Структура понятия. Логические приемы образования понятия. Функции понятия

Наука » Философия » Логика
Структура понятия – Рх (где Р – свойства, х – предметы). Иными словами в структуре различают содержание (совокупность существенных (или иных) признаков, отражаемых данным понятием, на основании которых предметы обобщаются в понятия) и объем (совокупность предметов, которым присущи признаки, относящиеся к содержанию понятия). Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение- устанавливает сходство или различие предметов; анализ- мысленное расчленение предмета на части позволяет отличить существенные признаки от несущественных; синтез- соединяет в единое целое элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа; абстрагирование- отвлечение от несущественных признаков; обобщение- прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Функции понятия: Позновательная, коммуникативная (средства обращения).

Предмет и задачи логики. Ее практическое значение

Наука » Философия » Логика
Логика (греч «logos»- «мысль», «слово», «закономерность»).
Три значения:
1) для обозначения закономерностей объективного мира;
2) обозначают законы, которым подчиняется наше мышление;
3) науку, изучающую формы, в которых протекают мыслительные процессы, и законы, которым эти процессы подчиняются.

Практическое значение: Мышление (позновательная деятельность человека) человека находится в неразрывной связи с языком. Абстрактная человеческая мысль не могла бы реализоваться, если бы не было необходимого для неё средства выражения, которым является язык. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой даёт нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления.

Этапы развития логики. Символы логики

Наука » Философия » Логика
Этапы развития логики. Символы логики. Условно можно выделить три основных этапа её развития: I. Традиционная логика, начала которой были заложены Аристотелем – (384-322гг. до н.э.) основателем логики как самостоятельной науки. Главное содержание традиционной логики заключается в изучении умозаключений, суждений, понятий, операций над ними. II. Классическая (математическая или символическая) логика. Немецкий философ Г.В. Лейбниц (1646-1716) по праву считается основоположником математической (символической) логики. Главное содержание этого этапа – применение методов формализации и математических методов. III. Неклассическая (модальная или философская) логика – разнообразные направления которой возникли в XX веке. Используются формальные методы для анализа содержательных реалий. Предикат (Р)— это любой признак, присущий или не присущий тому или иному предмету мысли. Субьект (S)- предмет мысли, о чем ведется рассуждение. S — символ для обозначения субъекта суждения (логического подлежащего). x, y, z- именные или предикатные переменные; p,q,r- пропозициональные переменные; P,Q,R- индивидуальные переменные. Символы: « л » - читается «и», « v » - читается «или», «v» - читается «или только или», « → » - читается «если…, то…», ↔ читается «тогда и только тогда когда», « ┐ » - читается «не », «неверно, что…», « ≡ » - читается «тождество», «эквивалентно», □ – «необходимо, что», ◊ «возможно, что». Язык логики высказываний включает также технические знаки – ( ) – скобки и формулы.

Логические основы аргументации

Наука » Философия » Логика
Аргументация – разновидность процесса коммуникации, осуществляющегося вне сферы жесткого управления и использующего рациональные доводы (что предполагает рациональность противоположной стороны). Доводы (аргументы) могут использоваться для пояснения собственной позиции или убеждения другой стороны или аудитории.
Основные разновидности аргументов: к логосу, к этосу, к патосу.
Аргументы могут быть как универсальными, так и контекстуальными (ориентированными на определенную аудиторию).
Структура: тезис, аргументы (доводы или резоны), демонстрация (логической связи между аргументами и тезисом).
Виды: доказательство, опровержение.
Доказательство – логическая операция обоснования истинности суждения при помощи друг суждений (суждения должны быть истинными и ранее доказанными).
Прямое доказательство (доказательство истинности тезиса при помощи силлогизмов).
Косвенное (доказательство ложности противоположного суждения): «от противного», разделительное.
Требования к тезису: должен быть ясным, четким, недвусмысленным, должен оставаться одним и тем же в процессе доказательства (ошибка: подмена или потеря тезиса).
Требования к аргументам: должны быть истинными, не должны быть противоречивыми, истинность должна доказываться независимо от тезиса.
Треб к демонстрации – доказательство должно соответствовать общим правилам вывода.
Опровержение - логическая операция установления ложности или необоснованности выдвинутого тезиса.
Прямое (опровержение тезиса посредством критик аргументов либо следствий этого тезиса) и косвенное опровержение (доказательство истинности противоположного суждения).
Следует помнить, что опровержение доводов, приводимых в поддержку какого-либо положения, не означает неправильности самого этого положения.
Спор можно рассматривать как (крайнюю) разновидность аргументации (наличие противоположных мнений). Принято разделять дискуссию (цель – отыскание истины) и полемику (цель – победа над соперником или убеждение аудитории).
Некорректные приемы ведения спора включают в себя софизмы (сознательное нарушение правил логики) и паралогизмы (ненамеренное нарушение логических правил).
Основные виды некорректных аргументов: к публике, к личности, к авторитету, к невежеству, к собственному опыту, к здравому смыслу, к жалости.

Индуктивные умозаключения

Наука » Философия » Логика
В индуктивных умозаключениях вывод делается на основе отдельных фактов или частных посылок. Вывод при этом носит вероятностный характер.
Виды индукции: полная (при рассмотрении всех известных случаев), неполная (популярная, научная – через анализ и отбор фактов ).
Основные методы индукции: метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.
Возможные когнитивные искажения при индукции: при личном наблюдении (эффект очевидца, склонность к сосредоточению на наиболее ярких примерах, искажение последовательности событий), представление о событии с чужих слов (искажение в языке), социально-культурные фреймы, влияющие на восприятие.
Часто встречающиеся ошибки: после этого, следовательно, по причине этого, поспешное обобщение, использование ложных оснований.
Умозаключение по аналогии – выгод делается благодаря наличию существенного сходства.

Умозаключение как форма мышления

Наука » Философия » Логика
Умозаключение - форма мышления, посредством которой выводится новое суждение на основании одного или более известных суждений.
Структура суждения: посылки, вывод (заключение).
Дедуктивные умозаключения – вывод делается на основе общих суждений, обладает необходимым характером.
Индуктивное умозаключение – вывод делается на основе частных суждений, обладает вероятностным характером.
В непосредственных умозаключениях вывод делается на основе одной посылки.
Основные виды непосредственных умозаключений:
Превращение: меняется качество посылки, количество не меняется, S есть P, S не есть –P.
A-E
E-A
I-O
O-I
Обращение: субъект и предикат посылки меняются местами, S есть P, P есть S.
A – I
E – E
I – I
O – не обращаются
Контрапозиция: предикат посылки подвергается отрицанию, субъект и предикат меняются местами, меняется качество посылки, S есть P, P не есть –S
A – E
E – I
O – I
I – контрапозицировано быть не может.

Логические операции с понятиями

Наука » Философия » Логика
С понятиями можно осуществлять следующие логические операции:
Обобщение – логическая операция перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Увеличение объёма понятия сопровождается уменьшением его содержания (убирается один из признаков понятия).
Ограничение – логическая операция перехода от понятия с большим объёмом к понятию с меньшим объёмом. Уменьшение объёма понятия сопровождается увеличением его содержания.
Пределом обобщения понятий выступают категории (предельно общие понятия, не определяющиеся через другие понятия). Пределом ограничения понятий выступают единичные понятия.
Деление - логическая операция раскрытия объема понятий, перечисление ближайших видовых понятий при помощи определенного основания (признака). Обычно выделяют делимое понятие, члены деления, основание деления.
Следует различать логическое деление (деление на виды) и аналитическое деление (деление на части). При логическом деление члены деления сохраняют признаки делимого понятия, при аналитическом делении члены деления не сохраняют признаки делимого понятия.

Понятие как форма мышления.

Наука » Философия » Логика
Понятие является одной из форм мышления, при помощи которого мышление выделяет определенный фрагмент реальности (который выступает в качестве предмета нашего мышления или рассуждения). В качестве предмета мышления могут выступать различные объекты, их свойства, а также отношения между ними. Важно проводить различие между самим понятием и языковой формой его выражения (слово или словосочетание, при помощи которого понятие обозначается в языке). Примеры понятий: дерево, студент, наука и др.
Важнейшими характеристиками понятия являются его объем (т.е. те явления или предметы, которые соответствуют понятию в реальности) и содержание (совокупность признаков или свойств, которыми обладают явления или предметы, которые соответствуют понятию в реальности). Следует помнить о различии между существенными (без которых предмет не может существовать в качестве такового) и случайными признаками.
Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Если объём понятия увеличивается, то уменьшается его содержание; если объём понятия уменьшается, то увеличивается его содержание.
В зависимости от их объема и содержания выделяют следующие виды понятий (наиболее часто встречающиеся классификации):
1. Единичные, общие, с нулевым объемом, с неопределенным объемом.
2. Собирательные и разделительные.
3. Конкретные и абстрактные
4. Положительные и отрицательные.
5. Относительными и безотносительными и др.

Схоластика

Наука » Философия » История философии
Схоластика - (школьная философия) 11-13 века.
Главный жанр Суммы. Христос есть учитель. Суммы теологии например Фомы Аквинского.
Схолостическая философия идет дальше в реабилитации разума. Разум преобретает все больше и больше прав.
Холасты выдвигают постулат гармонии веры и разума.
Их источник один, Бог. Дороги эти должны сойтись.
Принцип - «философия служанка богословия»
Есть истины которые можно доказать только опираясь на разум, философию. Разум - спасение без бога. Это имеет права на существования. Есть истины неподвластные разуму. Троицу можно принять только сердцем. Но только философским путем можно обосновать, что Бог есть. 6 схолостических доказательств:

Аврелий Августин

Наука » Философия » История философии
Максимально понять во то я верю. Re-elego.
Все люди грешны. Дети грешны. Все мы достойны погибели. Христос есть путь. Верую не потому что абсурдно, верую чтобы понимать. Библия не философия.
Сначала надо довериться Богу, потом и поймешь. Задача не замереть в изумлении , а пытаться понять. Он ставит проблемы времени. Долг христианина понять этот мир, приблизится к Богу через познание. Довериться богу. Учение о двух градах, град земной и град небесный. Люди принадлежат к двум видам, причем от рождения, людей земного града значительно больше, небесным все удается. Мы знаем человека избранного по земным успехам. Признак человека града небесного , способность довериться Богу.

Философия стоиков

Наука » Философия » История философии
 Стоицизм происходит от греч. слова (стоя). Так назывался зал с колоннами, где помещалась школа стоиков. Основатель стоицизма  философ Зенон из Китиона (не тот Зенон, который строил апории о стреле, Ахиллесе и т.п.). Годы жизни Зенона около 336-264 до н.э. Таким образом, стоицизм появляется на рубеже 3-2 веков до н.э. После Зенона можно назвать Хрисиппа – руководителя школы стоиков во 2 веке до н. э. В период Римской империи в I веке стоиками были писатель Люций Анней Сенека и римский император Марк Аврелий.

 В отличие от Эпикура, у которого в мире присутствует случайность и возможна свобода, у стоиков в мире господствует строгая необходимость, закон, или судьба. Случайности нет, она лишь мнимость.
 Поэтому в этике Эпикур и стоики противоположны. У Эпикура мудр тот, кто сумел уклониться от судьбы. Для стоиков мудрец тот, кто любит свою судьбу и сознательно ей следует. Мы либо добровольно, либо вынужденно, но все равно следуем тому, что неизбежно и необходимо.
 Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и тащит насильно тех, кто ей противится.
 Поэтому смиренная и согласная с природой жизнь есть добродетель, которая обеспечивает безмятежность, т.е. атараксию.

Протагор (480 - 410 гг. до н.э.)

Наука » Философия » История философии
 Один из самых известных софистов. Из его сочинений «Ниспровергающие речи» и «О богах» до нас дошли лишь фрагменты.
 Первый яркий представитель субъективного идеализма в истории философии. Знаменито высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качеств
 Всё являющееся человеку истинно. Из двух противоположных мнений истинными являются оба, но лишь в отношении к породившему их сознанию. То есть все воззрения следует считать истинными и относительными. Объективное познание мира недостижимо, возможно лишь мнение. Вся действительность зависит от чувственного восприятия человеком. Таким образом воззрения Протагора близки к агностицизму.
 В отношении к бытию богов Протагор проявлял скептицизм: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и неясность вопроса и краткость жизни».
 Сочинение Протагора «О богах» было осуждено афинским ареопагом к сожжению, а сам Протагор изгнан из Афин и погиб при кораблекрушении.