ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Наука » Философия » История философии
В современной литературе предмет философии науки определяется как:
- исследование характеристик научно-познавательной деятельности, структуры научного знания, средств и методов, способов обоснования и развития научной теории;
- синтетическая познавательная деятельность, направленная как на развитие самой философии, так и на обобщение результатов в области науки; методология познания, обретающая в силу предыдущих характеристик нормативные свойства;
- общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Проблемное поле философии науки образуется решением следующих взаимосвязанных вопросов:
- природа науки как особой познавательной деятельности и ее место в общей системе человеческой деятельности;
- взаимодействие науки и других видов познания;
- познавательные процедуры, формы, методы научного познания;
- структура научного знания и формы его развития;
- идеалы и нормы научного исследования, закономерности их смены и преемственности;
- способы и формы коммуникации в научном сообществе;
- взаимосвязь эмпирических данных и теоретических гипотез;
- содержание научной истины и критерии ее проверки;
- соотношение знания и веры;
- роль философских идей в выдвижении и обосновании научных гипотез, теорий, построении общей и частных картин мира;
- институциональная организация науки, роль научных школ в ее функционировании и развитии;
- личность ученого и его социально-этическая ответственность, этос науки;
- наука как фактор технического и общественного прогресса, негативные последствия развития науки и их причины.
Разумеется, этот перечень может быть гораздо более детальным и подробным, но он уже дает достаточно полное представление о том, чем занимается философия науки.
Сегодня в развитии науки ярко проявляется тенденция технологизации и инструментализации научного мышления, что в философии науки закономерно отражается в возрастающем внимании к рефлексии над методологией и анализу внутреннего логического функционирования научного механизма. Тем не менее, философию науки нельзя сводить только к проблемам методологии и логики науки, т.е. описанию общих характеристик строения и динамики научного знания. В рамках этого подхода, как правило, перечисляются научные методы, соотношение эмпирического и теоретического уровней знания, описываются функции научной теории (объяснение, предсказание, предвидение) и т.п.
Сегодня философия науки синтезирует гносеологическую, методологическую и социокультурную проблематику, что закономерно выражается в анализе научного познания в его связи с культурой, развитием и перспективами цивилизации, с изучением целого ряда пограничных проблем между философией науки и другими сферами философского знания.
Мировоззренческий характер философии науки неизбежно обусловлен задачами осмысления технологических рисков развития современной цивилизации, поиска новых этических регулятивов научно-технологической деятельности, путей решения глобальных проблем.
Поскольку научное знание все в большей степени представляет собой непрерывный поток инноваций, постольку философия науки концентрируется на анализе процесса научного исследования, его проблемной ориентированности. Органичная взаимосвязь и взаимодействие философии и науки усиливает их эвристический потенциал, расширяет возможности познания и творческую силу мышления.
Современная философия науки – это, прежде всего, философия постнеклассической науки, что означает выход на первое место междисциплинарных подходов, среди которых важнейшую роль играет синергетика. «В контексте постнеклассической науки и ее философии, – подчеркивает В.И. Аршинов, – системно-синергети­чес­кий подход – это, прежде всего, установка на познание процессов самоорганизации, установка, предполагающая переход к качественно новой междисциплинарной философско-научной парадигме самоорганизующейся (эволюционирующей) вселенной (Э. Янг, И. Пригожин, Г. Хакен), познаваемой погруженным в эту вселенную самоорганизующимся (эволюционирующим) субъектом»[1].
Современная философия науки – это диалог и интеграция в контексте открытых границ коммуникации, как в рамках одной дисциплины, так и междисциплинарного синтеза. В ней закладываются основы новой коммуникативной метапарадигмы, сопряженной со становлением информационного общества, появлением новых информационных технологий и т.д. В рамках этой метапарадигмы происходит коммуникативное воссоединение сферы разума со сферами чувства и нравственности, формируется «открытый разум», открытая рациональность постнеклассической науки. В результате перед научным познанием открываются новые горизонты проникновения в законы мироздания, интегрирующие в единое целое человека, общество и природу.
Настоящий ученый (фигура в современной России периферийная), в большей или меньшей мере размышляющий о смысле и содержании своих научных занятий, несвободен от рефлексивного анализа форм и методов интеллектуальной деятельности. Философско-методологические знания и навыки – важная составная часть профессиональной культуры исследователя.
Между тем, немало аспирантов и соискателей страдают своего рода методологической «неграмотностью», неумением ставить проблемы, создавать гипотезы, ориентироваться в существующих методах познавательной деятельности, осознавать меру своей интеллектуальной и нравственной ответственности. Очень точно, по-нашему мнению, Л.А. Микешиной указаны типичные эпистемологические и философско-методологические проблемы, к решению которых не готовы молодые ученые (порой не только они, но и их старшие коллеги). Не осознается их смысл, тем более – пути решения, отсюда типичные ошибки:
- познание понимается «наивно-реалистически», как получение «копии» исследуемого объекта вне таких фундаментальных операций, как репрезентация, категоризация, интерпретация, конвенция и др.;
- большинство исследований имеют эмпирический характер, причем «факт» понимается упрощенно, часто не различаются факты и введенные по конвенции нормы, вульгаризируется понимание истины и практики как критерия истины;
- все еще господствует убеждение, что теория логически следует из фактов, что возможна полная (абсолютная) проверка теории на практике; как правило, отсутствует различение типов объяснения (причинное, структурное, функциональное, генетическое и др.), и их эвристических возможностей;
- в социально-гуманитарном знании не различаются гносеологический и онтологический уровни рассуждения, объектный язык и метаязык, не осознается необходимость выхода на метауровень теории и методологии; по этой причине происходит онтологизация научных результатов, а также введенных для исследования конвенций, абстракций, мысленных экспериментов и т.п.;
- отсутствует полностью или явно недостаточна рефлексия и саморефлексия исследователей – не осознается присутствие неявного знания в текстах, принадлежность к доктрине, школе, парадигме. Отсюда непонимание необходимости явно формулировать исходные принципы и предпосылки ценностного характера, особенно в социально-гуманитарных науках[2].
По этим и ряду других, не менее важных причин нравственно-этического порядка освоение социально-профессиональной роли ученого требует прочного знания некоторой «азбуки» представлений о науке, ее историческом развитии и функциях, о критериях научности, формах и методах познания, месте и роли науки в развитии современной цивилизации.
Многомерность и многоуровневость, исключительная сложность науки как социокультурного феномена выражается различными ее измерениями, моделями – логико-гносеологическими, социологическими, историко-культурологическими, экономическими и многими другими.
Каждое из них незаменимо в своей познавательной ценности, но именно философии науки принадлежит приоритет в рефлексивно-критическом осмыслении целостной природы науки как социокультурного феномена, социального института и вида человеческой деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.