима ем, что имеем дело с хитрым, сильным и хорошо вооруженным противником. Только организованностью, смелостью, передовой техникой мы победим врага. Поэтому перед нами стоит задача изу чать лучше и быстрее те науки, которые необходимы для победы над врагом. Каждая отличная оценка, полученная нами – это тоже выстрел в сердце врага. И поэтому, каждая из нас отдает все свои силы для усвоения тех знаний, которые помогут нам для достиже ния одной заветной цели – победы над врагом» [4, с. 14].
Такой же настрой был и у другой девушки – Зинаиды Литвино вой, обучавшейся в 8-й женской батарее 115 зенитно артиллерийского полка: «Но мы ни перед чем не пасовали, ведь все мы пришли добровольно, никто не заставлял идти на фронт, поэто му все силы отдавали учебе, горели желанием как можно быстрее попасть на фронт» [1, с. 150].
Уже во время учебы девушки отличались высокой дисциплиной, организованностью и упорством в овладении военным мастерством. В сентябре 1943 г. из 684 курсанток 3-го набора женской школы, державших выпускные испытания по стрельбе, положенные упраж нения выполнили все 684. 524 выпускницы получили оценку "отлич но", 111 – "хорошо" и 49 – "посредственно". Общая оценка военной подготовки –"отлично". По политической подготовке экзамен держа ли 707 выпускниц этого набора. Знания 393 девушек были оценены на "отлично", 232 –"хорошо" и 82 – "посредственно". Такие же высо кие оценки получали выпускницы школы всех наборов [12, с. 140].
Немаловажное значение в обучении женщин играла и огневая подготовка – результаты стрельб из личного оружия.
Одной из трудностей, возникших в ходе подготовки женщин, была плохая посещаемость занятий. Причем иногда приходилось пропускать занятия не по собственной воле девушек-бойцов ПВО Ленинграда. Так, в одной из докладных записок мы видим: «На за нятиях из 18 человек через 10 минут старшина роты вызвал 11 женщин-военнослужащих для посылки на работу» [17, Ф. 4886. Оп.
1. Д. 77. Л. 20].
Также нередко на занятиях по тактике, как видно из докладных записок, были случаи, когда женщины отказывались ползать по земле и маскироваться, чтобы не испачкать одежды [10, с. 170].
Крайне тяжелые бытовые и материальные условия военного времени, так же не благоприятствовали обучению женщин и деву шек. Старший политрук Бабурина писала в докладной записке от
17–18 декабря 1942 г.: « Вот что пришлось наблюдать мне лично
18.12.42 г. на занятиях: … занятия проводились в совершенно хо лодном зале при свете очень маленькой коптилки и то с разбитым стеклом» [17, Ф. 4886. Оп. 1. Д. 77. Л. 20]. Похожие воспоминания были и у Нины Кузнецовой: «Группа наша была маленькая. Занятия проходили в небольшой комнате. Небольшая печурка была не в со стоянии согреть нас. Было очень холодно. Навсегда я запомнила эти занятия. Собственно говоря, не сами лекции, а то, с каким подъ емом и уверенностью читал их закутанный в пальто голодный чело век. Мне же хотелось только есть и спать. Наверное, как и другим» [13, с. 72].
Мужчины-офицеры понимали, что девушкам приходилось тяже ло. Вот, что пишет в своих воспоминаниях П.И. Максименко, рабо тавший в блокированном Ленинграде начальником радиостанции:
«Прибывшие девушки были измучены блокадой, голодные, исто щенные. Но они с достоинством взялись за трудную учебу. Им было трудно еще и потому, что приходилось нести караульную службу на объектах. Так же они занимались заготовкой дров, обслуживали пищеблок: кормили весь личный состав полка, так как специалисты, дежурившие круглые сутки на узлах связи, очень уставали. Учащие ся попадали под артобстрелы и бомбежки вражеской авиации. Были жертвы. Девушки 18–23 лет слушали не ночные напевы птиц, а раз рывы снарядов, когда находились на ответственных постах арт склада, бензохранилища, вещскладов, поста № 1. Мы, офицеры новых курсантов, пытались привить им не только любовь к специ альности и военному делу, но и связывали требования устава воин ской дисциплины с характерами девушек, понимали их трудности, которые они мужественно преодолевали. И мы были рады, что встречаясь друг с другом смело и честно смотрели в глаза друг дру гу, ибо мы делали одно важное дело, трудились для Родины, Побе ды, не уронили чести и достоинства» [15, с. 69].
Учеба было не легким делом, но девушки не жаловались, а на оборот, гордились, что они бойцы войск ПВО и были готовы с гордо стью наравне с мужчинами защищать свой родной город:
«Занимались много, но никто не жаловался. Хотя мы и не приняли еще воинскую присягу, каждая мысленно считала себя солдатом с первого часа войны. Это чувство заботливо поддерживали старшие товарищи – командиры и политработники», – писала в своем днев нике Наталья Кайсанова, позже ставшая бойцом подразделения ВНОС [7: РДФ. Оп. 1л. Д. 437]. «Трудно было не одной мне, – испо ведовалась в своем дневнике и Женя Руднева, – Сижу на морзянке
и огорчаюсь. Ничего у меня не клеится: с цифрами еще кое-как, а вот с буквами я никак не справлюсь, мы принимаем по радио, сразу на слух. Сейчас мы разучили условные знаки радиообмена, так я, наверное, всегда буду сообщать, что слышу плохо, не поняла и что бы давали медленнее. И интересно получилось: эти звуки я сразу усвоила. Ну да ладно, справлюсь» [5, с. 312]. Тяжелые дни и ночи военного времени описывает и другая девушка-боец ПВО Ленин града Надежда Григорьевна: «Ежедневные занятия требовали мак симальной отдачи сил. А тут еще частые тревоги, дежурства на старте в снежные ночи, разогревание промерзших моторов перед вылетами, короткие проводы и долгое ожидание подруг» [16, с. 78].
Во время учебы девушкам не всегда удавалось все с первого раза. Но командиры умели настроить девушек, поддержать их, даже в каких-то неудачах. В пример можно привести следующий случай:
«Тебе нужно хорошенько отдохнуть, – ласково, но твердо сказала А. – Завтра предстоит учебное бомбометание на полигоне... Кстати, как выполнили задание сегодня? – поинтересовалась командир.
Я была недовольна собой и честно призналась в этом.
– Мужество состоит не только в том, чтобы с первой попытки достичь цели, – заметила после паузы Амосова. – Волевой человек мужествен и в неудачах. Он не раскисает, а становится злее, упря мее. Он учится на ошибках. И потому способен выполнить любое задание.
Сказать, что я была благодарна своему командиру Симе Амо совой за то, что услышала, – значит ничего не сказать. В тот момент мне были просто необходимы такие слова. И они вызвали ответное движение сердца. Трудно передать, что я испытала. Но с той поры приказ командира перестал быть для меня просто уставной форму лой, не подлежавшей обсуждению. Весь смысл моей жизни заклю чался отныне в том, чтобы не подвести человека, который верил в меня и в дни побед, и в дни поражений.
Психологически все это очень сложно, но в то же время легко объяснимо. В молодости всегда кажется, что любое испытание тебе по плечу. Кажется до тех пор, пока не убедишься: одного желания мало. Нужны и воля, и упорство, и мужество. И наконец, самый элементарный боевой опыт, который позволяет неоперившимся птенцам, какими были мы, становиться со временем орлами» [16, с. 125].
Помимо специальной подготовки в училище давались необхо димые знания и навыки по военным дисциплинам. Военного цикла в годы войны не существовало. Были лишь отдельные дисциплины: тактика зенитной артиллерии, инженерное дело, связь, топография, военная администрация, противохимическая защита войск. Этими дисциплинами формировалось тактическое мышление девушек воинов, их взгляды на место зенитной артиллерии в бою, основные принципы ее боевого использования. Девушки и женщины учились оборудовать позиции, ориентироваться на местности и пользовать ся картой, овладевали основными принципами управления войска ми в бою.
Изучение уставов, строевая и стрелковая подготовка заверша ли военное образование женщин ПВО Ленинграда.
Удельный вес военных дисциплин по отношению к специаль ным был небольшим. Так, например, на инженерное дело, противо химическую подготовку, связь и топографию отводилось по 15–
20 часов. Этого времени было недостаточно, чтобы получить глубо кие знания, но все же женщины, прошедшие курс боевой подготов ки, как показала практика, могли правильно решать многие вопросы, связанные с жизнью и боевой деятельностью войск.
Учебный день начинался рано. Занятия и самоподготовка про водились и ночью. Из 11 часов учебного дня 8 – отводилось на за нятия с преподавателями и 3 – на самоподготовку. Вот как описывает свой обычный день учебных занятий Вера Петровна Кузьмина, служившая в 62-й отдельном зенитном батальоне:
«Подъем в казарме проходил в 6 часов утра. За 40 секунд нужно было одеться и встать на утреннюю проверку. После этого давался час личного санитарно-гигиенического времени. Затем строем шли на завтрак. Потом начиналась учеба. С 13 до 14 часов по распоряд ку дня был обед. После обеда и ужина – опять учеба. В 23 часа объ являлся отбой на ночной отдых» [11, с. 183].
Основой преподавания стала максимальная наглядность и про стота изложения при особенно тщательном материальном обеспе чении занятий. Увеличением практических работ и времени на самоподготовку преподаватели стремились приучить женщин к са мостоятельной работе.
Однако настоящими бойцами женщины становились уже в ходе боев, постепенно накапливая опыт и навыки ведения боевых дейст вий. Отсутствие военной выучки на первых порах восполнялось патриотизмом, самоотверженностью и героизмом большинства женщин-воинов ПВО Ленинграда.
Список литературы
1. Блокада. Сестрорецкий рубеж. Воспоминания блокадников курортного района. Свидетельства очевидцев, документы военной поры. – Сестрорецк, 2004.
2. Бредихин В.Е. Роль комсомола в подготовке военных специалистов в системе всевобуча в годы Великой Отечественной войны. // Мы победу при ближали как могли: материалы междунар. науч. конф., посвящ. Великой Отече ственной войне (с акцентом на 1943 год). Москва, 18–19 апр. 2003 г. – Смоленск, 2003.
3. Великая Отечественная война 1941–1945: энцикл. – М., 1985.
4. Вестн. ПВО. – 1961. – № 3. – С. 14.
5. Ветеран. – Л., 1984. – С. 312.
6. Военная педагогика. – М., 1966.
7. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленингра да.
8. Дзенискевич А.Р. Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда (1941–1944).
9. Женщины Ленинграда в годы блокады: материалы науч. конф. 10–11 марта 2005 г. – СПб., 2005.
10. Иванова Ю.Н. Храбрейшие из прекрасных. Женщины России в вой нах. – М., 2002.
11. Мурманцева В.С. Женщины в солдатских шинелях. – М., 1971.
12. Мурманцева В.С. Советские женщины в Великой Отечественной вой не. – М., 1974.
13. Полонская Е.И. На своих плечах. – М., 1948. – С. 72.
14. Редуты на защите Ленинграда: сб. воспоминаний. – Л., 1990.
15. Связисты Ленинградского фронта на завершающем этапе Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Кн. 3. – СПб., 1995. – С. 69.
16. Тимофеева-Егорова А.А. Держись, сестричка! – М., 1985.
17. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга.
1281 представительниц слабого пола [2, C. 131]. Третья очередь обучения длилась с 5 мая по 20 июня 1943 года было обучено
1157 женщин [2, с. 132]. А в четвертой очереди их число увеличи лось в 2,8 раза по сравнению с мужчинами. В последующих очере дях женщин было большинство [3, с. 183].
В системе Всевобуча и Осоавиохима решались главным обра зом задачи первоначальной военной подготовки резервов. Однако в тех условиях для войск противовоздушной обороны требовалось большое количество хорошо обученных в военном отношении люд ских ресурсов. Поэтому с началом войны были развернуты запас ные части всех родов войск, а с августа 1942 г. и учебные части, основным назначением которых явилась подготовка личного соста ва для пополнения потерь в воинских частях.
В августе 1941 г. были разработаны и утверждены ГКО меро приятия по повышению интенсивности подготовки людских резервов и направлению маршевых пополнений фронтам. Предусматрива лось значительно увеличить количество и емкость запасных и учеб ных частей, повысить уровень учебной работы в них. Ответственность за стояние этих частей, своевременное формиро вание маршевых батальонов и бесперебойное пополнение дейст вующей армии была возложена на Главупраформ Красной армии и командующих войсками военных округов. Перед обкомами, крайко мами и ЦК партий союзных республик ставилась задача оказывать повседневную помощь командованию запасных и учебных частей в деле их комплектования, учебно-материального и хозяйственного обеспечения, размещения, оборудования зимних лагерей.
Таким образом, одним из важнейших требований к обучению личного состава войск ПВО Ленинграда, в том числе и женщин, бы ла ускоренная подготовка их к боевым действиям.
Прибывшее пополнение женщин в войска ПВО Ленинграда рас пределялось с учетом военной, общеобразовательной и специаль ной подготовки. Например, П.С. Самойлов, начальник штаба 72-го отдельного радиобатальона, вспоминает, что в части подразделе ний воздушного наблюдения, оповещения и связи, в первую оче редь попадали женщины и девушки инженеры, техники-радисты,
электромеханики и т. д. [14, с. 7]
Сложность обстановки заключалась в том, что замену мужчин требовалось провести, не снижая боевой готовности. Женщины бойцы настойчиво овладевали боевыми специальностями. Многие из них успешно заканчивали курсы младших командиров, курсы по подготовке политработников. Так, в апреле 1943 г. только в 169-м зенитном артиллерийском полку 15 девушек были назначены на должности начальников звукоулавливателей и 18 – командирами дальномерных отделений [9, с. 103]. Вся боевая подготовка строи лась в соответствии с требованиями принципа «учить войска тому, что необходимо на войне». В основу содержания обучения были по ложены боевой опыт, изучение поступавших в войска техники и ору жия, практическая отработка приемов и способов действий в бою. Большая часть учебного времени в запасных и учебных частях от водилось на огневую, тактическую и техническую подготовку.
В начале войны имелось «Руководство по 37-мм автоматиче ской зенитной пушке». Оно не удовлетворяло полностью предъяв ляемым требованиям. В развитие этого руководства капитаном артиллерийско-технической службы В.Г. Чеховичем в 1942 г. была написана «Памятка по эксплуатации 37-мм автоматической зенит ной пушки». В памятке были кратко и четко сформулированы основ ные обязанности артиллерийского техника дивизиона малокалиберной зенитной артиллерии, и она сыграла значительную роль в обучении женщин ПВО Ленинграда. Именно по этому руко водству постигали знания зенитчицы ПВО. Кроме того, имелись в пользовании такие пособия, как специальный «Справочник техника зенитной артиллерии», написанный в короткий срок А.А. Шебановым, С.З. Темкиным, М.А. Трейстером и Р.В. Богослов ским.
В годы войны регулярно выходил научно-технический бюлле тень. На его страницах шел обмен опытом обучения и воспитания бойцов ПВО, в том числе и женщин. Там можно было найти мате риалы о новых образцах вооружения, рационализаторской работе, об оборудовании лабораторий и классов.
Обучение личного состава запасных и резервных частей носило исключительно практический характер. Оно осуществлялось, как правило, методами личного показа, краткого рассказа, упражнения и практических работ. «Учи показом, учи на практике, учи только тому, что сам хорошо знаешь», «Толково рассказать, умело показать, терпеливо исправлять ошибки и тренировать до степени отличного усвоения – основной метод в обучении бойцов». Так формулирова лись требования к методике как одиночного обучения, так и при слаживании подразделений [6, с. 436].
Часто занятия начинались с проведения учебных тревог. Учеб ный день продолжался 10-12 часов. Наряду с плановыми занятиями в запасных и учебных частях активно использовались и такие фор мы внепланового обучения, как вечера изучения оружия и техники, дни техники, тактические конференции, встречи с фронтовиками.
Так как бойцы противовоздушной обороны Ленинграда вели на пряженные бои и с наземными силами противника, обучение навы кам ведения борьбы с танками были необходимы для женщин воинов. «Появление танков наводило страх на части – части боятся танков», так характеризует ситуацию среди войск исследователь проблем обороны Ленинграда А.Р. Дзенискевич [8]. В этой связи значительное место в обучении женщин противовоздушной оборо ны занимала борьба с бронечастями противника.
Женщины понимали важность своей военной подготовки, были лично в ней заинтересованы и относились к занятиям весьма ответ ственно. Вот что писала одна из девушек: «Мы прекрасно понима ем, что имеем дело с хитрым, сильным и хорошо вооруженным противником. Только организованностью, смелостью, передовой техникой мы победим врага. Поэтому перед нами стоит задача изу чать лучше и быстрее те науки, которые необходимы для победы над врагом. Каждая отличная оценка, полученная нами – это тоже выстрел в сердце врага. И поэтому, каждая из нас отдает все свои силы для усвоения тех знаний, которые помогут нам для достиже ния одной заветной цели – победы над врагом» [4, с. 14].
Такой же настрой был и у другой девушки – Зинаиды Литвино вой, обучавшейся в 8-й женской батарее 115 зенитно артиллерийского полка: «Но мы ни перед чем не пасовали, ведь все мы пришли добровольно, никто не заставлял идти на фронт, поэто му все силы отдавали учебе, горели желанием как можно быстрее попасть на фронт» [1, с. 150].
Уже во время учебы девушки отличались высокой дисциплиной, организованностью и упорством в овладении военным мастерством. В сентябре 1943 г. из 684 курсанток 3-го набора женской школы, державших выпускные испытания по стрельбе, положенные упраж нения выполнили все 684. 524 выпускницы получили оценку "отлич но", 111 – "хорошо" и 49 – "посредственно". Общая оценка военной подготовки –"отлично". По политической подготовке экзамен держа ли 707 выпускниц этого набора. Знания 393 девушек были оценены на "отлично", 232 –"хорошо" и 82 – "посредственно". Такие же высо кие оценки получали выпускницы школы всех наборов [12, с. 140].
Немаловажное значение в обучении женщин играла и огневая подготовка – результаты стрельб из личного оружия.
Одной из трудностей, возникших в ходе подготовки женщин, была плохая посещаемость занятий. Причем иногда приходилось пропускать занятия не по собственной воле девушек-бойцов ПВО Ленинграда. Так, в одной из докладных записок мы видим: «На за нятиях из 18 человек через 10 минут старшина роты вызвал 11 женщин-военнослужащих для посылки на работу» [17, Ф. 4886. Оп.
1. Д. 77. Л. 20].
Также нередко на занятиях по тактике, как видно из докладных записок, были случаи, когда женщины отказывались ползать по земле и маскироваться, чтобы не испачкать одежды [10, с. 170].
Крайне тяжелые бытовые и материальные условия военного времени, так же не благоприятствовали обучению женщин и деву шек. Старший политрук Бабурина писала в докладной записке от
17–18 декабря 1942 г.: « Вот что пришлось наблюдать мне лично
18.12.42 г. на занятиях: … занятия проводились в совершенно хо лодном зале при свете очень маленькой коптилки и то с разбитым стеклом» [17, Ф. 4886. Оп. 1. Д. 77. Л. 20]. Похожие воспоминания были и у Нины Кузнецовой: «Группа наша была маленькая. Занятия проходили в небольшой комнате. Небольшая печурка была не в со стоянии согреть нас. Было очень холодно. Навсегда я запомнила эти занятия. Собственно говоря, не сами лекции, а то, с каким подъ емом и уверенностью читал их закутанный в пальто голодный чело век. Мне же хотелось только есть и спать. Наверное, как и другим» [13, с. 72].
