ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНЕЙ И БОЛЕЗНЕННЫХ РАССТРОЙСТВ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Диагностирование является тем средством, с помощью которого врач получает сведения о внешнем и внутреннем состоянии организма пациента. Оно состоит из трех последовательных этапов: осмотра, прощупывания пульса и опроса.
Осмотр, главным содержанием которого является обследование языка и мочи пациента.
При дисбалансе "пневмы" язык красный, сухой и шершавый, моча подобна воде и содержит много пены, пульс пустой, временами пропадает.
При дисбалансе "желчи" язык покрыт плотной пленкой светло-желтой слизи, моча имеет оранжевый цвет и испускает зловонные испарения, пульс очень частый и сильный.
При дисбалансе "флегмы" язык белесый, мягкий и влажный, моча светлая, с незначительным неприятным запахом, пульс редкий, слабый, едва прослушивается.
Причины расстройства "пневмы", "желчи", "флегмы", зачастую выясняющиеся в ходе опроса.
Дисбаланс "пневмы" может быть вызван малокалорийной ("легкой") или грубой пищей, а также недосыпанием, длительным пребыванием на холоде, душевными страданиями. Симптомами дисбаланса "пневмы" являются: зевота, дрожь, частое потягивание, озноб, боли в пояснице, костях и суставах, позывы на пустую рвоту и т. д. Эти симптомы проявляются острее на голодный желудок. При дисбалансе "пневмы" пациенту следует рекомендовать жирную питательную пищу.
Расстройство "желчи" может быть вызвано острой и горячей пищей, спиртными напитками, а также приступами ярости или длительным пребыванием на жаре. Оно сопровождается следующими симптомами: чувством горечи во рту, головной болью, ощущением жара, охватывающего тело, и т. д. Эти симптомы проявляются острее после еды. Больному следует рекомендовать пищу, обладающую прохладительными свойствами, и пребывание в прохладном месте.

Общая классификация лекарств и процедур

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Некоторые рекомендации по очищению. В целом все лечебные средства, их также называют "враги болезней", делятся на лекарства и процедуры. В свою очередь лекарства подразделяются на лекарства очищающие и лекарства успокаивающие. Существует пять видов очищения: очищение слабительным при болезнях тонкого и толстого кишечника, которые вызываются "желчью" и кровью; очищение рвотным при болезнях желудка, вызываемых "флегмой"; очищение введением лекарства через нос при заболеваниях, локализованных выше груди; очищение мягкой клизмой при болезнях "пневмы", локализованных в нижней части туловища; очищение жесткой клизмой нируха при непрохождении кала и мочи, вызванного смятением всех трех физиологических энергий. К этим пяти очищениям прибавляется шестое - так называемое очищение сосудов, которое является наиболее радикальным очищением. Перед очищением следует провести так называемое "масляное лечение" (см. ниже).
Основная группа успокаивающих средств делится на две большие группы. Одна из них носит название "всеобъемлющая". Она включает в себя отвары, порошки, пилюли, кашицы, лекарственные масла. Каждая из групп подразделяется на два вида: лекарства, врачующие болезни жара, и лекарства, врачующие болезни холода. При этом существует последовательный порядок применения указанных групп лекарств. Так, в самом начале заболевания прибегают к отварам. В случае неэффективности отваров используют порошки, а уж за ними следуют пилюли. Кашицами врачуют застарелые хронические болезни, а лекарственные масла укрепляют компоненты тела и улучшают функционирование органов чувств. Вторая группа лекарственных средств именуется "скрытой". Она включает в себя три вида лекарственных препаратов: зольные лекарства, ориентированные на лечение болезней холода; кусковые лекарства, или лекарства "кханда", ориентированные на лечение болезней жара; разновидности лекарственного цяна, используемые при болезнях "пневмы", которые включают в себя как болезни жара, так и болезни холода.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВ И ЛЕКАРСТВЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Целебные силы или свойства лекарств характеризуются в целом 17 общими показателями, такими как: тяжесть, маслянистость, прохладность, влажность, сухость, острота, жгучесть и т. п., определяемых преобладанием в данном лекарстве естества того или иного великого элемента. Эти свойства лекарств могут успешно противостоять свойствам болезней, выражаемых в таких же показателях. Так, лекарственные средства, обладающие свойствами влажности, мягкости, грубости и т. п., характерными для целебных растений горы "Снежной", исполненной сил луны, успешно подавляют такие свойства (силы) болезней, как сухость, твердость, нежность и т. п. Лекарственные же средства, обладающие свойствами (силами) сухости, грубости, жгучести и т. п., характерными для целебных растений горы "Проникающей", исполненной сил солнца, успешно подавляют такие свойства (силы) болезней, как влажность, нежность, прохладность. По своей природе все лекарственные компоненты делятся на восемь разрядов: разряд драгоценностей, разряд минералов, разряд лечебных средств земли, разряд деревьев, разряд эссенций, разряд равнинных растений, разряд трав, разряд лекарственных компонентов из живых тварей.
Лекарства, говорит "Вайдурья-онбо", необходимо составлять, исходя как из вкуса лекарственных компонентов, так и из лечебных свойств. Ниже дается разбивка лечебных компонентов на функциональные группы, где названия перечислены в порядке уменьшающейся эффективности лекарственных средств.

