Структура понятия – Рх (где Р – свойства, х – предметы). Иными словами в структуре различают содержание (совокупность существенных (или иных) признаков, отражаемых данным понятием, на основании которых предметы обобщаются в понятия) и объем (совокупность предметов, которым присущи признаки, относящиеся к содержанию понятия). Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение- устанавливает сходство или различие предметов; анализ- мысленное расчленение предмета на части позволяет отличить существенные признаки от несущественных; синтез- соединяет в единое целое элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа; абстрагирование- отвлечение от несущественных признаков; обобщение- прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Функции понятия: Позновательная, коммуникативная (средства обращения).
Логика (греч «logos»- «мысль», «слово», «закономерность»).
Три значения:
1) для обозначения закономерностей объективного мира;
2) обозначают законы, которым подчиняется наше мышление;
3) науку, изучающую формы, в которых протекают мыслительные процессы, и законы, которым эти процессы подчиняются.
Практическое значение: Мышление (позновательная деятельность человека) человека находится в неразрывной связи с языком. Абстрактная человеческая мысль не могла бы реализоваться, если бы не было необходимого для неё средства выражения, которым является язык. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой даёт нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления.
Три значения:
1) для обозначения закономерностей объективного мира;
2) обозначают законы, которым подчиняется наше мышление;
3) науку, изучающую формы, в которых протекают мыслительные процессы, и законы, которым эти процессы подчиняются.
Практическое значение: Мышление (позновательная деятельность человека) человека находится в неразрывной связи с языком. Абстрактная человеческая мысль не могла бы реализоваться, если бы не было необходимого для неё средства выражения, которым является язык. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой даёт нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления.
Этапы развития логики. Символы логики. Условно можно выделить три основных этапа её развития: I. Традиционная логика, начала которой были заложены Аристотелем – (384-322гг. до н.э.) основателем логики как самостоятельной науки. Главное содержание традиционной логики заключается в изучении умозаключений, суждений, понятий, операций над ними. II. Классическая (математическая или символическая) логика. Немецкий философ Г.В. Лейбниц (1646-1716) по праву считается основоположником математической (символической) логики. Главное содержание этого этапа – применение методов формализации и математических методов. III. Неклассическая (модальная или философская) логика – разнообразные направления которой возникли в XX веке. Используются формальные методы для анализа содержательных реалий. Предикат (Р)— это любой признак, присущий или не присущий тому или иному предмету мысли. Субьект (S)- предмет мысли, о чем ведется рассуждение. S — символ для обозначения субъекта суждения (логического подлежащего). x, y, z- именные или предикатные переменные; p,q,r- пропозициональные переменные; P,Q,R- индивидуальные переменные. Символы: « л » - читается «и», « v » - читается «или», «v» - читается «или только или», « → » - читается «если…, то…», ↔ читается «тогда и только тогда когда», « ┐ » - читается «не », «неверно, что…», « ≡ » - читается «тождество», «эквивалентно», □ – «необходимо, что», ◊ «возможно, что». Язык логики высказываний включает также технические знаки – ( ) – скобки и формулы.
Аргументация – разновидность процесса коммуникации, осуществляющегося вне сферы жесткого управления и использующего рациональные доводы (что предполагает рациональность противоположной стороны). Доводы (аргументы) могут использоваться для пояснения собственной позиции или убеждения другой стороны или аудитории.
Основные разновидности аргументов: к логосу, к этосу, к патосу.
Аргументы могут быть как универсальными, так и контекстуальными (ориентированными на определенную аудиторию).
Структура: тезис, аргументы (доводы или резоны), демонстрация (логической связи между аргументами и тезисом).
Виды: доказательство, опровержение.
Доказательство – логическая операция обоснования истинности суждения при помощи друг суждений (суждения должны быть истинными и ранее доказанными).
Прямое доказательство (доказательство истинности тезиса при помощи силлогизмов).
Косвенное (доказательство ложности противоположного суждения): «от противного», разделительное.
Требования к тезису: должен быть ясным, четким, недвусмысленным, должен оставаться одним и тем же в процессе доказательства (ошибка: подмена или потеря тезиса).
Требования к аргументам: должны быть истинными, не должны быть противоречивыми, истинность должна доказываться независимо от тезиса.
Треб к демонстрации – доказательство должно соответствовать общим правилам вывода.
Опровержение - логическая операция установления ложности или необоснованности выдвинутого тезиса.
Прямое (опровержение тезиса посредством критик аргументов либо следствий этого тезиса) и косвенное опровержение (доказательство истинности противоположного суждения).
Следует помнить, что опровержение доводов, приводимых в поддержку какого-либо положения, не означает неправильности самого этого положения.
Спор можно рассматривать как (крайнюю) разновидность аргументации (наличие противоположных мнений). Принято разделять дискуссию (цель – отыскание истины) и полемику (цель – победа над соперником или убеждение аудитории).
Некорректные приемы ведения спора включают в себя софизмы (сознательное нарушение правил логики) и паралогизмы (ненамеренное нарушение логических правил).
Основные виды некорректных аргументов: к публике, к личности, к авторитету, к невежеству, к собственному опыту, к здравому смыслу, к жалости.
Основные разновидности аргументов: к логосу, к этосу, к патосу.
Аргументы могут быть как универсальными, так и контекстуальными (ориентированными на определенную аудиторию).
Структура: тезис, аргументы (доводы или резоны), демонстрация (логической связи между аргументами и тезисом).
Виды: доказательство, опровержение.
Доказательство – логическая операция обоснования истинности суждения при помощи друг суждений (суждения должны быть истинными и ранее доказанными).
Прямое доказательство (доказательство истинности тезиса при помощи силлогизмов).
Косвенное (доказательство ложности противоположного суждения): «от противного», разделительное.
Требования к тезису: должен быть ясным, четким, недвусмысленным, должен оставаться одним и тем же в процессе доказательства (ошибка: подмена или потеря тезиса).
Требования к аргументам: должны быть истинными, не должны быть противоречивыми, истинность должна доказываться независимо от тезиса.
Треб к демонстрации – доказательство должно соответствовать общим правилам вывода.
Опровержение - логическая операция установления ложности или необоснованности выдвинутого тезиса.
Прямое (опровержение тезиса посредством критик аргументов либо следствий этого тезиса) и косвенное опровержение (доказательство истинности противоположного суждения).
Следует помнить, что опровержение доводов, приводимых в поддержку какого-либо положения, не означает неправильности самого этого положения.
Спор можно рассматривать как (крайнюю) разновидность аргументации (наличие противоположных мнений). Принято разделять дискуссию (цель – отыскание истины) и полемику (цель – победа над соперником или убеждение аудитории).
Некорректные приемы ведения спора включают в себя софизмы (сознательное нарушение правил логики) и паралогизмы (ненамеренное нарушение логических правил).
Основные виды некорректных аргументов: к публике, к личности, к авторитету, к невежеству, к собственному опыту, к здравому смыслу, к жалости.
В индуктивных умозаключениях вывод делается на основе отдельных фактов или частных посылок. Вывод при этом носит вероятностный характер.
Виды индукции: полная (при рассмотрении всех известных случаев), неполная (популярная, научная – через анализ и отбор фактов ).
Основные методы индукции: метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.
Возможные когнитивные искажения при индукции: при личном наблюдении (эффект очевидца, склонность к сосредоточению на наиболее ярких примерах, искажение последовательности событий), представление о событии с чужих слов (искажение в языке), социально-культурные фреймы, влияющие на восприятие.
Часто встречающиеся ошибки: после этого, следовательно, по причине этого, поспешное обобщение, использование ложных оснований.
Умозаключение по аналогии – выгод делается благодаря наличию существенного сходства.
Виды индукции: полная (при рассмотрении всех известных случаев), неполная (популярная, научная – через анализ и отбор фактов ).
Основные методы индукции: метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.
Возможные когнитивные искажения при индукции: при личном наблюдении (эффект очевидца, склонность к сосредоточению на наиболее ярких примерах, искажение последовательности событий), представление о событии с чужих слов (искажение в языке), социально-культурные фреймы, влияющие на восприятие.
Часто встречающиеся ошибки: после этого, следовательно, по причине этого, поспешное обобщение, использование ложных оснований.
Умозаключение по аналогии – выгод делается благодаря наличию существенного сходства.
Умозаключение - форма мышления, посредством которой выводится новое суждение на основании одного или более известных суждений.
Структура суждения: посылки, вывод (заключение).
Дедуктивные умозаключения – вывод делается на основе общих суждений, обладает необходимым характером.
Индуктивное умозаключение – вывод делается на основе частных суждений, обладает вероятностным характером.
В непосредственных умозаключениях вывод делается на основе одной посылки.
Основные виды непосредственных умозаключений:
Превращение: меняется качество посылки, количество не меняется, S есть P, S не есть –P.
A-E
E-A
I-O
O-I
Обращение: субъект и предикат посылки меняются местами, S есть P, P есть S.
A – I
E – E
I – I
O – не обращаются
Контрапозиция: предикат посылки подвергается отрицанию, субъект и предикат меняются местами, меняется качество посылки, S есть P, P не есть –S
A – E
E – I
O – I
I – контрапозицировано быть не может.
Структура суждения: посылки, вывод (заключение).
Дедуктивные умозаключения – вывод делается на основе общих суждений, обладает необходимым характером.
Индуктивное умозаключение – вывод делается на основе частных суждений, обладает вероятностным характером.
В непосредственных умозаключениях вывод делается на основе одной посылки.
Основные виды непосредственных умозаключений:
Превращение: меняется качество посылки, количество не меняется, S есть P, S не есть –P.
A-E
E-A
I-O
O-I
Обращение: субъект и предикат посылки меняются местами, S есть P, P есть S.
A – I
E – E
I – I
O – не обращаются
Контрапозиция: предикат посылки подвергается отрицанию, субъект и предикат меняются местами, меняется качество посылки, S есть P, P не есть –S
A – E
E – I
O – I
I – контрапозицировано быть не может.
С понятиями можно осуществлять следующие логические операции:
Обобщение – логическая операция перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Увеличение объёма понятия сопровождается уменьшением его содержания (убирается один из признаков понятия).
Ограничение – логическая операция перехода от понятия с большим объёмом к понятию с меньшим объёмом. Уменьшение объёма понятия сопровождается увеличением его содержания.
Пределом обобщения понятий выступают категории (предельно общие понятия, не определяющиеся через другие понятия). Пределом ограничения понятий выступают единичные понятия.
Деление - логическая операция раскрытия объема понятий, перечисление ближайших видовых понятий при помощи определенного основания (признака). Обычно выделяют делимое понятие, члены деления, основание деления.
Следует различать логическое деление (деление на виды) и аналитическое деление (деление на части). При логическом деление члены деления сохраняют признаки делимого понятия, при аналитическом делении члены деления не сохраняют признаки делимого понятия.
Обобщение – логическая операция перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Увеличение объёма понятия сопровождается уменьшением его содержания (убирается один из признаков понятия).
Ограничение – логическая операция перехода от понятия с большим объёмом к понятию с меньшим объёмом. Уменьшение объёма понятия сопровождается увеличением его содержания.
Пределом обобщения понятий выступают категории (предельно общие понятия, не определяющиеся через другие понятия). Пределом ограничения понятий выступают единичные понятия.
Деление - логическая операция раскрытия объема понятий, перечисление ближайших видовых понятий при помощи определенного основания (признака). Обычно выделяют делимое понятие, члены деления, основание деления.
Следует различать логическое деление (деление на виды) и аналитическое деление (деление на части). При логическом деление члены деления сохраняют признаки делимого понятия, при аналитическом делении члены деления не сохраняют признаки делимого понятия.
Понятие является одной из форм мышления, при помощи которого мышление выделяет определенный фрагмент реальности (который выступает в качестве предмета нашего мышления или рассуждения). В качестве предмета мышления могут выступать различные объекты, их свойства, а также отношения между ними. Важно проводить различие между самим понятием и языковой формой его выражения (слово или словосочетание, при помощи которого понятие обозначается в языке). Примеры понятий: дерево, студент, наука и др.
Важнейшими характеристиками понятия являются его объем (т.е. те явления или предметы, которые соответствуют понятию в реальности) и содержание (совокупность признаков или свойств, которыми обладают явления или предметы, которые соответствуют понятию в реальности). Следует помнить о различии между существенными (без которых предмет не может существовать в качестве такового) и случайными признаками.
Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Если объём понятия увеличивается, то уменьшается его содержание; если объём понятия уменьшается, то увеличивается его содержание.
В зависимости от их объема и содержания выделяют следующие виды понятий (наиболее часто встречающиеся классификации):
1. Единичные, общие, с нулевым объемом, с неопределенным объемом.
2. Собирательные и разделительные.
3. Конкретные и абстрактные
4. Положительные и отрицательные.
5. Относительными и безотносительными и др.
Важнейшими характеристиками понятия являются его объем (т.е. те явления или предметы, которые соответствуют понятию в реальности) и содержание (совокупность признаков или свойств, которыми обладают явления или предметы, которые соответствуют понятию в реальности). Следует помнить о различии между существенными (без которых предмет не может существовать в качестве такового) и случайными признаками.
Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Если объём понятия увеличивается, то уменьшается его содержание; если объём понятия уменьшается, то увеличивается его содержание.
В зависимости от их объема и содержания выделяют следующие виды понятий (наиболее часто встречающиеся классификации):
1. Единичные, общие, с нулевым объемом, с неопределенным объемом.
2. Собирательные и разделительные.
3. Конкретные и абстрактные
4. Положительные и отрицательные.
5. Относительными и безотносительными и др.
Схоластика - (школьная философия) 11-13 века.
Главный жанр Суммы. Христос есть учитель. Суммы теологии например Фомы Аквинского.
Схолостическая философия идет дальше в реабилитации разума. Разум преобретает все больше и больше прав.
Холасты выдвигают постулат гармонии веры и разума.
Их источник один, Бог. Дороги эти должны сойтись.
Принцип - «философия служанка богословия»
Есть истины которые можно доказать только опираясь на разум, философию. Разум - спасение без бога. Это имеет права на существования. Есть истины неподвластные разуму. Троицу можно принять только сердцем. Но только философским путем можно обосновать, что Бог есть. 6 схолостических доказательств:
Главный жанр Суммы. Христос есть учитель. Суммы теологии например Фомы Аквинского.
Схолостическая философия идет дальше в реабилитации разума. Разум преобретает все больше и больше прав.
Холасты выдвигают постулат гармонии веры и разума.
Их источник один, Бог. Дороги эти должны сойтись.
Принцип - «философия служанка богословия»
Есть истины которые можно доказать только опираясь на разум, философию. Разум - спасение без бога. Это имеет права на существования. Есть истины неподвластные разуму. Троицу можно принять только сердцем. Но только философским путем можно обосновать, что Бог есть. 6 схолостических доказательств:
Максимально понять во то я верю. Re-elego.
Все люди грешны. Дети грешны. Все мы достойны погибели. Христос есть путь. Верую не потому что абсурдно, верую чтобы понимать. Библия не философия.
Сначала надо довериться Богу, потом и поймешь. Задача не замереть в изумлении , а пытаться понять. Он ставит проблемы времени. Долг христианина понять этот мир, приблизится к Богу через познание. Довериться богу. Учение о двух градах, град земной и град небесный. Люди принадлежат к двум видам, причем от рождения, людей земного града значительно больше, небесным все удается. Мы знаем человека избранного по земным успехам. Признак человека града небесного , способность довериться Богу.
Все люди грешны. Дети грешны. Все мы достойны погибели. Христос есть путь. Верую не потому что абсурдно, верую чтобы понимать. Библия не философия.
