Общие сведения о научном знании

Наука » Геология
Научное знание непрерывно совершенствуется. Устранение ранее существовавших противоречий обозначает новые противоречия, хотя и проявленные на новом уровне развития знаний. В целом, развитие научного знания носит прогрессивный характер, однако в отдельные моменты времени не исключается его остановка или даже научный регресс. Часто это вызывается субъективными факторами, например идеологическим давлением на науку, что, безусловно, недопустимо.

Основными составляющими научного знания являются факты, положения, теории, гипотезы, концепции, парадигмы и догмы.

Факт – это достоверное «единичное» знание о конкретном объекте, процессе, явлении, событии.

Положение – это достоверное знание о соотношении и/или взаимосвязи объектов, процессов, явлений, событий.

Теория – это система достоверных знаний относительно достаточно большой группы соотносящихся друг с другом и/или взаимодействующих объектов, процессов, явлений, событий. Обычно теория формулируется как совокупность нескольких логически связанных друг с другом положений.

Гипотеза – это знание или система знаний, достоверность которых недоказана, доказана неполностью или не может быть по тем или иным причинам доказана в настоящий момент. По своему иерархическому уровню в системе научных знаний гипотеза может соотноситься как с положением, так и с теорией. В последнем случае несколько гипотез и/или положений объединены в единую систему. Гипотеза должна быть подвергнута верификации, после чего она может быть либо отвергнута, как недостоверная, либо, наоборот, полностью подтверждена, в результате чего она станет теорией или положением, либо подтверждена частично, и тогда отдельные доказанные ее составляющие могут стать самостоятельными положениями/теориями, или они могут быть использованы в других положениях/теориях.

Концепция – это крупная система достоверных знаний, объединяющая в себе несколько логически связанных друг с другом теорий и положений. В силу постоянного совершенствования научного знания происходит смена научных концепций. Она может быть и «постепенной», и «резкой». В последнем случае говорят о научной революции.

Парадигма – это специфический вид научной концепции, который в силу объективных или субъективных причин существует как действительно достоверное знание в течение достаточно долгого времени.

Догма – это специфический вид научной концепции, сходный с парадигмой, однако действительная достоверность включенных в нее знаний является проблематичной.

Под научным открытием понимаются особо значимые результаты научных исследований, которые при этом часто случайны и связаны, как правило, с обнаружением совершенно новых объектов, процессов, явлений и установлением ранее неизвестных событий.

Однозначность научного знания обеспечивается научной терминологией – системой специальных слов и словосочетаний (как обиходных, так и направленно созданных), использующихся для четкого обозначения объектов, процессов, явлений, событий, представлений об их взаимоотношении или взаимодействии, а также для логического соединения отдельных фрагментов знания. Разработка научных терминов – исключительно сложный процесс, содержащий много субъективного. Большое количество терминов появилось в достаточной степени случайно. Целенаправленно («искусственно») введенные термины очень часто не приживаются, т.е. перестают использоваться через определенное время. В настоящее время важнейшим условием введения нового термина следует считать то, что он должен находить выражение на английском или (менее значимо) латинском языке. В целом, следует отметить, что при проведении исследования использование терминов должно быть предельно четким, однако не следует злоупотреблять введением новых терминов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.