Этот метод исследования весьма важен при диагностике. Врач стремится ощутить запахи, окружающие больного: запах изо рта, запах пота, гноя и т. д. В необходимых случаях исследует также запахи мокроты, мочи, кала.
Больной оспой распространяет резкий мышиный запах; при диабетической коме у больного изо рта пахнет ацетоном, при уремической коме - мочой; при абсцессе и особенно гангрене легкого больной распространяет гнилостный запах и т. д.
Вслушивание в звуки Врач, исследующий больного, обращает внимание не только на то, что тот говорит, но и как говорит, в каких выражениях и каким голосом (возбужденным, громким, подавленным, тихим, чистым или хриплым). Врач слушает, как больной дышит (часто или редко, легко или с затруднениями, что ему трудно -вдыхать или выдыхать воздух), не клокочет ли мокрота в горле, не кашляет ли больной? Нет ли у больного икоты, отрыжки, рвотных звуков, урчания в животе и т. д. "Кто кричит, тот страдает болезнью тела или "селезенки" (органы пищеварения); кто стонет-страдает "печенью" (нервная система); у кого тихий голос, тот страдает "сердцем" или "легкими"; при болезнях "почек" голос нередко осипший".
Пульсовая диагностика Мировой славой пользуется учение тибетской медицины о пульсе. Лама владеет как минимум 72 пульсами. Пульс - это информационная волна, которая передается через кровь от всех органов.
Еще в III веке до н. э. в "Ней-цзине" было сказано: "Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам. Циркулирующие в организме соки скапливаются в одном месте, "пневма" не достигает костей и сухожилий и внутренние органы цзан (плотные) и фу (полые) погибают. Именно пульс обусловливает круговорот крови и "пневмы". Все идет от пульса. Пульс - это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа...". Тибетские врачи очень удачно избрали в качестве равнодействующей функционального состояния организма именно пульс, т. к. функция кровообращения и аппарат кровообращения настолько интимно связаны с состоянием всех других функций и органов тела, что любые изменения, происходящие в них, неизбежно вызывают ту или иную реакцию и со стороны кровообращения, и со стороны пульса. До сих пор, если с человеком случается что-либо, врач прежде всего берет его за руку и исследует пульс.
Большое применение нашло учение о пульсе, созданное Бянь Цяо. В книге "Бянь-цзин" говорится, что каждый орган в организме и каждый процесс имеет отражение на периферии и свою "концептар-ную точку". Такой точкой пульса является лучевая артерия руки, на которой имеется 3 места для исследования пульса. На ладонной стороне предплечьяниже линии лучезапястного сустава на уровне основания шиловидного отростка лучевой кости находится точка Гуань. Выше ее на один цунь (т. е. на расстояние, равное протяженности между складками кожи средней фаланги указательного пальца больного), располагается точка Цунь. Ниже точки Гуань, приблизительно на гаком же расстоянии или примерно на 10 цуней от локтевого сгиба, находится точка Чи.
Тибетские врачи редко прибегают к этому методу. Исключение составляет лишь исследование пульса. В некоторых случаях производится ощупывание живота. Это делается не столько для диагностики заболевания, сколько для определения общего состояния больного.
Дряблая брюшная стенка при любом заболевании является одним из слагаемых "синдрома слабости" (инь) и указывает на необходимость укрепляющего лечения; напряженная брюшная стенка при любых заболеваниях входит в "синдром силы" (ян), когда требуются расслабляющие и слабительные средства. Кроме внешнего осмотра живота, вначале прощупывают его поверхность, а потом все глубже. При этом необходимо обращать внимание на форму живота, состояние кожи, толщину брюшной стенки, подвижность при дыхании, напряженность и эластичность мышц, их защитную сокращенность, шум движения жидкости, наличие плотных узлов в брюшной полости и пр. Это наиболее детальное обследование имеет значение для распознавания заболевания.
Восточный целитель обычно не спеша, соблюдая такт и сохраняя собственное достоинство, длительно и подробно беседует с больным или его близкими. Получив сведения о возрасте, условиях жизни, семье, роде занятий больного и составив на этой основе общее впечатление, врач стремится точно установить время начала заболевания, причины болезни и дальнейшее ее течение, меры, предпринятые больным, и результаты этих мер; врач интересуется состоянием больного в ранний момент и на основании всего этого старается решить вопрос, чем можно помочь. Этот метод неторопливого анализа дает ощутимые результаты.
11.Сплющенно-раздробленный ноготь—--глистная инвазия. 12. Ломкие желобки на ногте - отложение извести. 13. Шлаковые (солевые) слои на ногте-заболевания желудочно-кишечного тракта. 14. Удлиненные ногти - сахарный диабет. 15. Ноготь безымянного пальца в виде полукруга - патология почек. 16. Миндалевидные прожилки (волны) на ногте - ревматизм, тиф. 17. Обгрызанный ноготь -неврозы, гастриты, половые дисфункции у женщин. 18. Полоски и вкрапления на ногте -заболевания селезенки и тонкого кишечника. 19. Полоски на ногте - заболевания кишечника. 20. Треугольный ноготь -заболевания позвоночника и спинного мозга. 21. Дырчатый ноготь - патология селезенки. 22. Плоский ноготь с возвышением на указательном пальце - патология селезенки.
1. Нормальная форма ногтя. 2. Короткий плоский ноготь -органическое заболевание сердца. 3. Большой размер полумесяца - тахикардия. 4. Отсутствие полумесяца - невроз сердца. 5. Большой выпуклый ноготь - туберкулез легких. 6. Выпуклый ноготь с большим полумесяцем - врожденная форма туберкулеза. 7. Плоский искривленный ноготь - врожденная форма астмы, бронхита. 8. Трубковидный, высокий ноготь -рак. 9. Булавочная ногтевая фаланга - врожденные психические заболевания, жестокость, агрессивность, бешенство. 10. Вогнутый ноготь - наследственная форма алкоголизма.
Диагностика по языку
На языке также представлены проекции всех внутренних органов. Диагностировать по языку нужно утром натощак. Примерно на 3 см от кончика языка - проекция сердца, затем слева - левое легкое, справа - правое. Корень языка - это кишечник. Если в определенном месте языка белый налет -значит болен этот орган. Далее у корня языка с левой стороны -о левая почка, а с правой - правая. С правой же стороны, между проекцией почки и легкого, имеется еще проекция печени. Желтый язык свидетельствует о болезни печени, красный - о болезни сердца.
На лице можно диагностировать и лечить заболевания. Женщины очень хорошо себя чувствуют после косметического массажа. На лице представлены проекции всех внутренних органов. Вокруг рта расположен толстый кишечник, поэтому люди, У которых спазмирован рот, имеют и спазмирован-ный кишечник. Трещины в уголках рта говорят о наличии гидронефрита, т. е. в почках имеются водяные пробки. Слизь в носу засоряет легкие, появляются фронтиты. Слизь способствует размножению патогенной флоры, бактерий. Бронхиальная астма связана с состоянием носовых пазух. Поэтому если образовалась слизь в носу, ее следует сразу вымывать. Зубы связаны с внутренними органами: резцы - с желудком, премаляр - с кишечником, маляры - с сердцем. Нужно регулярно делать санацию рта и зубов.
До недавнего времени осмотр больного тибетским врачом допускался не всегда. Нельзя было осматривать женщину: врачу дозволялось судить о степени поражения больной лишь по ее внешнему виду, манерам, походке и по открытым частям тела. К осмотру мужчин врачи тоже допускались лишь в случае крайней необходимости: переломы, раны, опухоли, геморрой и др.
В последнее время положение изменилось, но и сейчас народные врачеватели в силу традиций в большинстве случаев исследуют больных, почти не раздевая их. Этим объясняется, почему они столь пристальное внимание уделяют осмотру отдельных частей тела, в частности "окон", и почему такого совершенства достигла пульсовая диагностика. Врач начинает осмотр больного с момента его появления. Он обращает внимание на походку, манеру двигаться, бодрость или вялость, выражение лица, упитанность, состояние кожи (цвет, влажность, тур-гор) и на другие внешние проявления состояния организма.
В настоящее время существует 40 методов восточной диагностики: иридодиагностика (диагностика по глазам); арикулодиагностика (диагностика по ушам); лицевая диагностика (на лице человека расположено 600 биоактивных точек); диагностика по языку; диагностика по зубам; диагностика по точкам тревоги ио-вей; ауродиагностика (диагностика по ауре); диагностика по чакрам; по позвоночнику; по сновидениям; по анализу мочи; методика шумо" диагностика наговоров, порчи, сглаза и др. С особой тщательностью врач исследует "окна" тела. Они позволяют заглянуть в глубь организма, отражая в значительной степени общее состояние и состояние отдельных органов.
Так, исследование носа позволяет судить о состоянии легких, о состоянии всей дыхательной системы организма. Губы и язык являются прежде всего зеркалом пищеварительного тракта.
Язык характеризует состояние сердца, т. е. функцию кровообращения, с которой так тесно связано функциональное состояние всех других внутренних органов, и в т. ч. психическая деятельность человека. Уши отражают главным образом состояние почек, всей гуморальной системы организма, его водно-солевой обмен и функцию мочеотделения. Наконец, глаза - это зеркало печени.
Внимательно заглядывая в эти "окна", многое можно увидеть. Скрупулезное собирание в течение веков мельчайших черточек проявления различных состояний организма, бесконечное сопоставление и проверка найденного в последующем, учет характерных сочетаний отдельных признаков болезни позволили тибетской медицине научиться правильно распознавать болезни и глубоко понимать индивидуальность больного
В последнее время положение изменилось, но и сейчас народные врачеватели в силу традиций в большинстве случаев исследуют больных, почти не раздевая их. Этим объясняется, почему они столь пристальное внимание уделяют осмотру отдельных частей тела, в частности "окон", и почему такого совершенства достигла пульсовая диагностика. Врач начинает осмотр больного с момента его появления. Он обращает внимание на походку, манеру двигаться, бодрость или вялость, выражение лица, упитанность, состояние кожи (цвет, влажность, тур-гор) и на другие внешние проявления состояния организма.
В настоящее время существует 40 методов восточной диагностики: иридодиагностика (диагностика по глазам); арикулодиагностика (диагностика по ушам); лицевая диагностика (на лице человека расположено 600 биоактивных точек); диагностика по языку; диагностика по зубам; диагностика по точкам тревоги ио-вей; ауродиагностика (диагностика по ауре); диагностика по чакрам; по позвоночнику; по сновидениям; по анализу мочи; методика шумо" диагностика наговоров, порчи, сглаза и др. С особой тщательностью врач исследует "окна" тела. Они позволяют заглянуть в глубь организма, отражая в значительной степени общее состояние и состояние отдельных органов.
Так, исследование носа позволяет судить о состоянии легких, о состоянии всей дыхательной системы организма. Губы и язык являются прежде всего зеркалом пищеварительного тракта.
Язык характеризует состояние сердца, т. е. функцию кровообращения, с которой так тесно связано функциональное состояние всех других внутренних органов, и в т. ч. психическая деятельность человека. Уши отражают главным образом состояние почек, всей гуморальной системы организма, его водно-солевой обмен и функцию мочеотделения. Наконец, глаза - это зеркало печени.
Внимательно заглядывая в эти "окна", многое можно увидеть. Скрупулезное собирание в течение веков мельчайших черточек проявления различных состояний организма, бесконечное сопоставление и проверка найденного в последующем, учет характерных сочетаний отдельных признаков болезни позволили тибетской медицине научиться правильно распознавать болезни и глубоко понимать индивидуальность больного
На протяжении многовекового развития народной медицины восточные целители разработали своеобразные методы обследования больных и диагностирования болезней. Многие из этих методов используются и в современной медицине. Вначале их было четыре: распрос; вслушивание в звуки, издаваемые больным при дыхании, разговоре; осмотр внешнего вида больного, его манер, походки, "окон" тела и языка; исследование пульса. Позже к перечисленным методам добавились еще: обоняние запахов, издаваемых больным и его выделениями, и иногда ощупывание отдельных частей тела, в частности, живота.
Корень древа тибетской медицины - средневековый трактат "Чжуд-ши".
