Причины болезней бывают отдаленные и ближние. Отдаленные причины делятся на общие и частные. Общей причиной всех заболеваний является неведение. Оно изначально присуще человеку, являясь первопричиной его рождения, а следовательно, и общим источником духовных и физических страданий. Человек, в силу самого своего существования, не может избавиться от опасности заболевания, подобно тому как птица, парящая в небе, не сможет избавиться от своей тени на земле. Частные причины заболеваний -страсть, гневливость и омраченность, проистекающие от неведения и дающие начала "пневме", "желчи" и "флегме". Эти физиологические энергии выступают ближними причинами болезней. Находясь в сбалансированном, спокойном состоянии, они лишь таят в себе возможности появления тех или иных недугов, возникших во время их дисбаланса или возбуждения.
Красная и белая бодхичитта, то есть мужская и женская зародышевая жидкость, изливающаяся при соитии йогинов или здоровых мужчины и женщины, имеют множество достоинств, незаменимых при совершении процедуры "набирания соков", они помогают при накожных заболеваниях, а также врачуют язвы, образовавшиеся на месте фурункулов и волдырей.
Масло из ядрышек абрикоса содействует рощению ресниц, бороды и волос у облысевших; пеплом сожженных косточек абрикоса подсушивают "желтую воду". Закваска для приготовления шо полезна при болезнях "пневмы", она также прекращает понос. Сыворотка процеженного шо полезна для ран. Вареный шо прекращает понос; сыворотка отстоявшегося шо способствует росту зубов. Закваска для приготовления цяна полезна при заболеваниях матки.
Белая горчица помогает при отравлениях, а горчичным маслом врачуют болезни "пневмы" и ушные болезни. "Желтое мясо" (то есть грибы) прекращает понос, помогает при отравлении мясом и болезнях "желтой воды"; натирание луговыми грибами врачует опухоли. Водоросли "дым" полезны для ран. Омовение тела "звездной водой", то есть водой, набранной рано утром, пока не погасли звезды, снимает жар. Две разновидности китайской туши используются для врачевания накожных болезней и жара желудка.
Сок редьки помогает при глухоте, а также при головных болях, зола редьки способствует беспрепятственному выделению нечистот (кала, мочи, пота), а семена редьки врачуют болезни холода желудка и почек. Репа, посеянная в дождь, славится как средство против пищевых отравлений. Мхи, растущие на камнях, скалах, каменных строениях, прикладывают к ранам и используют для наложения компрессов при болезнях голода. Лучшим является мох, растущий на ступе. Так называется ритуальное сооружение, воздвигаемое над мощами Будды или буддийского святого. Мох полезен для ран, а также помогает при пучении живота, непроходимости мочи, гонорее.
Масло из ядрышек абрикоса содействует рощению ресниц, бороды и волос у облысевших; пеплом сожженных косточек абрикоса подсушивают "желтую воду". Закваска для приготовления шо полезна при болезнях "пневмы", она также прекращает понос. Сыворотка процеженного шо полезна для ран. Вареный шо прекращает понос; сыворотка отстоявшегося шо способствует росту зубов. Закваска для приготовления цяна полезна при заболеваниях матки.
Белая горчица помогает при отравлениях, а горчичным маслом врачуют болезни "пневмы" и ушные болезни. "Желтое мясо" (то есть грибы) прекращает понос, помогает при отравлении мясом и болезнях "желтой воды"; натирание луговыми грибами врачует опухоли. Водоросли "дым" полезны для ран. Омовение тела "звездной водой", то есть водой, набранной рано утром, пока не погасли звезды, снимает жар. Две разновидности китайской туши используются для врачевания накожных болезней и жара желудка.
Сок редьки помогает при глухоте, а также при головных болях, зола редьки способствует беспрепятственному выделению нечистот (кала, мочи, пота), а семена редьки врачуют болезни холода желудка и почек. Репа, посеянная в дождь, славится как средство против пищевых отравлений. Мхи, растущие на камнях, скалах, каменных строениях, прикладывают к ранам и используют для наложения компрессов при болезнях голода. Лучшим является мох, растущий на ступе. Так называется ритуальное сооружение, воздвигаемое над мощами Будды или буддийского святого. Мох полезен для ран, а также помогает при пучении живота, непроходимости мочи, гонорее.
Лекарственные компоненты животного происхождения составляют восьмой, последний ряд лекарственных компонентов. В свою очередь, этот разряд делится на 13 подразрядов, включающих в себя лекарственные компоненты, изготовленные: 1) из рогов; 2) из костей; 3) из мяса; 4) из крови; 5) из желчи; 6) из жира; 7) из головного мозга; 8) из кожи; 9) из когтей; 10) из волос; 11) из мочи; 12) из кала; 13) из живых тварей в целом (имеются в виду мелкие существа, такие как насекомые, улитки и т. п.).
Наименование каждого лекарственного компонента здесь также сопровождается его характеристикой, но более краткой, чем то имело место у растений.
Автор трактата "Голубой берилл" указывает, что описанные выше лекарственные компоненты должны применяться вместе с соответствующими добавками, которые быстрее доставят лекарство к месту заболевания, и называет такие примеси "конями лекарств". Так, "конем лекарств", врачующих болезни холода и болезни "пневмы", является патока; "конем лекарств", врачующих болезни жара - крови и "желчи", является сахар; "конем лекарств", врачующих болезни "желтой воды" и "флегмы", является мед.
Наименование каждого лекарственного компонента здесь также сопровождается его характеристикой, но более краткой, чем то имело место у растений.
Автор трактата "Голубой берилл" указывает, что описанные выше лекарственные компоненты должны применяться вместе с соответствующими добавками, которые быстрее доставят лекарство к месту заболевания, и называет такие примеси "конями лекарств". Так, "конем лекарств", врачующих болезни холода и болезни "пневмы", является патока; "конем лекарств", врачующих болезни жара - крови и "желчи", является сахар; "конем лекарств", врачующих болезни "желтой воды" и "флегмы", является мед.
1. Ка-ко-ла (га-го-ла), Amomum medium Loir. - кардамон средний (плоды). Излечивает "холодные заболевания" желудка и селезенки.
2. Ка-бэд (га-бэд), Lageneria vulgaris L. - тыква бутылочная (семя). Применяется при лечении ран, нарывов, болячек (абсцессов) и при заболеваниях легких.
3. Кан-та-ка-ри (ган-да-га-ри), Solanum sp. - паслен (надземная часть); излечивает контагиозные болезни с воспалением, рекомендуется при заболеваниях легких и болезнях "пневмы" с лихорадкой.
(Аналогичными свойствами обладает также древесина бузины).
4. Кйи-лчэ (чжи-лчэ), Gentiana macrjphylla - горечавка крупнолистная (трава). Излечивает жар полых органов и расстройства "желчи" с жаром.
5. Скйэр-ба, Berberis sp. - барбарис (плоды). Скйэр-ба, скйэр-жун (чжэр-ба, чжэр-шун),- барбарис, разные виды (цветки, кора, древесина). Применяется при лечении расстройств "желчи", болезней почек с жаром, полезен при болезнях глаз. Древесину назначают при болезнях с интоксикацией.
Излечивает хронические, инфекционные заболевания.
6. Скра-бзанг (да-занг), Corydalis sp. - хохлатка (трава). Используется при лечении заразных болезней с жаром.
7. Кхам-бу, Armeniaca vulgaris L. - абрикос обыкновенный (масло семян, пепел косточек). Масло семян назначают при облысении, пепел косточек высушивает "желтую воду".
8. Кхур-монг (кхур-мон), Taraxacum officinale Wigg. -- одуванчик лекарственный (все растение).
Излечивает болезни с лихорадкой. Корни применяются при простуде, воспалениях желудка, листья - при болезнях смуг-бо, млечный сок используется для лечения ран.
2. Ка-бэд (га-бэд), Lageneria vulgaris L. - тыква бутылочная (семя). Применяется при лечении ран, нарывов, болячек (абсцессов) и при заболеваниях легких.
3. Кан-та-ка-ри (ган-да-га-ри), Solanum sp. - паслен (надземная часть); излечивает контагиозные болезни с воспалением, рекомендуется при заболеваниях легких и болезнях "пневмы" с лихорадкой.
(Аналогичными свойствами обладает также древесина бузины).
4. Кйи-лчэ (чжи-лчэ), Gentiana macrjphylla - горечавка крупнолистная (трава). Излечивает жар полых органов и расстройства "желчи" с жаром.
5. Скйэр-ба, Berberis sp. - барбарис (плоды). Скйэр-ба, скйэр-жун (чжэр-ба, чжэр-шун),- барбарис, разные виды (цветки, кора, древесина). Применяется при лечении расстройств "желчи", болезней почек с жаром, полезен при болезнях глаз. Древесину назначают при болезнях с интоксикацией.
Излечивает хронические, инфекционные заболевания.
6. Скра-бзанг (да-занг), Corydalis sp. - хохлатка (трава). Используется при лечении заразных болезней с жаром.
7. Кхам-бу, Armeniaca vulgaris L. - абрикос обыкновенный (масло семян, пепел косточек). Масло семян назначают при облысении, пепел косточек высушивает "желтую воду".
8. Кхур-монг (кхур-мон), Taraxacum officinale Wigg. -- одуванчик лекарственный (все растение).
Излечивает болезни с лихорадкой. Корни применяются при простуде, воспалениях желудка, листья - при болезнях смуг-бо, млечный сок используется для лечения ран.
Лекарственные компоненты растительного происхождения составляют три следующих разряда: разряд деревьев, у которых лечебными свойствами могут обладать корни, пни, стволы, ветви, сердцевина, смола, листья, цветки или плоды; разряд лекарственных эссенций, извлекаемых из травянистых растений, деревьев или живых тварей (например, мускус); разряд равнинных растений, у которых используются в лечебных целях корни, стебли, листья, цветки или плоды. При этом указывается, что последующее перечисление лекарственных компонентов растительного происхождения дается без отнесения их к тому или иному конкретному разряду. Автор отмечает, однако, что некоторые знатоки к разряду деревьев относят лекарственные компоненты от камфоры до "сандала суру", к разряду лекарственных эссенций - компоненты от безоаров до "утпала" (меконопсис), к разряду равнинных растений - остальные лекарственные компоненты.
Перечисление растительных лекарственных средств; начинается с характеристики деревьев, дающих различные виды камфоры. У этих деревьев "бледно-желтые стволы, большие зеленые листья, карликовые цветки и мелкие блестящие плоды - семена желтого цвета". Дерево "бхима" дает "кристаллическую белую камфору, похожую на куски льда", дерево "каньцза" - камфору "желтоватую со многими морщинами", дерево "цингин" -- камфору мягкую, желтую. Все виды камфоры "громом поражают распространившийся жар" и "радикально лечат застарелые лихорадки".
Совершенно различные по своим морфологическим характеристикам деревья объединены в одну группу под названием деревья "агару". Они используются для врачевания жара как сердца, так и сосуда жизни. Подобными же свойствами обладает "сандал суру". Бе-зоары, говорится далее, имеют семь названий, здесь дается одно. Славой лучших безоаров пользуются бе-зоары, извлеченные из печени слона. Затем следуют безоары, извлеченные из сосудов печени быка, свиньи и других крупных животных. Лучшие безоары красно-коричневого цвета, худшие - желтого. Безоары снимают жар при отравлениях, а также жар печени и полых органов.
Перечисление растительных лекарственных средств; начинается с характеристики деревьев, дающих различные виды камфоры. У этих деревьев "бледно-желтые стволы, большие зеленые листья, карликовые цветки и мелкие блестящие плоды - семена желтого цвета". Дерево "бхима" дает "кристаллическую белую камфору, похожую на куски льда", дерево "каньцза" - камфору "желтоватую со многими морщинами", дерево "цингин" -- камфору мягкую, желтую. Все виды камфоры "громом поражают распространившийся жар" и "радикально лечат застарелые лихорадки".
Совершенно различные по своим морфологическим характеристикам деревья объединены в одну группу под названием деревья "агару". Они используются для врачевания жара как сердца, так и сосуда жизни. Подобными же свойствами обладает "сандал суру". Бе-зоары, говорится далее, имеют семь названий, здесь дается одно. Славой лучших безоаров пользуются бе-зоары, извлеченные из печени слона. Затем следуют безоары, извлеченные из сосудов печени быка, свиньи и других крупных животных. Лучшие безоары красно-коричневого цвета, худшие - желтого. Безоары снимают жар при отравлениях, а также жар печени и полых органов.
По своей природе все лекарственные компоненты делятся на восемь разрядов: разряд драгоценностей, разряд минералов, разряды лечебных средств земли, разряд деревьев, разряд эссенций, разряд равнинных растений, разряд трав, разряд лекарственных компонентов из живых тварей.
Лекарственные компоненты из разряда драгоценностей
Золото делится на красное, лучшее и желтое. К первому относится:
а) редкостная субстанция, извлекаемая из помета "птиц-долгожителей" поедающих золото, выносимое реками на берег моря, и извергающих над Китаем и Монголией съеденное ими;
б) субстанция, подобная окиси красной меди и реагирующая на сильный яд (на котором изображена про- ба на яд). В целом золото, как лекарственный компонент, укрепляет старческие силы, содействует долголетию, врачует отравления "драгоценными ядами" и болезни, посылаемые демонами-нагами.
Серебро делится на более качественное в лечебном плане, называемое "козье", и менее качественное -"овечье". Серебро, как лекарственный компонент, подсушивает накожные болезни, гной и кровь. Медь обладает свойством подсушивать гной, а также врачевать жар легких и печени.
Железо обладает свойством врачевать "яд печени", глазные болезни, отеки.
Бирюза. Лучшая - обычная. Используется для лечения отравлений и жара печени.
Жемчуг. Лучший-красный - продукт красных жемчужниц - воплощений будд на земле. Говорят, пишет автор, что белый жемчуг добывают из головы и клыков могучих слонов; голубоватый жемчуг возникает из капель дождя, падающих на восточно-китайские деревья "кела". Считают также, что красноватый жемчуг находят в мозгу некоторых монгольских змей, а некоторые виды жемчуга находят в желудке существа "панц-зи", обитающего в южных морях. В целом жемчуг прекращает просачивание мозга при травмах головы и врачует болезни отравлений. Целебными свойствами жемчуга обладает и перламутр раковины-жемчужницы. Среди морских раковин лучшими считаются белые раковины с правым завитком и блестящие красные раковины. Раковины обладают свойством подсушивать и извлекать гной, врачевать жар костей, они полезны для глаз.
Лекарственные компоненты из разряда драгоценностей
Золото делится на красное, лучшее и желтое. К первому относится:
а) редкостная субстанция, извлекаемая из помета "птиц-долгожителей" поедающих золото, выносимое реками на берег моря, и извергающих над Китаем и Монголией съеденное ими;
б) субстанция, подобная окиси красной меди и реагирующая на сильный яд (на котором изображена про- ба на яд). В целом золото, как лекарственный компонент, укрепляет старческие силы, содействует долголетию, врачует отравления "драгоценными ядами" и болезни, посылаемые демонами-нагами.
Серебро делится на более качественное в лечебном плане, называемое "козье", и менее качественное -"овечье". Серебро, как лекарственный компонент, подсушивает накожные болезни, гной и кровь. Медь обладает свойством подсушивать гной, а также врачевать жар легких и печени.
Железо обладает свойством врачевать "яд печени", глазные болезни, отеки.
Бирюза. Лучшая - обычная. Используется для лечения отравлений и жара печени.
Жемчуг. Лучший-красный - продукт красных жемчужниц - воплощений будд на земле. Говорят, пишет автор, что белый жемчуг добывают из головы и клыков могучих слонов; голубоватый жемчуг возникает из капель дождя, падающих на восточно-китайские деревья "кела". Считают также, что красноватый жемчуг находят в мозгу некоторых монгольских змей, а некоторые виды жемчуга находят в желудке существа "панц-зи", обитающего в южных морях. В целом жемчуг прекращает просачивание мозга при травмах головы и врачует болезни отравлений. Целебными свойствами жемчуга обладает и перламутр раковины-жемчужницы. Среди морских раковин лучшими считаются белые раковины с правым завитком и блестящие красные раковины. Раковины обладают свойством подсушивать и извлекать гной, врачевать жар костей, они полезны для глаз.
Свойства продуктов растительного и животного происхождения. Чтобы быть здоровым и долго жить, нужно знать как полезные, так и вредные свойства продуктов питания и в соответствии с этим употреблять их. Переедание, недоедание, неправильное питание порождают болезни и укорачивают жизнь. Все продукты питания делятся на пять категорий: злаки, мясо, жиры, зелень, каши. Злаки включают в себя растения с зернами в шелухе (зерновые), с зернами в стручках (бобовые), а также кунжут и гречиху. В целом зерновые обладают прохладительными свойствами, питательны, благоприятствуют половой активности, врачуют болезни "пневмы" и продуцируют "флегму". Рис нежен, легок для желудка, помогает при поносе и рвоте. Просо тяжело для желудка, способствует заживлению ран и сращиванию переломов. Голосеменной ячмень укрепляет телесные силы, увеличивает количество кала.
Бобовые обладают прохладительными свойствами, легки, способствуют остановке кровотечения и прекращению поноса, врачуют болезни "флегмы". Китайский горох "помогает при кашле, одышке, геморрое, продуцирует кровь и "желчь". Чечевица полезна при рожистых воспалениях, подагре, болезни крови. Белые и черные семена кунжута тяжелы и горячительны, в силу чего способствуют половой активности и врачуют болезни "пневмы". Все разновидности гречихи прохладительны и легки, излечивают язвы на теле.
Мясо. Все животные (и птицы в том числе) делятся на восемь групп: разрывающие землю лапами в поисках пищи; дикие животные; крупные дикие животные; добывающие пищу силой и ловкостью, хищные звери и хищные птицы; домашние животные; обитающие в норах; обитающие в сырых землях. Первые три группы животных обитают в сухих местах. Последние две группы животных обитают в сырых местах.
Промежуточные три группы животных могут обитать как в сухих, так и в сырых местах.
Мясо животных, обитающих в сухих местах, прохладительное, хотя и грубое, но легко усваивается, устраняет жар болезней "пневмы" и "флегмы". Мясо обитателей сырых мест - маслянистое, тяжелое и горячительное. Оно полезно при болезнях желудка, почек, поясницы, сопряженных с локальными понижениями температуры этих органов. Мясо животных, способных обитать как в сухих, так и в сырых местах, обладает обоими вышеперечисленными качествами.
Бобовые обладают прохладительными свойствами, легки, способствуют остановке кровотечения и прекращению поноса, врачуют болезни "флегмы". Китайский горох "помогает при кашле, одышке, геморрое, продуцирует кровь и "желчь". Чечевица полезна при рожистых воспалениях, подагре, болезни крови. Белые и черные семена кунжута тяжелы и горячительны, в силу чего способствуют половой активности и врачуют болезни "пневмы". Все разновидности гречихи прохладительны и легки, излечивают язвы на теле.
Мясо. Все животные (и птицы в том числе) делятся на восемь групп: разрывающие землю лапами в поисках пищи; дикие животные; крупные дикие животные; добывающие пищу силой и ловкостью, хищные звери и хищные птицы; домашние животные; обитающие в норах; обитающие в сырых землях. Первые три группы животных обитают в сухих местах. Последние две группы животных обитают в сырых местах.
Промежуточные три группы животных могут обитать как в сухих, так и в сырых местах.
Мясо животных, обитающих в сухих местах, прохладительное, хотя и грубое, но легко усваивается, устраняет жар болезней "пневмы" и "флегмы". Мясо обитателей сырых мест - маслянистое, тяжелое и горячительное. Оно полезно при болезнях желудка, почек, поясницы, сопряженных с локальными понижениями температуры этих органов. Мясо животных, способных обитать как в сухих, так и в сырых местах, обладает обоими вышеперечисленными качествами.
Продукты питания могут содержать яд, прекращающий жизнь, или быть несовместимы друг с другом, что ведет к возникновению болезней. У отравленных продуктов особые вкус и запах. Если их сжигать, то идет дым синего цвета, как шея павлина, а пламя не поднимается вверх, а закручивается в одну сторону, при этом далеко летят искры. Ворон кричит, а павлин радуется, видя отравленную пищу. Мясо, даже и красное (т. е. свежее на вид), при наличии в нем яда не пристает к раскаленному железу. У отравленного сохнет во рту и выступает пот, его охватывает дрожь, глаза бегают по сторонам, и он не может оставаться на одном месте. Обнаружив отравленную пищу, ее следует тщательно УНИЧТОЖИТЬ, например, закопать. Есть все подряд, не заботясь о совместимости поглощаемой пищи,- все равно, что самому себе готовить яд. Для каждой пищи существует свое время, говорится далее, и не всякие продукты можно держать в одном сосуде. Несовместимые продукты ведут к заболеванию организма. Так, мясо яка и свинина, съеденные вместе, приводят к глистам; рыба, совмещенная с мясом домашней птицы, вызывает опухоли; крольчатина с курятиной - понос и т. д. Несовместимы мясо кабана и ежа; корень лотоса с редькой или патокой; молоко с овощами.
Появление "образовавшихся" ядов возможно в двух случаях.
Появление "образовавшихся" ядов возможно в двух случаях.
Нельзя насильно заставлять себя голодать, терпеть жажду, подавлять позывы к рвоте, зевоте, чиханию, задерживать дыхание, не спать, задерживать выделение мокроты, слюны, кала, газов, мочи и семени.
Неутоление голода ослабляет организм, вызывая головокружения. Показано постепенно и в небольших количествах давать пищу легкую, маслянистую и теплую.
Неутоление жажды ведет к сухости во рту, головокружениям, усиленному сердцебиению, наступает состояние, подобное опьянению, и потеря памяти. Показаны прохладительные еда и питье, а также другие прохладительные методы лечения.
Подавление позывов к рвоте вызывает потерю аппетита, одышку, отеки, воспаления, кашель, расстройство зрения и другие болезни. Показаны голодание, окуривание сандалом и алоэ, полоскания.
Задержка позывов к чиханию ведет к притуплению органов чувств, головным болям, болям шейных мышц, ослаблению нижней челюсти. Показаны ароматические окуривания, лекарства, вводимые через нос, глядение на солнце.
Задержка зевоты вызывает сходные расстройства. Показаны средства, применяемые при болезнях "пневмы".
При задержке сна появляются зевота, общая слабость, усталость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, несварение пищи. Показаны мясной бульон, вино, массаж с втиранием масла, сон.
Задержка выделения мокроты приводит к ее накоплению в организме, к одышке, сердечным расстройствам, икоте, потере аппетита, похудению. Показаны отхаркивающие средства.
Задержка слюны сопровождается болями в сердце и голове, усиленным выделением слизи из носа, головокружением, потерей аппетита. Показаны вино, приятная дружеская беседа, сон.
Неутоление голода ослабляет организм, вызывая головокружения. Показано постепенно и в небольших количествах давать пищу легкую, маслянистую и теплую.
Неутоление жажды ведет к сухости во рту, головокружениям, усиленному сердцебиению, наступает состояние, подобное опьянению, и потеря памяти. Показаны прохладительные еда и питье, а также другие прохладительные методы лечения.
Подавление позывов к рвоте вызывает потерю аппетита, одышку, отеки, воспаления, кашель, расстройство зрения и другие болезни. Показаны голодание, окуривание сандалом и алоэ, полоскания.
Задержка позывов к чиханию ведет к притуплению органов чувств, головным болям, болям шейных мышц, ослаблению нижней челюсти. Показаны ароматические окуривания, лекарства, вводимые через нос, глядение на солнце.
Задержка зевоты вызывает сходные расстройства. Показаны средства, применяемые при болезнях "пневмы".
При задержке сна появляются зевота, общая слабость, усталость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, несварение пищи. Показаны мясной бульон, вино, массаж с втиранием масла, сон.
Задержка выделения мокроты приводит к ее накоплению в организме, к одышке, сердечным расстройствам, икоте, потере аппетита, похудению. Показаны отхаркивающие средства.
Задержка слюны сопровождается болями в сердце и голове, усиленным выделением слизи из носа, головокружением, потерей аппетита. Показаны вино, приятная дружеская беседа, сон.
Чтобы оставаться здоровым, необходимо жить на границе между солнцем и тенью, т. е. соблюдать во всем умеренность, а именно: избегать изнурительного физического или умственного труда, но и не предаваться при этом праздному безделью; соблюдать умеренность в еде и питье, но и не голодать. Не употреблять в пищу испорченных продуктов, регулярно совершать омовение, избегать сильных душевных волнений, чрезмерной скорби и напряжения органов чувств, и т. п., сообразовывать режим жизни с временами года, зимой, например, есть более жирную и обильную пищу, а летом наоборот. Одеваться соответственно сезону, не перегреваться и не переохлаждаться; спать летом в прохладном, а зимой в теплом месте и т. д. Достигнув преклонного возраста, совершать процедуру набирания соков под руководством ламы-лекаря, что ведет к укреплению организма и его омоложению. Важную роль в поддержании здоровья играет режим питания, учитывающий сезонные изменения климата и темперамент, присущий данному человеку, а также своевременный прием лекарств, предупреждающих заболевание. Вообще, режим питания и лекарства необходимы, как для здорового, так и для больного человека.
О поведении в зависимости от сезонов года
Год состоит из следующих шести сезонов, каждый из которых длится два месяца: сезон начала зимы, сезон конца зимы, весенний сезон, весенне-летний сезон или сезон роста, летний сезон, осенний сезон. Солнце совершает два поворота: один посередине лета, второй посередине зимы. Три сезона оно движется к югу, три сезона -к северу. Через 18 суток после весеннего равноденствия начинает греметь гром, через 18 суток после осеннего равноденствия грома не бывает.
О поведении в зависимости от сезонов года
Год состоит из следующих шести сезонов, каждый из которых длится два месяца: сезон начала зимы, сезон конца зимы, весенний сезон, весенне-летний сезон или сезон роста, летний сезон, осенний сезон. Солнце совершает два поворота: один посередине лета, второй посередине зимы. Три сезона оно движется к югу, три сезона -к северу. Через 18 суток после весеннего равноденствия начинает греметь гром, через 18 суток после осеннего равноденствия грома не бывает.
Будда Шакьямуни, восседавший на престоле в чертоге града "Прекрасного" в ипостаси Верховного целителя, вняв просьбам окружающих повернуть Колесо Учения о врачевании, погрузился в самадхи, именуемое "Царь лекарств, излечивающий 404 болезни", испустив из сердца своего множество тысячецветных лучей на все десять сторон света. Под их воздействием обитатели шести миров (боги, ассурьи, люди, животные, голодные духи, обитатели ада) освободились от пороков, связанных с дурными помыслами, и успокоились все болезни, проистекавшие от "трех ядов": ом-раченности, гневливости и страстей. Затем лучи вернулись в исходное место, и перед собравшимися возник эманированный из сердца Верховного Целителя нирманический наставник Рикпэ Еше, обладающий природой запредельной мудрости - "мудрости, подобной зеркалу".
"О друзья! - обратился он к окружению Верховного целителя,- стремящиеся прожить свой век без болезней или желающие избавиться от них должны изучать науку врачевания. Стремящиеся к долголетию должны изучать науку врачевания. Жаждущие духовных свершений материального благополучия и безмятежного существования должны изучать науку врачевания. Желающие избавлять живые существа от болезней и обрести в силу этого глубокое уважение людей должны изучать науку врачевания".
Риши Рикпэ Еше "подобно солнцу, сиянием своего милосердия, разогнал тьму "трех ядов", губительных для людей", и во всей полноте изложил науку врачевания в виде "Четверокнижия".
"О друзья! - обратился он к окружению Верховного целителя,- стремящиеся прожить свой век без болезней или желающие избавиться от них должны изучать науку врачевания. Стремящиеся к долголетию должны изучать науку врачевания. Жаждущие духовных свершений материального благополучия и безмятежного существования должны изучать науку врачевания. Желающие избавлять живые существа от болезней и обрести в силу этого глубокое уважение людей должны изучать науку врачевания".
Риши Рикпэ Еше "подобно солнцу, сиянием своего милосердия, разогнал тьму "трех ядов", губительных для людей", и во всей полноте изложил науку врачевания в виде "Четверокнижия".
Люди в этом мире усиленно занимаются мирской деятельностью, как-то: земледелием, торговлей, ремеслом и т. п. Но материальные блага вне святого учения -причина лишь всяческих тягот, поэтому наряду с повседневными занятиями должно, исполнившись веры, выполнять заветы Будды, с почтением внимать советам благого друга - т. е. доброжелательного ламы, отвращать свои взоры от еретических учений, избегать мест, связанных с неблагими делами, следует избегать грехов телесных: убивать, грабить, прелюбодействовать.
Нельзя грешить и речью: говорить неправду, суесловить, чваниться, говорить грубости, клеветать. Наоборот, надо мирить поссорившихся. Надо отвращаться от помыслов греховных, к которым относятся: жадность, скупость, злобность, склонность к еретическим взглядам. Следует всемерно быть полезным людям страдающим и обездоленным, больным и голодным. Ко всем малым тварям, включая и насекомых, следует относиться с милосердием и взирать на них как на самого себя. Со всеми, не исключая больных, нужно разговаривать правдиво, без обмана, с кроткой улыбкой и стараться быть всемерно полезным даже врагам, не говоря уже о других людях.
Тибетская медицинская традиция утверждает, что из пяти тысяч лет или десяти пятисотлетий, предшествовавших мифической дате создания "Четверокнижия", первые пятисотлетия, в силу безупречного поведения людей, были весьма благостными, не было ни мора, ни голода. Постепенно, однако, все изменилось к худшему, что достигло своего апогея в последнее пятисотлетие, которое именуется "пятисотлетие скверны".
Нельзя грешить и речью: говорить неправду, суесловить, чваниться, говорить грубости, клеветать. Наоборот, надо мирить поссорившихся. Надо отвращаться от помыслов греховных, к которым относятся: жадность, скупость, злобность, склонность к еретическим взглядам. Следует всемерно быть полезным людям страдающим и обездоленным, больным и голодным. Ко всем малым тварям, включая и насекомых, следует относиться с милосердием и взирать на них как на самого себя. Со всеми, не исключая больных, нужно разговаривать правдиво, без обмана, с кроткой улыбкой и стараться быть всемерно полезным даже врагам, не говоря уже о других людях.
Тибетская медицинская традиция утверждает, что из пяти тысяч лет или десяти пятисотлетий, предшествовавших мифической дате создания "Четверокнижия", первые пятисотлетия, в силу безупречного поведения людей, были весьма благостными, не было ни мора, ни голода. Постепенно, однако, все изменилось к худшему, что достигло своего апогея в последнее пятисотлетие, которое именуется "пятисотлетие скверны".