В Древнем Вавилоне отсутствовали развитые системы философского мышления. В основе миропредставлений древних вавилонян лежали сказания о возникновении мира из состояния хаоса, о сотворении земли и неба, земных светил, живых существ, а также самого человека.
Важнейшим литературным памятникам Древнего Вавилона является эпическое сказание о Гильгамеше. В предании говорится о том, как боги пытались поссорить его с природой, как подсылали к нему смерть и как путешествовал Гильгамеш по пустыне в поисках неведомой «травы бессмертия». Он получает траву омоложения, но на обратном пути и её теряет. В сказании нашла обоснование важнейшая мировоззренческая тема жизни и смерти человека. Человек осознаёт трагичность своего существования на фоне бессмертия богов и вечности мироздания. Гильгамеш в конце концов понимает, что бессмертие человека возможно лишь через собственное творчество и добрые дела.
В целом зачатки философской мысли Древнего Вавилона («предфилософия») не получили существенного развития по причине господства мифологи и религии, которые не позволяли философии выйти за рамки народного эпоса и сформироваться в качестве самостоятельного способа познания мира.
В Древнем Египте, как и в Вавилоне, происхождение мира и жизни объяснялось также преимущественно с позиций мифологии. Гармоничность мироздания выражалась египтянами при помощи чисел, операция с которыми способствовала становлению философского познания.
Во время строительства пирамид египтяне знали число миллион. Оно иероглифировалось фигурой человека с поднятыми от изумления руками, за человеком виднелась пирамида. В главном египетском мифе об Осирисе и Горе, бог Осирис представал как олицетворение вечной борьбы между жизнью и смертью, а богиня Исида символизировала собой окружающую природу как источник жизни.
В Египте впервые с позиций наивного материализма были подвергнуты сомнению традиционные догматы о загробной жизни. Считалось, что после смерти человека его душа сможет существовать лишь при сохранении физического тела (отсюда практика мумификации трупов).
Культ мёртвых оказал огромное влияние на формирование мировоззрения египтян. В «Разговоре господина со своим рабом», «Песне арфиста», «Споре разочарованного со своей душой» проводится мысль о конечности человеческого бытия. В «Песне арфиста» подчёркивалось, что ещё никто из умерших людей так и не смог возвратиться из загробного царства обратно. Следовательно, надо устраивать свою жизнь в «земном царстве» несмотря на все тяготы и несправедливости земной жизни.
Важнейшим литературным памятникам Древнего Вавилона является эпическое сказание о Гильгамеше. В предании говорится о том, как боги пытались поссорить его с природой, как подсылали к нему смерть и как путешествовал Гильгамеш по пустыне в поисках неведомой «травы бессмертия». Он получает траву омоложения, но на обратном пути и её теряет. В сказании нашла обоснование важнейшая мировоззренческая тема жизни и смерти человека. Человек осознаёт трагичность своего существования на фоне бессмертия богов и вечности мироздания. Гильгамеш в конце концов понимает, что бессмертие человека возможно лишь через собственное творчество и добрые дела.
В целом зачатки философской мысли Древнего Вавилона («предфилософия») не получили существенного развития по причине господства мифологи и религии, которые не позволяли философии выйти за рамки народного эпоса и сформироваться в качестве самостоятельного способа познания мира.
В Древнем Египте, как и в Вавилоне, происхождение мира и жизни объяснялось также преимущественно с позиций мифологии. Гармоничность мироздания выражалась египтянами при помощи чисел, операция с которыми способствовала становлению философского познания.
Во время строительства пирамид египтяне знали число миллион. Оно иероглифировалось фигурой человека с поднятыми от изумления руками, за человеком виднелась пирамида. В главном египетском мифе об Осирисе и Горе, бог Осирис представал как олицетворение вечной борьбы между жизнью и смертью, а богиня Исида символизировала собой окружающую природу как источник жизни.
В Египте впервые с позиций наивного материализма были подвергнуты сомнению традиционные догматы о загробной жизни. Считалось, что после смерти человека его душа сможет существовать лишь при сохранении физического тела (отсюда практика мумификации трупов).
Культ мёртвых оказал огромное влияние на формирование мировоззрения египтян. В «Разговоре господина со своим рабом», «Песне арфиста», «Споре разочарованного со своей душой» проводится мысль о конечности человеческого бытия. В «Песне арфиста» подчёркивалось, что ещё никто из умерших людей так и не смог возвратиться из загробного царства обратно. Следовательно, надо устраивать свою жизнь в «земном царстве» несмотря на все тяготы и несправедливости земной жизни.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи