Цивилизация Древней Ассирии

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Древнего Востока
Цивилизация Древней Ассирии
Цивилизация Древней Ассирии

"Я - Синаххериб, великий царь, могучий царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырех стран света...", - так ассирийский царь Синаххериб начинает рассказ о своих военных походах. Он приказал мастерам нанести эти горделивые слова на камень, чтобы слава о его могуществе оставалась вечно...
Дошли до нас и высеченные из камня изображения ассирийских царей в полный рост; их лица и фигуры выражают мощь, решимость снести все на своем пути, преодолеть любую преграду. Взгляд царя - хищный взгляд орла, руки с выпуклыми мышцами напоминают львиные лапы, пышные волосы, уложенные на спине, - львиную гриву, царь стоит на земле непоколебимо, как бык...
Наверное, в древности не было народа, который поклонялся бы силе и власти так, как ассирийцы. Слова царя Синаххериба не были хвастовством. Во время его правления (около 700 г. до н.э.) в состав ассирийской державы входили Вавилония, Сирия, Палестина с Иудеей, отдельные районы Закавказья. При наследниках Синаххериба Ассирия присоединила на некоторое время также Египет и Элам. Синаххерибу с его наследниками удалось завоевать почти "весь обитаемый мир" (конечно, в пределах, известных ассирийцам).
Начиналась же история Ассирии довольно мирно. Ее древней столицей был небольшой город Ашшур, от которого позднее получила свое название и вся держава. Если бы мы могли пройтись по его улицам, скажем в 1900 г. до н.э., то встретили бы мало воинов, но много купцов. Как же получилось, что небольшой торговый город превратился в центр огромной державы, наводившей ужас на народы передней Азии? Попробуем вместе разобраться в этой истории.
Ашшур располагался в верхнем течении реки Тигр, где жили в основном семитские народы. Здесь сходились торговые пути Древнего Мира. С севера на юг, в Междуречье, везли золото и серебро, медь и олово, рабов. В северные земли отправляли для продажи зерно и растительное масло, изделия искусных ремесленников.
Жители Ашшура со временем поняли, что смогут разбогатеть, покупая товары в одних странах и перепродавая в других. Заниматься посреднической торговлей могли только умные, хитрые и отважные люди. Купцу приходилось отбиваться от нападений разбойников; он должен был уметь ладить с вождями диких племен, у которых покупал рабов; ему следовало знать языки, нравы и обычаи чужих стран, быть обходительным с
царями и их вельможами, потому что самые дорогие товары продавались в царских дворцах. Для удобства торговли в чужих землях купцы строили свои поселки, жили там среди местного люда и лишь изредка возвращались на родину за товаром.
В самом же Ашшуре богатая купеческая верхушка заправляла всеми городскими делами. Высокие должности в городском управлении занимали жрецы самых почитаемых храмов. Царей в Ашшуре еще не было. Город рос и богател, не нуждаясь в далеких военных походах.
Ассирийцы жили в плодородных степных предгорьях. Земля здесь давала обильные урожаи без дополнительного полива, поэтому оросительные каналы и земляные плотины были чаще всего не нужны. Большая крестьянская семья обрабатывала свой надел самостоятельно, не обращаясь за помощью ни к соседям, ни к храму, пасла быков и овец в широких и привольных окрестных степях. Ассирийский крестьянин мог прокормить себя и свою семью, был свободен и независим, платил сравнительно небольшие налоги.
Это может показаться странным, но именно из-за своего благополучия ассирийская деревня почти не менялась на протяжении веков. В ней долго сохранялись первобытные порядки, полная власть отца над всеми членами семьи, очень крепкие связи между кркестьянами-общинниками. Деревни исправно поставляли в город продуктовые налоги и молодых парней для пополнения армии, а город почти не вмешивался в сельские дела. Независимое, зажиточное крестьянство было главной опорой ассирийского государства.
В первый раз мирная и богатая жизнь Ашшура была поставлена под угрозу около 1800 г. до н.э. В это время соседние государства Вавилон и Мари, а позднее новое царство Митаннии и хетты стали вытеснять ассирийских купцов с насиженных мест и богатых рынков. Ашшур попробовал было воевать, но сил для неравной борьбы не хватило, и он потерял независимость. На несколько веков торговый город на Тигре уходит в тень.
Примерно в 1350 г. до н.э. ассирийцы вновь стали независимыми от Митаннии и Вавилона благодаря помощи своих союзников - египтян. Теперь нужно было завладеть дорогами, которые вели к побережью Средиземного моря, к богатым сирийским городам. Самым важным участком были переправы через реку Евфрат, которые не мог миновать ни один купец. Для достижения независимости и для борьбы за свои интересы необходима была дисциплинированная, хорошо организованная, сильная армия под единым руководством. Так градоначальник Ашшура ("ишшиаккум"), власть которого передавалась по наследству, набрал силу и принял царский титул.
К ассирийцам приходит военная удача. Они сокрушают расположенное в среднем течении Евфрата царство Митанни, присоединяют часть его территории, строят у реки крепости и на протяжении двух веков (1300 – 1100 гг. до н.э.) удерживают переправы через Евфрат, ведущие к морю. Благодаря этому они ограничивают торговлю соперников и собирают большие пошлины с купцов. Иногда ассирийская армия отправляется и в дальние походы. Вернувшись из такого похода с большой добычей, царь нередко строил столицу-крепость, охраняя в ней свои сокровища. Последней и наиболее роскошной из таких столиц стала позднее Ниневия - самый известный из ассирийских городов. Древний Ашшур все более отходит на задний план: улицы новых городов заполняют уже не торговцы, а солдаты.
Военные успехи ассирийцев были блестящими, но слабость царской власти все же сказывалась. Жрецам и знати не нужен был сильный царь. Они привыкли сами управлять страной. Даже знаменит полководец, победитель Вавилона царь Тукульти-Нинурта I (1244 - 1208 гг. до н.э.) был объявлен сумасшедшим и лишен трона, едва он попытался установить в Ассирии свою неограниченную власть и ввести пышные придворные церемонии по вавилонскому образцу. Страной по-прежнему правили богатые торговцы и жрецы; они уступали царю славу и военную добычу, но не власть. В мирное время царь запирался в своей столице-сокровищнице, и особой надобности в нем никто не испытывал.
Этот порядок был нарушен около 1100 г. до н.э. нашествием кочевников-арамеев. Ассирийцы потеряли все владения на Евфрате, часть территорий на Тигре и отступили в ближние предгорья. По соседским странам кочевники нанесли еще более сильный удар. Поэтому, когда ассирийцы оправились и начали новые завоевания в Передней Азии (около 900 г. до н.э.), у них в течение еще ста лет не было достойных соперников.
Ассирийские цари сумели воспользоваться обстоятельствами и значительно укрепили свою власть. Они применяли новый способ ведения войны, устрашивший все народы Передней Азии. Ассирийцы нападали всегда неожиданно и быстро, подобно удару молнии.
Пленных чаще всего не брали: если население захваченного города сопротивлялось, то его уничтожали полностью в назидание всем непокорным. Добиваясь от побежденных послушания, их лишали родины, тысячами перегоняя новых подданных царя в другие места, нередко очень далеко. Все делалось для того, чтобы устрашить завоеванные народы, сломить их дух, волю к свободе. Ассирийцы грабили покоренные страны десятилетиями.
Однако грозные ассирийские цари так и не смогли надолго объединить завоеванные страны, создать крепкое государство. Зоркость орла помогала им быстро замечать мятежи на окраинах державы, львиная храбрость - противостоять врагам в открытом бою, упорство быка выручало тогда, когда поражение казалось неминуемым, но этих качеств оказалось недостаточно для решения новых задач.
Без конца грабить завоеванные страны оказалось невозможно: некому было засевать собственные поля и заниматься ремеслами. У ассирийцев было слишком много военачальников и слишком мало чиновников, чтобы собирать налоги. Писец мог заменить солдата только там, где население добровольно согласилось бы жить под властью ассирийцев. Таких народов на Древнем Востоке не было - захватчиков ненавидели все.
Сложность возникла у ассирийцев и с торговыми городами, которые на протяжении всей своей истории пользовались особыми правами: они не платили больших налогов, их жители освобождались от армейской службы. Сохранить эти привилегии ассирийцы не хотели, но и отменить тоже не могли, опасаясь постоянных мятежей.
Одним из таких вольных городов был Вавилон. Культуру, религию и письменность ассирийцы в основном переняли от Вавилона. Уважение к этому городу было настолько велико, что на некоторое время он стал как бы второй столицей Ассирии. Правившие в Ниневии цари делали богатые подарки вавилонским храмам, украшали город дворцами и статуями, а Вавилон, тем не менее, оставался центром опасных заговоров и мятежей против ассирийской власти. Дело кончилось тем, что царь Синаххериб в 689 г. до н.э. приказал уничтожить весь город и затопить место, на котором он стоял.
Ужасный поступок царя вызвал недовольство даже в самой Ниневии, и, хотя город был быстро отстроен заново при сыне Синаххериба Ассарходдоне, отношения между Ассирией и Вавилоном испортились окончательно. Ассирия так и не смогла опереться на авторитет важнейшего религиозного и культурного центра Передней Азии.
Главная же беда ассирийцев оказалась тесно связанной с их блестящими военными победами. В войнах с сильным и молодым государством Урарту (800 – 700 гг. до н.э.) ассирийская держава ни раз бывала на грани поражения. Чтобы победить, ассирийцы заменили (около 750 г. до н.э.) ополчение армией, состоящих из солдат-наемников, специально обученных военному делу. Чтобы содержать такое войско, цари вынуждены были снова и снова отправляться в грабительские походы.
С этого же времени быстро ухудшается положение свободных крестьян - прежних ополченцев. Вельможи начинают закабалять и порабощать их. Обездоленные ассирийцы, смешиваясь с пригнанными из дальних стран несвободными людьми, оказываются у себя на родине в меньшинстве...
Могущество великой державы начинает ослабевать. И в 614 г. до н.э. мидяне взяли древнюю столицу страны Ашшур, а через два года они же в союзе с освободившимся Вавилоном разгромили Ниневию.
Ассирия исчезла с лица земли. Оказалось, что создать крепкое государство с помощью страха, насилия и грабежей невозможно. Этому учит и история небольшого городка, купцы которого сначала хотели лишь одного - свободно торговать на мирных восточных рынках.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.