Динамика мысли, возможность переходить от понятия «бо- лее узкого» к «более широкому» и наоборот осуществляется при помощи операций обобщения и ограничения. Данные
операции основаны на законе обратного отношения между содержанием и объёмом понятия и являются взаимообратными.
Обобщением называется переход от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом за счёт уменьшения его содержания. Например,
«собака» → «животное», «авторучка» → «канцелярский прибор».
Ограничением называется логическая операция, в ходе которой мысль переходит от понятия с бóльшим объёмом к понятию с меньшим объёмом за счёт увеличения его содержания. Например, ограничением понятия «пи- сатель» может быть понятие «Фолкнер», а понятия «система» → понятие «те- левизионная система». Обобщение – это переход от вида к роду, а ограничение, наоборот, от рода к виду. Данные операции не беспредельны. Логический предел обобщения – категория. Это предельно общее понятие («жизнь», «материя», «пространство», «время»). Что касается ограничения понятий, то их предел связан с минимальным логическим объёмом (единичным понятием). На- пример, ограничив понятие «доктор», получаем «С.Р. Мазитов». Это единичное понятие.
Итак,
* мышление начинается с понятия;
* понятие – простейшая форма мысли;
* понятие – это мысль о существенных признаках предметов;
* совокупность этих признаков образует содержание понятия;
* класс предметов, обладающих этими признаками, образует объём понятия;
* содержание и объём связаны ЗОО;
* структура понятия позволяет образовывать понятия различных видов и устанавливать между ними различные отношения;
* содержание и объём понятия раскрываются при помощи ряда логических операций;
* умение правильно определять понятия, делить их объём и устанавливать родовидовые отношения закладывает основы логической культуры, обучает «азбуке» мышления;
* искусство оперирования понятиями – это начало мышления. Не разо- бравшись в теме «понятие», нельзя переходить к анализу более сложных форм мысли. Поэзия А.С.Пушкина уходит корнями в алфавит русского языка. Сложные мысленные построения строятся из мысленных «кирпичиков» - понятий.
Умение правильно определять понятия, делить их объем и устанавливать родовидовые отношения закладывает основы логической культуры. обучает азбуке мышления
операции основаны на законе обратного отношения между содержанием и объёмом понятия и являются взаимообратными.
Обобщением называется переход от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом за счёт уменьшения его содержания. Например,
«собака» → «животное», «авторучка» → «канцелярский прибор».
Ограничением называется логическая операция, в ходе которой мысль переходит от понятия с бóльшим объёмом к понятию с меньшим объёмом за счёт увеличения его содержания. Например, ограничением понятия «пи- сатель» может быть понятие «Фолкнер», а понятия «система» → понятие «те- левизионная система». Обобщение – это переход от вида к роду, а ограничение, наоборот, от рода к виду. Данные операции не беспредельны. Логический предел обобщения – категория. Это предельно общее понятие («жизнь», «материя», «пространство», «время»). Что касается ограничения понятий, то их предел связан с минимальным логическим объёмом (единичным понятием). На- пример, ограничив понятие «доктор», получаем «С.Р. Мазитов». Это единичное понятие.
Итак,
* мышление начинается с понятия;
* понятие – простейшая форма мысли;
* понятие – это мысль о существенных признаках предметов;
* совокупность этих признаков образует содержание понятия;
* класс предметов, обладающих этими признаками, образует объём понятия;
* содержание и объём связаны ЗОО;
* структура понятия позволяет образовывать понятия различных видов и устанавливать между ними различные отношения;
* содержание и объём понятия раскрываются при помощи ряда логических операций;
* умение правильно определять понятия, делить их объём и устанавливать родовидовые отношения закладывает основы логической культуры, обучает «азбуке» мышления;
* искусство оперирования понятиями – это начало мышления. Не разо- бравшись в теме «понятие», нельзя переходить к анализу более сложных форм мысли. Поэзия А.С.Пушкина уходит корнями в алфавит русского языка. Сложные мысленные построения строятся из мысленных «кирпичиков» - понятий.
Умение правильно определять понятия, делить их объем и устанавливать родовидовые отношения закладывает основы логической культуры. обучает азбуке мышления
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи