ИСМАИЛИТЫ - первоначальное название приверженцев Исмаила как седьмого шиитского имама.
В 972 г. исмаилитам удалось освободить из тюрьмы Обей-дуллаха, мнимого потомка Исмаила (потомка Пророка через Фатиму), и поместить его на трон Мади, а впоследствии одного из его преемников на трон Каира, таким образом подчинив Египет управлению потомков Фатимы. Египетские калифы, более признательные, чем вообще бывают государи, покровительствовали доктрине исмаилитов, доставившей им престол. Учение исмаилитов было официальной идеологией фатимидских халифов.
Доктрина исмаилитов состоит из общедоступного, внешнего (захир) учения и "скрытого" (батин), доступного только посвященным. Отсюда исмаилитов всех направлений называли ВАГИНИТАМИ (с X в.).
Дойяль-Доат, или верховный проповедник исмаилитов и судья, разделял власть с каирским халифом. Собрания исмаилитов бывали в Каирской Ложе, в которой заключалось много книг и научных инструментов. Наука была наружною целью, но настоящая цель была совсем другая.
Курс "скрытого" учения разделялся на девять степеней. Первая старалась внушить ученику сомнения и доверие к его учителю, который должен был разрешить их. Для этой цели коварные вопросы показывали ученику нелепость буквального смысла Корана и тайные намеки давали понять, что под этой скорлупой скрывалось сладкое и питательное ядро. Но инструкции далее не шли, если ученик не обязывался страшными клятвами слепо верить и вполне повиноваться своему наставнику. Вторая степень учила признавать имамов или руководителей, назначенных Аллахом, источниками всякого знания. Третья степень сообщала ученику число тех блаженных или священных имамов (их число было мистическое - семь). Четвертая сообщала им, что Аллах послал в мир семь законодателей и у каждого было семь помощников, называемых "немыми", между тем как законодатели назывались "говорящими". Пятая сообщала, что у каждого из этих помощников было двенадцать апостолов. Шестая сообщала адепту, дошедшему до тех пор, что все догматы религии должны быть подчинены правилам философии; ему также объясняли систему Платона и Аристотеля. Седьмая степень обнимала мистический пантеизм. Восьмая опять ставила перед учеником догматические правила магометанского закона, оценивая их по справедливости. Девятая степень окончательно, как необыкновенный результат всех предыдущих, учила, что ничему не надо верить и что все законно.
Вот цели, к которым стремились: ответственность и достоинство человека должны быть уничтожены; престол потомков Фатимы должен быть окружен полчищем ассаси-нов, грозными телохранителями; должна быть набрана таинственная милиция, которая распространит далеко славу Каирского халифата и страх к нему и нанесет гибельные удары ненавистному багдадскому правлению.
Проповедники исмаилизма распространялись далеко за пределы Каирского халифата, в Аравии и Сирии ими приобретались последователи, которым умыслы руководителей секты исмаилитов были неизвестны, но которые со страшной торжественностью клялись в слепом повиновении.
Ночные труды собраний исмаилитов в Каирской Ложе продолжались целое столетие, и ее доктрины, кончавшиеся отрицанием всякой истины, нравственности и правосудия, в результате произвели нечто очень странное.
В 972 г. исмаилитам удалось освободить из тюрьмы Обей-дуллаха, мнимого потомка Исмаила (потомка Пророка через Фатиму), и поместить его на трон Мади, а впоследствии одного из его преемников на трон Каира, таким образом подчинив Египет управлению потомков Фатимы. Египетские калифы, более признательные, чем вообще бывают государи, покровительствовали доктрине исмаилитов, доставившей им престол. Учение исмаилитов было официальной идеологией фатимидских халифов.
Доктрина исмаилитов состоит из общедоступного, внешнего (захир) учения и "скрытого" (батин), доступного только посвященным. Отсюда исмаилитов всех направлений называли ВАГИНИТАМИ (с X в.).
Дойяль-Доат, или верховный проповедник исмаилитов и судья, разделял власть с каирским халифом. Собрания исмаилитов бывали в Каирской Ложе, в которой заключалось много книг и научных инструментов. Наука была наружною целью, но настоящая цель была совсем другая.
Курс "скрытого" учения разделялся на девять степеней. Первая старалась внушить ученику сомнения и доверие к его учителю, который должен был разрешить их. Для этой цели коварные вопросы показывали ученику нелепость буквального смысла Корана и тайные намеки давали понять, что под этой скорлупой скрывалось сладкое и питательное ядро. Но инструкции далее не шли, если ученик не обязывался страшными клятвами слепо верить и вполне повиноваться своему наставнику. Вторая степень учила признавать имамов или руководителей, назначенных Аллахом, источниками всякого знания. Третья степень сообщала ученику число тех блаженных или священных имамов (их число было мистическое - семь). Четвертая сообщала им, что Аллах послал в мир семь законодателей и у каждого было семь помощников, называемых "немыми", между тем как законодатели назывались "говорящими". Пятая сообщала, что у каждого из этих помощников было двенадцать апостолов. Шестая сообщала адепту, дошедшему до тех пор, что все догматы религии должны быть подчинены правилам философии; ему также объясняли систему Платона и Аристотеля. Седьмая степень обнимала мистический пантеизм. Восьмая опять ставила перед учеником догматические правила магометанского закона, оценивая их по справедливости. Девятая степень окончательно, как необыкновенный результат всех предыдущих, учила, что ничему не надо верить и что все законно.
Вот цели, к которым стремились: ответственность и достоинство человека должны быть уничтожены; престол потомков Фатимы должен быть окружен полчищем ассаси-нов, грозными телохранителями; должна быть набрана таинственная милиция, которая распространит далеко славу Каирского халифата и страх к нему и нанесет гибельные удары ненавистному багдадскому правлению.
Проповедники исмаилизма распространялись далеко за пределы Каирского халифата, в Аравии и Сирии ими приобретались последователи, которым умыслы руководителей секты исмаилитов были неизвестны, но которые со страшной торжественностью клялись в слепом повиновении.
Ночные труды собраний исмаилитов в Каирской Ложе продолжались целое столетие, и ее доктрины, кончавшиеся отрицанием всякой истины, нравственности и правосудия, в результате произвели нечто очень странное.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи