В советской политической системе особое значение принадлежало официальной идеологии. Ее влияние на сознание советских людей было определяющим по нескольким причинам:
во-первых, основные идеологические постулаты были понятны и близки интересам народа;
во-вторых, государство обладало монополией на источники массовой информации, а альтернативными каналами информации для советских граждан являлись лишь распространенные слухи и домыслы;
в-третьих, в советском обществе отсутствовали демократические традиции политической жизни, а уровень политической культуры большинства советских граждан препятствовал выходу за рамки официальной точки зрения в осмыслении действительности;
в-четвертых, использовались разнообразные формы и методы пропагандистско-агитационного воздействия на сознание людей.
Широкая идеологическая работа партийных и государственных органов в послевоенном советском обществе, как и прежде характеризовалась многообразием направлений и методов, осуществлявшихся многочисленным аппаратом сотрудников. Управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б) – КПСС формировало научнотеоретическую и информационную базу, составлявшую содержательную сторону пропагандистской работы, регулировало деятельность органов официальной пропаганды и координировало работу республиканских, краевых, областных, районных и городских отделов пропаганды и агитации.
Практическая реализация идеологических установок осуществлялась следующими путями:
– средствами массовой информации (периодическая печать, радиовещание, кинофотодокументалистика);
– в процессе партийно-агитационной работы с населением, осуществлявшейся пропагандистами и другими партийными работниками;
– посредством широкого использования жанров массового искусства (кинофильмы, произведения художественной литературы, театральные постановки, музыкальное творчество, живопись и пр.).
Например, о масштабах этой работы в Ленинграде дает представление докладная записка секретариата Ленинградского Городского комитета ВКП(б) «О результатах партийно-пропагандистской работы ЛГК ВКП(б) за 1948 год»: «…в 1948 году в Ленинграде функционировали и вели просветительскую работу с населением 11 районных отделов пропаганды и агитации, 56 агитационных бригад,
1156 производственных агитаторов, 96 лекторов. Вышло в свет около 11 млн экземпляров центральных, городских и производственных изданий, посвященных вопросам партийной жизни, 844 кандидата в
члены ВКП(б) в текущем году были приняты в партию…» [6. Ф. 25.
Оп. 10. Д. 5. Л. 13].
В первые послевоенные годы для населения самым доступным источником официальной информации являлось центральное радиовещание, а сами индивидуальные радиоточки стали неотъемлемым атрибутом домашнего быта в советских семьях. Характер работы Внутрисоюзного радиовещания позволяет определить его содержание как одну из форм агитационно-пропагандистской деятельности среди населения страны. Радиопередачи были наполнены разнообразной информацией, ориентированной на самую широкую аудиторию слушателей.
Данные фонда Центрального Комитета Внутрисоюзного Радиовещания в Государственном Архиве Российской Федерации констатируют, что среди показателей программной насыщенности 18часового центрального радиовещания около 30 % ежедневного радиовещания занимали блоки информационных новостей, 30 % отводилось для музыкального и литературного эфира, 15 % занимали репортажи с производства, еще 15 % эфира были посвящены знакомству с отдельными персонажами (передовики производства, деятели науки и искусства) и около 10 % занимали передачи, рассчитанные на детскую и юношескую аудиторию [4, с. 70].
Центральный Комитет Внутрисоюзного Радиовещания организационно был подконтролен Управлению пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б) – КПСС. В силу этого, содержание текущей работы центрального радиовещания характеризовалось широкой пропагандистской направленностью, эмоциональностью и категоричностью, которые ориентировали людей на усвоение информации, а не на ее критическое осмысление. Поэтому в рассматриваемый период радиовещание, как массовый и наиболее доступный источник официальной информации, следует рассматривать в качестве одного из самых влиятельных каналов официальной пропаганды.
Особым, но не столь широко распространенным средством агитационно-пропагандистской работы являлась целенаправленная демонстрация материалов документальной кинофотохроники, освещавшей различные аспекты жизни советского общества. Наличие
подобной продукции в репертуаре любого кинотеатра или сельского клуба считалось обязательным. По объективным причинам документальная кинофотохроника не отражала целостную картину окружающей действительности, она была избирательной по содержанию и пропагандистской по своей направленности и при этом оказывала большое влияние на сознание людей.
В структуре Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) существовал особый отдел кинои фотохроники, занимавшийся созданием и распространением документальных материалов среди специализированных учреждений. Как правило, материалы кинофотохроники выходили в свет накануне знаменательных дат, вследствие чего содержание демонстрировавшегося материала отличалось высокой патетикой и эмоциональностью. Всего за первое послевоенное десятилетие из недр отдела кинои фотохроники в свет вышло 164 документальных фильма и около 90 тематических сборников фотоматериалов, освещавших процесс поступательного развития страны [5, с. 122].
Документальная кинофотохроника, как форма агитационнопропагандистской работы характеризовалась большим потенциалом влияния на сознание масс. Однако использование материалов кинофотохроники являлось лишь вспомогательным средством пропаганды по сравнению с более массовыми источниками официальной информации, каким являлась, например, периодическая печать
1940–1950 гг.
В указанный период одним из наиболее доступных источников официальной информации для народа являлась периодическая печать – газеты и журналы, брошюры, информационные листы. При этом печатные издания использовали различные формы подачи информации для населения: статьи и фельетоны, информационные сообщения и стихотворный слог, научные и публицистические материалы, жанр карикатуры и политического плаката, применялись лозунги, девизы и фотодокументы.
Характерной особенностью советской периодической печати
являлась обратная связь с читателями в виде ответов и комментариев редакций на присылаемые читателями письма, обращения,
жалобы. Во многих газетных и журнальных изданиях постоянно велись рубрики: «вопрос – ответ», «письма в редакцию», «нам пишут – мы отвечаем», которые курировались заместителями главного редактора. Тем самым осуществлялся контакт с читательской аудиторией и у советских граждан поддерживался интерес к конкретному изданию [4, с. 144].
Сжатая, доступная и эмоциональная по форме информация – стиль ведущих советских периодических изданий послевоенной поры. Материал преподносился читателю для усвоения, а не для анализа фактов. Идеологические штампы, «новояз» как проявление официальной лексики, наполняли печатные материалы. Категоричность и эмоциональность печатного слога не звали читателя к размышлению, а, напротив, преподносили информацию, уже содержавшую выводы и оценки, которые необходимо было усвоить.
Одной из причин эффективности пропагандистской деятельности среди советских граждан являлось широкое использование органами официальной пропаганды популярных в народе жанров искусства: кино, музыкального творчества, живописи, скульптуры, театральной драматургии. В каждом из жанров творческой деятельности присутствовали сюжеты идеологического характера. При этом наиболее популярным и вполне доступным жанром искусства для советских людей в послевоенную эпоху оставалось кино, точнее, художественные кинофильмы.
По сравнению с довоенным уровнем в советском кинематографе 1940–1950 гг. были достигнуты большие успехи. Произошел постепенный переход от преобладания идеологической подоплеки к проявлению художественной ценности. Однако наивность и идейность оставались в основе большинства советских кинофильмов тех лет. Всего творческими киностудиями за период 1945–1954 гг. было выпущено 164 полнометражных художественных фильма. Советские кинофильмы послевоенной поры снискали себе народную любовь, прежде всего, потому, что зрители видели на экранах то, чего так не хватало в повседневной жизни – достаток, нормальные условия труда, доброту человеческих отношений [3, с. 226].
При этом творчество советских кинорежиссеров в рассматриваемый период жестко регламентировалось со стороны партийных и общественных организаций Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), Союзом кинематографистов СССР.
Наряду с киноискусством, заметный вклад в укрепление официальной идеологии внесла советская литература 1940–1950 гг. В изучаемый период литературное творчество заметно оживилось. Осмысление событий Великой Отечественной войны и путей решения насущных задач в деле возрождения страны вызвало широкий резонанс в советской литературе.
С одной стороны, официальные власти поддерживали проявление активной гражданской позиции среди советских поэтов и писателей, своим творчеством укреплявших моральные силы советских людей в послевоенные годы. С другой стороны, творчество литераторов по-прежнему регламентировалось со стороны партийных органов, в первую очередь, через контроль за Союзом писателей СССР.
Наиболее характерными сюжетами советской литературы конца
1940 – начала 1950-х годов стало отражение героического труда советского народа, утверждение мощи и нерушимости социалистического государства, ожидание начала «эры коммунизма», воспевание подвига армии и народа в ходе Великой Отечественной войны. В этой связи следует отметить творчество крупных советских поэтов и писателей тех лет: А. Фадеева, И. Эренбурга, С. Чиковани, А. Твардовского, М. Шолохова, К. Симонова и др.
В послевоенное десятилетие официальная пропаганда находила свое отражение и в музыкальном творчестве. Советские композиторы, инструментальные и вокальные коллективы, певцы в качестве обязательного элемента своего репертуара имели произведения идеологической направленности.
«…Каждый исполнитель, – вспоминал знаменитый певец В. Козин, – должен был иметь в своем репертуаре целый перечень произведений, рекомендованных к исполнению партийными деятелями от искусства. Тогда это воспринималось как нечто естественное, но циркулярность и некомпетентность в действиях чиновников отравляли творчество артистов…» [2, с. 331].
Эмоциональная насыщенность, торжественность и высокая идейность содержания характеризовали советское музыкальное искусство послевоенной поры. Союз композиторов СССР в те годы включал в свои ряды прославленные имена В.Соловьева-Седова, С. Прокофьева, Е. Александрова, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. Творчество этих и других советских композиторов снискало всенародную любовь и признание, но при этом оно не могло не отражать атмосферу идеологической заданности. Новые симфонии, концерты ведущих оркестровых и хоровых коллективов часто имели посвящения идеологического плана, что, тем не менее, не заслоняло их художественной ценности.
Пристальное внимание со стороны органов официальной пропаганды уделялось театральному искусству. Театр не являлся разновидностью массового искусства в Советском Союзе 1940–
1950 годов, и потому оказываемое им влияние распространялось на весьма ограниченный круг людей. Однако театральная драматургия обладала свойством концентрировать в себе проявления общественной мысли и по этой причине являлась объектом особого внимания со стороны официальных властей.
«…Театральная жизнь в советском обществе первых послевоенных лет – явление противоречивое, – отмечает искусствовед А.Баранович-Поливанова, – с одной стороны, в послевоенные годы повысился интерес публики к театру, опере и балету. С другой стороны, именно эти годы были отмечены парализующей несвободой творчества и непомерной идеологизированностью данного жанра искусства. Несмотря на это, за период 1946–1953 годов, 116 ведущих театральных коллектива Советского Союза осуществили постановку 634 новых спектаклей…» [1, с. 143].
Театральное искусство тех лет оказалось восприимчивым к официальным идеологическим постулатам, распространявшимся на жизнь творческих коллективов.
Особое направление агитационно-пропагандистской работы периода послевоенного «сталинского» десятилетия было связано с
использованием таких жанров искусства, как живопись и скульптура. Плеяда талантливых мастеров оставила большой вклад в развитие советской скульптуры и живописи 1940–1950 годов: В. Мухина, М. Нестеров, А. Герасимов, Ф. Решетников и др. Многочисленные и разнообразные сюжеты, отражавшие достижения советского общества, изображались на картинах и воплощались в скульптурах. Их главное назначение в процессе пропагандистской работы – формирование образного восприятия информации.
Среди многообразия художественных и скульптурных сюжетов, в рассматриваемый период, выделялся главный – образ И.В. Сталина. Величественная фигура вождя, его сосредоточенный и целеустремленный взгляд, торжественность позы составляли негласные каноны в изображении И.В. Сталина на портретах и в скульптурных композициях. Творческий замысел художников и скульпторов был рассчитан, в первую очередь, на эмоциональное восприятие зрителей, большинство из которых получали сильное впечатление от художественных воплощений образа вождя.
Наконец, наибольшая эффективность в пропагандистской деятельности обеспечивалась использованием практических форм подобной работы: устойчивым контактом партийных органов с самым широким кругом населения. В рассматриваемый период официальные власти придавали особое значение организации агитационнопропагандистской деятельности партийных работников среди населения.
Повседневная работа партийных работников с гражданами осуществлялась на всех уровнях: на производстве, по месту службы, учебы, в ходе культмассовой работы, на уровне общественных организаций. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. структура партийных учреждений пронизывала все уровни государственной власти и, что особенно важно, была широко представлена на местах. Тем самым, обеспечивался максимальный охват населения партийнопропагандистской работой.
По данным докладной записки заведующего организационноинструкторским отделом Ленинградского Областного Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков): «…в 1949 году
ЛОК ВКП(б) с удовлетворением констатировал полное завершение восстановительного периода в работе районных и поселковых партийных организаций. Во всех двадцати двух районах Ленинградской области полностью возобновили партийно-просветительскую и агитационную работу 314 районных, поселковых и производственных партийных организаций, штатными сотрудниками которых являются
836 опытных партийных работников…» [6. Ф. 24. Оп. 21. Д. 3. Л. 6].
Основой деятельности пропагандистов и агитаторов выступала повседневная работа по поддержанию тесного контакта с населением, как необходимого условия для партийно-просветительской работы среди советских граждан. Формы подобной деятельности были различными: партийные собрания, митинги, вступления агитационных бригад, лекционная работа, информационные собрания, торжественные мероприятия.
Таким образом, на протяжении 1945–1953 гг. в Советском Союзе существовала, развивалась и активно работала многоуровневая система органов официальной пропаганды, которая с высокой степенью эффективности влияла на формирование массового сознания советских граждан и во многом определяла их общественнополитические взгляды. Следует признать, что разнообразие форм и методов идеологического воздействия на послевоенное советское общество позволили органам официальной пропаганды сохранить контроль и влияние на массовые настроения советских граждан.
Список литературы
1. Баранович-Поливанова, А.П. Впечатления послевоенной поры. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
2. Гринберг, П.К. Из воспоминаний деятелей советской эстрады. – СПб.: Эпоха, 2008.
3. Дегтярев, Е.Е. Интеллигенция и власть. – М.: Терра, 2007.
4. Кожинов, В.В. Россия. Век XX (1939–1964): опыт беспристрастного исследования. – М.: Алгоритм, 2005.
5. Центральный государственный архив историко-политических документации (ЦГАИПД).
во-первых, основные идеологические постулаты были понятны и близки интересам народа;
во-вторых, государство обладало монополией на источники массовой информации, а альтернативными каналами информации для советских граждан являлись лишь распространенные слухи и домыслы;
в-третьих, в советском обществе отсутствовали демократические традиции политической жизни, а уровень политической культуры большинства советских граждан препятствовал выходу за рамки официальной точки зрения в осмыслении действительности;
в-четвертых, использовались разнообразные формы и методы пропагандистско-агитационного воздействия на сознание людей.
Широкая идеологическая работа партийных и государственных органов в послевоенном советском обществе, как и прежде характеризовалась многообразием направлений и методов, осуществлявшихся многочисленным аппаратом сотрудников. Управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б) – КПСС формировало научнотеоретическую и информационную базу, составлявшую содержательную сторону пропагандистской работы, регулировало деятельность органов официальной пропаганды и координировало работу республиканских, краевых, областных, районных и городских отделов пропаганды и агитации.
Практическая реализация идеологических установок осуществлялась следующими путями:
– средствами массовой информации (периодическая печать, радиовещание, кинофотодокументалистика);
– в процессе партийно-агитационной работы с населением, осуществлявшейся пропагандистами и другими партийными работниками;
– посредством широкого использования жанров массового искусства (кинофильмы, произведения художественной литературы, театральные постановки, музыкальное творчество, живопись и пр.).
Например, о масштабах этой работы в Ленинграде дает представление докладная записка секретариата Ленинградского Городского комитета ВКП(б) «О результатах партийно-пропагандистской работы ЛГК ВКП(б) за 1948 год»: «…в 1948 году в Ленинграде функционировали и вели просветительскую работу с населением 11 районных отделов пропаганды и агитации, 56 агитационных бригад,
1156 производственных агитаторов, 96 лекторов. Вышло в свет около 11 млн экземпляров центральных, городских и производственных изданий, посвященных вопросам партийной жизни, 844 кандидата в
члены ВКП(б) в текущем году были приняты в партию…» [6. Ф. 25.
Оп. 10. Д. 5. Л. 13].
В первые послевоенные годы для населения самым доступным источником официальной информации являлось центральное радиовещание, а сами индивидуальные радиоточки стали неотъемлемым атрибутом домашнего быта в советских семьях. Характер работы Внутрисоюзного радиовещания позволяет определить его содержание как одну из форм агитационно-пропагандистской деятельности среди населения страны. Радиопередачи были наполнены разнообразной информацией, ориентированной на самую широкую аудиторию слушателей.
Данные фонда Центрального Комитета Внутрисоюзного Радиовещания в Государственном Архиве Российской Федерации констатируют, что среди показателей программной насыщенности 18часового центрального радиовещания около 30 % ежедневного радиовещания занимали блоки информационных новостей, 30 % отводилось для музыкального и литературного эфира, 15 % занимали репортажи с производства, еще 15 % эфира были посвящены знакомству с отдельными персонажами (передовики производства, деятели науки и искусства) и около 10 % занимали передачи, рассчитанные на детскую и юношескую аудиторию [4, с. 70].
Центральный Комитет Внутрисоюзного Радиовещания организационно был подконтролен Управлению пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б) – КПСС. В силу этого, содержание текущей работы центрального радиовещания характеризовалось широкой пропагандистской направленностью, эмоциональностью и категоричностью, которые ориентировали людей на усвоение информации, а не на ее критическое осмысление. Поэтому в рассматриваемый период радиовещание, как массовый и наиболее доступный источник официальной информации, следует рассматривать в качестве одного из самых влиятельных каналов официальной пропаганды.
Особым, но не столь широко распространенным средством агитационно-пропагандистской работы являлась целенаправленная демонстрация материалов документальной кинофотохроники, освещавшей различные аспекты жизни советского общества. Наличие
подобной продукции в репертуаре любого кинотеатра или сельского клуба считалось обязательным. По объективным причинам документальная кинофотохроника не отражала целостную картину окружающей действительности, она была избирательной по содержанию и пропагандистской по своей направленности и при этом оказывала большое влияние на сознание людей.
В структуре Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) существовал особый отдел кинои фотохроники, занимавшийся созданием и распространением документальных материалов среди специализированных учреждений. Как правило, материалы кинофотохроники выходили в свет накануне знаменательных дат, вследствие чего содержание демонстрировавшегося материала отличалось высокой патетикой и эмоциональностью. Всего за первое послевоенное десятилетие из недр отдела кинои фотохроники в свет вышло 164 документальных фильма и около 90 тематических сборников фотоматериалов, освещавших процесс поступательного развития страны [5, с. 122].
Документальная кинофотохроника, как форма агитационнопропагандистской работы характеризовалась большим потенциалом влияния на сознание масс. Однако использование материалов кинофотохроники являлось лишь вспомогательным средством пропаганды по сравнению с более массовыми источниками официальной информации, каким являлась, например, периодическая печать
1940–1950 гг.
В указанный период одним из наиболее доступных источников официальной информации для народа являлась периодическая печать – газеты и журналы, брошюры, информационные листы. При этом печатные издания использовали различные формы подачи информации для населения: статьи и фельетоны, информационные сообщения и стихотворный слог, научные и публицистические материалы, жанр карикатуры и политического плаката, применялись лозунги, девизы и фотодокументы.
Характерной особенностью советской периодической печати
являлась обратная связь с читателями в виде ответов и комментариев редакций на присылаемые читателями письма, обращения,
жалобы. Во многих газетных и журнальных изданиях постоянно велись рубрики: «вопрос – ответ», «письма в редакцию», «нам пишут – мы отвечаем», которые курировались заместителями главного редактора. Тем самым осуществлялся контакт с читательской аудиторией и у советских граждан поддерживался интерес к конкретному изданию [4, с. 144].
Сжатая, доступная и эмоциональная по форме информация – стиль ведущих советских периодических изданий послевоенной поры. Материал преподносился читателю для усвоения, а не для анализа фактов. Идеологические штампы, «новояз» как проявление официальной лексики, наполняли печатные материалы. Категоричность и эмоциональность печатного слога не звали читателя к размышлению, а, напротив, преподносили информацию, уже содержавшую выводы и оценки, которые необходимо было усвоить.
Одной из причин эффективности пропагандистской деятельности среди советских граждан являлось широкое использование органами официальной пропаганды популярных в народе жанров искусства: кино, музыкального творчества, живописи, скульптуры, театральной драматургии. В каждом из жанров творческой деятельности присутствовали сюжеты идеологического характера. При этом наиболее популярным и вполне доступным жанром искусства для советских людей в послевоенную эпоху оставалось кино, точнее, художественные кинофильмы.
По сравнению с довоенным уровнем в советском кинематографе 1940–1950 гг. были достигнуты большие успехи. Произошел постепенный переход от преобладания идеологической подоплеки к проявлению художественной ценности. Однако наивность и идейность оставались в основе большинства советских кинофильмов тех лет. Всего творческими киностудиями за период 1945–1954 гг. было выпущено 164 полнометражных художественных фильма. Советские кинофильмы послевоенной поры снискали себе народную любовь, прежде всего, потому, что зрители видели на экранах то, чего так не хватало в повседневной жизни – достаток, нормальные условия труда, доброту человеческих отношений [3, с. 226].
При этом творчество советских кинорежиссеров в рассматриваемый период жестко регламентировалось со стороны партийных и общественных организаций Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), Союзом кинематографистов СССР.
Наряду с киноискусством, заметный вклад в укрепление официальной идеологии внесла советская литература 1940–1950 гг. В изучаемый период литературное творчество заметно оживилось. Осмысление событий Великой Отечественной войны и путей решения насущных задач в деле возрождения страны вызвало широкий резонанс в советской литературе.
С одной стороны, официальные власти поддерживали проявление активной гражданской позиции среди советских поэтов и писателей, своим творчеством укреплявших моральные силы советских людей в послевоенные годы. С другой стороны, творчество литераторов по-прежнему регламентировалось со стороны партийных органов, в первую очередь, через контроль за Союзом писателей СССР.
Наиболее характерными сюжетами советской литературы конца
1940 – начала 1950-х годов стало отражение героического труда советского народа, утверждение мощи и нерушимости социалистического государства, ожидание начала «эры коммунизма», воспевание подвига армии и народа в ходе Великой Отечественной войны. В этой связи следует отметить творчество крупных советских поэтов и писателей тех лет: А. Фадеева, И. Эренбурга, С. Чиковани, А. Твардовского, М. Шолохова, К. Симонова и др.
В послевоенное десятилетие официальная пропаганда находила свое отражение и в музыкальном творчестве. Советские композиторы, инструментальные и вокальные коллективы, певцы в качестве обязательного элемента своего репертуара имели произведения идеологической направленности.
«…Каждый исполнитель, – вспоминал знаменитый певец В. Козин, – должен был иметь в своем репертуаре целый перечень произведений, рекомендованных к исполнению партийными деятелями от искусства. Тогда это воспринималось как нечто естественное, но циркулярность и некомпетентность в действиях чиновников отравляли творчество артистов…» [2, с. 331].
Эмоциональная насыщенность, торжественность и высокая идейность содержания характеризовали советское музыкальное искусство послевоенной поры. Союз композиторов СССР в те годы включал в свои ряды прославленные имена В.Соловьева-Седова, С. Прокофьева, Е. Александрова, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. Творчество этих и других советских композиторов снискало всенародную любовь и признание, но при этом оно не могло не отражать атмосферу идеологической заданности. Новые симфонии, концерты ведущих оркестровых и хоровых коллективов часто имели посвящения идеологического плана, что, тем не менее, не заслоняло их художественной ценности.
Пристальное внимание со стороны органов официальной пропаганды уделялось театральному искусству. Театр не являлся разновидностью массового искусства в Советском Союзе 1940–
1950 годов, и потому оказываемое им влияние распространялось на весьма ограниченный круг людей. Однако театральная драматургия обладала свойством концентрировать в себе проявления общественной мысли и по этой причине являлась объектом особого внимания со стороны официальных властей.
«…Театральная жизнь в советском обществе первых послевоенных лет – явление противоречивое, – отмечает искусствовед А.Баранович-Поливанова, – с одной стороны, в послевоенные годы повысился интерес публики к театру, опере и балету. С другой стороны, именно эти годы были отмечены парализующей несвободой творчества и непомерной идеологизированностью данного жанра искусства. Несмотря на это, за период 1946–1953 годов, 116 ведущих театральных коллектива Советского Союза осуществили постановку 634 новых спектаклей…» [1, с. 143].
Театральное искусство тех лет оказалось восприимчивым к официальным идеологическим постулатам, распространявшимся на жизнь творческих коллективов.
Особое направление агитационно-пропагандистской работы периода послевоенного «сталинского» десятилетия было связано с
использованием таких жанров искусства, как живопись и скульптура. Плеяда талантливых мастеров оставила большой вклад в развитие советской скульптуры и живописи 1940–1950 годов: В. Мухина, М. Нестеров, А. Герасимов, Ф. Решетников и др. Многочисленные и разнообразные сюжеты, отражавшие достижения советского общества, изображались на картинах и воплощались в скульптурах. Их главное назначение в процессе пропагандистской работы – формирование образного восприятия информации.
Среди многообразия художественных и скульптурных сюжетов, в рассматриваемый период, выделялся главный – образ И.В. Сталина. Величественная фигура вождя, его сосредоточенный и целеустремленный взгляд, торжественность позы составляли негласные каноны в изображении И.В. Сталина на портретах и в скульптурных композициях. Творческий замысел художников и скульпторов был рассчитан, в первую очередь, на эмоциональное восприятие зрителей, большинство из которых получали сильное впечатление от художественных воплощений образа вождя.
Наконец, наибольшая эффективность в пропагандистской деятельности обеспечивалась использованием практических форм подобной работы: устойчивым контактом партийных органов с самым широким кругом населения. В рассматриваемый период официальные власти придавали особое значение организации агитационнопропагандистской деятельности партийных работников среди населения.
Повседневная работа партийных работников с гражданами осуществлялась на всех уровнях: на производстве, по месту службы, учебы, в ходе культмассовой работы, на уровне общественных организаций. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. структура партийных учреждений пронизывала все уровни государственной власти и, что особенно важно, была широко представлена на местах. Тем самым, обеспечивался максимальный охват населения партийнопропагандистской работой.
По данным докладной записки заведующего организационноинструкторским отделом Ленинградского Областного Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков): «…в 1949 году
ЛОК ВКП(б) с удовлетворением констатировал полное завершение восстановительного периода в работе районных и поселковых партийных организаций. Во всех двадцати двух районах Ленинградской области полностью возобновили партийно-просветительскую и агитационную работу 314 районных, поселковых и производственных партийных организаций, штатными сотрудниками которых являются
836 опытных партийных работников…» [6. Ф. 24. Оп. 21. Д. 3. Л. 6].
Основой деятельности пропагандистов и агитаторов выступала повседневная работа по поддержанию тесного контакта с населением, как необходимого условия для партийно-просветительской работы среди советских граждан. Формы подобной деятельности были различными: партийные собрания, митинги, вступления агитационных бригад, лекционная работа, информационные собрания, торжественные мероприятия.
Таким образом, на протяжении 1945–1953 гг. в Советском Союзе существовала, развивалась и активно работала многоуровневая система органов официальной пропаганды, которая с высокой степенью эффективности влияла на формирование массового сознания советских граждан и во многом определяла их общественнополитические взгляды. Следует признать, что разнообразие форм и методов идеологического воздействия на послевоенное советское общество позволили органам официальной пропаганды сохранить контроль и влияние на массовые настроения советских граждан.
Список литературы
1. Баранович-Поливанова, А.П. Впечатления послевоенной поры. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
2. Гринберг, П.К. Из воспоминаний деятелей советской эстрады. – СПб.: Эпоха, 2008.
3. Дегтярев, Е.Е. Интеллигенция и власть. – М.: Терра, 2007.
4. Кожинов, В.В. Россия. Век XX (1939–1964): опыт беспристрастного исследования. – М.: Алгоритм, 2005.
5. Центральный государственный архив историко-политических документации (ЦГАИПД).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи