Символ веры

Наука » Философия
На I Вселенском соборе в г. Никее 325 г. церковные иерархи Востока и Запада разработали Символ веры — краткий конспект всего христианского ве- роучения. В 381 г. на II Вселенском соборе в Константинополе его (с поправка- ми) утвердили. При христианском крещении символ веры читается как молитва: Верую в единого Бога, Отца всемогущего, творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, сына Божия Единородного
... Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошёл с небес и воплотил-
ся от Духа святого и девы Марии и стал человеком. Распят был за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребён. И воскрес в третий день согласно писаниям. И взошёл на небеса и сидит по правую руку отца. И опять придёт со славой судить живых и мертвых, и царствию его не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном воздается поклонение и слава и который вещал через проро- ков. И в единую святую, соборную и апостольскую церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю Воскресения мёртвых и жизни буду- щего века.
Кому-то из неверующих людей этот и т.п. тексты христианства (и других религий) кажутся устаревшим, музейным экспонатом; даже бессмыслицей. Од- нако если подумать, то можно если не согласиться с основными тезисами хри- стианства буквально, то по крайней мере постараться понять их логику и смысл. Символ веры сводится к следующим догматам.

1. Единобожие. По сравнению с политеизмом язычников, христианство относится к более культурному монотеизму. Сколько сил управляет всем сущим и могут ли они быть сведены к чему-то единому? Мир вокруг нас — сплошной хаос, или же в нем возможны моменты, островки порядка? Возможны ли по- добные общие принципы в поведении людей? Если мы верим в сверхъестест- венное, то подчиняется ли оно одному принципу или же служит ареной вечного столкновения разных начал? (как у тех же язычников, верящих в существование множества божков).
2. Креационизм (латинское creatio — творение) — признание Бога твор- цом всего мира. Стоит ли за возникновением и эволюцией природы некая про- грамма, матрица, или же эволюция полностью стихийна и бесцельна? Христи- анство признает Бога творцом мира. Человек — венец этого творения, он создан
«по образу и подобию Божию», т.е. наделён разумом и свободной волей для выбора поступков. В итоге творения весь космос ставится в зависимость от людских деяний (этот вывод близок к идее ноосферы у современных ученых).
Адам и Ева — первые люди на Земле — поддались злу, нарушили запрет Бога и вкуси плодов с дерева познания добра и зла. За это нарушители подверг- лись изгнанию из рая. Так началась история человечества. Потомки Адам и Евы несут на себе печать первородного греха. Роковую цепь адских мук прерывает искупительная жертва Спасителя — Иисуса Христа.
3. Божественная природа Иисуса Христа — его единосущность (полное равенство Богу-Отцу и Богу — Духу Святому) и признание Святой Троицы. Распределение творческих функций между разными ипостасями (здесь по- гречески «личность») единого Божества предостерегает от упрощенных толко- ваний религии. Христианский Бог един в трёх лицах (ипостасях), он одновре- менно есть и абсолют, и личность, и исходящая от них эманация святости. Бо- жественная Троица символизируется сложением пальцев руки при крестном знамении.
4. Историчность Христа и его апостолов, прочих библейских пророков. Бог-Сын стал человеком, участвовал в творении мира — ведь он научил людей истинной вере, пострадал и погиб за нее. Благодаря учению Христа люди по- стигли замысел Бога и своими деяниями воплощают его в жизнь. Христос, точ- нее говоря, Богочеловек. Значит, возможен пример достойного поведения на Земле; нам есть, у кого учиться жить. Христиане верят в Спасителя всего чело- вечества.
5. Целостность и святость христианской церкви. Несмотря на ее разде- ление на многие варианты, христианин должен придерживаться одной из них, подчиняться её правилам; понимать, что церковь как коллектив единомышлен- ников выше и лучше отдельных своих представителей; различать общую для всех христианских конфессий суть учения Христа. Перед нами урок коллекти- визма, духовная прививка против эгоизма и самовольства.
6. Крещение — необходимый «пропуск» в христианскую религию. Этот первичный обряд развивает предыдущий тезис — солидарность, сопричаст- ность близким тебе по духу людям здесь выражается через внешне ритуализи-

рованное поведение, обрядность. Обряды инициации (посвящения во взрослые, самостоятельные люди) осуществляются у всех народов, начиная с каменного века. Христианство, опуская нижнюю планку такого посвящения к младенчест- ву, подчёркивает уникальность каждой отдельной личности, независимо от по- ла, возраста, происхождения.
7. Спасение — воскресение мёртвых после Страшного суда и вечная жизнь их душ в Царствии небесном канонически верующий христианин поймет буквально, постарается избегнуть адских мук и заслужить райское спасение. Более широко можно понять этот тезис христианства как надежду на торжество справедливости в будущем. Судьба воздаст каждому по делам его. И пусть на- ши добрые дела перевесят на неких невидимых весах злые.
Христианство — проверенная веками экология души множества своих сторонников. Сегодня это самая крупная из религий мира — христиан более двух миллиардов на всех континентах Земли.
Многие догматы христианского вероучения и культа толковались отдель- ными группами сторонников этой религии по-разному. Те группы, которые по- терпели поражение с борьбе с большинством остальных общин, получили с их стороны презрительное название — ереси (от греч. «отбор», «раскол»). Еретики возможны только внутри самого христианства, остальные религии с точки зре- ния христианства именуются сектами. Среди первых ересей (IV в.) выделяется учение священника из Александрии Арии, признававшего Бога-Сына не равным Богу-Отцу. После арианства, в V веке распространилось несторианство, на- званное по имени константинопольского патриарха Нестора. Тот настаивал на преобладании человеческого начала в Христе. С этим не соглашались привер- женцы монофизитов, в глазах которых Христос обладал единой — божествен- ной природой. Каждый из этих вариантов христианства получил на какое-то время признание в отдельных регионах Востока, у тех или иных народов. Но Вселенские соборы осудили их как ереси и постепенно они потеряли своих сто- ронников (монофизитство сохранилось до наших дней в армяно-грегорианской церкви). В эпоху Средневековья то там, то тут возникали новые и новые ереси, под знаменами которых происходили восстания угнетённых и обездоленных слоев европейских народов (читаем об этом, например, в романе Умберто Эко
«Имя розы» или новом романе Анджея Сапковского «Башня шутов» про вос- стание гуситов и остальную Реформацию).
Союз христианской церкви и государства (Римской империи) установился на разделении функций государства и церкви. Образно говоря (словами Иоанна Златоуста), «императору вверены тела, а иерею души» подданных. В граждан- ских и уголовных делах граждан судит государственная власть, а в вопросах нравственности и веры как представители властей, так и граждане подчиняются духовенству. Политическая практика, однако, в разные периоды, в разных стра- нах устанавливала союз церковной и светской властей неодинаково. Это приве- ло к существенной разнице в развитии этой религии на Западе и на Востоке Ев- ропы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.