Лекарственные компоненты растительного происхождения составляют три следующих разряда: разряд деревьев, у которых лечебными свойствами могут обладать корни, пни, стволы, ветви, сердцевина, смола, листья, цветки или плоды; разряд лекарственных эссенций, извлекаемых из травянистых растений, деревьев или живых тварей (например, мускус); разряд равнинных растений, у которых используются в лечебных целях корни, стебли, листья, цветки или плоды. При этом указывается, что последующее перечисление лекарственных компонентов растительного происхождения дается без отнесения их к тому или иному конкретному разряду. Автор отмечает, однако, что некоторые знатоки к разряду деревьев относят лекарственные компоненты от камфоры до "сандала суру", к разряду лекарственных эссенций - компоненты от безоаров до "утпала" (меконопсис), к разряду равнинных растений - остальные лекарственные компоненты.
Перечисление растительных лекарственных средств; начинается с характеристики деревьев, дающих различные виды камфоры. У этих деревьев "бледно-желтые стволы, большие зеленые листья, карликовые цветки и мелкие блестящие плоды - семена желтого цвета". Дерево "бхима" дает "кристаллическую белую камфору, похожую на куски льда", дерево "каньцза" - камфору "желтоватую со многими морщинами", дерево "цингин" -- камфору мягкую, желтую. Все виды камфоры "громом поражают распространившийся жар" и "радикально лечат застарелые лихорадки".
Совершенно различные по своим морфологическим характеристикам деревья объединены в одну группу под названием деревья "агару". Они используются для врачевания жара как сердца, так и сосуда жизни. Подобными же свойствами обладает "сандал суру". Бе-зоары, говорится далее, имеют семь названий, здесь дается одно. Славой лучших безоаров пользуются бе-зоары, извлеченные из печени слона. Затем следуют безоары, извлеченные из сосудов печени быка, свиньи и других крупных животных. Лучшие безоары красно-коричневого цвета, худшие - желтого. Безоары снимают жар при отравлениях, а также жар печени и полых органов.
Шафран, говорится далее, имеет около тридцати наименований. Архат Нима Гунпа взял шафран с горы "Благовонной" и высадил его в Кашмире. Высота кашмирского шафрана составляет один локоть, цветы желто-красные. Это лучший шафран. Стебель непальского шафрана длиннее, примерно в рост человека, листья большие. Это худший шафран. Идентичный шафран растет и в Тибете. Все три разновидности используются для врачевания болезней печени и как кровоостанавливающее средство.
Кардамон врачует болезни холода почек и болезни "пневмы". Мускатный орех врачует расстройства "пневмы" и болезни сердца. Гвоздика врачует заболевания, связанные с "сосудом жизни", и болезни холода "пневмы". Мускус кабарги помогает при отравлениях, врачует болезни почек и печени. Утпала радикально врачует жар в легких и печени.
Далее рассказывается о свойствах дерева "гугю" (коммифора мукул), "называемого деревом, устрашающим демонов". Его ствол красно-желтого цвета покрыт многослойной корой. Дает прозрачную - белую и мутную - черную смолу, по поверью соответственно получаемую от буйволов и змей. Эти смолы врачуют недуги, наводимые нагами и злыми духами местности, а также острые колики и болезни "пневмы".
Большая группа растений носит название "арура" (миробалан), и включает в себя общее наименование как самого растения, так и его плода. Тибетская медицина считает плоды этого растения самым целительным средством из всех средств, имеющихся на земле. "Арура", говорится в трактате, считается царем лекарств. Ствол растения большой, листья зеленые и плотные, цветки желтые, плоды черные или желтые, обладают всеми шестью вкусами. В зависимости от формы плодов различные источники выделяют пять, семь или восемь разновидностей "аруры". Плоды "ару-ры" не только излечивают от всех болезней, но и обладают живительными свойствами, продуцируют телесную теплоту, способствуют пищеварению. Лучшим из "арур" является "арура победоносный". Его плоды обладают не только наиболее эффективными целебными качествами, но и способностью приносить счастье подобно "драгоценности, исполняющей все желания". Затем следуют: "арура бесстрашный", темные пятигранные плоды которого врачуют заболевания глаз и помогают от болезней, чинимых злыми духами; "арура нектарный", желтые плоды которого помогают ис- тощенным снова войти в тело; "арура увеличивающий", с круглыми плодами, похожими на вазу, особенно рекомендуется для пользования ран; "арура сухой", морщинистые плоды которого врачуют болезни "желчи" у детей; "арура золотистый" и "арура короткоклювый" славятся своими очистительными (слабительными) свойствами; "арура малый черный", чьи лечебные свойства схожи с лечебными свойствами "аруры нектарного". Многими свойствами, присущими "аруре", говорится далее, обладают две разновидности растения "баруры" (миробалан беллерический), различающиеся величиной желтых плодов, из которых мелкие обладают лучшими лечебными свойствами. Плоды "баруры" врачуют болезни "пневмы", "желчи", "флегмы" и "желтой воды". К этим двум растениям примыкает "кьюрура" (филан-тус эмблика). Это растение также имеет две разновидности: одна - с белесыми, другая - с темными плодами, лучшей из которых по своим лечебным свойствам является первая. Обе разновидности используются для врачевания болезней "флегмы", "желчи" и крови.