Сначала надо довериться Богу, потом и поймешь. Задача не замереть в изумлении , а пытаться понять. Он ставит проблемы времени. Долг христианина понять этот мир, приблизится к Богу через познание. Довериться богу. Учение о двух градах, град земной и град небесный. Люди принадлежат к двум видам, причем от рождения, людей земного града значительно больше, небесным все удается. Мы знаем человека избранного по земным успехам. Признак человека града небесного , способность довериться Богу.
Стоицизм происходит от греч. слова (стоя). Так назывался зал с колоннами, где помещалась школа стоиков. Основатель стоицизма философ Зенон из Китиона (не тот Зенон, который строил апории о стреле, Ахиллесе и т.п.). Годы жизни Зенона около 336-264 до н.э. Таким образом, стоицизм появляется на рубеже 3-2 веков до н.э. После Зенона можно назвать Хрисиппа – руководителя школы стоиков во 2 веке до н. э. В период Римской империи в I веке стоиками были писатель Люций Анней Сенека и римский император Марк Аврелий.
В отличие от Эпикура, у которого в мире присутствует случайность и возможна свобода, у стоиков в мире господствует строгая необходимость, закон, или судьба. Случайности нет, она лишь мнимость.
Поэтому в этике Эпикур и стоики противоположны. У Эпикура мудр тот, кто сумел уклониться от судьбы. Для стоиков мудрец тот, кто любит свою судьбу и сознательно ей следует. Мы либо добровольно, либо вынужденно, но все равно следуем тому, что неизбежно и необходимо.
Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и тащит насильно тех, кто ей противится.
Поэтому смиренная и согласная с природой жизнь есть добродетель, которая обеспечивает безмятежность, т.е. атараксию.
В отличие от Эпикура, у которого в мире присутствует случайность и возможна свобода, у стоиков в мире господствует строгая необходимость, закон, или судьба. Случайности нет, она лишь мнимость.
Поэтому в этике Эпикур и стоики противоположны. У Эпикура мудр тот, кто сумел уклониться от судьбы. Для стоиков мудрец тот, кто любит свою судьбу и сознательно ей следует. Мы либо добровольно, либо вынужденно, но все равно следуем тому, что неизбежно и необходимо.
Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и тащит насильно тех, кто ей противится.
Поэтому смиренная и согласная с природой жизнь есть добродетель, которая обеспечивает безмятежность, т.е. атараксию.
Один из самых известных софистов. Из его сочинений «Ниспровергающие речи» и «О богах» до нас дошли лишь фрагменты.
Первый яркий представитель субъективного идеализма в истории философии. Знаменито высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качеств
Всё являющееся человеку истинно. Из двух противоположных мнений истинными являются оба, но лишь в отношении к породившему их сознанию. То есть все воззрения следует считать истинными и относительными. Объективное познание мира недостижимо, возможно лишь мнение. Вся действительность зависит от чувственного восприятия человеком. Таким образом воззрения Протагора близки к агностицизму.
В отношении к бытию богов Протагор проявлял скептицизм: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и неясность вопроса и краткость жизни».
Сочинение Протагора «О богах» было осуждено афинским ареопагом к сожжению, а сам Протагор изгнан из Афин и погиб при кораблекрушении.
Первый яркий представитель субъективного идеализма в истории философии. Знаменито высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качеств
Всё являющееся человеку истинно. Из двух противоположных мнений истинными являются оба, но лишь в отношении к породившему их сознанию. То есть все воззрения следует считать истинными и относительными. Объективное познание мира недостижимо, возможно лишь мнение. Вся действительность зависит от чувственного восприятия человеком. Таким образом воззрения Протагора близки к агностицизму.
В отношении к бытию богов Протагор проявлял скептицизм: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и неясность вопроса и краткость жизни».
Сочинение Протагора «О богах» было осуждено афинским ареопагом к сожжению, а сам Протагор изгнан из Афин и погиб при кораблекрушении.