Начинается он с описания места, в центре которого находится медицинский Будда - Мангла (Бхай-шаджья-гуру), то есть Учитель-врач. Это хозяин мифологической страны - родины всех целебных растений, минера-лов и животных. Из них и готовят лекарства, предназначенные для болезней "жара", "холода", болезней "плотных" и "полых" органов. Цели медицины, которые указаны в "Чжуд-ши", сводятся к главному: жизнь без болезней; продление жизни; достижение совершенства в познании и благополучия в жизни; избавление от болезненных страданий всех живых существ... Правители Тибета строго следили за тем, чтобы сохранить знания в тайне, чтобы они не смогли попасть в руки каких-либо безумцев или невежественных людей. Ученикам лам приходилось выучивать наизусть огромные талмуды и сдавать весьма сложный экзамен на врачевателей, который продолжался порой до двух суток. Тибетский лама - это прежде всего духовный учитель, помощник, который обязан прийти на помощь любому человеку в любой точке земного шара. Лечение медик начинает прежде всего с перестройки мышления (сознания), с формирования здоровых понятий и добролюбия, то есть доброжелательного отношения к людям и окружающей среде.
С раннего детства, как только стал я себя осознавать, помню изречение "Хак-рост!" - удивительно короткое и на редкость емкое. Сказал кто-либо из ваших собеседников что-нибудь правдивое, верное, мудрое, тут же последует от внимательного, понимающего слушателя "Хак-рост!" - "Истинно, истинно так!". Словосочетание это имеет еще и другой смысловой оттенок, в зависимости от контекста, -"Да сбудется сказанное!
Да свершится истина!".
С незапамятных времен, утверждая, что истина существует, мы ищем ее, стремимся к ней. Но истина - это вечность. Мы живем в ней, мы сами -реально существующая частица ее. Потому и изречение "Хак-рост!" остается верным на все времена. Все, что существует, то - истинно.
Когда мне было предложено написать предисловие к книге, которую вы держите в руках, я вновь задумался над смыслом того древнейшего словосочетания.
Символ современной медицины - чаша, обвитая змеей. Но почему именно чаша избрана символом?
А истоки там же, у древних наших предков. Алмазная чаша, вокруг которой обвились золотая и серебряная змеи - это изначальное ритуальное изображение авестийской медицины.
1. Пижма, цветы.
Страдающим от ячменя рекомендуется принимать понесколько маленьких,
желтых цветочков пижмы за один раз, запивая холодной водой. В течении
дня принимать 4-5 раз. Таким образом пить пока не пройдетячмень. Это
простое средство навсегда избавляет человека от ячменя на глазах.
2. Календула (ноготки), цветы.
10-15 гр. сухих цветов на стакан кипятка, настоять укутав 30-40 минут,
процедить. Делать примочки и компрессы на больные глаза при ячменях.
Настойку календулы развести кипяченой водой 1:10. Делать примочки.
Календула считается хорошим средством при воспалениях глаз.
3. Алое (столетник), цвет домашний.
1 средний лист (5 гр.) измельчить и настоять 6-8 часов в стакане холодной
кипяченой воды, процедить и делать примочки на больные глаза. Срезать
лист, обмыть, отжать сок, развести холодной водой 1:10. Делать примочки.
Страдающим от ячменя рекомендуется принимать понесколько маленьких,
желтых цветочков пижмы за один раз, запивая холодной водой. В течении
дня принимать 4-5 раз. Таким образом пить пока не пройдетячмень. Это
простое средство навсегда избавляет человека от ячменя на глазах.
2. Календула (ноготки), цветы.
10-15 гр. сухих цветов на стакан кипятка, настоять укутав 30-40 минут,
процедить. Делать примочки и компрессы на больные глаза при ячменях.
Настойку календулы развести кипяченой водой 1:10. Делать примочки.
Календула считается хорошим средством при воспалениях глаз.
3. Алое (столетник), цвет домашний.
1 средний лист (5 гр.) измельчить и настоять 6-8 часов в стакане холодной
кипяченой воды, процедить и делать примочки на больные глаза. Срезать
лист, обмыть, отжать сок, развести холодной водой 1:10. Делать примочки.