Справочник студента

Наука » Философия
В последнее десятилетие возникла парадоксальная ситуация: несмотря на обилие учебной литературы, появляющейся на прилавках книжных магазинов, в стране наблюдается настоящий «книжный голод». Особое положение складывается в сфере учебно-методического обеспечения курсов философии, изучаемой студентами и аспирантами вузов страны.

Контуры лица нашей современной и отечественной философии ныне неотчетливо проступают то сквозь ясные, словно отлитые «из одного куска стали» черты философии недавнего марксистского прошлого, то сквозь меняющийся, противоречивый облик западной философии. А то вдруг наша философия вспоминает об «отеческих гробах» и наряду с европейским костюмом демонстрирует элементы русского национального стиля.

Все это отражается и на характере учебной литературы. Отсутствие цельности, произвольный отбор материала («вкусовщина»), чрезмерное внимание к историко-философскому введению в ущерб теоретическим разделам - все эти недостатки нашей учебной философской литературы неизбежны и легко объяснимы.

Учебное пособие Г. Г. Кириленко и Е. В. Шевцова - иного рода. Авторам удалось продемонстрировать, что учебная литература - это не «наука второго сорта», не суррогат научности, не набор бесспорных истин, не музей слепков с древних оригиналов. Это особый жанр, предполагающий создание «карты» пространства движения философской мысли, с отметками, указывающими на опасные мели, подводные рифы, глубинные течения.

Рецензируемая книга сохраняет в основном структуру, традиционную для учебной литературы по философии. Она включает раздел, посвященный предмету философии, три историко-философских раздела, освещающих основные этапы развития философской мысли, разделы по проблемам онтологии, гносеологии, социальной философии. Авторы охватывают максимально широкий круг проблем, что в известном смысле оправдывает подзаголовок книги «Справочник студента».

Однако данное пособие - не склад «готовых» знаний, не компендиум школьной премудрости. Авторы предлагают только «ключи» к изучению философии, которыми каждый должен воспользоваться самостоятельно. Философия - это способ увидеть изнанку повседневности, необычное в обычном. Авторы осуществляют операцию «остранения» по отношению к самой учебной философской литературе. За такими, казалось, набившими оскомину темами, как «Основной вопрос философии», «Диалектика», «Бытие и материя», которые часто совсем обходят вниманием в современной учебной литературе, претендующей на новизну, авторы увидели новый, более глубокий и неожиданно современный смысловой слой.

Сопоставление классического и неклассического стилей философствования просматриваются в каждом разделе книги. Эволюция «вечных» проблем наглядно видна в самой структуре разделов. Раздел, посвященный проблемам онтологии, начинается с параграфа «Субстанция и бытие». Затем следует параграф, традиционно исчерпывающий весь раздел, посвященный онтологической проблематике – «Материя как субстанция». И, наконец, неожиданный заключительный аккорд: «Новая онтология: бытие без субстанции». Категория бытия полностью восстановлена в своих правах. Кочующая из учебника в учебник подмена категории бытия категорией материи, может быть, впервые открыто продемонстрирована в нашей учебной литературе. Не менее интересен и замысел раздела, посвященного диалектике. Нарастающие смысловые деформации содержания диалектики вдруг порождают «сдвиг» изучаемой проблемы, скрывающий ее новый, скрытый доселе смысл. Авторы начинают размышление с ранних форм диалектики («диалектика и миф»). Затем следует обращение к гегелевско-марксистской версии диалектики, которой обычно ограничиваются как студент, так и преподаватель-философ («Диалектика тождества мышления и бытия»). И наконец - разрушение традиционного взгляда на диалектику, возвращение в XX в. к архаическому жизненно-мифологическому смыслу диалектики («Диалектика как аналитика человеческой конечности»).

Еще одна бесспорная особенность книги: учебник не эклектичен. При всей широте охвата материала авторы сохранили единство замысла. Их позиция не декларируется открыто, она представлена в логике изложения, в отборе концепций. Пожалуй, наиболее отчетливо это сформулировано в первом разделе, где философия рассматривается в качестве «жизненного разума». Пространство философского дискурса - пространство возможного, ориентиром в котором служит стремление к полноте жизни, к синтезу материального и духовного, индивидуального и всеобщего.

Особые отношения складываются в пособии между интерпретирующей мыслью авторов и оригинальными философскими текстами. Авторы не стремятся занять условную «вненаходимую» позицию критика-наблюдателя. Не менее чужда им и роль простого пересказчика. Авторский голос находится не за пределами оригинальной философской мысли, но и не сливается ни с одним из голосов в философском хоре. Роль авторов - в организации пространства философской «драмы идей». Сопоставление, столкновение, провокация, сближение позиций, обнаружение через столкновение скрытых «сюжетных линий» - вот в чем, как представляется, состоит замысел книги. Попытка сделать «учебное пространство» площадкой философского диалога систем, школ, концепций - путь, идя по которому можно избежать Сциллы плоского комментаторства и Харибды нормативно-дидактического изложения.

Пожалуй, одним из критериев качества, научной добросовестности современной философской учебной и научной литературы являются взаимоотношения авторов с марксистской философией, десятилетия бывшей парадигмой отечественного стиля мышления. Марксизм стал крайне непопулярен благодаря своей явной ангажированности. Очевидно, что дискредитирован и его прогностический потенциал. Однако «формульность», артикулированность, сравнительная простота проекции его положений на культурное пространство ведут к тому, что сохраняется соблазн скрытого использования марксистской объяснительной схемы в многочисленной учебной литературе без указания источника обобщений. Фактически тот материал, который в прошлом был представлен в учебниках под названием «Теория отражения» и «Материя», в настоящее время перекочевал в значительную часть современных учебников под нейтральными названиями «Учение о познании», «Учение о бытии».

Авторы данного пособия пошли по иному пути. Марксистская концепция, ее достоинства и ограниченность открыто обсуждаются и в разделе о бытии, и в разделах о познании, истории, человеке, обществе. Марксизму как этапу в развитии философской мысли посвящен специальный раздел в историко-философском введении. Авторам удалось увидеть в марксизме особую переходную ступень в эволюции философского знания. Марксизм - это попытка выхода за рамки классического стиля философствования, что неожиданно сближает марксизм с «философией жизни». Авторы производят своеобразную деконструкцию марксизма, смотря на него с позиций философского опыта XX столетия.

В книге нашлось место не только достаточно изученным концепциям, но и взглядам авторов, до сих пор не удостоившихся попасть на страницы учебных изданий. Так, в книге по праву заняли свое место А. Лосев, М. Мамардашвили, А. Луначарский и А. Богданов. Вообще русская философия хорошо представлена в книге. Причем не только идеи Вл. Соловьева и Н. Бердяева, но достаточно полно освещены и ранние этапы философской биографии России. Интересную интерпретацию получили идеи Чаадаева, философское наследие Толстого и Достоевского.

Конечно, не все в полной мере из задуманного воплощено в равной степени. Так, фрагментарно присутствует в работе крайне продуктивный сюжет о взаимодействии философской мысли Запада и России. Практически отсутствует анализ попыток синтеза европейского рационализма и восточной мысли. К сожалению, не нашлось в работе места для изложения философских идей А. Герцена. Замысел учебника универсального типа был бы полнее реализован, если бы авторы рассмотрели философские проблемы языка и больше внимания уделили философско-антропологическим проблемам.

Яркие цитаты, стремление познакомить читателя с различными оценками философских концепций дают ориентиры для самостоятельного знакомства с серьезной философской литературой. Удачной является и подборка литературы для самостоятельного чтения, предлагаемая после каждого раздела. В список литературы входят, как правило, произведения, принадлежащие к философской классике и изданные или переизданные в последние десятилетия.

Обилие и разнообразие материала, концептуальное единство, свободный стиль изложения, широкий смысловой диапазон учебника - от академического дискурса до апелляции к смысложизненным структурам личности - позволяют с уверенностью утверждать, что получилось полноценное учебное пособие по философии. Надеюсь, с его помощью изучение философии окажется делом хотя и трудным, но крайне увлекательным.


Л. БУЕВА


Источник: Г. Г. КИРИЛЕНКО, Е. В. ШЕВЦОВ. Философия. Справочник студента. М.: Филологическое общество «Слово», 1999, 672 с.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.