Православие восторжествовало первоначально в Восточно-Римской импе- рии — Византии. Главой этой церкви выступал патриарх (по-гречески «родо- начальник») Константинопольский. Власть патриарха над церковью не была абсолютной; авторитет общецерковного собора — собрания глав остальных церковных округов стоял выше авторитета патриарха. Кроме того, патриарх, в отличие от папы Римского, безусловно подчинялся светской власти императора. На Востоке государство почти всегда преобладало над церковью. Это помогло созданию здесь крупных и долговечных империй (вроде Византии, Руси). Свои патриархи первоначально имелись и в Иерусалиме, Александрии (Египет), Ан- тиохии (Сирия). В православном мире с самого начала его образования допус- калось богослужение не только на греческом, но и на местных языках. Поэтому православие из Византии довольно рано проникло к ее соседям — в Грузию (V в.), Болгарию и Сербию (в IX в.); а в X в., через южных славян к восточным, на Русь.
В конце IV в. Римская империя политически разделилась на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую). Вследствие этого, в 867 г. произошёл разрыв между папой Римским Николаем I и Константинопольским патриархом Фотием. Это означало раскол христианства на западное и восточное. Раскол стал необратимым после 1054 г., когда патриарх Керруларий и легат папы Льва IX Гумберт взаимно отлучили один другого от церкви (признали схизматиками, т.е. раскольниками). Схизма возвела идейный и политический барьер между праволсавием и католицизмом. На Западе Европы, где господствовал латинский язык, образовалось католичество (по-гречески «всеобщая», затем «соборная»,
«самоуправляемая» церковь). Здесь до сих пор (в Италии, Испании, Португалии,
Франции, Польше) господствует римско-католическая церковь. Римские папы долгое время боролись за превосходство своей власти над государствами ла- тинского Запада. В результате Запад распался на множество сравнительно небольших государств, а в папской власти осталось лишь карликовое государство Ватикан.
«самоуправляемая» церковь). Здесь до сих пор (в Италии, Испании, Португалии,
Франции, Польше) господствует римско-католическая церковь. Римские папы долгое время боролись за превосходство своей власти над государствами ла- тинского Запада. В результате Запад распался на множество сравнительно небольших государств, а в папской власти осталось лишь карликовое государство Ватикан.
На I Вселенском соборе в г. Никее 325 г. церковные иерархи Востока и Запада разработали Символ веры — краткий конспект всего христианского ве- роучения. В 381 г. на II Вселенском соборе в Константинополе его (с поправка- ми) утвердили. При христианском крещении символ веры читается как молитва: Верую в единого Бога, Отца всемогущего, творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, сына Божия Единородного
... Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошёл с небес и воплотил-
ся от Духа святого и девы Марии и стал человеком. Распят был за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребён. И воскрес в третий день согласно писаниям. И взошёл на небеса и сидит по правую руку отца. И опять придёт со славой судить живых и мертвых, и царствию его не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном воздается поклонение и слава и который вещал через проро- ков. И в единую святую, соборную и апостольскую церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю Воскресения мёртвых и жизни буду- щего века.
Кому-то из неверующих людей этот и т.п. тексты христианства (и других религий) кажутся устаревшим, музейным экспонатом; даже бессмыслицей. Од- нако если подумать, то можно если не согласиться с основными тезисами хри- стианства буквально, то по крайней мере постараться понять их логику и смысл. Символ веры сводится к следующим догматам.
... Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошёл с небес и воплотил-
ся от Духа святого и девы Марии и стал человеком. Распят был за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребён. И воскрес в третий день согласно писаниям. И взошёл на небеса и сидит по правую руку отца. И опять придёт со славой судить живых и мертвых, и царствию его не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном воздается поклонение и слава и который вещал через проро- ков. И в единую святую, соборную и апостольскую церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю Воскресения мёртвых и жизни буду- щего века.
Кому-то из неверующих людей этот и т.п. тексты христианства (и других религий) кажутся устаревшим, музейным экспонатом; даже бессмыслицей. Од- нако если подумать, то можно если не согласиться с основными тезисами хри- стианства буквально, то по крайней мере постараться понять их логику и смысл. Символ веры сводится к следующим догматам.
На пути к своей победе в европейско-средиземноморском мире христиан- ство испытало не только внешние гонения, но и внутренние противоречия и расколы. И в первые века его существования, и впоследствии между его сто- ронниками нередко вспыхивали острые разногласия по поводу буквы и духа их никами нередко вспыхивали острые разногласия по поводу буквы и духа их учения. Наиболее существенные споры удалось преодолеть, выработав основ- ные догматы христианской церкви и утвердив их на международных совеща- ниях руководителей христианских общин — Вселенских соборах. Авторы этих догматов — замечательные мыслители, писатели и политики были за это назва- ны отцами церкви. Они опирались на интеллектуальные традиции античной философии, опыт разных религий Востока и Запада. Их книги примыкают к текстам Нового завета и составляют Священное предание христианства.
Новый завет включает несколько текстов («книг»). Их начали составлять уже первые поколения христиан, в I – начале II веков. А закончили их оконча- тельную редакцию к V веку. Из множества раннехристианских сочинений руко- водители тогдашней церкви отобрали несколько (всего 27), наиболее адекватно, с их точки зрения, передающие смысл новой веры. Кроме четырёх Евангелий, в Новый завет вошли:
· Деяния апостолов (после ухода их учителя);
· Послания апостолов (к населению обращаемых в новую веру стран); из
21 послания 14 относятся традицией к авторству Павла, два Петра, три Иоанна
Богослова, по одному Иакова и Иуды (тёзки изменника);
· Откровение Святого Иоанна Богослова или же Апокалипсис, — книга, пророчащая конец света и Страшный Суд Богом всех живых и мертвых к тому времени людей.
· Деяния апостолов (после ухода их учителя);
· Послания апостолов (к населению обращаемых в новую веру стран); из
21 послания 14 относятся традицией к авторству Павла, два Петра, три Иоанна
Богослова, по одному Иакова и Иуды (тёзки изменника);
· Откровение Святого Иоанна Богослова или же Апокалипсис, — книга, пророчащая конец света и Страшный Суд Богом всех живых и мертвых к тому времени людей.
Священное писание христиан — Библия (по-гречески «книги») представ- ляет собой, кроме всего прочего, своеобразный учебник жизни. Там можно най- ти образцы любой межличностной коллизии, примеры и советы на все случаи жизни. Первая часть Библии именуется Ветхим (т.е. прежним, старым) заветом (т.е. «завещанием» Бога людям, своего рода «их договором о намерениях и со- трудничестве»). Ветхий завет состоит из книг, отобранных христианами из иу- даизма.
В первых общинах христиан преобладали униженные и угнетённые эле- менты Римского мира — бедняки, рабы, вольноотпущенники и т.п.; женщин было куда больше, чем мужчин (и в дальнейшем идеи Христа попадали в отда- лённые от его родины страны чаще всего с поверившими в них женщинами, их малыми детьми). К сильным личностям всегда тянутся слабые (о некоторых апостолах нам почти ничего не известно, кроме их имён; должно быть, они ока- зались пассивными поклонниками, своего рода «массовкой» нового учения). Поскольку первые христиане отказывались поклоняться римским богам и обо- жествленным императорам, власти Рима сначала преследовали их (вплоть до выбрасывания на арены цирков в качестве жертв хищных зверей на гладиатор- ских играх). Однако со временем именно в христианстве наиболее дальновид- ные властители Рима разглядели идеологию, способную как-то сплотить разди- раемую на части, рушащуюся империю, примирить все населявшие её племена и народы. В христианских общинах к тому времени числилось куда больше знатных и богатых лиц. Подавляя восстания в Иудее 66–73 и 132–135 гг., рим- ляне физически истребили состоящие из евреев христианские общины в Пале- стине. Среди христиан стали преобладать бывшие язычники, полностью разо- рвавшие с иудаизмом. После кончины очередного гонителя христиан императо- ра Диоклетиана в борьбе за престол выиграл претендент, привлекший на свою сторону христиан — Константин I (Великий) (285–337). Придя к власти, он до смерти остался язычником, но в 313 г. Миланским эдиктом законодательно уравнял христианство в правах с другими религиями, издав эдикт о веротерпи- мости. В конце IV века новой эры очередной император Феодосий пошел даль- ше — признал христианство единственной официальной религией Римской им- перии, а языческие храмы приказал закрыть. Завоевав сердцевину наиболее ци- вилизованного тогда мира — Средиземноморье и окончательно отколовшись от иудаизма, христианство превратилось в мировую религию. Как видно, именно христианские идеи лучше всего подошли для культурной и политической экс- пансии наибольшего масштаба.
Апостол Андрей именуется Первозванным — потому, что они вместе с братом Пет- ром первыми откликнулись на призыв Христа пойти за ним (были рыбаками, выбирали се- ти, когда Иисус обратился к ним: Идите за мной! Я сделаю вас ловцами человеков). Впо- следствии Андрей забрался с проповедью новой веры дальше всех апостолов на восток — в Причерноморье, на Босфор и в Скифию. Поэтому он считается основателем Константино- польской церкви — первого оплота православия и, следовательно, духовным покровителем Руси-России (хотя версия про его путешествие к восточным славянам по Днепру, в Киев и Новгород явно легендарна). Его убили, распяв на косом кресте (который символизирован Андреевским флагом русского военного флота). В Скифии, по преданию, миссионерствовал и апостол Филипп. До Индии, Месопотамии и Армении дошли с проповедью христианства апостолы Варфоломей (по-еврейски «сын Толмая»; собственное имя Нафанаил) и Фома (по прозвищу Неверный — он уверовал в чудесное Воскресение Христа позже всех апостолов
— только после того как не только увидал, но и потрогал его, ожившего после казни).
— только после того как не только увидал, но и потрогал его, ожившего после казни).
Апостол Павел (в язычестве Савл) лично не знал Христа. Первоначально он учился в школе раввинов — иудейских священников и появление христиан встретил крайне враждеб- но. Однако впоследствии перешёл на их сторону и больше всех апостолов сделал для кре- щения язычников. Он первым из апостолов-миссионеров избрал путь на Восток (отсюда большая близость этого духовного образа славянам, в том числе нашей России). Из 21 библейских послания апостолов 14 написано им. Одно из его посланий галатам гласит: Нет уже [для нас] ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужчин, ни женщин, ибо все вы одно во Христе Иисусе. Он проповедовал христианство в Сирии, Малой Азии, Греции, на Кипре, Италии. Павел развивал христовы идеи духовности и доброты: Если я говорю на язы- ках людей и ангелов, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал бряцающий [а не на- стоящий человек]. Если я ... проник во все тайны, и обладаю всей полнотой знания и веры, ... а любви не имею, я ничто. ... Любовь великодушна, независтлива, она не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своей выгоды, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине; она ... на всё надеется, всё переносит! (Первое по- слание Павла к коринфянам).
Левий Матфей до встречи с Христом служил сборщиком податей — мытарем. Обще- ственное мнение в Иудее относилось к представителям этой профессии весьма недоброже- лательно (что-то вроде русского народного выражения «менты поганые»). Прислушавшись к словам Христа, Матфей бросил на дорогу сумку с деньгами и отправился дальше собирать мудрые мысли, а не деньги (что по-своему символично).
Старший апостол Пётр проповедовал в самом Риме (и потому считается небесным покровителем Западного мира — первым папой Римским); по приказу императора Нерона его казнили, распяв головой вниз. Наёмный убийца в Иерусалиме по приказу царя Ирода Агриппы поразил мечом апостола Иакова старшего (его останки были перенесены в Испа- нию, чьим небесным покровителем этот святой с тех пор считается). Иоанн, прозванный Богословом, — любимый ученик Христа. Он написал больше всех текстов Нового завета, в том числе наиболее эмоциональное Евангелие и фантастический Апокалипсис (по-греч.
«Откровение» о судьбах мира и конце света), замыкающий Новый завет. Писательскому творчеству, очевидно, способствовала ссылка на скалистый остров Патмос в Эгейском море, где Иоанн и умер в весьма преклонных летах.
«Откровение» о судьбах мира и конце света), замыкающий Новый завет. Писательскому творчеству, очевидно, способствовала ссылка на скалистый остров Патмос в Эгейском море, где Иоанн и умер в весьма преклонных летах.
Апостолы Иисуса Христа после его мученической кончины выбрали наиболее эф-
фективную стратегию и тактику для проповеди нового учения, а оно само оказалось наи- лучшим образом приспособлено к международному распространению, массовому тиражи- рованию. Апостолы разошлись по разным концам Римской империи, повсюду основывая христианские общины. Между ними завязывалась переписка, обмен кадрами проповедни- ков. Репрессии против первых апостолов и их слушателей со стороны римских и местных
властей использовались ранними христианами как аргумент «от противного» в свою пользу
— пострадавшие за веру первыми вкусят райское блаженство (вспомним роман польского писателя Генрика Сенкевича «Камо грядеше?»).
фективную стратегию и тактику для проповеди нового учения, а оно само оказалось наи- лучшим образом приспособлено к международному распространению, массовому тиражи- рованию. Апостолы разошлись по разным концам Римской империи, повсюду основывая христианские общины. Между ними завязывалась переписка, обмен кадрами проповедни- ков. Репрессии против первых апостолов и их слушателей со стороны римских и местных
властей использовались ранними христианами как аргумент «от противного» в свою пользу
— пострадавшие за веру первыми вкусят райское блаженство (вспомним роман польского писателя Генрика Сенкевича «Камо грядеше?»).