"Содействующий сердцу" (момбин желтый) рас- тет в густых долинных лесах, имеет большой ствол, плотные листья, очень красивые белые цветки. Плоды растения, похожие на сердце, помогают при сердечных заболеваниях. "Содействующий почкам" (канавалия мечевидная). Очень сладкие плоды этого растения, напоминающего человеческую почку, бывают белого, желтого и черного цвета, лучшими из которых считаются белые плоды. Все они врачуют болезни почек. Разряд этих растений заканчивается указанием на лечебные свойства желудей вечнозеленой разновидности гималайского дуба, останавливающих болезненные поносы.
Травянистое растение "хонлен" (пикрориза курроа) используется для "подсушивания крови", снятия жара, вызванного возбуждением "пневмы", "желчи" и "флегмы", а также жара пяти плотных органов. Описание свойств ряда трав от "бычьего цзява" до двух разновидностей растения "сема", завершает иллюстрацию лекарственных компонентов разряда трав. "Бычий цзяв" (горичник), говорит автор, хотя и входит в семейство "цзява", но его лечебные свойства отличаются от лечебных свойств двух упомянутых выше разновидностей этого семейства и связаны с эффективным врачеванием водянки. Растение "сема" (якорцы стелющиеся) используется для врачевания задержания мочи и болезней почек.
"Серебряный тикта" (белозор яйцевидный) используется для снятия жара "желчи". "Соло белый" (термопсис альпийский), красивые белые цветы которого непрерывно источают нектар, врачующий заболевания легких и понос; "соло красно-коричневый", или "соло сукча" (широко-колокольчик крупноцветковый), снимающий жар легких.
Следующая группа растений относится к семейству "якьима" (селезеночник). Первое из них с большими бледно-зелеными цветками носит название "царь". Второе, с такими же цветками, но меньшей величины, именуется "царица". Эти две разновидности обладают наиболее эффективными лечебными свойствами. Ос-., тальные четыре разновидности этого растения с цветками желтого, белого, красного и темно-зеленого цвета соответственно называются: "золотая", "серебряная", "медная" и "железная". Все они используются для врачевания болезней "желчи".
Три разновидности растения "сегон": синяя, белая и желтая,- определяемые окраской цветков. Очень горький корень этих растений используется при врачевании травмированных костей головы и для снятия жара, вызванного отравлением.
При извлечении из тела наконечников стрел и дру- гих инородных предметов, а также при извлечении из матки мертвого зародыша используются три разновидности растения "юмодеуцин" (лжеводосбор), отличающиеся друг от друга только окраской цветков.
Когда автор трактата "Голубой берилл" говорит о местности, где произрастают лекарственные растения, то чаще всего встречаются названия местностей Ерва и Цюпсанг. Ерва находится в окрестностях Лхасы, расположение местности Цюпсанг не установлено.
Перечисление растительных лекарственных средств; начинается с характеристики деревьев, дающих различные виды камфоры. У этих деревьев "бледно-желтые стволы, большие зеленые листья, карликовые цветки и мелкие блестящие плоды - семена желтого цвета". Дерево "бхима" дает "кристаллическую белую камфору, похожую на куски льда", дерево "каньцза" - камфору "желтоватую со многими морщинами", дерево "цингин" -- камфору мягкую, желтую. Все виды камфоры "громом поражают распространившийся жар" и "радикально лечат застарелые лихорадки".
Совершенно различные по своим морфологическим характеристикам деревья объединены в одну группу под названием деревья "агару". Они используются для врачевания жара как сердца, так и сосуда жизни. Подобными же свойствами обладает "сандал суру". Бе-зоары, говорится далее, имеют семь названий, здесь дается одно. Славой лучших безоаров пользуются бе-зоары, извлеченные из печени слона. Затем следуют безоары, извлеченные из сосудов печени быка, свиньи и других крупных животных. Лучшие безоары красно-коричневого цвета, худшие - желтого. Безоары снимают жар при отравлениях, а также жар печени и полых органов.
Шафран, говорится далее, имеет около тридцати наименований. Архат Нима Гунпа взял шафран с горы "Благовонной" и высадил его в Кашмире. Высота кашмирского шафрана составляет один локоть, цветы желто-красные. Это лучший шафран. Стебель непальского шафрана длиннее, примерно в рост человека, листья большие. Это худший шафран. Идентичный шафран растет и в Тибете. Все три разновидности используются для врачевания болезней печени и как кровоостанавливающее средство.
Кардамон врачует болезни холода почек и болезни "пневмы". Мускатный орех врачует расстройства "пневмы" и болезни сердца. Гвоздика врачует заболевания, связанные с "сосудом жизни", и болезни холода "пневмы". Мускус кабарги помогает при отравлениях, врачует болезни почек и печени. Утпала радикально врачует жар в легких и печени.
Далее рассказывается о свойствах дерева "гугю" (коммифора мукул), "называемого деревом, устрашающим демонов". Его ствол красно-желтого цвета покрыт многослойной корой. Дает прозрачную - белую и мутную - черную смолу, по поверью соответственно получаемую от буйволов и змей. Эти смолы врачуют недуги, наводимые нагами и злыми духами местности, а также острые колики и болезни "пневмы".
Большая группа растений носит название "арура" (миробалан), и включает в себя общее наименование как самого растения, так и его плода. Тибетская медицина считает плоды этого растения самым целительным средством из всех средств, имеющихся на земле. "Арура", говорится в трактате, считается царем лекарств. Ствол растения большой, листья зеленые и плотные, цветки желтые, плоды черные или желтые, обладают всеми шестью вкусами. В зависимости от формы плодов различные источники выделяют пять, семь или восемь разновидностей "аруры". Плоды "ару-ры" не только излечивают от всех болезней, но и обладают живительными свойствами, продуцируют телесную теплоту, способствуют пищеварению. Лучшим из "арур" является "арура победоносный". Его плоды обладают не только наиболее эффективными целебными качествами, но и способностью приносить счастье подобно "драгоценности, исполняющей все желания". Затем следуют: "арура бесстрашный", темные пятигранные плоды которого врачуют заболевания глаз и помогают от болезней, чинимых злыми духами; "арура нектарный", желтые плоды которого помогают ис- тощенным снова войти в тело; "арура увеличивающий", с круглыми плодами, похожими на вазу, особенно рекомендуется для пользования ран; "арура сухой", морщинистые плоды которого врачуют болезни "желчи" у детей; "арура золотистый" и "арура короткоклювый" славятся своими очистительными (слабительными) свойствами; "арура малый черный", чьи лечебные свойства схожи с лечебными свойствами "аруры нектарного". Многими свойствами, присущими "аруре", говорится далее, обладают две разновидности растения "баруры" (миробалан беллерический), различающиеся величиной желтых плодов, из которых мелкие обладают лучшими лечебными свойствами. Плоды "баруры" врачуют болезни "пневмы", "желчи", "флегмы" и "желтой воды". К этим двум растениям примыкает "кьюрура" (филан-тус эмблика). Это растение также имеет две разновидности: одна - с белесыми, другая - с темными плодами, лучшей из которых по своим лечебным свойствам является первая. Обе разновидности используются для врачевания болезней "флегмы", "желчи" и крови.
"Содействующий сердцу" (момбин желтый) рас- тет в густых долинных лесах, имеет большой ствол, плотные листья, очень красивые белые цветки. Плоды растения, похожие на сердце, помогают при сердечных заболеваниях. "Содействующий почкам" (канавалия мечевидная). Очень сладкие плоды этого растения, напоминающего человеческую почку, бывают белого, желтого и черного цвета, лучшими из которых считаются белые плоды. Все они врачуют болезни почек. Разряд этих растений заканчивается указанием на лечебные свойства желудей вечнозеленой разновидности гималайского дуба, останавливающих болезненные поносы.
Травянистое растение "хонлен" (пикрориза курроа) используется для "подсушивания крови", снятия жара, вызванного возбуждением "пневмы", "желчи" и "флегмы", а также жара пяти плотных органов. Описание свойств ряда трав от "бычьего цзява" до двух разновидностей растения "сема", завершает иллюстрацию лекарственных компонентов разряда трав. "Бычий цзяв" (горичник), говорит автор, хотя и входит в семейство "цзява", но его лечебные свойства отличаются от лечебных свойств двух упомянутых выше разновидностей этого семейства и связаны с эффективным врачеванием водянки. Растение "сема" (якорцы стелющиеся) используется для врачевания задержания мочи и болезней почек.
"Серебряный тикта" (белозор яйцевидный) используется для снятия жара "желчи". "Соло белый" (термопсис альпийский), красивые белые цветы которого непрерывно источают нектар, врачующий заболевания легких и понос; "соло красно-коричневый", или "соло сукча" (широко-колокольчик крупноцветковый), снимающий жар легких.
Следующая группа растений относится к семейству "якьима" (селезеночник). Первое из них с большими бледно-зелеными цветками носит название "царь". Второе, с такими же цветками, но меньшей величины, именуется "царица". Эти две разновидности обладают наиболее эффективными лечебными свойствами. Ос-., тальные четыре разновидности этого растения с цветками желтого, белого, красного и темно-зеленого цвета соответственно называются: "золотая", "серебряная", "медная" и "железная". Все они используются для врачевания болезней "желчи".
Три разновидности растения "сегон": синяя, белая и желтая,- определяемые окраской цветков. Очень горький корень этих растений используется при врачевании травмированных костей головы и для снятия жара, вызванного отравлением.
При извлечении из тела наконечников стрел и дру- гих инородных предметов, а также при извлечении из матки мертвого зародыша используются три разновидности растения "юмодеуцин" (лжеводосбор), отличающиеся друг от друга только окраской цветков.
Когда автор трактата "Голубой берилл" говорит о местности, где произрастают лекарственные растения, то чаще всего встречаются названия местностей Ерва и Цюпсанг. Ерва находится в окрестностях Лхасы, расположение местности Цюпсанг не установлено.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи