Парфенон — афинский храм, посвященный покровительнице города — богине Афине-Парфенос (Афине-Деве), находится на холме Акрополь, называемом также Священной скалой. Холм состоит из известнякового монолита, размеры которого у основания составляют 330 на 170 метров, а высота над уровнем моря — 156 метров. Однако над окружающей местностью он возвышается всего лишь на 50 метров. На этом холме во времена античности были выстроены Афины, нынешняя- греческая столица.
Первые здания на Акрополе появились еще в 1050— 700 годах до нашей эры, в VI веке до нашей эры там были сооружены два больших храма, посвященных богине Афине. Один из них располагался именно на том месте, где теперь находится Парфенон, который был построен в середине V века до нашей эры. Он по праву считается одним из величайших творений античного зодчества и даже сейчас, в развалинах, поражает воображение.
К моменту сооружения Парфенона персы, покорившие Афины в 480 году до нашей эры, были наголову разбиты. После этой победы афиняне занялись укреплением города и перестройкой разрушенных памятников. Эти работы были завершены во второй половине V века афинским правителем Периклом, когда город достиг наивысшего процветания и славы.
Авторами проекта нового храма, воздвигнутого, как уже говорилось, в честь Афины-Парфенос и поэтому названного Парфеноном (447—432 гг. до н. э.), были Иктин и Калликрат. Статуи для него создавал великий скульптор античности Фидий.
Парфенон в соответствии с первоначальной планировкой был возведен на фундаменте ранее существовавшего храма Афины. В здании храма стояла изготовленная Фидием из мрамора и слоновой кости статуя Афины. Хотя Афина-Парфенос была богиней-воительницей, считалось, что она покровительствует также искусствам и различным ремеслам.
Вот что рассказано о сооружении Парфенона в Атласе чудес света:
“Парфенон построен в дорическом стиле. Само здание (целла) по всему периметру окаймлено внешней колоннадой (перистилем). Этих колонн 46, по 8 с торцевых и по 17с боковых фасадов. Все колонны каннелирова-ны, то есть украшены продольными желобками. Фронтон, карниз и колонны выполнены из мрамора, и только крыша храма была из дерева. Вообще архитектурный облик Парфенона берет свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил в своих очертаниях легкость и изящество деревянной постройки. Однако внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх”.
С западной стороны Парфенона, на месте бывшего архаического портика, архитектор Мнесикл построил новые Пропилеи (437—432 гг. до н. э.), но украсил их по-другому. Задуманные в строгом дорическом стиле, пропилеи служат и по сей день фасадом и главным входом Акрополя. "
Позднее здесь был возведен элегантный храм в ионическом стиле — Эрехтейон (421—406 гг. до н. э.), посвященный Афине-Палладе, покровительнице города, знаменитый шестью грациозными кариатидами, поддерживающими перекрытие портика.
Согласно древней греческой легенде, эти гордые женщины были обречены вечно нести позор жителей Карий, единственного города полуострова Пелопоннеса, который в те времена полностью перешел на сторону персов. Отсюда и пошло название “кариатиды”, так называются подобные женские статуи.
Греческий археолог Манолис Андронике, обнаруживший в свое время гробницу Филиппа Македонского, отца Александра Македонского, писал об Акрополе:
“... Три больших сооружения, составляющих Акрополь, — Парфенон, Пропилеи и Эрехтейон —единят между собой исполняемые ими функции и смелость принятых архитектурных решений, свидетельствующих о новаторском духе Перикловой демократии”.
До недавнего времени считалось, что греческие храмы всегда были белого цвета. На самом деле это не так. В древности Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам — даже почти аляповато раскрашен в разные цвет”.
После IV века нашей эры памятники Акрополя утратили свое культовое значение, но они хорошо сохранялись почти целое тысячелетие. Римляне и византийцы вывозили из Афин статуи, город был даже разграблен готами под руководством Алариха, но никто из этих завоевателей не касался зданий храмов.
Древняя столица Аттики испытала первый “разрушающий удар” в начале VI века нашей эры, после того как христианство стало государственной религией. В это время серьезно пострадал восточный фасад Парфенона, откуда брались камни для других построек, а в его боковых стенах были пробиты окна. В то же время из Эрехтейона были
“выпотрошены” все внутренности, чтобы превратить его в церковь.
Все эти “перестройки” нанесли большой урон сооружениям, но, как оказалось, впереди были еще худшие времена: многие скульптуры Парфенона были просто изуродованы в-религиозном противоборстве.
Не от всесильного времени, а от варварства различных представителей человечества больше всего пострадал Акрополь.
Когда в XIII веке в Афинах обосновались бургундские правители, античные храмы Священного холма были перестроены в их резиденцию. А в 1458 году, после завоевания города турками, Парфенон превратился в мечеть. Они надстроили сверху его минарет, а Эрехтейон при-. способили под сераль и гарем военного губернатора.
В XVII веке Парфенон подвергся серьезным разрушениям, так как неприступная скала была центром обороны Афин. Например рядом с Пропилеями был устроен пороховой погреб. В 1654 году в него попала молния и произошел взрыв. В 1687 году турки сознательно снесли часть сооружений, чтобы создать мощный бастион.
А уже в следующем году наемные войска венецианского генерала Франческо Моросини осадили Акрополь, в котором укрывались турки. Обстреливая крепость, венецианцы попали прямо в Парфенон, превращенный после разрушения Пропилеев в пороховой склад, и взрыв разнес почти все его здание: крыша взлетела на воздух, большая брешь была пробита в длинных боковых колоннадах, погибла большая часть скульптур. Кроме того, взрыв серьезно повредил и Эрехтейон.
Когда турецкий гарнизон .сдался и венецианцы овладели Акрополем, Моросини решил послать на родину в качестве трофея несколько скульптур из западного фронтона Парфенона. Остановились на скульптурах Посейдона и двух коней. Но когда саперы венецианцев стал и снимать статуи с фронтона Парфенона, канаты порвались, скульптуры упали и, естественно, разбились. На следующий
год будущий венецианский дож был вынужден отступить из Афин и оставил Акрополь в сплошных развалинах.
Турки, снова появившиеся в Афинах, стали собирать обломки храмов и скульптур, чтобы пустить их на известь. В XVIII веке только в Афинах по меньшей мере три античных памятника попали в городские печи, а после этого истребление древностей стало каким-то всеобщим движением, охватившим всю Грецию.
Путешественники, побывавшие в Афинах в начале XIX века, описывали Акрополь как груду развалин, а в конце этого века во всей Европе возник особый интерес к классической археологии. С одной стороны, этот интерес позволил сберечь множество памятников античного мира, но с другой — он принес Афинам потери.
С этих самых пор, как считают греческие историки,. путь к разграблению европейцами античных памятников Акрополя был открьгг... Особенно “прославился” в этом отношении британский лорд Эльджин. Под предлогом исслед'ования античных памятников он похитил в начале 'XIX века 12 скульптур из Парфенона, в том числе одну из знаменитых кариатид Эрехтейона, десятки других фрагментов с фронтонов и др.
Всё украденное Эльджин отправил в Англию, где в Британском музее они и находятся до сих пор. Греческое правительство и его британские друзья неоднократно требовали возвращения сокровищ, украденных из Акрополя, но вопрос этот не решен до настоящего времени.
Впрочем, не меньше бед, чем произошло за все прошедшие века, принесло Акрополю прошедшее столетие. Главная среди них — это крайняя загрязненность афинской атмосферы. Ее™ верить древнегреческому мифу о происхождении Афин, то именно “ароматный и чистейший воздух” знаменитого холма побудил основателя города — Кекропа —.возвести здесь крепость. Сегодня же, поднявшись на Акрополь, можно увидеть совершенно иное атмосферное явление — вязкое грязновато-желтое облако, обволакивающее древние памятники.
Двуокиси серы, содержащаяся в смоге, окутывающем Акрополь, даже при самой незначительной влажности разъедает мрамор, превращая его в гипс. Катастрофически разрушают мрамор и ржавеющие железные конструкции, которые использовались во время предыдущих реставраций. И еще один немаловажный фактор влияет на состояние Акрополя — это, представьте себе;- -туризм. Ежегодно его посещает несколько миллионов человек, и оказалось, что ноги туристов;., воздействуют на очень хрупкий мрамор...
Первые здания на Акрополе появились еще в 1050— 700 годах до нашей эры, в VI веке до нашей эры там были сооружены два больших храма, посвященных богине Афине. Один из них располагался именно на том месте, где теперь находится Парфенон, который был построен в середине V века до нашей эры. Он по праву считается одним из величайших творений античного зодчества и даже сейчас, в развалинах, поражает воображение.
К моменту сооружения Парфенона персы, покорившие Афины в 480 году до нашей эры, были наголову разбиты. После этой победы афиняне занялись укреплением города и перестройкой разрушенных памятников. Эти работы были завершены во второй половине V века афинским правителем Периклом, когда город достиг наивысшего процветания и славы.
Авторами проекта нового храма, воздвигнутого, как уже говорилось, в честь Афины-Парфенос и поэтому названного Парфеноном (447—432 гг. до н. э.), были Иктин и Калликрат. Статуи для него создавал великий скульптор античности Фидий.
Парфенон в соответствии с первоначальной планировкой был возведен на фундаменте ранее существовавшего храма Афины. В здании храма стояла изготовленная Фидием из мрамора и слоновой кости статуя Афины. Хотя Афина-Парфенос была богиней-воительницей, считалось, что она покровительствует также искусствам и различным ремеслам.
Вот что рассказано о сооружении Парфенона в Атласе чудес света:
“Парфенон построен в дорическом стиле. Само здание (целла) по всему периметру окаймлено внешней колоннадой (перистилем). Этих колонн 46, по 8 с торцевых и по 17с боковых фасадов. Все колонны каннелирова-ны, то есть украшены продольными желобками. Фронтон, карниз и колонны выполнены из мрамора, и только крыша храма была из дерева. Вообще архитектурный облик Парфенона берет свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил в своих очертаниях легкость и изящество деревянной постройки. Однако внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх”.
С западной стороны Парфенона, на месте бывшего архаического портика, архитектор Мнесикл построил новые Пропилеи (437—432 гг. до н. э.), но украсил их по-другому. Задуманные в строгом дорическом стиле, пропилеи служат и по сей день фасадом и главным входом Акрополя. "
Позднее здесь был возведен элегантный храм в ионическом стиле — Эрехтейон (421—406 гг. до н. э.), посвященный Афине-Палладе, покровительнице города, знаменитый шестью грациозными кариатидами, поддерживающими перекрытие портика.
Согласно древней греческой легенде, эти гордые женщины были обречены вечно нести позор жителей Карий, единственного города полуострова Пелопоннеса, который в те времена полностью перешел на сторону персов. Отсюда и пошло название “кариатиды”, так называются подобные женские статуи.
Греческий археолог Манолис Андронике, обнаруживший в свое время гробницу Филиппа Македонского, отца Александра Македонского, писал об Акрополе:
“... Три больших сооружения, составляющих Акрополь, — Парфенон, Пропилеи и Эрехтейон —единят между собой исполняемые ими функции и смелость принятых архитектурных решений, свидетельствующих о новаторском духе Перикловой демократии”.
До недавнего времени считалось, что греческие храмы всегда были белого цвета. На самом деле это не так. В древности Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам — даже почти аляповато раскрашен в разные цвет”.
После IV века нашей эры памятники Акрополя утратили свое культовое значение, но они хорошо сохранялись почти целое тысячелетие. Римляне и византийцы вывозили из Афин статуи, город был даже разграблен готами под руководством Алариха, но никто из этих завоевателей не касался зданий храмов.
Древняя столица Аттики испытала первый “разрушающий удар” в начале VI века нашей эры, после того как христианство стало государственной религией. В это время серьезно пострадал восточный фасад Парфенона, откуда брались камни для других построек, а в его боковых стенах были пробиты окна. В то же время из Эрехтейона были
“выпотрошены” все внутренности, чтобы превратить его в церковь.
Все эти “перестройки” нанесли большой урон сооружениям, но, как оказалось, впереди были еще худшие времена: многие скульптуры Парфенона были просто изуродованы в-религиозном противоборстве.
Не от всесильного времени, а от варварства различных представителей человечества больше всего пострадал Акрополь.
Когда в XIII веке в Афинах обосновались бургундские правители, античные храмы Священного холма были перестроены в их резиденцию. А в 1458 году, после завоевания города турками, Парфенон превратился в мечеть. Они надстроили сверху его минарет, а Эрехтейон при-. способили под сераль и гарем военного губернатора.
В XVII веке Парфенон подвергся серьезным разрушениям, так как неприступная скала была центром обороны Афин. Например рядом с Пропилеями был устроен пороховой погреб. В 1654 году в него попала молния и произошел взрыв. В 1687 году турки сознательно снесли часть сооружений, чтобы создать мощный бастион.
А уже в следующем году наемные войска венецианского генерала Франческо Моросини осадили Акрополь, в котором укрывались турки. Обстреливая крепость, венецианцы попали прямо в Парфенон, превращенный после разрушения Пропилеев в пороховой склад, и взрыв разнес почти все его здание: крыша взлетела на воздух, большая брешь была пробита в длинных боковых колоннадах, погибла большая часть скульптур. Кроме того, взрыв серьезно повредил и Эрехтейон.
Когда турецкий гарнизон .сдался и венецианцы овладели Акрополем, Моросини решил послать на родину в качестве трофея несколько скульптур из западного фронтона Парфенона. Остановились на скульптурах Посейдона и двух коней. Но когда саперы венецианцев стал и снимать статуи с фронтона Парфенона, канаты порвались, скульптуры упали и, естественно, разбились. На следующий
год будущий венецианский дож был вынужден отступить из Афин и оставил Акрополь в сплошных развалинах.
Турки, снова появившиеся в Афинах, стали собирать обломки храмов и скульптур, чтобы пустить их на известь. В XVIII веке только в Афинах по меньшей мере три античных памятника попали в городские печи, а после этого истребление древностей стало каким-то всеобщим движением, охватившим всю Грецию.
Путешественники, побывавшие в Афинах в начале XIX века, описывали Акрополь как груду развалин, а в конце этого века во всей Европе возник особый интерес к классической археологии. С одной стороны, этот интерес позволил сберечь множество памятников античного мира, но с другой — он принес Афинам потери.
С этих самых пор, как считают греческие историки,. путь к разграблению европейцами античных памятников Акрополя был открьгг... Особенно “прославился” в этом отношении британский лорд Эльджин. Под предлогом исслед'ования античных памятников он похитил в начале 'XIX века 12 скульптур из Парфенона, в том числе одну из знаменитых кариатид Эрехтейона, десятки других фрагментов с фронтонов и др.
Всё украденное Эльджин отправил в Англию, где в Британском музее они и находятся до сих пор. Греческое правительство и его британские друзья неоднократно требовали возвращения сокровищ, украденных из Акрополя, но вопрос этот не решен до настоящего времени.
Впрочем, не меньше бед, чем произошло за все прошедшие века, принесло Акрополю прошедшее столетие. Главная среди них — это крайняя загрязненность афинской атмосферы. Ее™ верить древнегреческому мифу о происхождении Афин, то именно “ароматный и чистейший воздух” знаменитого холма побудил основателя города — Кекропа —.возвести здесь крепость. Сегодня же, поднявшись на Акрополь, можно увидеть совершенно иное атмосферное явление — вязкое грязновато-желтое облако, обволакивающее древние памятники.
Двуокиси серы, содержащаяся в смоге, окутывающем Акрополь, даже при самой незначительной влажности разъедает мрамор, превращая его в гипс. Катастрофически разрушают мрамор и ржавеющие железные конструкции, которые использовались во время предыдущих реставраций. И еще один немаловажный фактор влияет на состояние Акрополя — это, представьте себе;- -туризм. Ежегодно его посещает несколько миллионов человек, и оказалось, что ноги туристов;., воздействуют на очень хрупкий мрамор...
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи