В любой химической лаборатории можно увидеть разнообразные плакаты, инструкции, памятки по технике безопасности. Это не только тривиальные таблички типа «Уходя, гасите свет». Немало специфических призывов, скажем: «Водой не гасить!» (например, если в помещении работают со щелочными металлами); есть и узкоспециальные: «Перед включением лампы пусти воду!» (водопроводная вода охлаждает мощный источник света для фотохимических экспериментов — ртутную лампу высокого давления, которая от сильного нагрева может взорваться).
Строгое соблюдение правил помогает сберечь ценное оборудование. В некоторых вузах со студентов взыскивают стоимость разбитых или испорченных по небрежности приборов. Как правило, штрафы устанавливает руководство лаборатории или учебного заведения. Но были и исключения...
В 1852 г. группа студентов химической лаборатории знаменитого Гейдельбергского университета (Германия) собралась для обсуждения важного вопроса. Чтобы быть в курсе самых современных исследований в естественных науках, особенно в химии, они решили основать библиотеку. На покупку научных журналов и книг каждому, кто желал пользоваться библиотекой, было предложено вносить за учебный семестр по два гульдена (название монеты произошло от старонемецкого Gulden — «золотой»; правда, уже в XVI в. гульден, он же флорин, стал не золотой, а серебряной монетой в 60 крейцеров). Это была довольно крупная сумма, по нынешним временам она соответствует почти 100 долларам США. Очевидно, что в Гейдельбергском университете учились не самые бедные люди.
В 1853 г. лабораторию возглавил известный химик Роберт Бунзен. Он оставался её бессменным руководителем до конца своих дней. Среди многочисленных научных достижений учёного — разработка основ спектрального анализа, открытие двух новых элементов (цезия и рубидия), изобретение горелки, названной его именем. Численность студентов лаборатории сильно колебалась — в иной год записывалось до 64 человек, а порой бывало лишь 15. И тогда денег на книги и журналы не хватало, тем более что не все платили взносы. Поэтому на одном из общих собраний студентов и ассистентов лаборатории было принято необычное решение: ввести систему штрафов, налагаемых на студентов за нарушение правил работы в лаборатории, а вырученные средства направлять на нужды библиотеки. Вероятно, это первый и единственный случай, когда студенты постановили сами себя наказывать.
Штрафной кодекс выглядел так:
«1. Кто выпаривает вредные или зловонные вещества — свободные кислоты, галогены, аммиачные растворы и соли аммония, ртуть и её соединения — в помещении лаборатории, а не в специальной комнате с вытяжкой, тот платит 6 крейцеров.
2. Кто оставляет открытым газовый кран при негорящем газе, платит 12 крейцеров. (В те времена в газовых горелках использовали неочищенный каменноугольный газ, значительно более вредный для здоровья, чем современный газ, состоящий в основном из метана. — Прим. ред.)
3. Кто бросает в раковины осколки керамики, бумагу и другие предметы, препятствующие стоку воды, платит 3 крейцера.
4. Кто не уменьшает пламя газовой горелки до минимума, когда горелка не используется, платит 3 крейцера.
5. Кто оставляет открытым кран для воды, когда она не используется, платит 3 крейцера.
6. Кто в рабочее время после использования лабораторного прибора запирает его в свой стол, платит 6 крейцеров.
7. Кто после использования лабораторного прибора не убирает его или его части на место, платит 6 крейцеров.
8. Кто оставляет после использования открытыми лабораторные весы (особенно на ночь), платит 12 крейцеров. (Столь большой штраф связан с высокой стоимостью аналитических весов; если их коромысло не арретировать, т. е. не опустить на специальные стойки, оно будет колебаться от движения воздуха, стирая опоры-подпятники. — Прим. ред.)».
Получается, что студент, нарушивший сразу все правила, должен был заплатить 51 крейцер — примерно 40 долларов в современном масштабе цен.
Химики ценят юмор. Поэтому во многих лабораториях можно видеть отпечатанные на лазерном принтере полусерьёзные и откровенно шуточные правила. Интересный вариант «Правил выживания в химической лаборатории» обнаружил во время командировки в Джайпурский университет (Индия) академик Михаил Григорьевич Воронков. С его подачи они были опубликованы в журнале «Химия и жизнь», а затем появились во многих химических лабораториях, вызывая улыбку ветеранов и удивление новичков, нередко воспринимавших их всерьёз.
Вот эти «Правила».
«— Если вы откупорили что-либо — закупорьте.
— Если в руках у вас жидкое — не разлейте, порошкообразное — не рассыпьте, газообразное — не выпустите наружу.
— Если включили — выключите.
— Если открыли — закройте.
— Если разобрали — соберите.
— Если вы не можете собрать — позовите на помощь умельца.
— Если вы не разбирали — не вздумайте собирать.
— Если вы одолжили что-либо — верните.
— Если вы пользуетесь чем-либо — держите в чистоте и порядке.
— Если вы привели что-либо в беспорядок — восстановите статус-кво.
— Если вы сдвинули что-либо — верните на место.
— Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения.
— Если вы не знаете, как это действует, ради Бога, не трогайте.
— Если это вас не касается — не вмешивайтесь.
— Если не знаете, как это делается, сразу спросите.
— Если не можете что-либо понять — почешите в затылке.
— Если всё же не поймёте, то и не пытайтесь.
— Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загоралось.
— Если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли вы живы.
— Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию».
Искусство перегонки. Гравюра с титульного листа книги И. Бруншвига «II Великая книга по перегонке». Страсбург. Издание 1519 г.Марселен
Бертло в лаборатории.
Обжиг склянок. Гравюра из «Энциклопедии» Д. Дидро. XVIII в.
Похожие статьи