Памятники скифской эпохи Правобережной Лесостепи представлены, как известно, несколькими локальными вариантами, одним из которых является Киево-Черкасский. В свою очередь, древности Киевщины (хотовской локальной группы по терминологии авторов монографии) являются наиболее северной частью этого варианта. Памятники этого региона особенно разнообразны, что объясняется, очевидно, неоднородным этническим составом местного населения: основную массу его составляли так называемые скифы-пахари (праславяне?), среди которых находились также собственно скифы, кочевники иранского происхождения. Кроме того, северная, полесская, часть Киевского Поднепровья была заселена носителями таких культур лесной зоны как подгорцевская и милоградская (балтами?). Эти обстоятельства вполне объясняют интерес к изучению памятников скифского времени Правобережной Киевщины.
Другим обстоятельством, определяющим необходимость изучения древностей раннего железного века данной территории, является проблема происхождения зарубинецкой культуры, возникшая сразу же после ее открытия В.В. Хвойкой в 1898 г. С тех пор было высказано немало разнообразных гипотез, однако ни одна из них не нашла убедительного подтверждения. Тем не менее, стало очевидным, что зарубинецкая культура как особое этноисторическое явление появилась одновременно в конце III в. до н. э. на обширных пространствах Поднепровья — в верхнем течении правых притоков бассейна Припяти, в Гомельско-Могилевском (белорусском) Поднепровье и в правобережном Среднем Поднепровье. Возможно, несколько позднее возникает самая восточная зарубинецкая группа — памятники типа Харьевки в районе Путивля на Сейме. Археологические памятники каждого из этих регионов, демонстрируя значительное внутреннее сходство, вместе с тем, отличались в деталях.
Другим обстоятельством, определяющим необходимость изучения древностей раннего железного века данной территории, является проблема происхождения зарубинецкой культуры, возникшая сразу же после ее открытия В.В. Хвойкой в 1898 г. С тех пор было высказано немало разнообразных гипотез, однако ни одна из них не нашла убедительного подтверждения. Тем не менее, стало очевидным, что зарубинецкая культура как особое этноисторическое явление появилась одновременно в конце III в. до н. э. на обширных пространствах Поднепровья — в верхнем течении правых притоков бассейна Припяти, в Гомельско-Могилевском (белорусском) Поднепровье и в правобережном Среднем Поднепровье. Возможно, несколько позднее возникает самая восточная зарубинецкая группа — памятники типа Харьевки в районе Путивля на Сейме. Археологические памятники каждого из этих регионов, демонстрируя значительное внутреннее сходство, вместе с тем, отличались в деталях.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи