На рассвете 22 июня 1941 г. Германия, нарушив пакт о ненападении, всей военной мощью обрушилась на Советский Союз. Главная военно-политическая цель Германии заключалась в полном разгроме СССР, для чего предполагалось нанести мощный удар по основным силам Красной армии, сосредоточенным в западных районах, уничтожить их и, стремительно продвигаясь вглубь страны, занять в короткие сроки ее важнейшие политические и экономические центры.
Официальные установки требовали «ослабить русский народ до такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать немцам установить господство в Европе» [4, с. 4].
30 июля 1941 г. гитлеровское командование издало директиву № 34 для наступающих войск, в которой обстановка на фронтах оценивалась иначе, нежели в первые недели войны. Основное внимание в директиве уделялось группе армий «Север», которой предписывалось усилить наступление на Ленинград, окружить его, соединившись с финскими войсками, и захватить как можно быстрее северную часть Эстонии, обороняемую войсками 10-го стрелкового корпуса 8-й армии и частями флота.
К началу войны размещение советских войск, предназначенных к отражению фашистской агрессии, не обеспечивало по ряду объек тивных и субъективных причин своевременное сосредоточение и развертывание нашей группировки. Застигнутые врасплох войска, не имевшие четкой директивы от Генерального штаба РККА, не смогли своевременно развернуться на рубежах, предусмотренных планом обороны государственной границы, вступали в бой разрозненно, по частям, неорганизованно и оказались не в состоянии выполнить возложенные на них задачи.
На Ленинград в 1941 г. наступление вела группа немецких армий «Север», в состав которой входили 4-я танковая группа, 16-я и
18-я пехотные армии по флангам [2, с. 117]. Всего в состав немецких войск, наступавших на ленинградском направлении, входило
43 дивизии, в том числе 13 танковых моторизованных.
Почему фашистская Германия придавала такое важное значение захвату Ленинграда?
Театр военных действий северной группы армий «Север» тесно примыкал к северо-западному направлению, куда входили: Карельский перешеек, Восточная часть Финского залива, прибалтийские страны, и в тылу находился Ленинград, который имел не только важное военное, политическое, экономическое, но и стратегическое значение. Через Ленинград проходили железнодорожные коммуникации, соединяющие его с Москвой и глубоким тылом страны, а также имеющие огромное значение для связи всей страны с ее северной и северо-западной частями. Впереди находился аванпост – полуостров Ханко, где располагалась база Балтийского флота, прикрывавшая северный фланг Красной армии в Прибалтике. Отсюда главная цель наступавших немецких войск на северозападном направлении – это захват Ленинграда. Заняв его, немцы овладели бы мощной промышленностью, в том числе и военной.
Захват Ленинграда привел бы к уничтожению Балтийского флота и дал бы Германии возможность безраздельно властвовать на всей Балтике, соединил бы немецкую и финскую армии и тем самым позволил бы им решать стратегические задачи проникновения в глубокий тыл Советского Союза с таким расчетом, чтобы отрезать его северную часть и лишить связи СССР с его союзниками.
Гитлеровское командование рассматривало операцию по захвату Ленинграда как чисто сухопутную и не привлекло в восточную часть Балтийского моря крупные корабельные силы. Тем не менее моряки Краснознамённого Балтийского флота с первых дней войны вступили в бой. В состав этого флота входило более 300 кораблей и судов, в том числе 2 линейных корабля (устаревших, но модернизированных), 2 крейсера, 2 лидера, 19 эсминцев, 65 подводных лодок. Флот имел на вооружении более 860 самолётов, а на
вооружении береговой обороны находилось около 500 орудий. К началу войны Балтийский флот был единственный, который имел соединение морской пехоты – бригаду. Организация флота была следующей: эскадра, отряд лёгких сил, две бригады подводных лодок, две бригады торпедных катеров, береговой обороны, силы и средства противовоздушной обороны, частей специального и тылового обеспечения. Командовал флотом вице-адмирал Трибуц (с
1943 г. – адмирал). Начальником штаба флота был контр-адмирал
Пантелеев.
Одной из проблем, с которой столкнулся флот в предвоенное время и в ходе войны с Финляндией в 1939–1940 гг., была нехватка лёгких сил. Основным путей решения этой проблемы в военное время стала мобилизация, в том числе личного и корабельного состава морских пограничных сил НКВД СССР на Балтике.
С началом боевых действий в соответствии с директивой НКВД СССР № 2121/Б от 27 июня 1941 г. Управление пограничных войск НКВД Ленинградского округа было переформировано в Управление охраны войскового тыла Северного фронта [6. Оп. 12. Д. 210. Л. 172,
223].
К началу Великой Отечественной войны морская составляющая пограничных войск НКВД СССР включала восемь отрядов пограничных судов, три морские школы младшего начсостава, Военноморское училище погранвойск (Ленинград), другие морские части и подразделения [3, с. 162]. А в составе пограничных войск НКВД Ленинградского округа входило 16 частей: 5, 7, 9,11, 33, 102, 103-й погранотряды, ОКПП «Выборг», ОМКПП «Ленинград», окружная школа младшего начальствующего состава, 1-й Балтийский отряд погрансудов, 5-я морская школа и Ленинградский морской пограничный порт [2, с. 118].
Охрану морской границы на Балтийском море осуществляли
1-й и 2-й Балтийские отряды пограничных судов. 1-й Балтийский отряд пограничных судов, которым командовал старший лейтенант С.П. Желдаков (начальник штаба старший лейтенант З.Ф. Слепенко, заместитель по политчасти старший политрук Д.И. Павленко), входил в состав Ленинградского пограничного округа и состоял из трех дивизионов: 1-й (командир старший лейтенант А.С. Евстратов, заместитель по политчасти старший политрук К.М. Гавриш) и 2-й (командир капитан-лейтенант В.П. Степаненко, заместитель по политчасти политрук М.С. Перлов) дивизионы базировались в г. Тронгзунде (ныне г. Высоцк), 3-й (командир старший лейтенант
А.И. Кирсанов, заместитель по политчасти старший политрук
В.К. Молодцов) – в Ораниенбауме (Ломоносов). 2-й Балтийский отряд пограничных судов под командованием капитана 3 ранга А.Н. Перфилова входил в состав Прибалтийского пограничного округа и состоял из трех дивизионов: 1-го (Таллин) под командованием старшего лейтенанта Я.Т. Резниченко, впоследствии вицеадмирала, заместителя начальника пограничных войск СССР,
2-го (Лиепая) под командованием старшего лейтенанта А.Д. Финочко и 3-го (Усть-Нарва) под командованием капитан-лейтенанта М.К. Туркова Всего в составе двух отрядов морских пограничных судов насчитывалось несколько устаревших сторожевых кораблей, не представлявших большого интереса для флота, и 74 вполне современных (по меркам отечественного флота) сторожевых и лёгких катеров, построенных в последние предвоенные годы, в том числе
19 катеров МО-2; 25 катеров МО – 4; БК – 1;катеров ЗК – 7; легких катеров КМ-2 – 16; КМ-4 – 6 [1, с. 241–286].
23 июня 1941 г. 2-й отряд в полном составе (семь катеров МО-2 и 14 катеров КМ) был передан ОВРу Кронштадтской ВМБ КБФ и принимал активное участие в обороне Ленинграда.
1-й отряд был передан в состав флота несколько позже –
15 сентября 1941 г. Так же как и в случае со 2-м отрядом судовой и личный состав были переданы в распоряжение командира ОВРа КБФ. Из семи катеров ЗК и девяти уцелевших катеров МО был сформирован 2-й дивизион сторожевых катеров, вошедший в состав истребительного отряда охраны водного района главной базы КБФ (ОВР ГБ КБФ).
В период с 23 июня по 15 сентября 1941 г. корабли и катера 1-го БОПС выполняли различные задания командования КБФ: несли дозорную службу, участвовали в конвоях в период перехода кораблей
флота из Таллина в Кронштадт, эвакуировали гарнизоны с островов
Выборгского и Финского заливов, вели боевые действия на них.
В конце августа 1941 г. начались отход и эвакуация войск Таллинского гарнизона и кораблей флота в Кронштадт и Ленинград. Моряки-пограничники участвовали в обеспечении этого героического перехода.
При эвакуации с о. Гогланд 30 августа 1941 г. в Кронштадт прибыло 112 кораблей, 23 транспорта и вспомогательных судна. На кораблях и транспортах было эвакуировано более 18 тыс. чел. Больше месяца корабли Балтийского флота ходили к Ханко и обратно, выполняя поставленную Верховным Главнокомандованием задачу эвакуировать героический гарнизон. В этих трудных переходах участвовали и моряки-овровцы, в том числе и бывшие пограничники. Об интенсивности боевой работы в это время свидетельствует запись в вахтенном журнале одного из тральщиков
ОВРа: «БТЩ Т-205 за 1941 г. выполнил 70 всевозможных операций. Прошел с тралами 4584 мили. Провел через минные поля 77 кораблей» [5, с. 34]. Пограничники разделили все трудности и опасности со своими новыми боевыми товарищами. При переходах погибли два катера МО-2 и 3 катера МО-4.
Героически сражались с врагом моряки-пограничники ВМБ Ханко, легендарного Красного Гангута, в составе частей военноморской базы обороняли остров до начала декабря 1941 г. 165 дней и ночей стойко защищали они подступы к Ленинграду. В этих боях погибло 129 солдат 99-го пограничного отряда и личного состава дивизиона пограничных судов [6. Оп. 12, Д. 245. Л. 39]. 2 декабря по приказу ГКО гарнизон был эвакуирован.
Одной из задач, к выполнению которой привлекались морякипограничники, являлась постановка минных заграждений на морских коммуникациях врага. Для этой цели использовались шесть переоборудованных «малых охотников» дивизиона Я.Т. Резниченко.
В ночь на 4 июля МО под командованием Я.Т. Резниченко заминировали выходной фарватер порта Хельсинки, несмотря на плотный огонь береговой артиллерии и воздействие авиации противника.
Бывшие морские пограничники несли потери. 30 августа 1941 г. при выполнении боевого задания по артиллерийской поддержке сухопутных войск на Неве погибли бывшие пограничные катера МО ПК-173 и ПК-174. Еще раньше, 21 августа, при высадке десанта в Усть-Тосно был потоплен ПК-317 (командир главный старшина Ф.В. Соснин).
3 сентября 1941 г. два катера под командованием лейтенанта
А.Д. Финочко возвращались с боевого задания по снятию гарнизона с о. Рухну на о. Сааремаа. Внезапно катера атаковали вражеские самолеты. На катере, где находились А.Д. Финочко и командование дивизиона, возник пожар, но моряки продолжали бой и в этой чрезвычайно сложной обстановке сумели сбить два самолета. Однако из-за пожара катер терял ход, становился удобной мишенью для врага. Огонь подбирался к топливной цистерне. Раненый Финочко находился на мостике. Когда силы оставили его, он приказал рулевому поднять флажный сигнал «Погибаем, но не сдаемся…». Глухой взрыв разметал катер. Героически погибли командир дивизиона А. Д. Финочко, комиссар А. И. Макаров, начальник штаба К. Н. Варламов и др.
Примером истинного героизма и верного служения Родине стал
подвиг катерников ОВРа, бывших пограничников, экипажей МО-207
и МО-303. 25 мая 1943 г. два бывших пограничных катера под командованием старшего лейтенанта Н.И. Каплунова и лейтенанта В.Г. Титякова в составе отряда капитан-лейтенанта И.Л. Чернышова вышли в пролив Бьерке-Зунд для дозора. 13 вражеских катеров сделали попытку прорвать нашу дозорную линию, однако встретили решительный отпор. Особо отличился в этом бою старший лейтенант Н.И. Каплунов. Даже смертельно раненый он продолжал руководить подчиненными и не покинул мостик. Понеся ощутимые потери, враг не выдержал и, маскируясь дымовой завесой, ушел под прикрытием своих береговых батарей. Совинформбюро сообщило:
«В Финском заливе 13 катеров противника напали на два наших дозорных катера. Советские моряки вступили в бой с численно превосходящими силами врага, потопили два и сильно повредили один катер противника. Остальные вражеские катера поспешно отошли, наши катера вернулись на базу».
Доблесть, самоотверженность и воинское мастерство экипажей МО-207 и МО-303 получили высокую оценку командования КБФ и Верховного Главнокомандования. Капитан-лейтенант И.П. Чернышов первым на Балтике был награжден орденом Александра Невского; орденами Красного Знамени были отмечены лейтенант В.Г. Титяков и старший лейтенант Н.И. Каплунов (посмертно). Флаг, под которым сражался МО-207, вместе с моделью этого катера хранится в Центральном военно-морском музее. Экипаж МО-207 по возвращении в пограничные войска после войны продолжал с честью выполнять свои обязанности. Имя Николая Каплунова навечно занесено в списки экипажа. Оно было присвоено и одному из кораблей Краснознаменного Прибалтийского пограничного округа, а в
1995 г. – новому кораблю 2 ранга Калининградской группы Погранвойск РФ.
Немало героических подвигов совершили морские пограничники и в боях на суше. К осени 1941 г. на защите Ленинграда стояло немало пограничников. В боях активно участвовали 3, 5, 7, 34, 102,
103, 104, 106, 108-й пограничные полки, 99-й погранотряд береговой охраны и два батальона курсантов Петергофского пограничного училища.
На берегах Невы дрались курсанты и командиры Высшего военно-морского пограничного училища. Сформированный из них отряд под командованием ветерана морского пограничного флота капитана 2 ранга Садникова (впоследствии начальник училища, контр-адмирал) по приказу командующего фронтом занял оборону на правом берегу Невы у Ивановских порогов. Перед курсантами
стояла задача: во взаимодействии с эсминцами «Строгий» и «Стерегущий» не допустить форсирования реки противником. Морякипограничники много дней и ночей вели тяжелые оборонительные бои, с честью выполнив воинский долг.
На протяжении войны пограничные катера выполняли самые разнообразные задачи и постоянно были на переднем крае боевых действий КБФ. Они охраняли фарватеры, выходы из портов и гаваней, несли службу ближних и дальних дозоров, участвовали в поиске и уничтожении подводных лодок противника, обеспечивали минные постановки кораблям флота и производили их самостоятельно в Выборгском заливе, сопровождали наши подводные лодки и транспорта при переходе по Финскому заливу, вели разведку побережья, уничтожали на берегу огневые точки врага, участвовали в десантных операциях на островах Эзель и Даго, первыми вошли в Таллинскую гавань в 1944 г. с десантом и вооружением на борту.
Особая страница – обеспечение Дороги жизни. Немецкофашистские войска, пытаясь полностью блокировать Ленинград, принимали все меры к тому, чтобы не допустить установления какой бы то ни было связи осажденного города с Большой землей. В свою очередь Военный совет Ленинградского фронта делал все возможное для того, чтобы не дать врагу перерезать единственную артерию, связывавшую Ленинград со страной, – ледовую дорогу, проходившую по Ладожскому озеру. Охрана и защита этой дороги осуществлялась морскими и сухопутными пограничными войсками.
Особая роль отводилась пограничным войскам как резерву для создания общевойсковых частей, соединений и оперативных объединений.
Разнообразными и в большинстве своем тяжело выполнимыми были задачи, которые приходилось решать пограничным войскам в
годы Великой Отечественной войны. Осуществляя специальные функции по обеспечению государственной безопасности, они были и на передней линии борьбы с фашистами, решали общевойсковые задачи, прикрывали отход регулярных частей Красной армии, также неоценим их вклад в оборону Ленинграда и активное участие в прорыве из окружения. Находясь в составе ВМФ, они на своих плечах вынесли всю тяжесть борьбы с коварным и жестоким врагом, не посрамив чести и преумножив славные боевые традиции стражей морских рубежей Отчизны. На Севере и Балтике, Черном море и Тихом океане они воевали геройски, проявляя мужество и смекалку, самоотверженность и профессиональную выучку, боевое товарищество и готовность к самопожертвованию во имя Победы. Легендарные подвиги моряков-пограничников навсегда останутся в истории
войск, являя собой пример служения Отечеству всем последующим поколениям воинов границы.
Список литературы
1. Бережной В.В. Корабли и суда ВМФ СССР 1928–1945 гг. – М.: Воениздат, 1988.
2. Гребенев Н.Я., Филиппов Э.М. На северо-западном направлении.
3. Кашулев Ю.А., Семин В.Н. Начало войны // Ветеран границы. – 1996.
4. Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941–1944. – СПб., 1994.
5. Огненные фарватеры. – Л.: Лениздат, 1987.
6. Центральный архив Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ЦА ФПС РФ). Ф. 225.
7. Широкорад А.Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939–1945 гг. – Мн.: Харвест, 2002.
Официальные установки требовали «ослабить русский народ до такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать немцам установить господство в Европе» [4, с. 4].
30 июля 1941 г. гитлеровское командование издало директиву № 34 для наступающих войск, в которой обстановка на фронтах оценивалась иначе, нежели в первые недели войны. Основное внимание в директиве уделялось группе армий «Север», которой предписывалось усилить наступление на Ленинград, окружить его, соединившись с финскими войсками, и захватить как можно быстрее северную часть Эстонии, обороняемую войсками 10-го стрелкового корпуса 8-й армии и частями флота.
К началу войны размещение советских войск, предназначенных к отражению фашистской агрессии, не обеспечивало по ряду объек тивных и субъективных причин своевременное сосредоточение и развертывание нашей группировки. Застигнутые врасплох войска, не имевшие четкой директивы от Генерального штаба РККА, не смогли своевременно развернуться на рубежах, предусмотренных планом обороны государственной границы, вступали в бой разрозненно, по частям, неорганизованно и оказались не в состоянии выполнить возложенные на них задачи.
На Ленинград в 1941 г. наступление вела группа немецких армий «Север», в состав которой входили 4-я танковая группа, 16-я и
18-я пехотные армии по флангам [2, с. 117]. Всего в состав немецких войск, наступавших на ленинградском направлении, входило
43 дивизии, в том числе 13 танковых моторизованных.
Почему фашистская Германия придавала такое важное значение захвату Ленинграда?
Театр военных действий северной группы армий «Север» тесно примыкал к северо-западному направлению, куда входили: Карельский перешеек, Восточная часть Финского залива, прибалтийские страны, и в тылу находился Ленинград, который имел не только важное военное, политическое, экономическое, но и стратегическое значение. Через Ленинград проходили железнодорожные коммуникации, соединяющие его с Москвой и глубоким тылом страны, а также имеющие огромное значение для связи всей страны с ее северной и северо-западной частями. Впереди находился аванпост – полуостров Ханко, где располагалась база Балтийского флота, прикрывавшая северный фланг Красной армии в Прибалтике. Отсюда главная цель наступавших немецких войск на северозападном направлении – это захват Ленинграда. Заняв его, немцы овладели бы мощной промышленностью, в том числе и военной.
Захват Ленинграда привел бы к уничтожению Балтийского флота и дал бы Германии возможность безраздельно властвовать на всей Балтике, соединил бы немецкую и финскую армии и тем самым позволил бы им решать стратегические задачи проникновения в глубокий тыл Советского Союза с таким расчетом, чтобы отрезать его северную часть и лишить связи СССР с его союзниками.
Гитлеровское командование рассматривало операцию по захвату Ленинграда как чисто сухопутную и не привлекло в восточную часть Балтийского моря крупные корабельные силы. Тем не менее моряки Краснознамённого Балтийского флота с первых дней войны вступили в бой. В состав этого флота входило более 300 кораблей и судов, в том числе 2 линейных корабля (устаревших, но модернизированных), 2 крейсера, 2 лидера, 19 эсминцев, 65 подводных лодок. Флот имел на вооружении более 860 самолётов, а на
вооружении береговой обороны находилось около 500 орудий. К началу войны Балтийский флот был единственный, который имел соединение морской пехоты – бригаду. Организация флота была следующей: эскадра, отряд лёгких сил, две бригады подводных лодок, две бригады торпедных катеров, береговой обороны, силы и средства противовоздушной обороны, частей специального и тылового обеспечения. Командовал флотом вице-адмирал Трибуц (с
1943 г. – адмирал). Начальником штаба флота был контр-адмирал
Пантелеев.
Одной из проблем, с которой столкнулся флот в предвоенное время и в ходе войны с Финляндией в 1939–1940 гг., была нехватка лёгких сил. Основным путей решения этой проблемы в военное время стала мобилизация, в том числе личного и корабельного состава морских пограничных сил НКВД СССР на Балтике.
С началом боевых действий в соответствии с директивой НКВД СССР № 2121/Б от 27 июня 1941 г. Управление пограничных войск НКВД Ленинградского округа было переформировано в Управление охраны войскового тыла Северного фронта [6. Оп. 12. Д. 210. Л. 172,
223].
К началу Великой Отечественной войны морская составляющая пограничных войск НКВД СССР включала восемь отрядов пограничных судов, три морские школы младшего начсостава, Военноморское училище погранвойск (Ленинград), другие морские части и подразделения [3, с. 162]. А в составе пограничных войск НКВД Ленинградского округа входило 16 частей: 5, 7, 9,11, 33, 102, 103-й погранотряды, ОКПП «Выборг», ОМКПП «Ленинград», окружная школа младшего начальствующего состава, 1-й Балтийский отряд погрансудов, 5-я морская школа и Ленинградский морской пограничный порт [2, с. 118].
Охрану морской границы на Балтийском море осуществляли
1-й и 2-й Балтийские отряды пограничных судов. 1-й Балтийский отряд пограничных судов, которым командовал старший лейтенант С.П. Желдаков (начальник штаба старший лейтенант З.Ф. Слепенко, заместитель по политчасти старший политрук Д.И. Павленко), входил в состав Ленинградского пограничного округа и состоял из трех дивизионов: 1-й (командир старший лейтенант А.С. Евстратов, заместитель по политчасти старший политрук К.М. Гавриш) и 2-й (командир капитан-лейтенант В.П. Степаненко, заместитель по политчасти политрук М.С. Перлов) дивизионы базировались в г. Тронгзунде (ныне г. Высоцк), 3-й (командир старший лейтенант
А.И. Кирсанов, заместитель по политчасти старший политрук
В.К. Молодцов) – в Ораниенбауме (Ломоносов). 2-й Балтийский отряд пограничных судов под командованием капитана 3 ранга А.Н. Перфилова входил в состав Прибалтийского пограничного округа и состоял из трех дивизионов: 1-го (Таллин) под командованием старшего лейтенанта Я.Т. Резниченко, впоследствии вицеадмирала, заместителя начальника пограничных войск СССР,
2-го (Лиепая) под командованием старшего лейтенанта А.Д. Финочко и 3-го (Усть-Нарва) под командованием капитан-лейтенанта М.К. Туркова Всего в составе двух отрядов морских пограничных судов насчитывалось несколько устаревших сторожевых кораблей, не представлявших большого интереса для флота, и 74 вполне современных (по меркам отечественного флота) сторожевых и лёгких катеров, построенных в последние предвоенные годы, в том числе
19 катеров МО-2; 25 катеров МО – 4; БК – 1;катеров ЗК – 7; легких катеров КМ-2 – 16; КМ-4 – 6 [1, с. 241–286].
23 июня 1941 г. 2-й отряд в полном составе (семь катеров МО-2 и 14 катеров КМ) был передан ОВРу Кронштадтской ВМБ КБФ и принимал активное участие в обороне Ленинграда.
1-й отряд был передан в состав флота несколько позже –
15 сентября 1941 г. Так же как и в случае со 2-м отрядом судовой и личный состав были переданы в распоряжение командира ОВРа КБФ. Из семи катеров ЗК и девяти уцелевших катеров МО был сформирован 2-й дивизион сторожевых катеров, вошедший в состав истребительного отряда охраны водного района главной базы КБФ (ОВР ГБ КБФ).
В период с 23 июня по 15 сентября 1941 г. корабли и катера 1-го БОПС выполняли различные задания командования КБФ: несли дозорную службу, участвовали в конвоях в период перехода кораблей
флота из Таллина в Кронштадт, эвакуировали гарнизоны с островов
Выборгского и Финского заливов, вели боевые действия на них.
В конце августа 1941 г. начались отход и эвакуация войск Таллинского гарнизона и кораблей флота в Кронштадт и Ленинград. Моряки-пограничники участвовали в обеспечении этого героического перехода.
При эвакуации с о. Гогланд 30 августа 1941 г. в Кронштадт прибыло 112 кораблей, 23 транспорта и вспомогательных судна. На кораблях и транспортах было эвакуировано более 18 тыс. чел. Больше месяца корабли Балтийского флота ходили к Ханко и обратно, выполняя поставленную Верховным Главнокомандованием задачу эвакуировать героический гарнизон. В этих трудных переходах участвовали и моряки-овровцы, в том числе и бывшие пограничники. Об интенсивности боевой работы в это время свидетельствует запись в вахтенном журнале одного из тральщиков
ОВРа: «БТЩ Т-205 за 1941 г. выполнил 70 всевозможных операций. Прошел с тралами 4584 мили. Провел через минные поля 77 кораблей» [5, с. 34]. Пограничники разделили все трудности и опасности со своими новыми боевыми товарищами. При переходах погибли два катера МО-2 и 3 катера МО-4.
Героически сражались с врагом моряки-пограничники ВМБ Ханко, легендарного Красного Гангута, в составе частей военноморской базы обороняли остров до начала декабря 1941 г. 165 дней и ночей стойко защищали они подступы к Ленинграду. В этих боях погибло 129 солдат 99-го пограничного отряда и личного состава дивизиона пограничных судов [6. Оп. 12, Д. 245. Л. 39]. 2 декабря по приказу ГКО гарнизон был эвакуирован.
Одной из задач, к выполнению которой привлекались морякипограничники, являлась постановка минных заграждений на морских коммуникациях врага. Для этой цели использовались шесть переоборудованных «малых охотников» дивизиона Я.Т. Резниченко.
В ночь на 4 июля МО под командованием Я.Т. Резниченко заминировали выходной фарватер порта Хельсинки, несмотря на плотный огонь береговой артиллерии и воздействие авиации противника.
Бывшие морские пограничники несли потери. 30 августа 1941 г. при выполнении боевого задания по артиллерийской поддержке сухопутных войск на Неве погибли бывшие пограничные катера МО ПК-173 и ПК-174. Еще раньше, 21 августа, при высадке десанта в Усть-Тосно был потоплен ПК-317 (командир главный старшина Ф.В. Соснин).
3 сентября 1941 г. два катера под командованием лейтенанта
А.Д. Финочко возвращались с боевого задания по снятию гарнизона с о. Рухну на о. Сааремаа. Внезапно катера атаковали вражеские самолеты. На катере, где находились А.Д. Финочко и командование дивизиона, возник пожар, но моряки продолжали бой и в этой чрезвычайно сложной обстановке сумели сбить два самолета. Однако из-за пожара катер терял ход, становился удобной мишенью для врага. Огонь подбирался к топливной цистерне. Раненый Финочко находился на мостике. Когда силы оставили его, он приказал рулевому поднять флажный сигнал «Погибаем, но не сдаемся…». Глухой взрыв разметал катер. Героически погибли командир дивизиона А. Д. Финочко, комиссар А. И. Макаров, начальник штаба К. Н. Варламов и др.
Примером истинного героизма и верного служения Родине стал
подвиг катерников ОВРа, бывших пограничников, экипажей МО-207
и МО-303. 25 мая 1943 г. два бывших пограничных катера под командованием старшего лейтенанта Н.И. Каплунова и лейтенанта В.Г. Титякова в составе отряда капитан-лейтенанта И.Л. Чернышова вышли в пролив Бьерке-Зунд для дозора. 13 вражеских катеров сделали попытку прорвать нашу дозорную линию, однако встретили решительный отпор. Особо отличился в этом бою старший лейтенант Н.И. Каплунов. Даже смертельно раненый он продолжал руководить подчиненными и не покинул мостик. Понеся ощутимые потери, враг не выдержал и, маскируясь дымовой завесой, ушел под прикрытием своих береговых батарей. Совинформбюро сообщило:
«В Финском заливе 13 катеров противника напали на два наших дозорных катера. Советские моряки вступили в бой с численно превосходящими силами врага, потопили два и сильно повредили один катер противника. Остальные вражеские катера поспешно отошли, наши катера вернулись на базу».
Доблесть, самоотверженность и воинское мастерство экипажей МО-207 и МО-303 получили высокую оценку командования КБФ и Верховного Главнокомандования. Капитан-лейтенант И.П. Чернышов первым на Балтике был награжден орденом Александра Невского; орденами Красного Знамени были отмечены лейтенант В.Г. Титяков и старший лейтенант Н.И. Каплунов (посмертно). Флаг, под которым сражался МО-207, вместе с моделью этого катера хранится в Центральном военно-морском музее. Экипаж МО-207 по возвращении в пограничные войска после войны продолжал с честью выполнять свои обязанности. Имя Николая Каплунова навечно занесено в списки экипажа. Оно было присвоено и одному из кораблей Краснознаменного Прибалтийского пограничного округа, а в
1995 г. – новому кораблю 2 ранга Калининградской группы Погранвойск РФ.
Немало героических подвигов совершили морские пограничники и в боях на суше. К осени 1941 г. на защите Ленинграда стояло немало пограничников. В боях активно участвовали 3, 5, 7, 34, 102,
103, 104, 106, 108-й пограничные полки, 99-й погранотряд береговой охраны и два батальона курсантов Петергофского пограничного училища.
На берегах Невы дрались курсанты и командиры Высшего военно-морского пограничного училища. Сформированный из них отряд под командованием ветерана морского пограничного флота капитана 2 ранга Садникова (впоследствии начальник училища, контр-адмирал) по приказу командующего фронтом занял оборону на правом берегу Невы у Ивановских порогов. Перед курсантами
стояла задача: во взаимодействии с эсминцами «Строгий» и «Стерегущий» не допустить форсирования реки противником. Морякипограничники много дней и ночей вели тяжелые оборонительные бои, с честью выполнив воинский долг.
На протяжении войны пограничные катера выполняли самые разнообразные задачи и постоянно были на переднем крае боевых действий КБФ. Они охраняли фарватеры, выходы из портов и гаваней, несли службу ближних и дальних дозоров, участвовали в поиске и уничтожении подводных лодок противника, обеспечивали минные постановки кораблям флота и производили их самостоятельно в Выборгском заливе, сопровождали наши подводные лодки и транспорта при переходе по Финскому заливу, вели разведку побережья, уничтожали на берегу огневые точки врага, участвовали в десантных операциях на островах Эзель и Даго, первыми вошли в Таллинскую гавань в 1944 г. с десантом и вооружением на борту.
Особая страница – обеспечение Дороги жизни. Немецкофашистские войска, пытаясь полностью блокировать Ленинград, принимали все меры к тому, чтобы не допустить установления какой бы то ни было связи осажденного города с Большой землей. В свою очередь Военный совет Ленинградского фронта делал все возможное для того, чтобы не дать врагу перерезать единственную артерию, связывавшую Ленинград со страной, – ледовую дорогу, проходившую по Ладожскому озеру. Охрана и защита этой дороги осуществлялась морскими и сухопутными пограничными войсками.
Особая роль отводилась пограничным войскам как резерву для создания общевойсковых частей, соединений и оперативных объединений.
Разнообразными и в большинстве своем тяжело выполнимыми были задачи, которые приходилось решать пограничным войскам в
годы Великой Отечественной войны. Осуществляя специальные функции по обеспечению государственной безопасности, они были и на передней линии борьбы с фашистами, решали общевойсковые задачи, прикрывали отход регулярных частей Красной армии, также неоценим их вклад в оборону Ленинграда и активное участие в прорыве из окружения. Находясь в составе ВМФ, они на своих плечах вынесли всю тяжесть борьбы с коварным и жестоким врагом, не посрамив чести и преумножив славные боевые традиции стражей морских рубежей Отчизны. На Севере и Балтике, Черном море и Тихом океане они воевали геройски, проявляя мужество и смекалку, самоотверженность и профессиональную выучку, боевое товарищество и готовность к самопожертвованию во имя Победы. Легендарные подвиги моряков-пограничников навсегда останутся в истории
войск, являя собой пример служения Отечеству всем последующим поколениям воинов границы.
Список литературы
1. Бережной В.В. Корабли и суда ВМФ СССР 1928–1945 гг. – М.: Воениздат, 1988.
2. Гребенев Н.Я., Филиппов Э.М. На северо-западном направлении.
3. Кашулев Ю.А., Семин В.Н. Начало войны // Ветеран границы. – 1996.
4. Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941–1944. – СПб., 1994.
5. Огненные фарватеры. – Л.: Лениздат, 1987.
6. Центральный архив Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ЦА ФПС РФ). Ф. 225.
7. Широкорад А.Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939–1945 гг. – Мн.: Харвест, 2002.
Источник: Д. Н. Тихонов
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи