На протяжении всей истории человечества человек отвоевывал у стихии жизненное пространство. Он жил в пещерах и на скалах, на деревьях и в пустыне, высоко в горах и даже на воде (то есть над водой, как принято, например, у некоторых племен Африки по сей день). Но и стихия боролась с человеком, отвоевывая свои пространства обратно.
Происходило это и катастрофическим путем, как с мифической Атлантидой или Помпеями, и замедленным способом, так называемым «ползущим», как случилось со знаменитой этрусской Стеной — городом, о котором на многие века потом просто забыли.
Происходило это и катастрофическим путем, как с мифической Атлантидой или Помпеями, и замедленным способом, так называемым «ползущим», как случилось со знаменитой этрусской Стеной — городом, о котором на многие века потом просто забыли.
Сейчас на его месте располагается Херсонесский исто-рико-археологический заповедник. Посетив музей, можно осмотреть руины античного театра — единственного в нашей стране, городские кварталы с прекрасно сохранившимися мозаичными полами базилик, участок оборонительных стен с башней Зенона и многие другие интересные архитектурные сооружения.
Человека, который нашел "затерянный город", звали Фарини. Однажды в Америке он познакомился с Гертом Лоу, бушменом по национальности, приехавшим выступать «уродцем» в балагане на Кони-Айленд. Бывший охотник рассказал Фарини легенды об алмазах в пустыне Калахари.
Для американского рэнчера этого оказалось достаточно, чтобы немедленно отправиться в Южную Африку.
0 января 1885 г. Фарини, его сын-фотограф и Герт Лоу сошли в Кейптауне с корабля "Рослин Касл", наняли трех слуг-африканцев, на реке Оранжевой купили волов и устремились в пустыню.
Год выдался на редкость влажным, и Калахари напоминала цветущий сад. Все дюны были покрыты дынями тсам-ма, антилоп можно было стрелять прямо с повозки. Не испытывая недостатка в пище, Фарини пошел напролом, не считаясь с дорогой.
В районе южнее Нгами Фарини не нашел посуленных бушменом алмазов, но это ничуть его не расстроило. Побывав в селении Миер (ныне Ритфондейл), экспедиция снова двинулась на восток. По высохшему руслу реки Носсоб они добрались до места ее слияния с тоже пересохшим притоком Ауб и дальше отправились на север. Через три дня Фарини достиг гор Ки-Ки, свернул в сторону от Носсоба и пошел на восток через пески. Спустя четыре дня он оказался у лесного массива Кгунг, где занялся охотой и ловлей бабочек: жизнь в цветущей пустыне пришлась ему по душе. Только когда закончились запасы риса и муки, экспедиция двинулась на юг в Апингтон. На другой день впереди показалась высокая горная вершина, и проводник сказал, что это Ки-Ки. Но когда они подошли, оказалось, что никто из африканцев этой горы никогда не видел и ничего не слышал о ней.
Человека, который нашел "затерянный город", звали Фарини. Однажды в Америке он познакомился с Гертом Лоу, бушменом по национальности, приехавшим выступать «уродцем» в балагане на Кони-Айленд. Бывший охотник рассказал Фарини легенды об алмазах в пустыне Калахари.
Для американского рэнчера этого оказалось достаточно, чтобы немедленно отправиться в Южную Африку.
0 января 1885 г. Фарини, его сын-фотограф и Герт Лоу сошли в Кейптауне с корабля "Рослин Касл", наняли трех слуг-африканцев, на реке Оранжевой купили волов и устремились в пустыню.
Год выдался на редкость влажным, и Калахари напоминала цветущий сад. Все дюны были покрыты дынями тсам-ма, антилоп можно было стрелять прямо с повозки. Не испытывая недостатка в пище, Фарини пошел напролом, не считаясь с дорогой.
В районе южнее Нгами Фарини не нашел посуленных бушменом алмазов, но это ничуть его не расстроило. Побывав в селении Миер (ныне Ритфондейл), экспедиция снова двинулась на восток. По высохшему руслу реки Носсоб они добрались до места ее слияния с тоже пересохшим притоком Ауб и дальше отправились на север. Через три дня Фарини достиг гор Ки-Ки, свернул в сторону от Носсоба и пошел на восток через пески. Спустя четыре дня он оказался у лесного массива Кгунг, где занялся охотой и ловлей бабочек: жизнь в цветущей пустыне пришлась ему по душе. Только когда закончились запасы риса и муки, экспедиция двинулась на юг в Апингтон. На другой день впереди показалась высокая горная вершина, и проводник сказал, что это Ки-Ки. Но когда они подошли, оказалось, что никто из африканцев этой горы никогда не видел и ничего не слышал о ней.
Почти два тысячелетия просуществовал этот город на крымском побережье. Назывался он Херсонесом Таврическим (от греческого «херсонес» — полуостров).
Его в 422–421 гг. до н. э. основали гераклиоты — выходцы из южночерноморского (малоазийского) города Герак-леи — на берегу бухты, именуемой в наши дни Карантинной.
В одном античном землеописании сказано: "… следствие данного гераклийцам… прорицания заселить вместе с де-лосцами Херсонес". Дело в том, что жителей Делоса за враждебность и непокорность их старшие партнеры и союзники афиняне выселили с родной земли. В это же время в Гераклее высадился отряд афинских войск, который опустошил окрестности города. В результате ожесточилась борьба между разрозненными крестьянами и торгово-зем-ледельческой верхушкой. Потерпевшие поражение в этом конфликте демократические силы вынуждены были покинуть город и искать себе новое место для поселения. Совпадение по времени этих двух фактов и привело к возникновению Херсонеса. Делосцы, однако, очень скоро вернулись на свой родной остров и не оставили никакого следа в дальнейшем развитии херсонесской истории и культуры. Что же касается отношений с Гераклеей, то они были разносторонними, прочными и продолжительными. Еще во II в. н. э., то есть спустя шесть столетий после основания города, херсонесцы помнили, что их далекие предки приехали из Гераклеи, и называли ее жителей "досточтимыми отцами". Созданием колонии одновременно достигались и другие цели: втягивались в торговый обмен новые рынки в Северном Причерноморье, Херсонес замыкает прямой путь через Черное море, освоенный как раз в это время (раньше корабли шли только вдоль берегов), по этому пути гераклей-цы рассчитывали получать хлеб из Скифии.
Столетие спустя после основания Херсонес превращается в один из крупнейших полисов — городов-государств Северного Причерноморья. По своему политическому устройству он был рабовладельческой республикой с демократической формой правления, а по общественно-экономической сути — центром торговли, ремесел, культуры. Его население достигало 20 тысяч человек.
Его в 422–421 гг. до н. э. основали гераклиоты — выходцы из южночерноморского (малоазийского) города Герак-леи — на берегу бухты, именуемой в наши дни Карантинной.
В одном античном землеописании сказано: "… следствие данного гераклийцам… прорицания заселить вместе с де-лосцами Херсонес". Дело в том, что жителей Делоса за враждебность и непокорность их старшие партнеры и союзники афиняне выселили с родной земли. В это же время в Гераклее высадился отряд афинских войск, который опустошил окрестности города. В результате ожесточилась борьба между разрозненными крестьянами и торгово-зем-ледельческой верхушкой. Потерпевшие поражение в этом конфликте демократические силы вынуждены были покинуть город и искать себе новое место для поселения. Совпадение по времени этих двух фактов и привело к возникновению Херсонеса. Делосцы, однако, очень скоро вернулись на свой родной остров и не оставили никакого следа в дальнейшем развитии херсонесской истории и культуры. Что же касается отношений с Гераклеей, то они были разносторонними, прочными и продолжительными. Еще во II в. н. э., то есть спустя шесть столетий после основания города, херсонесцы помнили, что их далекие предки приехали из Гераклеи, и называли ее жителей "досточтимыми отцами". Созданием колонии одновременно достигались и другие цели: втягивались в торговый обмен новые рынки в Северном Причерноморье, Херсонес замыкает прямой путь через Черное море, освоенный как раз в это время (раньше корабли шли только вдоль берегов), по этому пути гераклей-цы рассчитывали получать хлеб из Скифии.
Столетие спустя после основания Херсонес превращается в один из крупнейших полисов — городов-государств Северного Причерноморья. По своему политическому устройству он был рабовладельческой республикой с демократической формой правления, а по общественно-экономической сути — центром торговли, ремесел, культуры. Его население достигало 20 тысяч человек.
Основанный в VII веке (ок. 735 г. до н. э.) город Сиракузы — один из самых замечательных городов в мире. Это родина великого Архимеда, основанная, по преданию, коринфянами. Именно здесь Платон пытался воплотить в жизнь свой идеальный план государственного устройства (к сожалению, местные царьки-тираны мало разделяли его взгляды). Именно здесь родился Феокрит. Сиракузы воспевали Вергилий и Пиндар. Античные Сиракузы, самый большой город Великой Греции, имел население более 500 тысяч человек и состоял из пяти частей. Современный город занимает только одну из них.
Первоначально Сиракузы были расположены на небольшом острове Ортигии; позднее город распространился на северо-запад и занял полуостров, выступавший в море. Пригородом Сиракуз служила Полихна, расположенная на холме, к югу от реки Анапа: по мнению некоторых историков, это была древнейшая часть города. Остров Ортигия (вероятно, в связи с эпитетом Артемиды Делосской или Ор-тигийской) или просто Остров, лежавший ниже уровня остальных частей города, представлял собой укрепленный пункт и служил акрополем. Здесь находился дававший до землетрясения 1170 г. пресную воду источник Аретуза, о котором существовало предание, будто здесь пелопоннесский Алфей, после подземного течения под Тонийским морем, выходит на поверхность земли.
При Дионисии I, тиране сиракузском (406–367 гг. до н. э.), кроме Острова, Сиракузы состояли из четырех кварталов, из которых каждый был обнесен отдельной стеной: Ахрадина, Тиха, Неаполь (первоначально Теменит), Эпи-полы. Первой застроившеюся после острова частью города была Ахрадина; здесь помещались площадь с прекрасными портиками, здание совета, храм Олимпийского Зевса, театр; в южной части Ахрадины находились известные сира-кузские каменоломни.
Первоначально Сиракузы были расположены на небольшом острове Ортигии; позднее город распространился на северо-запад и занял полуостров, выступавший в море. Пригородом Сиракуз служила Полихна, расположенная на холме, к югу от реки Анапа: по мнению некоторых историков, это была древнейшая часть города. Остров Ортигия (вероятно, в связи с эпитетом Артемиды Делосской или Ор-тигийской) или просто Остров, лежавший ниже уровня остальных частей города, представлял собой укрепленный пункт и служил акрополем. Здесь находился дававший до землетрясения 1170 г. пресную воду источник Аретуза, о котором существовало предание, будто здесь пелопоннесский Алфей, после подземного течения под Тонийским морем, выходит на поверхность земли.
При Дионисии I, тиране сиракузском (406–367 гг. до н. э.), кроме Острова, Сиракузы состояли из четырех кварталов, из которых каждый был обнесен отдельной стеной: Ахрадина, Тиха, Неаполь (первоначально Теменит), Эпи-полы. Первой застроившеюся после острова частью города была Ахрадина; здесь помещались площадь с прекрасными портиками, здание совета, храм Олимпийского Зевса, театр; в южной части Ахрадины находились известные сира-кузские каменоломни.
Ниневия — столица ассирийского царства, вступившая в эту роль, кажется, с XIV в. до н. э., опередив город Аш-шур. Первое упоминание о ней — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, найденная здесь, — царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия скоро достигла вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древние времена часто служила резиденцией ассирийских царей.
Ниневия располагалась на левом берегу Тигра, напротив Мосула, где теперь холмы Куюнджик и Небби-Юнус ("пророк Иона"). От древнего периода сохранилось сравнительно немного. Ашшурнасирпал (883–859 гг. до н. э.) пе ренес свою резиденцию в Калах и только со времен Синах-хериба (705–680 гг. до н. э.) начинается блестящий период Ниневии как столицы мира. Царь, унизивший Вавилон в 689 г. до н. э., старался, чтобы Ниневия заняла его место, и делал все возможное для украшения города.
Ему принадлежит так называемый Юго-западный куюн-джикский дворец, раскопанный Лэйярдом в сороковых гг. XIX века. Он перестроен Ашшурбанипалом (669 — ок. 633 до н. э.), который воздвиг для себя другой, северный дворец, над раскопками которого трудились Рассам, Лофтус и Плэс. И там, и тут нашли много глиняных дощечек так называемой "Ашшурбанипаловой библиотеки". Был дворец, воздвигнутый Ассархаддоном, и на холме Небби Юнус, но долгое время трудно было производить здесь раскопки: местные жители считают холм могилой пророка Ионы. В городе было много храмов; главной богиней-покровительницей считалась Иштар.
В цветущий период Ниневии население ее имело репутацию распущенного, а само имя ее было синонимом чего-то громадного.
Ниневия располагалась на левом берегу Тигра, напротив Мосула, где теперь холмы Куюнджик и Небби-Юнус ("пророк Иона"). От древнего периода сохранилось сравнительно немного. Ашшурнасирпал (883–859 гг. до н. э.) пе ренес свою резиденцию в Калах и только со времен Синах-хериба (705–680 гг. до н. э.) начинается блестящий период Ниневии как столицы мира. Царь, унизивший Вавилон в 689 г. до н. э., старался, чтобы Ниневия заняла его место, и делал все возможное для украшения города.
Ему принадлежит так называемый Юго-западный куюн-джикский дворец, раскопанный Лэйярдом в сороковых гг. XIX века. Он перестроен Ашшурбанипалом (669 — ок. 633 до н. э.), который воздвиг для себя другой, северный дворец, над раскопками которого трудились Рассам, Лофтус и Плэс. И там, и тут нашли много глиняных дощечек так называемой "Ашшурбанипаловой библиотеки". Был дворец, воздвигнутый Ассархаддоном, и на холме Небби Юнус, но долгое время трудно было производить здесь раскопки: местные жители считают холм могилой пророка Ионы. В городе было много храмов; главной богиней-покровительницей считалась Иштар.
В цветущий период Ниневии население ее имело репутацию распущенного, а само имя ее было синонимом чего-то громадного.
Этот некогда цветущий город ныне являет собой бедную деревушку в Сирии, знаменитую развалинами величественных сооружений, памятниками последней поры древнеримской архитектуры. Название Пальмира (по-арамейски Тад-мор) означает "город пальм". Ее географические координаты 34° 18 севеной широты и 55° 40 восточной долготы (от острова Ферро), а расположена она в одном из оазисов пустыни, между Дамаском и Евфратом, в 240 км к северо-востоку от первого и в 140 км от второго. Согласно Библии и Иосифу Флавию, Пальмира была основана царем Соломоном как передовой оплот против нападений арамейских орд.
Навуходоносор, при нашествии на Иерусалим, разорил Пальмиру, но вскоре благодаря своему выгодному положению между Средиземным морем с одной стороны и долиной Евфрата с другой она снова отстроилась и сделалась пристанищем торговых караванов и своеобразным "отстойником" для склада товаров, шедших с Запада на Вос ток и обратно. Тут была столица государства, называвшегося Пальмиреной и управлявшегося собственными государями, сенатом и народным собранием.
Римляне во время войны с парфянами (40-е гг. н. э.) старались завладеть Пальмирой, но безуспешно. При Траяне она была совершенно разрушена римскими войсками, но Адриан восстановил ее и переименовал в Адрианополь, причем ее правителям предоставил некоторую независимость, думая этим удержать их от союза с парфянами. При Каракалле (около 212 г. н. э.) Пальмира была объявлена римской колонией, с преимуществами римского права, и отдана в управление местному уроженцу, сенатору Септи-мию Оденату. Поднятое последним восстание против Рима привело к его убийству неким Руфином. Оденату наследовал его сын, Гайран, вскоре умерший, а потом другой сын, Оденат II, ставший на сторону римлян в их войне с персами и получивший за то титул консулярия. Не удовольствовавшись этим титулом, он, после того как Валериан попал в плен к персам, провозгласил себя "царем царей" (в 260 г.).
Навуходоносор, при нашествии на Иерусалим, разорил Пальмиру, но вскоре благодаря своему выгодному положению между Средиземным морем с одной стороны и долиной Евфрата с другой она снова отстроилась и сделалась пристанищем торговых караванов и своеобразным "отстойником" для склада товаров, шедших с Запада на Вос ток и обратно. Тут была столица государства, называвшегося Пальмиреной и управлявшегося собственными государями, сенатом и народным собранием.
Римляне во время войны с парфянами (40-е гг. н. э.) старались завладеть Пальмирой, но безуспешно. При Траяне она была совершенно разрушена римскими войсками, но Адриан восстановил ее и переименовал в Адрианополь, причем ее правителям предоставил некоторую независимость, думая этим удержать их от союза с парфянами. При Каракалле (около 212 г. н. э.) Пальмира была объявлена римской колонией, с преимуществами римского права, и отдана в управление местному уроженцу, сенатору Септи-мию Оденату. Поднятое последним восстание против Рима привело к его убийству неким Руфином. Оденату наследовал его сын, Гайран, вскоре умерший, а потом другой сын, Оденат II, ставший на сторону римлян в их войне с персами и получивший за то титул консулярия. Не удовольствовавшись этим титулом, он, после того как Валериан попал в плен к персам, провозгласил себя "царем царей" (в 260 г.).
После исхода из Египта и смерти Моисея израильтян возглавил Иисус Навин. Согласно воле Яхве, он повел их завоевывать Хачаан. Первым городом на его пути почему-то оказался Иерихон (вопрос не прояснен и до сих пор), хотя он не лежал ни на пути из Египта, ни на пути из пустыни. Крепость испокон веков считалась неприступной, поэтому Иисус выслал разведчиков. Очевидно, лазутчики подтвердили самые худшие опасения израильтян относительно мощи иерихонских стен, ибо предпринятая Иисусом-полководцем тактика осады не имеет аналогов в мировой истории.
Справив пасху, Иисус приказал всему мужскому населению Израиля подвергнуться обряду обрезания, который не применялся со времен Исхода. Вслед за этим израильтяне на протяжении шести дней ходили на безопасном для жизни расстоянии вокруг стен Иерихона.
Шествие возглавляли воины, за ними шли мужчины и обреченно дули в дудки и трубы, следом жрецы несли ковчег, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети.
Общим числом 4 миллиона человек, все зловеще молчали, воздух оглашали только вой и свист дудок. Осажденные с большим удивлением наблюдали столь странный прием осады, подозревая магический смысл происходящего, но не сдавались на милость богоизбранного народа.
На седьмой день Иисус Навин решился на штурм.
Теперь он не ограничился однообразным круговым шествием. Израильтяне обошли стены шесть раз, сохраняя гробовое молчание. А на седьмом круге они дружно и громко возопили. Стены не выдержали криков и воплей — и рухнули. Вероятно, вместе с ними попадали в обморок и хана-анейцы… Израильтяне ворвались в город и перебили всех жителей до единого, даже животных. Пощадили только проститутку Раав, которая давеча пустила переночевать израильских лазутчиков. Сам же город был выжжен дотла…
Справив пасху, Иисус приказал всему мужскому населению Израиля подвергнуться обряду обрезания, который не применялся со времен Исхода. Вслед за этим израильтяне на протяжении шести дней ходили на безопасном для жизни расстоянии вокруг стен Иерихона.
Шествие возглавляли воины, за ними шли мужчины и обреченно дули в дудки и трубы, следом жрецы несли ковчег, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети.
Общим числом 4 миллиона человек, все зловеще молчали, воздух оглашали только вой и свист дудок. Осажденные с большим удивлением наблюдали столь странный прием осады, подозревая магический смысл происходящего, но не сдавались на милость богоизбранного народа.
На седьмой день Иисус Навин решился на штурм.
Теперь он не ограничился однообразным круговым шествием. Израильтяне обошли стены шесть раз, сохраняя гробовое молчание. А на седьмом круге они дружно и громко возопили. Стены не выдержали криков и воплей — и рухнули. Вероятно, вместе с ними попадали в обморок и хана-анейцы… Израильтяне ворвались в город и перебили всех жителей до единого, даже животных. Пощадили только проститутку Раав, которая давеча пустила переночевать израильских лазутчиков. Сам же город был выжжен дотла…
Эти два города древней Иудеи называются обычно вместе, поскольку, очевидно, погибли они одновременно в результате низвержения с неба огненной лавы. Однако, если верить преданиям, кроме них в то же самое время погибли и еще три других города, жители которых имели, возможно, гораздо более стойкий нравственный облик.
Расцвет этого «пятиградия», т. е. союза пяти городов, приходится как раз на то время, когда жил и активно действовал великий пророк Авраам — ветхозаветный патриарх и родоначальник еврейского народа. Он родился в городе Ур, в северной Месопотамии, примерно за 2040 лет до н. э. Об отце его и матери остались записи в древнеараб-ских и древнееврейских источниках. Живя в среде языческого мира, Авраам первым познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом кото рого он и сделался. Преследуемый за это своими языческими соотечественниками, Авраам на 75-м г. жизни оставляет родину и переправляется чрез Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную. С ним переселились его жена Сара и племянник Лот. Долго кочевали они на юге Ханаанеи, побывали в Египте, а впоследствии и у филистимлян. Арабы утверждают, что Авраам был в Мекке и основал там вместе с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и далее) О посещении Авраамом сына своего Измаила в Аравии говорит и еврейское предание.
Вернувшись из Египта, Авраам, поссорившись с племянником, отделился от Лота и поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме. О Содоме нам известно, что это был один из пяти городов в цветущей долине Сиддим, при устье реки Иордана. Жители его — хана-неи — отличались крайней свободой нравов.
На этот же период приходится и расцвет Гоморры — города древней Палестины, близ Мертвого моря; который вместе с Содомом и тремя другими городами (имена их до нас не дошли) образовал цветущий союз пятиградия. Плодородие почвы и выгодное торговое положение на главном тракте древних караванов способствовали обогащению жителей, что, в свою очередь, привело к крайнему развитию порочности и разврата, нашедшего себе характерное выражение в термине «содомия» или "содомский грех".
Расцвет этого «пятиградия», т. е. союза пяти городов, приходится как раз на то время, когда жил и активно действовал великий пророк Авраам — ветхозаветный патриарх и родоначальник еврейского народа. Он родился в городе Ур, в северной Месопотамии, примерно за 2040 лет до н. э. Об отце его и матери остались записи в древнеараб-ских и древнееврейских источниках. Живя в среде языческого мира, Авраам первым познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом кото рого он и сделался. Преследуемый за это своими языческими соотечественниками, Авраам на 75-м г. жизни оставляет родину и переправляется чрез Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную. С ним переселились его жена Сара и племянник Лот. Долго кочевали они на юге Ханаанеи, побывали в Египте, а впоследствии и у филистимлян. Арабы утверждают, что Авраам был в Мекке и основал там вместе с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и далее) О посещении Авраамом сына своего Измаила в Аравии говорит и еврейское предание.
Вернувшись из Египта, Авраам, поссорившись с племянником, отделился от Лота и поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме. О Содоме нам известно, что это был один из пяти городов в цветущей долине Сиддим, при устье реки Иордана. Жители его — хана-неи — отличались крайней свободой нравов.
На этот же период приходится и расцвет Гоморры — города древней Палестины, близ Мертвого моря; который вместе с Содомом и тремя другими городами (имена их до нас не дошли) образовал цветущий союз пятиградия. Плодородие почвы и выгодное торговое положение на главном тракте древних караванов способствовали обогащению жителей, что, в свою очередь, привело к крайнему развитию порочности и разврата, нашедшего себе характерное выражение в термине «содомия» или "содомский грех".
Более ста лет историки и языковеды ищут родину создателей яркого и самобытного пласта индоевропейской культуры. Индоиранцы были "живым мостом" между культурами Запада и Востока, их гений связывает многие современные народы Азии и Европы.
Когда-то немногочисленные индоиранские племена жили вместе на большой территории и называли себя «арья». Отсюда и пошел широко известный термин "арийские народы". Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников, они оставили после себя выдающиеся памятники письменности — «Ригведу» и "Авесту".
Однако 113 увлекательных гипотез Мери Бойз помещает родину древних индоиранцев к востоку от Волги — в срединной зоне степной Евразии. А география «Ригведы» и «Авесты» совместима с исторической географией Южного Урала XVII–XVI вв. до н. э.
Именно там в 1987 г. был обнаружен уникальный по своей сохранности и наиболее изученный из "страны городов" культурный комплекс Аркаим.
Общая площадь памятника 20 000 м2 . Площадь археологических раскопов — более 8 000 м2 . На современной степной поверхности хорошо прослеживается обводной ров, за ним — два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы — это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов — очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические печи. Перед выходами — крытые дворики. На сегодняшний день исследовано 29 жилищ.
Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек (35 во внешнем круге и 25 во внутреннем). Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен — все это представляет собой необычайно яркую картину. На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством.
Когда-то немногочисленные индоиранские племена жили вместе на большой территории и называли себя «арья». Отсюда и пошел широко известный термин "арийские народы". Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников, они оставили после себя выдающиеся памятники письменности — «Ригведу» и "Авесту".
Однако 113 увлекательных гипотез Мери Бойз помещает родину древних индоиранцев к востоку от Волги — в срединной зоне степной Евразии. А география «Ригведы» и «Авесты» совместима с исторической географией Южного Урала XVII–XVI вв. до н. э.
Именно там в 1987 г. был обнаружен уникальный по своей сохранности и наиболее изученный из "страны городов" культурный комплекс Аркаим.
Общая площадь памятника 20 000 м2 . Площадь археологических раскопов — более 8 000 м2 . На современной степной поверхности хорошо прослеживается обводной ров, за ним — два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы — это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов — очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические печи. Перед выходами — крытые дворики. На сегодняшний день исследовано 29 жилищ.
Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек (35 во внешнем круге и 25 во внутреннем). Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен — все это представляет собой необычайно яркую картину. На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством.
Дата зарождения сказаний о таинственной обители богов и героев Шамбалы (в русской интерпретации зовется Белым Островом или Беловодьем) теряется в глубине ве ков. Древнейшие документы повествуют об этой стране как о священном островке посреди озера из нектара, которое со всех сторон окружено неприступными горными вершинами.
Местонахождение Шамбалы в древних трактатах указывается разное — от Гималаев до пустыни Гоби. Иные авторы и вовсе говорят, что путь на Белый Остров надо искать в своем сердце и тогда прилетит золотая птица и умчит счастливца на своих сверкающих крыльях. Единодушного мнения по поводу того, что же должен увидеть путешественник, пересекший границу священной земли, тоже не существует — то ли сияющий великолепием храм всех религий, то ли грубые пристанища монахов-отшельников. Но несмотря на всю эту расплывчатость, а может быть, и благодаря ей Шамбала всегда манила к себе людей, особенно тех, кто достиг высокого духовного развития и хотел понять свое предназначение и смысл существования на Земле.
Судя по всему, первым европейцем, который достиг заветного острова, был древнегреческий философ Пифагор, получивший там браминское имя Яванчария — "ионийский учитель". Вслед за ним в I веке н. э. из Римской империи за ответами на сакральные тайны бытия отправился Аполлоний Тианский — мыслитель, целитель, чудотворец.
Некоторые считают, что в свое время он затмевал Иисуса Христа, а иные утверждают, что деяния Аполлония были впоследствии приписаны Спасителю. Греческий автор III века Флавий Филострат писал, что, когда Аполлоний вместе со своими спутниками прокладывал путь по горным долинам Гималаев, тропа за ними исчезала, а окружающий ландшафт постоянно изменялся, как в волшебном сне.
Вскоре они увидели большую скалу, считающуюся в Индии "пупом мира", а на ней крепость, в которой, по словам встретившего их проводника, жили великие мудрецы.
Местонахождение Шамбалы в древних трактатах указывается разное — от Гималаев до пустыни Гоби. Иные авторы и вовсе говорят, что путь на Белый Остров надо искать в своем сердце и тогда прилетит золотая птица и умчит счастливца на своих сверкающих крыльях. Единодушного мнения по поводу того, что же должен увидеть путешественник, пересекший границу священной земли, тоже не существует — то ли сияющий великолепием храм всех религий, то ли грубые пристанища монахов-отшельников. Но несмотря на всю эту расплывчатость, а может быть, и благодаря ей Шамбала всегда манила к себе людей, особенно тех, кто достиг высокого духовного развития и хотел понять свое предназначение и смысл существования на Земле.
Судя по всему, первым европейцем, который достиг заветного острова, был древнегреческий философ Пифагор, получивший там браминское имя Яванчария — "ионийский учитель". Вслед за ним в I веке н. э. из Римской империи за ответами на сакральные тайны бытия отправился Аполлоний Тианский — мыслитель, целитель, чудотворец.
Некоторые считают, что в свое время он затмевал Иисуса Христа, а иные утверждают, что деяния Аполлония были впоследствии приписаны Спасителю. Греческий автор III века Флавий Филострат писал, что, когда Аполлоний вместе со своими спутниками прокладывал путь по горным долинам Гималаев, тропа за ними исчезала, а окружающий ландшафт постоянно изменялся, как в волшебном сне.
Вскоре они увидели большую скалу, считающуюся в Индии "пупом мира", а на ней крепость, в которой, по словам встретившего их проводника, жили великие мудрецы.
Еще одна обитель мудрецов, владеющих несметными сокровищами, зовется Эльдорадо. Это имя произошло от испанского El-dorado — "золотая страна". Так назвали мифическую местность, изобилующую золотом и драгоценными камнями, "где сокровища эти так же обычны, как у нас обыкновенный булыжник". Появление сказания об этой стране связано с открытием Америки. По-видимому, первых путешественников на мысль о ней натолкнули рассказы туземцев. Индейцы тупинамба называли Эльдорадо "страной без бедствий" и полагали, что она находится где-то у реки Мета в Колумбии. Орельяно, один из сподвижников Писарро, разукрасил сказку индейцев цветами собственной фантазии и распространил ее в Европе. Страна Эльдорадо, по его словам, должна находиться между реками Амазонской и Ориноко, в Гвиане.
Испанец Мартинец пошел дальше: он сообщил всей Европе о своем семимесячном пребывании в столице Эльдорадо — городе Маноа, где царствует король Моасо, причем подробно описал устройство королевского дворца, великолепие которого превосходит всякое вероятие. Сам король Моасо, по его свидетельству, каждое утро покрывает себя позолотой, а перед отходом ко сну смывает ее с себя.
Все эти рассказы так разожгли воображение и жадность искателей приключений в Европе, что в течение почти 250 лет не прекращались попытки найти Эльдорадо.
В конце 1535 г. на поиски легендарной земли, где, как верили испанцы, повсюду лежит золото, отправился отряд во главе с Себастьяном де Балалькасаром. По дороге он встретился еще с двумя экспедициями, разыскивающими Эльдорадо на протяжении пяти лет. Посоветовавшись между собой, конкистадоры решили, что золото в Южной Колумбии искать бесполезно.
Через пятьдесят лет после этих событий исследователи получили важное сообщение, будто Маноа — не что иное, как древний индейский город у берегов большого озера Парима к юго-востоку от Ориноко. Вооружившись этими сведениями, английский авантюрист Уолтер Рэли отправился на кораблях к устью Ориноко. После нескольких лет странствий он вернулся в Англию и написал книгу "Открытие обширной, богатой и прекрасной империи Гвиана", ставшую первым классическим трудом об Эльдорадо-Ма-ноа.
Испанец Мартинец пошел дальше: он сообщил всей Европе о своем семимесячном пребывании в столице Эльдорадо — городе Маноа, где царствует король Моасо, причем подробно описал устройство королевского дворца, великолепие которого превосходит всякое вероятие. Сам король Моасо, по его свидетельству, каждое утро покрывает себя позолотой, а перед отходом ко сну смывает ее с себя.
Все эти рассказы так разожгли воображение и жадность искателей приключений в Европе, что в течение почти 250 лет не прекращались попытки найти Эльдорадо.
В конце 1535 г. на поиски легендарной земли, где, как верили испанцы, повсюду лежит золото, отправился отряд во главе с Себастьяном де Балалькасаром. По дороге он встретился еще с двумя экспедициями, разыскивающими Эльдорадо на протяжении пяти лет. Посоветовавшись между собой, конкистадоры решили, что золото в Южной Колумбии искать бесполезно.
Через пятьдесят лет после этих событий исследователи получили важное сообщение, будто Маноа — не что иное, как древний индейский город у берегов большого озера Парима к юго-востоку от Ориноко. Вооружившись этими сведениями, английский авантюрист Уолтер Рэли отправился на кораблях к устью Ориноко. После нескольких лет странствий он вернулся в Англию и написал книгу "Открытие обширной, богатой и прекрасной империи Гвиана", ставшую первым классическим трудом об Эльдорадо-Ма-ноа.
В самом сердце России, в Нижегородском крае, есть озеро Светлояр — жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами. Уникальное место задает исследователям множество загадок…
Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро.
Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, "переправившись че рез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами…
Когда "злые татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопо-строенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили.
А вода все бежала и бежала…
Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро.
Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, "переправившись че рез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами…
Когда "злые татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопо-строенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили.
А вода все бежала и бежала…