Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 - 1980) – проблема выбора.
Свобода дана нам изначально как свобода выбора.
Свобода есть преодоление необходимости. Свобода дана нам изначально как свобода выбора: между путем вниз и путем вверх.
Путь вниз – путь к миру материальных вещей, в котором мы живем, зарабатываем, обременяемся отношениями. Символом этого природного (бездуховного) мира является камень. Это путь к камню. Движение к несвободе. Подчинение себя законам объективности. Это и есть не подлинное существование.
Путь вверх – путь развития нашей духовности (для религиозных людей – путь к богу). Это подлинное существование, на этом пути мы прикасаемся к свободе. Высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственный внутренний мир.
В конечном счете, человек разрывается между двумя этими выборами. Стремясь к подлинному существованию, в тоже время (пребывает?) в не подлинном.
Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы).
Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором.
Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.
Вся жизнь человека – цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" – экзистенциональными решениями.
Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д.
Свобода абсолютна, так как человек не может избежать экзистенциального выбора.
Человек свободен постольку, поскольку он способен выбирать. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он что-либо выбирает: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).
Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Всё, что со мной происходит, - мое").
Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение.
Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.
Свобода дана нам изначально как свобода выбора.
Свобода есть преодоление необходимости. Свобода дана нам изначально как свобода выбора: между путем вниз и путем вверх.
Путь вниз – путь к миру материальных вещей, в котором мы живем, зарабатываем, обременяемся отношениями. Символом этого природного (бездуховного) мира является камень. Это путь к камню. Движение к несвободе. Подчинение себя законам объективности. Это и есть не подлинное существование.
Путь вверх – путь развития нашей духовности (для религиозных людей – путь к богу). Это подлинное существование, на этом пути мы прикасаемся к свободе. Высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственный внутренний мир.
В конечном счете, человек разрывается между двумя этими выборами. Стремясь к подлинному существованию, в тоже время (пребывает?) в не подлинном.
Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы).
Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором.
Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.
Вся жизнь человека – цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" – экзистенциональными решениями.
Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д.
Свобода абсолютна, так как человек не может избежать экзистенциального выбора.
Человек свободен постольку, поскольку он способен выбирать. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он что-либо выбирает: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).
Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Всё, что со мной происходит, - мое").
Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение.
Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи