КИТАЙСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ МЕРЫ ВЕСА И ДЛИНЫ
1 ли = 576 м 1 лян = 37,301 г
1 чи = 0,32 м 1 цянь = 3,7301 г
1 цунь = 3,2 см 1 фэнь = 0,37301 г 1 фэнь = 3,2 мм
Однако следует отметить, что указанные величины менялись на протяжении веков и поэтому дают лишь приблизительное представление о конкретных замерах. Подробнее см. обстоятельное исследование: Кроль Ю.Л., Романовский Б.В. Опыт систематизации традиционной китайской метрологии // Страны и народы Востока. – М., 1982. – Вып. 23. – С. 209– 243.
К тому же, в традиционной китайской медицине для измерения расстояния на теле использовался в качестве модуля индивидуальный цунь. Он равен расстоянию между двумя складками, которые образуются при сгибе среднего пальца на второй фаланге (у мужчин на левой, у женщин на правой руке). Также используется пропорциональный цунь – результат деления определенного расстояния на известное число частей. Так, на голове расстояние от передней до задней границы волосистой части равно 12 цуням, расстояние между сосками – 8 цуням и т.д
1 ли = 576 м 1 лян = 37,301 г
1 чи = 0,32 м 1 цянь = 3,7301 г
1 цунь = 3,2 см 1 фэнь = 0,37301 г 1 фэнь = 3,2 мм
Однако следует отметить, что указанные величины менялись на протяжении веков и поэтому дают лишь приблизительное представление о конкретных замерах. Подробнее см. обстоятельное исследование: Кроль Ю.Л., Романовский Б.В. Опыт систематизации традиционной китайской метрологии // Страны и народы Востока. – М., 1982. – Вып. 23. – С. 209– 243.
К тому же, в традиционной китайской медицине для измерения расстояния на теле использовался в качестве модуля индивидуальный цунь. Он равен расстоянию между двумя складками, которые образуются при сгибе среднего пальца на второй фаланге (у мужчин на левой, у женщин на правой руке). Также используется пропорциональный цунь – результат деления определенного расстояния на известное число частей. Так, на голове расстояние от передней до задней границы волосистой части равно 12 цуням, расстояние между сосками – 8 цуням и т.д
Династии Китая
Династия Ся (XXI‑XVI вв. до н.э.)
Династия Шан‑Инь (XVI‑XI вв. до н.э.)
Династия Западное Чжоу (XI в. – 771 г. до н.э.)
Династия Восточное Чжоу, в том числе (771‑256 гг. до н.э.)
период Чуньцю (770‑476 гг. до н.э.)
период Чжаньго (403‑221 гг. до н.э.)
Династия Ся (XXI‑XVI вв. до н.э.)
Династия Шан‑Инь (XVI‑XI вв. до н.э.)
Династия Западное Чжоу (XI в. – 771 г. до н.э.)
Династия Восточное Чжоу, в том числе (771‑256 гг. до н.э.)
период Чуньцю (770‑476 гг. до н.э.)
период Чжаньго (403‑221 гг. до н.э.)
САМАДХИ
В раджа‑йоге Патанджали самадхи – последний из восьми этапов йогической практики – состояние глубокого транса, полное и окончательное освобождение от уз кармы, есть конечная цель йоги. В других системах йоги синонимами самадхи служат махалайя (лайя‑йога), махабодха (хатха‑йога), маха‑бхава (мантра‑йога). Кроме того, в различных индийских учениях наивысшее состояние сознания, аналогичное самадхи, определяется такими терминами, как унмани, маномани, амаратва, лайя, таттва, шунья, ашунья, парама, пада, аманаска, адвайта, нираламба, нираньджана, дживанмукта, сахаджа, турия.
По «Йога сутрам» Патанджали [1], достижению самадхи предшествуют следующие этапы, которые в какой‑то мере могут пояснить его смысл (точнее, прокладывают пути к нему, ибо само самадхи, будучи абсолютно трансцендентным, никаким смыслом и никакими характеристиками не обладает и обладать не может, поскольку его сутью является полная неразделенность субъекта и объекта).
1. Йяма – воздержание, самоконтроль. Включает в себя; непричинение вреда другим (ахимса), следование истине (сатья), неприсвоение чужого (астейя), безбрачие (брахма‑чарья) и необладание имуществом (апариграха).
В раджа‑йоге Патанджали самадхи – последний из восьми этапов йогической практики – состояние глубокого транса, полное и окончательное освобождение от уз кармы, есть конечная цель йоги. В других системах йоги синонимами самадхи служат махалайя (лайя‑йога), махабодха (хатха‑йога), маха‑бхава (мантра‑йога). Кроме того, в различных индийских учениях наивысшее состояние сознания, аналогичное самадхи, определяется такими терминами, как унмани, маномани, амаратва, лайя, таттва, шунья, ашунья, парама, пада, аманаска, адвайта, нираламба, нираньджана, дживанмукта, сахаджа, турия.
По «Йога сутрам» Патанджали [1], достижению самадхи предшествуют следующие этапы, которые в какой‑то мере могут пояснить его смысл (точнее, прокладывают пути к нему, ибо само самадхи, будучи абсолютно трансцендентным, никаким смыслом и никакими характеристиками не обладает и обладать не может, поскольку его сутью является полная неразделенность субъекта и объекта).
1. Йяма – воздержание, самоконтроль. Включает в себя; непричинение вреда другим (ахимса), следование истине (сатья), неприсвоение чужого (астейя), безбрачие (брахма‑чарья) и необладание имуществом (апариграха).
ВОЗМОЖНОСТИ СОЧЕТАНИЯ С ЕВРОПЕЙСКИМ ПОДХОДОМ К ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ
История вопроса. Согласно литературным данным, проникновение методов традиционной китайской медицины (ТКМ) в Европу и Россию началось в середине прошлого века [З].
Несмотря на длительный период сосуществования двух медицинских систем, мы не нашли в литературе ни исследований по изучению их совместимости, ни методических разработок по их совместному использованию. Сложившаяся практика механической увязки западных принципов диагностики и лечения с методами ТКМ неудовлетворительна, так как совершенно не учитывает методологию ТКМ.
Различия двух медицинских систем. Известно, что в европейской медицине со времен Галена господствует анатомо‑морфологический принцип описания человека [12].
История вопроса. Согласно литературным данным, проникновение методов традиционной китайской медицины (ТКМ) в Европу и Россию началось в середине прошлого века [З].
Несмотря на длительный период сосуществования двух медицинских систем, мы не нашли в литературе ни исследований по изучению их совместимости, ни методических разработок по их совместному использованию. Сложившаяся практика механической увязки западных принципов диагностики и лечения с методами ТКМ неудовлетворительна, так как совершенно не учитывает методологию ТКМ.
Различия двух медицинских систем. Известно, что в европейской медицине со времен Галена господствует анатомо‑морфологический принцип описания человека [12].
КЛИНИКО‑ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВСД В ЛЕЧЕНИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
Использование ВСД при лечении терапевтической патологии было нами осуществлено у 400 больных.
В зависимости от установленного дисбаланса проводился подбор статических и динамических упражнений цигуна, давалась клиническая оценка эффективности при их выполнении.
Мужчины составили 45 %, женщины – 55 %. Больные с распространенным остеохондрозом составляли 24 %, с патологией желудочно‑кишечного тракта – 42 %, с хроническими заболеваниями легких – 8 %, с заболеваниями сердечно‑сосудистой системы – 26 %.
При обследовании больных применялись клинические методы (опрос, осмотр, аускультация), использовались показатели вегетативного статуса (АД, ЧСС, ЧД), данные конституции, пульсовая диагностика, функциональная диагностика кардио‑респираторной системы.
Использование ВСД при лечении терапевтической патологии было нами осуществлено у 400 больных.
В зависимости от установленного дисбаланса проводился подбор статических и динамических упражнений цигуна, давалась клиническая оценка эффективности при их выполнении.
Мужчины составили 45 %, женщины – 55 %. Больные с распространенным остеохондрозом составляли 24 %, с патологией желудочно‑кишечного тракта – 42 %, с хроническими заболеваниями легких – 8 %, с заболеваниями сердечно‑сосудистой системы – 26 %.
При обследовании больных применялись клинические методы (опрос, осмотр, аускультация), использовались показатели вегетативного статуса (АД, ЧСС, ЧД), данные конституции, пульсовая диагностика, функциональная диагностика кардио‑респираторной системы.
ВРАЧЕБНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ДАОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПАТОЛОГИЙ
Исследование процесса адаптации цигунотерапии, а также сочетание ее с западными методами лечения применительно к терапевтической патологии осуществляется нами с 1987 г.
В исследовании процесса адаптации путем клинико‑физиологической и психологической проверки стало очевидно, что упражнения цигуна регулируют общий баланс организма, который, с точки зрения западной медицины, определяется как нормальное функционирование организма, а чувственно осознается как нейтральность, пустота, освобождение (фан‑сун). Наш опыт показал, что если упускается процесс устранения дисбаланса при выполнении цигуна, то имеющийся дисбаланс, обусловленный патологическим процессом, будет сопровождаться еще большим дисбалансом, отрицательным клинико‑функциональным эффектом, заметным ухудшением самочувствия вплоть до появления различных болевых синдромов, эмоциональной нестабильности, отклонений в психике, сохраняющихся продолжительное время.
Исследование процесса адаптации цигунотерапии, а также сочетание ее с западными методами лечения применительно к терапевтической патологии осуществляется нами с 1987 г.
В исследовании процесса адаптации путем клинико‑физиологической и психологической проверки стало очевидно, что упражнения цигуна регулируют общий баланс организма, который, с точки зрения западной медицины, определяется как нормальное функционирование организма, а чувственно осознается как нейтральность, пустота, освобождение (фан‑сун). Наш опыт показал, что если упускается процесс устранения дисбаланса при выполнении цигуна, то имеющийся дисбаланс, обусловленный патологическим процессом, будет сопровождаться еще большим дисбалансом, отрицательным клинико‑функциональным эффектом, заметным ухудшением самочувствия вплоть до появления различных болевых синдромов, эмоциональной нестабильности, отклонений в психике, сохраняющихся продолжительное время.
КАК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЦИГУН НА АМЕРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ
В настоящее время в Америке насчитывается больше десятка различных учебных групп по цигуну. Есть, например, группа по сидячей трансцендентальной медитации, тренировочная группа Эрхерра, группа по физиологической обратной связи, группа по исправлению неверных действий и т.д.
Только в Нью‑Йорке имеется больше 18 школ йоги. В США цигун стал обязательным предметом в подготовке космонавтов.
В Канаде методы лечения с помощью цигуна также получили широкое распространение. Только в медицинской ассоциации Онтарио насчитывается более 300 докторов медицины, которые практикуют цигунотерапию; широко ведутся клинические наблюдения. С 1969 г. ведутся исследования комплекса медицинских приборов, которые позволяют обеспечивать обратную связь больного с собственным организмом и исправлять различные патологии, вводить организм в состояние покоя. Это по сути и есть метод лечения с помощью обратной биологической связи.
В настоящее время в Америке насчитывается больше десятка различных учебных групп по цигуну. Есть, например, группа по сидячей трансцендентальной медитации, тренировочная группа Эрхерра, группа по физиологической обратной связи, группа по исправлению неверных действий и т.д.
Только в Нью‑Йорке имеется больше 18 школ йоги. В США цигун стал обязательным предметом в подготовке космонавтов.
В Канаде методы лечения с помощью цигуна также получили широкое распространение. Только в медицинской ассоциации Онтарио насчитывается более 300 докторов медицины, которые практикуют цигунотерапию; широко ведутся клинические наблюдения. С 1969 г. ведутся исследования комплекса медицинских приборов, которые позволяют обеспечивать обратную связь больного с собственным организмом и исправлять различные патологии, вводить организм в состояние покоя. Это по сути и есть метод лечения с помощью обратной биологической связи.
КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЦИГУН В ЕВРОПЕ
Во многих странах Европы цигун был одним из видов спортивных тренировок. На олимпийских соревнованиях в 1964 г. спортсменами‑цигунистами были показаны неплохие результаты. После этого во многих странах внимание к цигуну усилилось.
Президент Лондонского Королевского общества Клоаке стал одним из первых научных исследователей цигуна. После длительных наблюдений он сообщил, что «парапсихологическая энергия» действительно существует, и что цигун не является чем‑то сверхъестественным и непостижимым, а имеет материальную основу.
Есть письменные документы, подтверждающие, что искусство китайского массажа (аньмо) проникло в Европу во время эпохи Тан. В 30‑е гг. в XX в. китаевед Масперо в статье, опубликованной в «Asian Journal» объяснял приемы дыхания в цигуне как «дыхание плода», «задержка дыхания».
Во многих странах Европы цигун был одним из видов спортивных тренировок. На олимпийских соревнованиях в 1964 г. спортсменами‑цигунистами были показаны неплохие результаты. После этого во многих странах внимание к цигуну усилилось.
Президент Лондонского Королевского общества Клоаке стал одним из первых научных исследователей цигуна. После длительных наблюдений он сообщил, что «парапсихологическая энергия» действительно существует, и что цигун не является чем‑то сверхъестественным и непостижимым, а имеет материальную основу.
Есть письменные документы, подтверждающие, что искусство китайского массажа (аньмо) проникло в Европу во время эпохи Тан. В 30‑е гг. в XX в. китаевед Масперо в статье, опубликованной в «Asian Journal» объяснял приемы дыхания в цигуне как «дыхание плода», «задержка дыхания».
КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЦИГУН В АЗИИ
Йога – одно из названий цигуна – была известна в Индии несколько тысяч лет назад. Переходя от мастера к ученику, она прошла долгую историю. В Индии создан Институт йоги; кроме того, насчитывается несколько научных центров по ее изучению, в которых обучаются иностранные специалисты. Последователи искусства йоги не раз демонстрировали миру свои чудесные возможности.
В Японии это искусство также имеет многовековую историю. По имеющимся данным, китайское «искусство духа» (линцзышу) попало в Японию еще во времена императора Цинь Шихуана. Впоследствии, во времена династии Тан, китаец Цзян Чжэнь привез в Японию Великий закон [К]. Во времена династии Цин другой китаец, Цзи Юань, пересек море на восток и передал японцам принципы секты Чань, что оказало значительное влияние на развитие цигуна в Японии.
В настоящее время там получили распространение такие виды цигуна, как «сидеть в покое по методу Окады», «общепринятая закалка тела по методу Эма», «способ гармонии дыхания и сердца по методу Фудзита», а также «искусство души» (линцзышу) по методу Моритаи Танака.
Йога – одно из названий цигуна – была известна в Индии несколько тысяч лет назад. Переходя от мастера к ученику, она прошла долгую историю. В Индии создан Институт йоги; кроме того, насчитывается несколько научных центров по ее изучению, в которых обучаются иностранные специалисты. Последователи искусства йоги не раз демонстрировали миру свои чудесные возможности.
В Японии это искусство также имеет многовековую историю. По имеющимся данным, китайское «искусство духа» (линцзышу) попало в Японию еще во времена императора Цинь Шихуана. Впоследствии, во времена династии Тан, китаец Цзян Чжэнь привез в Японию Великий закон [К]. Во времена династии Цин другой китаец, Цзи Юань, пересек море на восток и передал японцам принципы секты Чань, что оказало значительное влияние на развитие цигуна в Японии.
В настоящее время там получили распространение такие виды цигуна, как «сидеть в покое по методу Окады», «общепринятая закалка тела по методу Эма», «способ гармонии дыхания и сердца по методу Фудзита», а также «искусство души» (линцзышу) по методу Моритаи Танака.
КАКИЕ ПРИБОРЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ В ЦИГУНОТЕРАПИИ ЗА РУБЕЖОМ
В I960 г. американские врачи Мэрринэнс и Холланд при лечении апоплексии (чжунфэн) и поражения периферийных нервов обнаружили, что если записать электромиограммы поврежденных тканей, превратить их в видимые или слышимые сигналы и затем довести их до органов чувств больных, то выздоровление происходит быстрее.
В 1964 г. доктор Эндрюс также применил этот способ лечения. У 20 полупарализованных больных произошло значительное улучшение, что вызвало интерес врачей США и Канады.
С 1969 г. они разработали несколько чувствительных измерительных приборов рефлекторного типа, в том числе датчик электрического сопротивления кожи, датчик давления крови, датчики температуры кожи и мышечных токов. Во время занятий электрический потенциал внутри организма и на поверхности кожи менялся. Записанные при этом с помощью приборов сигналы возвращались к телу больного. Это позволяло более эффективно контролировать продолжительность и интенсивность занятий, устранять появляющиеся осложнения, быстрее вводить организм в состояние покоя. Этот метод был назван методом биологической обратной связи.
По сообщениям канадских специалистов докторов Гель‑мута и Брауна, с помощью указанного метода они лечили 200 больных, в 60 % случаев симптомы болезни исчезли, у 32 % произошло улучшение, у 8 % никаких изменений не произошло.
Американский специалист Брэдли применил метод биологической обратной связи в 114 случаях. После 8‑12 недель у большинства пациентов произошло постепенное улучшение. При этом следует иметь в виду, что эти больные уже проходили длительное лечение обычными методами безрезультатно. В последнее время метод обратной биологической связи получает все большее распространение.
В 1970 г. в США было создано Общество по изучению возвратной биологической терапии, численность его членов превысила 1000 человек. В 1974 г. Общество начало издавать журнал и ежегодный научный сборник.
В I960 г. американские врачи Мэрринэнс и Холланд при лечении апоплексии (чжунфэн) и поражения периферийных нервов обнаружили, что если записать электромиограммы поврежденных тканей, превратить их в видимые или слышимые сигналы и затем довести их до органов чувств больных, то выздоровление происходит быстрее.
В 1964 г. доктор Эндрюс также применил этот способ лечения. У 20 полупарализованных больных произошло значительное улучшение, что вызвало интерес врачей США и Канады.
С 1969 г. они разработали несколько чувствительных измерительных приборов рефлекторного типа, в том числе датчик электрического сопротивления кожи, датчик давления крови, датчики температуры кожи и мышечных токов. Во время занятий электрический потенциал внутри организма и на поверхности кожи менялся. Записанные при этом с помощью приборов сигналы возвращались к телу больного. Это позволяло более эффективно контролировать продолжительность и интенсивность занятий, устранять появляющиеся осложнения, быстрее вводить организм в состояние покоя. Этот метод был назван методом биологической обратной связи.
По сообщениям канадских специалистов докторов Гель‑мута и Брауна, с помощью указанного метода они лечили 200 больных, в 60 % случаев симптомы болезни исчезли, у 32 % произошло улучшение, у 8 % никаких изменений не произошло.
Американский специалист Брэдли применил метод биологической обратной связи в 114 случаях. После 8‑12 недель у большинства пациентов произошло постепенное улучшение. При этом следует иметь в виду, что эти больные уже проходили длительное лечение обычными методами безрезультатно. В последнее время метод обратной биологической связи получает все большее распространение.
В 1970 г. в США было создано Общество по изучению возвратной биологической терапии, численность его членов превысила 1000 человек. В 1974 г. Общество начало издавать журнал и ежегодный научный сборник.
КАКИЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИГУНА ПРОВЕДЕНЫ ЗА РУБЕЖОМ
Как в Европе, так и в Америке клинические исследования в области цигуна переживают настоящий бум. Например, в Канаде в них участвует более трех тысяч человек. С помощью цигуна лечатся не только психические заболевания, но и многие внутренние болезни.
В Гарвардском университете (США) в течение нескольких лет ведутся наблюдения над больными с высоким давлением. По имеющимся данным, у 36 гипертоников давление снизилось до 146/94,6 мм рт.ст. Доктор Пэнтер применял как цигун, так и просто положение сидя в состоянии покоя (имитация цигуна) и сопоставление выявило, что результаты оказались различны. В первой группе после курса нормального цигуна давление снизилось на 20,4 и 14,2 мм рт. ст. соответственно. Во второй группе, где движение цигуна только имитировалось, снижение давления составило лишь 0,5 и 2,1 мм рт. ст. Как свидетельствует американский ученый китайского происхождения Ню Мань‑цзян, университет фонда Рокфеллера в Нью‑Йорке проводил лечение гипертонии с помощью цигуна. В опытах участвовали 500 человек, через полгода более чем у 75 % больных произошло явное улучшение.
Исследования, показывают, что цигун дает положительные результаты при лечении ишемической болезни. С помощью специальных приборов за больными велось круглосуточное наблюдение. У восьми из одиннадцати больных произошло улучшение, частота пульса снизилась. В военном госпитале Сан‑Диего цигун применяли в ходе военной подготовки. Военнослужащие, прошедшие специальную подготовку с помощью цигуна, в зимних условиях могли работать без перчаток, так как температура рук у них повышалась.
Как в Европе, так и в Америке клинические исследования в области цигуна переживают настоящий бум. Например, в Канаде в них участвует более трех тысяч человек. С помощью цигуна лечатся не только психические заболевания, но и многие внутренние болезни.
В Гарвардском университете (США) в течение нескольких лет ведутся наблюдения над больными с высоким давлением. По имеющимся данным, у 36 гипертоников давление снизилось до 146/94,6 мм рт.ст. Доктор Пэнтер применял как цигун, так и просто положение сидя в состоянии покоя (имитация цигуна) и сопоставление выявило, что результаты оказались различны. В первой группе после курса нормального цигуна давление снизилось на 20,4 и 14,2 мм рт. ст. соответственно. Во второй группе, где движение цигуна только имитировалось, снижение давления составило лишь 0,5 и 2,1 мм рт. ст. Как свидетельствует американский ученый китайского происхождения Ню Мань‑цзян, университет фонда Рокфеллера в Нью‑Йорке проводил лечение гипертонии с помощью цигуна. В опытах участвовали 500 человек, через полгода более чем у 75 % больных произошло явное улучшение.
Исследования, показывают, что цигун дает положительные результаты при лечении ишемической болезни. С помощью специальных приборов за больными велось круглосуточное наблюдение. У восьми из одиннадцати больных произошло улучшение, частота пульса снизилась. В военном госпитале Сан‑Диего цигун применяли в ходе военной подготовки. Военнослужащие, прошедшие специальную подготовку с помощью цигуна, в зимних условиях могли работать без перчаток, так как температура рук у них повышалась.
КАКИЕ ЧУДЕСНЫЕ ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВИЯ ЦИГУНА ИЗВЕСТНЫ В МИРЕ
По сообщению журнала «American Science News» в 1974 г. в Лондоне ученые‑биологи профессора Ханстер и Палмер проводили эксперименты с израильским мастером цигуна Геллером. В них участвовали более десяти ученых.
Когда Геллер брал в руки прибор и направлял ци, стрелку зашкаливало. Затем Геллер направил усилие на монокристаллический металлический диск. Он слегка коснулся руки одного физика, между ладонью которого и диском находилась еще одна пластмассовая пластинка, которая разделяла их друг от друга. Геллер в течение двух минут излучал энергию, после чего монокристаллический диск явно согнулся. Все присутствующие при этом ученые подтвердили достоверность эксперимента. По этому поводу два профессора‑физика опубликовали специальный доклад.
В 1978 г. Швейцарским исследовательским институтом Махариши опубликовано сообщение о том, что один из специалистов по цигуну во время сеансов поднимался в воздух (это получило название «искусство полета цигун»). Была исследована энцефалограмма мастера, с помощью которой выявили, что наибольшая когерентность приходится на время полета.
С мастерами цигуна проводились также биологические, физические, химические и психологические исследования, по ним опубликовано более сотни теоретических работ.
По сообщению журнала «American Science News» в 1974 г. в Лондоне ученые‑биологи профессора Ханстер и Палмер проводили эксперименты с израильским мастером цигуна Геллером. В них участвовали более десяти ученых.
Когда Геллер брал в руки прибор и направлял ци, стрелку зашкаливало. Затем Геллер направил усилие на монокристаллический металлический диск. Он слегка коснулся руки одного физика, между ладонью которого и диском находилась еще одна пластмассовая пластинка, которая разделяла их друг от друга. Геллер в течение двух минут излучал энергию, после чего монокристаллический диск явно согнулся. Все присутствующие при этом ученые подтвердили достоверность эксперимента. По этому поводу два профессора‑физика опубликовали специальный доклад.
В 1978 г. Швейцарским исследовательским институтом Махариши опубликовано сообщение о том, что один из специалистов по цигуну во время сеансов поднимался в воздух (это получило название «искусство полета цигун»). Была исследована энцефалограмма мастера, с помощью которой выявили, что наибольшая когерентность приходится на время полета.
С мастерами цигуна проводились также биологические, физические, химические и психологические исследования, по ним опубликовано более сотни теоретических работ.