Мужчины-офицеры понимали, что девушкам приходилось тяже ло. Вот, что пишет в своих воспоминаниях П.И. Максименко, рабо тавший в блокированном Ленинграде начальником радиостанции:
«Прибывшие девушки были измучены блокадой, голодные, исто щенные. Но они с достоинством взялись за трудную учебу. Им было трудно еще и потому, что приходилось нести караульную службу на объектах. Так же они занимались заготовкой дров, обслуживали пищеблок: кормили весь личный состав полка, так как специалисты, дежурившие круглые сутки на узлах связи, очень уставали. Учащие ся попадали под артобстрелы и бомбежки вражеской авиации. Были жертвы. Девушки 18–23 лет слушали не ночные напевы птиц, а раз рывы снарядов, когда находились на ответственных постах арт склада, бензохранилища, вещскладов, поста № 1. Мы, офицеры новых курсантов, пытались привить им не только любовь к специ альности и военному делу, но и связывали требования устава воин ской дисциплины с характерами девушек, понимали их трудности, которые они мужественно преодолевали. И мы были рады, что встречаясь друг с другом смело и честно смотрели в глаза друг дру гу, ибо мы делали одно важное дело, трудились для Родины, Побе ды, не уронили чести и достоинства» [15, с. 69].
Учеба было не легким делом, но девушки не жаловались, а на оборот, гордились, что они бойцы войск ПВО и были готовы с гордо стью наравне с мужчинами защищать свой родной город:
«Занимались много, но никто не жаловался. Хотя мы и не приняли еще воинскую присягу, каждая мысленно считала себя солдатом с первого часа войны. Это чувство заботливо поддерживали старшие товарищи – командиры и политработники», – писала в своем днев нике Наталья Кайсанова, позже ставшая бойцом подразделения ВНОС [7: РДФ. Оп. 1л. Д. 437]. «Трудно было не одной мне, – испо ведовалась в своем дневнике и Женя Руднева, – Сижу на морзянке
и огорчаюсь. Ничего у меня не клеится: с цифрами еще кое-как, а вот с буквами я никак не справлюсь, мы принимаем по радио, сразу на слух. Сейчас мы разучили условные знаки радиообмена, так я, наверное, всегда буду сообщать, что слышу плохо, не поняла и что бы давали медленнее. И интересно получилось: эти звуки я сразу усвоила. Ну да ладно, справлюсь» [5, с. 312]. Тяжелые дни и ночи военного времени описывает и другая девушка-боец ПВО Ленин града Надежда Григорьевна: «Ежедневные занятия требовали мак симальной отдачи сил. А тут еще частые тревоги, дежурства на старте в снежные ночи, разогревание промерзших моторов перед вылетами, короткие проводы и долгое ожидание подруг» [16, с. 78].
Во время учебы девушкам не всегда удавалось все с первого раза. Но командиры умели настроить девушек, поддержать их, даже в каких-то неудачах. В пример можно привести следующий случай:
«Тебе нужно хорошенько отдохнуть, – ласково, но твердо сказала А. – Завтра предстоит учебное бомбометание на полигоне... Кстати, как выполнили задание сегодня? – поинтересовалась командир.
Я была недовольна собой и честно призналась в этом.
– Мужество состоит не только в том, чтобы с первой попытки достичь цели, – заметила после паузы Амосова. – Волевой человек мужествен и в неудачах. Он не раскисает, а становится злее, упря мее. Он учится на ошибках. И потому способен выполнить любое задание.
Сказать, что я была благодарна своему командиру Симе Амо совой за то, что услышала, – значит ничего не сказать. В тот момент мне были просто необходимы такие слова. И они вызвали ответное движение сердца. Трудно передать, что я испытала. Но с той поры приказ командира перестал быть для меня просто уставной форму лой, не подлежавшей обсуждению. Весь смысл моей жизни заклю чался отныне в том, чтобы не подвести человека, который верил в меня и в дни побед, и в дни поражений.
Психологически все это очень сложно, но в то же время легко объяснимо. В молодости всегда кажется, что любое испытание тебе по плечу. Кажется до тех пор, пока не убедишься: одного желания мало. Нужны и воля, и упорство, и мужество. И наконец, самый элементарный боевой опыт, который позволяет неоперившимся птенцам, какими были мы, становиться со временем орлами» [16, с. 125].
Помимо специальной подготовки в училище давались необхо димые знания и навыки по военным дисциплинам. Военного цикла в годы войны не существовало. Были лишь отдельные дисциплины: тактика зенитной артиллерии, инженерное дело, связь, топография, военная администрация, противохимическая защита войск. Этими дисциплинами формировалось тактическое мышление девушек воинов, их взгляды на место зенитной артиллерии в бою, основные принципы ее боевого использования. Девушки и женщины учились оборудовать позиции, ориентироваться на местности и пользовать ся картой, овладевали основными принципами управления войска ми в бою.
Изучение уставов, строевая и стрелковая подготовка заверша ли военное образование женщин ПВО Ленинграда.
Удельный вес военных дисциплин по отношению к специаль ным был небольшим. Так, например, на инженерное дело, противо химическую подготовку, связь и топографию отводилось по 15–
20 часов. Этого времени было недостаточно, чтобы получить глубо кие знания, но все же женщины, прошедшие курс боевой подготов ки, как показала практика, могли правильно решать многие вопросы, связанные с жизнью и боевой деятельностью войск.
Учебный день начинался рано. Занятия и самоподготовка про водились и ночью. Из 11 часов учебного дня 8 – отводилось на за нятия с преподавателями и 3 – на самоподготовку. Вот как описывает свой обычный день учебных занятий Вера Петровна Кузьмина, служившая в 62-й отдельном зенитном батальоне:
«Подъем в казарме проходил в 6 часов утра. За 40 секунд нужно было одеться и встать на утреннюю проверку. После этого давался час личного санитарно-гигиенического времени. Затем строем шли на завтрак. Потом начиналась учеба. С 13 до 14 часов по распоряд ку дня был обед. После обеда и ужина – опять учеба. В 23 часа объ являлся отбой на ночной отдых» [11, с. 183].
Основой преподавания стала максимальная наглядность и про стота изложения при особенно тщательном материальном обеспе чении занятий. Увеличением практических работ и времени на самоподготовку преподаватели стремились приучить женщин к са мостоятельной работе.
Однако настоящими бойцами женщины становились уже в ходе боев, постепенно накапливая опыт и навыки ведения боевых дейст вий. Отсутствие военной выучки на первых порах восполнялось патриотизмом, самоотверженностью и героизмом большинства женщин-воинов ПВО Ленинграда.
Список литературы
1. Блокада. Сестрорецкий рубеж. Воспоминания блокадников курортного района. Свидетельства очевидцев, документы военной поры. – Сестрорецк, 2004.
2. Бредихин В.Е. Роль комсомола в подготовке военных специалистов в системе всевобуча в годы Великой Отечественной войны. // Мы победу при ближали как могли: материалы междунар. науч. конф., посвящ. Великой Отече ственной войне (с акцентом на 1943 год). Москва, 18–19 апр. 2003 г. – Смоленск, 2003.
3. Великая Отечественная война 1941–1945: энцикл. – М., 1985.
4. Вестн. ПВО. – 1961. – № 3. – С. 14.
5. Ветеран. – Л., 1984. – С. 312.
6. Военная педагогика. – М., 1966.
7. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленингра да.
8. Дзенискевич А.Р. Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда (1941–1944).
9. Женщины Ленинграда в годы блокады: материалы науч. конф. 10–11 марта 2005 г. – СПб., 2005.
10. Иванова Ю.Н. Храбрейшие из прекрасных. Женщины России в вой нах. – М., 2002.
11. Мурманцева В.С. Женщины в солдатских шинелях. – М., 1971.
12. Мурманцева В.С. Советские женщины в Великой Отечественной вой не. – М., 1974.
13. Полонская Е.И. На своих плечах. – М., 1948. – С. 72.
14. Редуты на защите Ленинграда: сб. воспоминаний. – Л., 1990.
15. Связисты Ленинградского фронта на завершающем этапе Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Кн. 3. – СПб., 1995. – С. 69.
16. Тимофеева-Егорова А.А. Держись, сестричка! – М., 1985.
17. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга.
Источник: Г. Я. Мурадова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи