ОСНОВАНИЕ ПУЛКОВСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ

Энциклопедии » Земля и космос
ОСНОВАНИЕ ПУЛКОВСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ

Василию Струве — выдающемуся русскому ученому-астроному, было оказано доверие построить, открыть и возглавить центральную обсерваторию, соответствующую современным требованиям науки. Он был первым ее директором до конца 1861 года, когда его сменил сын — О.В.Струве. Место для строительства было выбрано на Пулковской горе вблизи Царского Села. Здание обсерватории было построено архитектором А.П.Брюлловым по эскизу самого В.Я.Струве. Все было учтено: постановка инструментов, расположение кабинетов и залов, жилых помещений обеспечивали наименьшую потерю времени для работающих. Обсерватория был торжественно заложена 2 июля 1835 года, а открыта 17 августа 1839 года.

Инструменты В.Я.Струве заказывал в разных местах — Мюнхене, Гамбурге. Доставка требовала всевозможных предосторожностей, для этого были заказаны специальные рессорные экипажи. Все измерительные приборы, инструменты были получены в превосходном состоянии. Началась научная деятельность первого директора Пулковской обсерватории и его сотрудников.

Прежде всего были поставлены задачи, для решения которых благоприятствовали климатические и географические условия Пулкова (отсутствие пыли, туманов, обширный горизонт.) Определены точные координаты обсерватории: строгое определение долготы Пулкова относительно Гринвича. Затем приступили к работам такого рода в других точках России. С помощью специальных экспедиций были определены тысячи географических мест, заложены прочные основы са мой точной картографии. При сотрудничестве шведских и норвежских астрономов под руководством Струве была измерена длина дуги меридиана в Прибалтике. Струве использовал свои знания и талант не только при решении геодезических задач, он продолжал свои исследования неба, которые начал еще в Дерите. В Пулкове он изучал двойные звезды, исследовал строение нашей звездной системы — Галактики. Он первым сделал предположения о форме и размерах Млечного Пути, о распределении в нем звезд и о положении Солнца. Струве первым указал на существование в нашей звездной системе облаков темного рассеянного вещества, ослабляющих свет находящихся за ним звезд. Впоследствие, уже после смерти Струве, существование межзвездного поглощения было окончательно подтверждено другими учеными. Струве был замечательным педагогом, бесконечно преданным науке. В Пулково приезжали из Европы и Америки крупнейшие астрономы для заимствования опыта работы. Поэтому созданную Струве обсерваторию по праву назвали "астрономической столицей мира".