В популярных книгах по ботанике описывается такой эксперимент. В широкой части моркови нужно высверлить отверстие вдоль её оси, вставить туда стеклянную трубку с солёной водой, а потом погрузить морковь в дистиллированную воду. Спустя некоторое время можно заметить, что вода в трубке поднялась значительно выше уровня воды в сосуде. Выходит, морковь работает как насос, нагнетая воду в трубку. Явление это называется осмосам (греч. «осмос» — «толчок», «давление») и наблюдается всегда, когда два раствора различной концентрации (или раствор и чистый растворитель) разделены полупроницаемой перегородкой — мембраной. Полупроницаемой она называется потому, что молекулы растворителя через такую мембрану проходят, тогда как растворённое соединение ею задерживается. В результате устанавливается направленный поток молекул растворителя из области, где раствор менее концентрированный (молекул растворителя больше), туда, где раствор более концентрированный (молекул растворителя меньше).
Впервые явление осмоса наблюдал французский естествоиспытатель аббат Жан Нолле (1700—1770). Он наполнил сосуд винным спиртом, закрыл его плотно мембраной (это был кусок мочевого пузыря свиньи) и погрузил в чан с водой. Вода проходила внутрь сосуда со спиртом и
создала в нём такое давление, что пузырь раздулся и лопнул. После Нолле проводилось много подобных экспериментов. Они интересовали главным образом биологов. В частности, было выяснено, что в моркови (и других растениях) мембранами служат стенки растительных клеток. Клеточный сок содержит различные растворённые питательные вещества, именно поэтому вода проникает снаружи в клетки и держит их «в тонусе». Если концентрация раствора вне клеток окажется значительно больше, чем внутри, вода будет двигаться в обратном направлении — из клеток наружу. Именно это происходит, когда ломтики лимона засыпают сахаром, а нашинкованную капусту пересыпают солью: и лимон, и капуста «пускают сок». Другой знакомый многим пример: если нырнуть в реке с открытыми глазами, в них проникает пресная вода и ощущается резь (внутри глаза концентрация солей выше, чем в речной воде). В солёной же морской воде осмос не возникает, поскольку концентрации солей в воде и в тканях человеческого глаза близки. Теперь понятно, почему вырезанный из картофеля кубик в пресной воде набухает, в малосолёной не изменяется, а в сильносолёной — съёживается. По той же причине пресноводные рыбы не могут жить в морской воде, а морские — в речной.
Направленный поток растворителя через мембрану наблюдается до тех пор, пока его не уравновесит какая-либо внешняя сила. Давление, создаваемое столбом воды в трубке или выгнутой мембраной, называется осмотическим. Это то дополнительное давление, которое надо приложить к раствору, чтобы осмос прекратился. Осмотическое давление нетрудно измерить. Первые опыты такого рода проделал в 1826 г. французский биолог Анри Дютроше (1776—1847). Он же ввёл и сам термин, хотя и не знал истинной причины данного явления. Дютроше установил, что осмотическое давление пропорционально концентрации раствора.
Наиболее точные для XIX в. измерения в широком диапазоне давлений
(вплоть до нескольких атмосфер) провёл в 1877 г. немецкий химик и ботаник Вильгельм Пфеффер (1845— 1920). Мембранами в его опытах служили перепонки из бычьего пузыря или неглазурованные глиняные сосуды (глазурь на поверхности керамики делает её водонепроницаемой). Пфеффер смачивал сосуды водой, наполнял их растворами красной кровяной соли K3Fe(CN)6 и погружал в раствор медного купороса. При этом в порах сосуда образовывались полупроницаемые мембраны из нерастворимого соединения Cu3[Fe(CN)6]2.
Результаты Пфеффера использовал нидерландский химик Якоб Хендрик Вант-Гофф, который в 1887 г. вывел формулу зависимости осмотического давления от концентрации раствора. Она оказалась такой же, как и для давления идеального газа: р=cRT, где р — осмотическое давление, с — концентрация растворённого вещества, выраженная в молях на 1 л раствора, Т — температура. Это означает, что осмотическое давление раствора численно равно давлению, которое производило бы то же число молекул растворённого вещества, если бы оно в виде идеального газа занимало при той же температуре объём, равный объёму раствора.
Итак, измерив осмотическое давление, можно рассчитать мольную концентрацию и, следовательно, определить молекулярную массу растворённого вещества. То есть явления осмоса дают химику ещё один путь определения молекулярной массы неизвестного вещества. Этот метод особенно удобен для биомолекул с высокой молекулярной массой, поскольку он высокочувствителен: осмотическое давление всего 0,1-процентного раствора сахара равно 7•103 Па (примерно 0,07 атм). Столб воды при таком давлении поднимется на 70 см.
Похожие статьи