Порождение лекарств пятью великими элементами

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Любое лекарство, равно как и все сущее, порождено совокупностью 5 великих элементов, или 5 первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира. Таким образом, все сущее является лекарством. "Земля" формирует основу, "вода" придает влажность, "огонь" -теплоту, движение "воздуха" - рост, "эфир" - пространственность. Вкус лекарств, сам по себе лечебный фактор, определяется преобладанием естества той или иной пары первоэлементов. Преобладание "земли" и "воды" - - сладкий вкус; "огня" и "земли" - кислый; "воды" и "огня" - соленый; "воды" и "воздуха" -горький; "огня" и "воздуха" - жгучий; "земли" и "воздуха" -вяжущий.
В рвотных лекарствах обычно преобладает естество "огня" и "воздуха", в слабительных - естество "земли" и "воды". Наиболее живительной силой обладает сладкий вкус, затем следуют: кислый, соленый, горький, жгучий, вяжущий. Сладкое укрепляет компоненты тела, поэтому полезно для стариков, младенцев, людей изнуренных. Оно способствует заживлению ран, улучшает общий вид, стимулирует ясность органов чувств, содействует долголетию. Однако его чрезмерное употребление приводит к тучности, жировикам, болезням мочи. Кислое -- возбуждает аппетит, содействует пищеварению. Его чрезмерное употребление вызывает слабость, головокружения, отеки, геморрой, лихорадочное состояние. Соленое - - способствует удалению затвердевшего кала и скопления газов, прочищает закупорку кровеносных сосудов, повышает телесную теплоту, улучшает аппетит.

Теория пяти первоэлементов

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Согласно взглядам восточной философии, все сущее имеет природу 5 первоэлементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Эти 5 первоэлементов связаны с человеческими органами чувств, действиями и функциями. Эфир связан со слухом, воздух - с осязанием, огонь - со зрением, вода - со вкусом, земля - с обонянием. (Согласно индийской философии, первым в пространстве из божественного слога "хум" возник эфир. При взаимодействии эфира с божественным осязанием возник воздух, далее огонь, вода и земля.)
На протяжении человеческой жизни первоэлементы сначала порождают, затем балансируют, и, наконец, в старости начинают угнетать друг друга. Смерть наступает, когда один первоэлемент уже полностью "проваливается" в другой, например, огонь в воду или эфир в землю.
Зная законы порождения и подавления первоэлементов, можно поддерживать их баланс искусственными способами.
Также вода и земля образуют "флегму", огонь и вода - "желчь", а воздух и эфир - "пневму".

КАРМА, РАЗНОВИДНОСТИ БОЛЕЗНЕЙ И ЛЕЧЕНИЕ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Риши Илэ Кье обратился к нирманическому наставнику с недоуменными вопросами. Бывает, начал вопрошающий, что болезнь, хотя и подвергается врачеванию в самом начале, однако она не отступает, а, наоборот, обостряется. Лечение продолжается в соответствии с предписаниями медицинских трактатов, но ни лекарства, ни процедуры не помогают. В конце концов, несмотря на искусного лекаря и смышленого прислужника при больном, он умирает. Но бывает и так, что больной не лечится, а если лечится, то лечат его неправильно, лекарства и процедуры прописывают неподходящие, но, тем не менее, больной выздоравливает.
Так какой же смысл в медицине и ее лекарствах?
Отбрось свои сомнения, сказал на это нирманический наставник. В зависимости от характера кармы индивида все 404 болезни делятся на четыре группы.
Так, 101 болезнь являет собой болезни, кармические силы которых невелики, а сопутствующие факторы, спровоцировавшие их появление, незначительны. Это - мимолетные болезни, которые могут пройти и без лечения. Если к тому же их правильно и своевременно лечить, то выздоровление наступит еще быстрее. Так, например, человек, упавший на землю, может и сам подняться, но он встает быстрее, если ему подать руку. В этом случае, если на первый взгляд болезнь носит и серьезный характер, она также пройдет сама собой. Так, на небе соберутся тучи, прольется дождь, но затем выглянет солнце и все подсохнет.

Пневма, желчь, флегма

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Элементы, вызывающие заболевания. К ним относятся "пневма", "желчь" и "флегма". Если эти элементы пребывают в норме, организм здоров. Их расстройства вызывают болезненные явления, ведущие к разрушению организма. Каждый из названных элементов существует в виде пяти токов, выполняющих определенные функции.
Токи "пневмы":
"поддерживающий жизнь", локализуется в макушке, двигаясь к горлу и груди. Управляет процессами дыхания, глотания, слюноотделения, а также процессами мышления и функционирования органов чувств;
"движущийся вверх", локализуется в области груди, управляет процессами речи и памяти;
"распространяющийся повсеместно", локализуется в области сердца, управляет процессами движения;
"огню подобный", локализуется в желудке, управляет процессом пищеварения и выработки питательного сока;
"низвергающий", локализуется в прямой кишке, управляет процессами вывода нечистот.
Токи "желчи":
"способствующий пищеварению", локализуется в пищеварительном тракте, содействует пищеварению, отделяет питательный сок от отходов;
"изменяющий цвет", локализуется в печени, видоизменяет цвет питательного сока - основу компонентов тела;
"производящий", локализуется в сердце, дает начало чувству уверенности в себе, гордости, мужественности, интеллектуальности;
"творящий зрение", локализуется в глазах, дает возможность видеть образы предметов;
"ясный цвет", локализуется в коже, придает здоровый внешний вид.

Характеристика элементов человеческого тела, согласно тибетской медицине

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Все элементы тела делятся на две группы: подвергающиеся заболеваниям и вызывающие заболевания.
К первой группе относятся семь компонентов тела и три вида нечистых выделений (кал, моча, пот). Калом и мочой извергается подлежащее удалению, пот размягчает кожу и прочищает поры.
Вторую группу составляют три физиологические энергии - "пневма", "желчь", "флегма". Эти две группы элементов, находящихся в здоровом состоянии, существуют взаимообусловленно, являя собой единое целое, называемое телом, которое сначала складывается, затем существует и наконец разрушается.
Элементы, подвергающиеся заболеваниям. Эти элементы выполняют следующие функции: питательный сок продуцирует и питает шесть остальных компонентов тела и прежде всего кровь, кровь увлажняет тело и поддерживает жизнь, мышечная ткань, подобно штукатурке, покрывает тело снаружи и изнутри, жировая ткань играет роль смазки различных частей тела, костная ткань служит опорой для мышечной ткани, костно-мозговая ткань принимает участие в продуцировании семенной жидкости, семенная жидкость дает начало зародышу.
Питательный сок, за счет которого происходит генерирование и питание компонентов тела, вырабатывается в результате переваривания пищи. В этом процессе решающая роль принадлежит так называемой "теплоте огня", фактору чрезвычайно важному для жизнедеятельности организма в целом, присущему каждому из вышеупомянутых элементов обеих групп. Пищеварение начинается с измельчения пищи, содержащей все пять первоэлементов, и завершается отделением питательного сока от переработанных отходов, которые в виде кала и мочи выводятся из организма. Весь этот процесс осуществляется при непосредственном участии соответствующих токов "флегмы", "желчи" и "пневмы" с их "теплотой огня".

Количества

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
В качестве единицы измерения компонентов тела человека можно взять пригоршню, горсть, а также объем некоторых внутренних органов. Пригоршня -количество, которое помещается в ладонях, сложенных вместе лодочкой. Горсть - количество, которое помещается в одной ладони с согнутыми пальцами. При этом следует иметь в виду, что мерилом количества составных элементов тела данного человека являются его собственные пригоршня, горсть или внутренние органы.
В здоровом человеческом организме содержится следующее количество составляющих его компонентов, или "жизненных сил". Количество "пневмы" равняется объему собственного мочевого пузыря. Количество "желчи" равняется объему собственной мошонки. Количество флегмы - трем пригоршням. Количество крови равно семи пригоршнями. Количество кала равно семи пригоршням. Количество мочи и "желтой воды" по четыре пригоршни каждой. Количество жидкого жирового веса и количество подкожного жира --по две пригоршни. Количество субстанции "Ясный свет" (так в тибетской медицине называется некая животворная жидкая субстанция, которая рассматривается как конечный продукт трансформации сока, переваренного в "силы или компоненты тела". Эта субстанция пребывает как в сердце - "сок, находящийся в сердце", так и рассеянной по всему телу. Считается, что она придает телу живой вид, а распад этой субстанции означает неминуемую смерть) - горсть.

СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА Уподобления

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Бедренные кости подобны фундаменту, на котором сложены четыре стены. "Черный сосуд жизни" можно сопоставить с жертвенной колонной, а прямоугольную пластину грудины - с потолочной балкой. Ребра напоминают хорошо уложенные стропила, а реберные хрящи - крепления этих стропил. Сосуды, связки и" сухожилия подобны доскам потолочного перекрытия, а плоть и кожа - штукатурка здания. Ключицы схожи с карнизами дворца, а лопатки - покрытия его углов. Голова подобна башенке на крыше дворца, а отверстия пяти органов чувств напоминают собой окна и проемы для света. Кости черепа сравнимы с черепичной крышей, а "отверстие Брахмы" - с открытым дымоходом. Ушные раковины - две головы Гаруды, украшающие углы кровли, а нос с ноздрями - это шпиль, венчающий кровлю. Руки напоминают шелковые полотнища -свисающие наружные украшения дворца. Верхняя и нижняя части туловища - верхняя и нижняя террасы -галереи дворца, а диафрагма, разделяющая части тела, сравнима с шелковым занавесом. Сердце подобно царю, восседающему на престоле, а пять "материнских" долей легкого можно уподобить царским сыновьям, а печень и селезенку, два чрезвычайно важных органа - старшей и младшей женам царя. Две почки подобны двум царским советникам по внешним делам или же двум богатырям, поддерживающим потолочную балку. Самсеу - это сокровищница, полная наилучших драгоценностей, а желудок - горшок для приготовления пищи. Тонкие кишки и толстая кишка - прислужницы цариц, а желчный пузырь - мешок с различными пряностями. Мочевой пузырь подобен горшку с водой, а два нижних прохода (анус и мочевой канал) - два водостока. Две ноги - две коновязи у ворот дворца. Опасные для поражения точки тела сопоставимы с многими полномочными посланцами царя. Если с ними что-нибудь случится, то и сердце, сравнимое с царем, в смятение приходит, и тело с жизнью расстается.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Согласно легенде, одно из мест Древней Индии, населенное мудрыми отшельниками-риши, обладающими в силу своей святости различными сверхъестественными способностями, было создано чудотворной силой Будды. Оно находится, считают одни, недалеко от Бодхагаи, где в свое время Великий аскет обрел просветление. Другие помещают его на западе Индии в стране Уддияна. Там, в окружении четырех гор расположен чудесный град лекарств, имя которому "Прекрасный". На заглавном листе трактата "Голубой берилл" он символически представлен квадратом построек. В центре града высится великолепный чертог, возведенный из золота, серебра, белого и красного жемчуга, ляпис-лазури. Чертог украшен драгоценными лекарственными средствами, которые врачуют все 404 болезни, вызываемые дисбалансом "пневмы", "желчи" и "флегмы", устраняют тысячу восемьдесят препятствий здоровому состоянию организма, а также исполняют любое желание.
Это величественное здание имеет четыре портала, ориентированных по сторонам света и украшенных башенками, на каждой из которых водружен "Штандарт буддизма", знаменующий его окончательную победу. Четыре Великих царя-божества, охраняющих стороны света от врагов Учения, стоят на страже у порталов: Вайшравана, страж Севера и повелитель полубожественных существ - якшей; Дхритараштра, страж Востока и повелитель гандхарвов -- небесных музыкантов Индры; Вирудхака, страж Юга и повелитель кумбхандов - - уродливых карликов; Вирупакша, страж Запада и повелитель нагов - полубожественных существ, живущих как в воде, так и на суше.
В центре чертога стоит лотосовый престол из зеленой, желтой и белой ваидурьи (берилла), который поддерживают изваяния львов, павлинов и слонов. На престоле восседает Верховный целитель. Его тело цвета голубого берилла, и он именуется также "Владыка бериллового сияния", поскольку яркие лучи, испускаемые им, рассеивают тьму неведения, от которой проистекают омраченность, гневливость и страсть, и вместе с тем врачуют все физические недуги, вызываемые дисбалансом трех физиологических энергий: "пневмы", "желчи" и "флегмы".

Болезнетворные факторы

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
Существует три группы болезнетворных факторов, в силу которых болезни могут зарождаться и усиливаться; скрытно накапливаться и проявляться; возникать.
К первой группе факторов относятся различные отклонения от нормы как в климатических условиях, так в деятельности органов чувств человека и его поведении. Выделяется три вида отклонения от нормы: недостаточность, избыточность, неправильность. Так, в части сезонных климатических условий ими могут быть в жаркий сезон, например: температура ниже обычной, выше обычной, холодная погода; в сезон дождей: незначительные осадки, чрезмерные осадки, засуха. В части деятельности человека (физической, умственной, этической): малая активность, чрезмерная активность, работа на износ, а также совершение злых деяний. Считается, что подобные отклонения от нормы могут явиться причиной различных заболеваний, и наоборот.
Ко второй группе факторов, то есть факторов, провоцирующих скрытое накопление и наружное проявление болезней или же благоприятствующих их успокоению, относится главным образом несовместимость характера пищи и температурных условий. Так, скрытое накопление болезней "пневмы" провоцирует горячительная, грубая пища в жаркое время (весна - начало лета); наружное проявление болезней "пневмы" провоцирует прохладительная грубая пища в прохладное время (летний период дождей); употребление же в пищу масла осенью успокаивает болезни "пневмы".
Третья группа болезнетворных факторов включает в себя факторы общие и факторы конкретные. К общим факторам, вызывающим многие заболевания, относятся злые духи, дурная карма прежних рождений, неправильное лечение и т.п.; конкретными факторами выступают те или иные причины, влекущие за собой дисбаланс физиологических энергий.