Хищник
Что бы стало с человеческой цивилизацией, если бы она не сумела избавиться от своих основных хищников – волков, львов, медведей и гиеновидных собак? Цивилизация, находящаяся в постоянной опасности, естественно, не может существовать спокойно.
Римляне, для остроты ощущений, во время возлияний приказывали принести труп, который стоял в зале в вертикальном положении до конца пиршества. Так сотрапезники напоминали себе о том, что ничто не вечно и смерть может прийти в любой момент. Но в наши дни человек уничтожил, устранил и выставил в музеи все виды животных, способных его съесть. Только микробы остались для нас в роли хищника.
Муравьиная цивилизация, напротив, развивалась, не сумев победить своих основных врагов. Муравей живет в постоянном страхе. Он знает, что проделал лишь половину пути, поскольку даже очень глупое животное одним движением лапы может разрушить плод тысячелетних усилий.
Что бы стало с человеческой цивилизацией, если бы она не сумела избавиться от своих основных хищников – волков, львов, медведей и гиеновидных собак? Цивилизация, находящаяся в постоянной опасности, естественно, не может существовать спокойно.
Римляне, для остроты ощущений, во время возлияний приказывали принести труп, который стоял в зале в вертикальном положении до конца пиршества. Так сотрапезники напоминали себе о том, что ничто не вечно и смерть может прийти в любой момент. Но в наши дни человек уничтожил, устранил и выставил в музеи все виды животных, способных его съесть. Только микробы остались для нас в роли хищника.
Муравьиная цивилизация, напротив, развивалась, не сумев победить своих основных врагов. Муравей живет в постоянном страхе. Он знает, что проделал лишь половину пути, поскольку даже очень глупое животное одним движением лапы может разрушить плод тысячелетних усилий.
Аргентинские муравьи
Аргентинские муравьи (Iridomyrmex humilis) высадились во Франции в 1920 году. По всей вероятности, они были перевезены в кадках с олеандрами, предназначенными для украшения дорог Лазурного Берега. Впервые они были замечены в 1866 году в Буэнос Айресе, благодаря чему и получили свое имя. В1891 году их обнаружили в Соединенных Штатах, в Новом Орлеане. Зарывшись в гриву экспортируемых аргентинских лошадей, они затем приезжают в 1908 году в Южную Африку, в 1910 году – в Чили, в 1917 году – в Австралию.
Муравьи этого вида отличаются не только крошечным размером (они просто пигмеи по сравнению с другими муравьями), но также умом и агрессивностью, которые являются основными свойствами этого вида. Чтобы снизить вероятность гибели во время роения, муравьиные королевы совокупляются не под открытым небом, а в подземных залах. Поэтому, вместо того чтобы терять 98% королев (в основном проглатываемых птицами во время брачного полета), аргентинцы сводят потери к нулю. Точно так же и в городах у аргентинцев, для того чтобы не зависеть от судьбы одной единственной королевы, имеется около двадцати маток, легко взаимозаменяемых. Есть у них и еще одна особенность – солидарность на планетарном уровне. Если взять аргентинского муравья в Австралии и перевезти в муравейник в Чили, он будет немедленно признан и принят своими собратьями. А если переместить муравья Lasius niger из одного муравейника в другой, находящийся на расстоянии максимум в пятьсот метров, его тут же убьют.
Едва появившись на юге Франции, аргентинские муравьи пошли войной на коренных муравьев всех видов… и победили их! В 1960 году они перевалили через Пиренеи и дошли до Барселоны. В 1967 году они взяли Альпы и докатились до Рима. Затем, в семидесятых годах, Iridomyrmex humilis начали подниматься на север. Видимо, Луару они пересекли жарким летом в конце девяностых. И там эти агрессоры, в военной стратегии равные Цезарю или Наполеону, столкнулись с двумя видами муравьев чуть покрепче: с рыжими муравьями (на юге и на востоке парижского региона) и с муравьями фараонами (на севере и западе Парижа).
Аргентинские муравьи (Iridomyrmex humilis) высадились во Франции в 1920 году. По всей вероятности, они были перевезены в кадках с олеандрами, предназначенными для украшения дорог Лазурного Берега. Впервые они были замечены в 1866 году в Буэнос Айресе, благодаря чему и получили свое имя. В1891 году их обнаружили в Соединенных Штатах, в Новом Орлеане. Зарывшись в гриву экспортируемых аргентинских лошадей, они затем приезжают в 1908 году в Южную Африку, в 1910 году – в Чили, в 1917 году – в Австралию.
Муравьи этого вида отличаются не только крошечным размером (они просто пигмеи по сравнению с другими муравьями), но также умом и агрессивностью, которые являются основными свойствами этого вида. Чтобы снизить вероятность гибели во время роения, муравьиные королевы совокупляются не под открытым небом, а в подземных залах. Поэтому, вместо того чтобы терять 98% королев (в основном проглатываемых птицами во время брачного полета), аргентинцы сводят потери к нулю. Точно так же и в городах у аргентинцев, для того чтобы не зависеть от судьбы одной единственной королевы, имеется около двадцати маток, легко взаимозаменяемых. Есть у них и еще одна особенность – солидарность на планетарном уровне. Если взять аргентинского муравья в Австралии и перевезти в муравейник в Чили, он будет немедленно признан и принят своими собратьями. А если переместить муравья Lasius niger из одного муравейника в другой, находящийся на расстоянии максимум в пятьсот метров, его тут же убьют.
Едва появившись на юге Франции, аргентинские муравьи пошли войной на коренных муравьев всех видов… и победили их! В 1960 году они перевалили через Пиренеи и дошли до Барселоны. В 1967 году они взяли Альпы и докатились до Рима. Затем, в семидесятых годах, Iridomyrmex humilis начали подниматься на север. Видимо, Луару они пересекли жарким летом в конце девяностых. И там эти агрессоры, в военной стратегии равные Цезарю или Наполеону, столкнулись с двумя видами муравьев чуть покрепче: с рыжими муравьями (на юге и на востоке парижского региона) и с муравьями фараонами (на севере и западе Парижа).
История прожитая и история рассказанная
История, которую мы изучаем в школе, – это история королей, войн и городов. Но это не вся история человечества, вовсе нет. До 1900 года две трети населения Земли жили вне городов, в сельской местности, в лесах, горах, на морских побережьях. Войны касались ничтожной части человечества.
Но История с большой буквы требует описания, а летописцы принадлежали ко двору и подчинялись приказам хозяина. Они рассказывали только о том, о чем он повелевал им рассказывать. И летописцы описывали жизнь монарха: войны, королевские свадьбы и проблемы наследования трона.
История провинции почти неизвестна, так как летописцев у крестьян не было, и, не умея писать, они облекали свою жизнь в форму устной саги, песен, легенд, сказок или даже шуток, которые рассказывали у огонька.
Официальная история предлагает нам дарвинистскую версию эволюции человека: победа сильнейших, исчезновение наиболее слабых. Из нее следует, что аборигены Австралии, народы амазонских лесов, индейцы Америки, папуасы являются исторической ошибкой, поскольку они оказались слабее в военном отношении. А ведь может быть, напротив, народы эти, называемые примитивными, могли бы своей мифологией, своей социальной организацией, медициной научить нас чему то, чего нам не хватает для нашего будущего благополучия.
История, которую мы изучаем в школе, – это история королей, войн и городов. Но это не вся история человечества, вовсе нет. До 1900 года две трети населения Земли жили вне городов, в сельской местности, в лесах, горах, на морских побережьях. Войны касались ничтожной части человечества.
Но История с большой буквы требует описания, а летописцы принадлежали ко двору и подчинялись приказам хозяина. Они рассказывали только о том, о чем он повелевал им рассказывать. И летописцы описывали жизнь монарха: войны, королевские свадьбы и проблемы наследования трона.
История провинции почти неизвестна, так как летописцев у крестьян не было, и, не умея писать, они облекали свою жизнь в форму устной саги, песен, легенд, сказок или даже шуток, которые рассказывали у огонька.
Официальная история предлагает нам дарвинистскую версию эволюции человека: победа сильнейших, исчезновение наиболее слабых. Из нее следует, что аборигены Австралии, народы амазонских лесов, индейцы Америки, папуасы являются исторической ошибкой, поскольку они оказались слабее в военном отношении. А ведь может быть, напротив, народы эти, называемые примитивными, могли бы своей мифологией, своей социальной организацией, медициной научить нас чему то, чего нам не хватает для нашего будущего благополучия.
Шаманизм
Почти все человеческие культуры знают шаманизм. Шаманы – это не вожди, не священники, не колдуны, не мудрецы. Их роль заключается в примирении человека с природой.
У карибских индейцев Суринама начальная фаза обучения шаманов длится двадцать четыре дня, поделенных на четыре периода: три дня обучения, три дня отдыха. Молодые ученики, обычно шесть юношей, едва достигших половой зрелости, возраста, когда личность еще не сформирована, приобщаются к традициям, пению и танцам. Они наблюдают и имитируют движения и звуки, производимые животными, для того чтобы лучше их понимать. Во время всего периода обучения ученики практически ничего не едят, только жуют листья табака и пьют табачный сок. Пост и употребление табака вызывают у них лихорадку и другие физиологические расстройства. Кроме того, посвящение сопровождается физическими испытаниями, разрушающими личность человека, ставящими его на границу жизни и смерти. По прошествии нескольких дней этого опасного, изнурительного и отравляющего организм обучения ученикам удается «узреть» некие силы и обрести возможность впадать в состояние экстатического транса.
Посвящение в шаманы – это реминисценция адаптации человека к природе. В момент опасности ты либо адаптируешься, либо гибнешь. В момент опасности ты смотришь вокруг, не вынося суждений и не философствуя. Ты учишься ничего не знать. Затем для ученика шамана наступает период одинокой жизни в лесу, который длится около трех лет и в течение которого он сам находит себе пищу. Если он выживает, то снова появляется в деревне, грязный, обессиленный, в полубезумном состоянии. Старый шаман вновь начинает заниматься своим учеником, продолжая обряд посвящения. Учитель пытается пробудить в нем способность трансформировать галлюцинации в контролируемые «экстатические» опыты.
Парадокс, но обучение, заключающееся в разрушении человеческой личности и возвращении ее в дикое, животное состояние, превращает шамана в сверхджентльмена. Шаман к концу периода посвящения становится сильнее как во владении собой, своими интеллектуальными и интуитивными способностями, так и в моральном плане. Словарный запас и культура якутских шаманов Сибири в три раза богаче, чем у их соплеменников.
По мнению профессора Жерара Амзаллага, автора книги «Биологическая философия», шаманы – хранители и, без сомнения, авторы устного творчества, мифические, поэтические и героические составляющие которого являются основой культуры деревни.
Замечено, что в наши дни во время подготовки к экстатическим трансам все чаще используют наркотики и галлюциногенные грибы. Это явление ослабляет уровень качества обучения молодых шаманов и неуклонно снижает их возможности.
Почти все человеческие культуры знают шаманизм. Шаманы – это не вожди, не священники, не колдуны, не мудрецы. Их роль заключается в примирении человека с природой.
У карибских индейцев Суринама начальная фаза обучения шаманов длится двадцать четыре дня, поделенных на четыре периода: три дня обучения, три дня отдыха. Молодые ученики, обычно шесть юношей, едва достигших половой зрелости, возраста, когда личность еще не сформирована, приобщаются к традициям, пению и танцам. Они наблюдают и имитируют движения и звуки, производимые животными, для того чтобы лучше их понимать. Во время всего периода обучения ученики практически ничего не едят, только жуют листья табака и пьют табачный сок. Пост и употребление табака вызывают у них лихорадку и другие физиологические расстройства. Кроме того, посвящение сопровождается физическими испытаниями, разрушающими личность человека, ставящими его на границу жизни и смерти. По прошествии нескольких дней этого опасного, изнурительного и отравляющего организм обучения ученикам удается «узреть» некие силы и обрести возможность впадать в состояние экстатического транса.
Посвящение в шаманы – это реминисценция адаптации человека к природе. В момент опасности ты либо адаптируешься, либо гибнешь. В момент опасности ты смотришь вокруг, не вынося суждений и не философствуя. Ты учишься ничего не знать. Затем для ученика шамана наступает период одинокой жизни в лесу, который длится около трех лет и в течение которого он сам находит себе пищу. Если он выживает, то снова появляется в деревне, грязный, обессиленный, в полубезумном состоянии. Старый шаман вновь начинает заниматься своим учеником, продолжая обряд посвящения. Учитель пытается пробудить в нем способность трансформировать галлюцинации в контролируемые «экстатические» опыты.
Парадокс, но обучение, заключающееся в разрушении человеческой личности и возвращении ее в дикое, животное состояние, превращает шамана в сверхджентльмена. Шаман к концу периода посвящения становится сильнее как во владении собой, своими интеллектуальными и интуитивными способностями, так и в моральном плане. Словарный запас и культура якутских шаманов Сибири в три раза богаче, чем у их соплеменников.
По мнению профессора Жерара Амзаллага, автора книги «Биологическая философия», шаманы – хранители и, без сомнения, авторы устного творчества, мифические, поэтические и героические составляющие которого являются основой культуры деревни.
Замечено, что в наши дни во время подготовки к экстатическим трансам все чаще используют наркотики и галлюциногенные грибы. Это явление ослабляет уровень качества обучения молодых шаманов и неуклонно снижает их возможности.
Рецепт плавучего острова
Сначала надо сделать «океан», в котором остров и будет плавать. Океан будет желтым и сладким: это будет английский крем. Для этого надо вскипятить один литр молока. Разбить шесть яиц, отделив желтки от белков. Отставить в сторону белки. Взбить желтки с шестьюдесятью граммами сахара и добавить горячее молоко. Дать крему загустеть на медленном огне, непрерывно помешивая его. До кипения не доводить.
Затем воздвигнуть белый айсберг, собственно сам «остров». Для этого нужно взбить белки до пышности, добавив восемьдесят грамм порошка траганта. Закарамелизировать форму шестьюдесятью граммами сахара. Поместить в нее пышные белки и двадцать минут нагревать на водяной бане. Дать плавучему острову остыть. Вылить английский крем в глубокую тарелку, вынуть остров из формы и положить в «океан». Подавать очень холодным.
Сначала надо сделать «океан», в котором остров и будет плавать. Океан будет желтым и сладким: это будет английский крем. Для этого надо вскипятить один литр молока. Разбить шесть яиц, отделив желтки от белков. Отставить в сторону белки. Взбить желтки с шестьюдесятью граммами сахара и добавить горячее молоко. Дать крему загустеть на медленном огне, непрерывно помешивая его. До кипения не доводить.
Затем воздвигнуть белый айсберг, собственно сам «остров». Для этого нужно взбить белки до пышности, добавив восемьдесят грамм порошка траганта. Закарамелизировать форму шестьюдесятью граммами сахара. Поместить в нее пышные белки и двадцать минут нагревать на водяной бане. Дать плавучему острову остыть. Вылить английский крем в глубокую тарелку, вынуть остров из формы и положить в «океан». Подавать очень холодным.
Вопрос языка
Язык, которым мы пользуемся, влияет на наш образ мыслей. Французский язык, например, обладающий большим количеством синонимов и слов с двойным значением, позволяет достичь нюансов, очень нужных в дипломатии. Японский, в котором интонация произнесения слова определяет его смысл, требует постоянного внимания к эмоциям тех, кто разговаривает. Кроме того, в этом языке есть многочисленные уровни формул вежливости, вынуждающие собеседников сразу определять их место в социальной иерархии.
Язык содержит не только культурные и образовательные формы, но также и основные общественные элементы: управление эмоциями, коды вежливости. Количество синонимов словам «любить», «ты», «счастье», «война», «враг», «долг», «природа» определяет ценности нации.
Надо помнить о том, что нельзя произвести революцию, не изменив язык и прежний словарь. Так как именно это подготавливает или не подготавливает умы к изменениям в менталитете.
Язык, которым мы пользуемся, влияет на наш образ мыслей. Французский язык, например, обладающий большим количеством синонимов и слов с двойным значением, позволяет достичь нюансов, очень нужных в дипломатии. Японский, в котором интонация произнесения слова определяет его смысл, требует постоянного внимания к эмоциям тех, кто разговаривает. Кроме того, в этом языке есть многочисленные уровни формул вежливости, вынуждающие собеседников сразу определять их место в социальной иерархии.
Язык содержит не только культурные и образовательные формы, но также и основные общественные элементы: управление эмоциями, коды вежливости. Количество синонимов словам «любить», «ты», «счастье», «война», «враг», «долг», «природа» определяет ценности нации.
Надо помнить о том, что нельзя произвести революцию, не изменив язык и прежний словарь. Так как именно это подготавливает или не подготавливает умы к изменениям в менталитете.
Терпимость
Каждый раз, когда люди расширяют концепцию «собратьев», включая в нее новые категории, они признают, что существа, до того объявляемые низшими, на самом деле имеют достаточно много общего с человеком и достойны его сочувствия. В такой момент не только эти «низшие» создания переходят рубеж, но и человечество в целом поднимается на другой этап развития.
Каждый раз, когда люди расширяют концепцию «собратьев», включая в нее новые категории, они признают, что существа, до того объявляемые низшими, на самом деле имеют достаточно много общего с человеком и достойны его сочувствия. В такой момент не только эти «низшие» создания переходят рубеж, но и человечество в целом поднимается на другой этап развития.
Система вероятности
Перед вами верный способ выиграть в кости.
Попросите противника бросить два кубика. И поспорьте, что в сумме получится семь очков. В самом деле, эта цифра имеет больше всего вероятности появиться. Поясняю: для того чтобы получилась цифра два или двенадцать, есть только одна комбинация: 1 + 1 и 6 + 6. Для трех или одиннадцати существует две возможные комбинации, для четырех или десяти – три комбинации, для пяти и девяти – четыре, пять комбинаций для образования шести или восьми и шесть – для итога в семь очков. То есть у нас в шесть раз больше шансов получить семь очков, чем, например, два.
Перед вами верный способ выиграть в кости.
Попросите противника бросить два кубика. И поспорьте, что в сумме получится семь очков. В самом деле, эта цифра имеет больше всего вероятности появиться. Поясняю: для того чтобы получилась цифра два или двенадцать, есть только одна комбинация: 1 + 1 и 6 + 6. Для трех или одиннадцати существует две возможные комбинации, для четырех или десяти – три комбинации, для пяти и девяти – четыре, пять комбинаций для образования шести или восьми и шесть – для итога в семь очков. То есть у нас в шесть раз больше шансов получить семь очков, чем, например, два.
Аптономия
В конце Второй мировой войны Франц Вельдман, нидерландский врач, уцелевший в концентрационном лагере, заявил о том, что в мире так много зла оттого, что маленькие дети не получают достаточного количества любви.
Ученый заметил, что отцы, в основном занятые работой или войной, редко занимаются своим потомством до достижения им отроческого возраста. Вельдман стал искать способ заставить отца принимать участие в судьбе ребенка с самого начала, еще во время беременности матери.
Что же надо делать? Касаться руками живота матери (по гречески «haptein» – касание, а «nomos» – закон, дословно: закон о касании). Просто лаская живот матери, отец может заявить ребенку о своем существовании и завязать с ним первый контакт. К всеобщему удивлению, было замечено, что часто зародыш узнает среди прочих прикосновений руки именно своего отца. Он даже может приблизиться к ним. Самым способным отцам удается добиться даже прыжков будущего ребенка из одной руки в другую. Распространилась такая техника в 1980 году.
Теперь аптономия вызывает споры: уместно ли беспокоить зародыш во время его созревания? В любом случае аптономия, очень рано создавая треугольник «мать, отец, ребенок», хотя бы увеличивает чувство ответственности у отца. А мать ощущает себя в период беременности менее одинокой. Она, таким образом, делит переживаемый ею опыт с отцом.
Когда то в Древнем Риме беременных женщин окружали кумушками (франц. «commere», по латыни буквально «commater» – та, что сопровождает мать). А человеком, который должен бы, по логике событий, разделить с матерью ее ожидание, остается все таки отец.
В конце Второй мировой войны Франц Вельдман, нидерландский врач, уцелевший в концентрационном лагере, заявил о том, что в мире так много зла оттого, что маленькие дети не получают достаточного количества любви.
Ученый заметил, что отцы, в основном занятые работой или войной, редко занимаются своим потомством до достижения им отроческого возраста. Вельдман стал искать способ заставить отца принимать участие в судьбе ребенка с самого начала, еще во время беременности матери.
Что же надо делать? Касаться руками живота матери (по гречески «haptein» – касание, а «nomos» – закон, дословно: закон о касании). Просто лаская живот матери, отец может заявить ребенку о своем существовании и завязать с ним первый контакт. К всеобщему удивлению, было замечено, что часто зародыш узнает среди прочих прикосновений руки именно своего отца. Он даже может приблизиться к ним. Самым способным отцам удается добиться даже прыжков будущего ребенка из одной руки в другую. Распространилась такая техника в 1980 году.
Теперь аптономия вызывает споры: уместно ли беспокоить зародыш во время его созревания? В любом случае аптономия, очень рано создавая треугольник «мать, отец, ребенок», хотя бы увеличивает чувство ответственности у отца. А мать ощущает себя в период беременности менее одинокой. Она, таким образом, делит переживаемый ею опыт с отцом.
Когда то в Древнем Риме беременных женщин окружали кумушками (франц. «commere», по латыни буквально «commater» – та, что сопровождает мать). А человеком, который должен бы, по логике событий, разделить с матерью ее ожидание, остается все таки отец.
Всеядные
Хозяева Земли могут быть только всеядными.
Способность заглатывать любые виды пищи является непременным условием для продолжения вида во времени и пространстве. Для того чтобы утвердиться в качестве хозяина планеты, надо обладать возможностью поглощать еду во всех формах, которые предлагает Земля. Животное, находящееся в зависимости от одного единственного источника питания, умирает с его исчезновением. Сколько видов птиц погибло просто потому, что они употребляли в пищу определенных насекомых, а когда те мигрировали, не смогли последовать за ними. Коалы, например, едят только листву эвкалипта, путешествовать или жить в безлесных районах они не способны.
Человек, а также муравьи, тараканы, свиньи и крысы это поняли. Эти пять видов животных пробуют, съедают и переваривают практически любую пищу. И могут претендовать на титул хозяина Земли. Другие общие черты: эти пять видов животных постоянно меняют рацион питания для того, чтобы лучше приспособиться к окружающей среде. Их социальная структура позволяет им назначать «испытателей» новых блюд в целях избежания эпидемий и отравлений.
Хозяева Земли могут быть только всеядными.
Способность заглатывать любые виды пищи является непременным условием для продолжения вида во времени и пространстве. Для того чтобы утвердиться в качестве хозяина планеты, надо обладать возможностью поглощать еду во всех формах, которые предлагает Земля. Животное, находящееся в зависимости от одного единственного источника питания, умирает с его исчезновением. Сколько видов птиц погибло просто потому, что они употребляли в пищу определенных насекомых, а когда те мигрировали, не смогли последовать за ними. Коалы, например, едят только листву эвкалипта, путешествовать или жить в безлесных районах они не способны.
Человек, а также муравьи, тараканы, свиньи и крысы это поняли. Эти пять видов животных пробуют, съедают и переваривают практически любую пищу. И могут претендовать на титул хозяина Земли. Другие общие черты: эти пять видов животных постоянно меняют рацион питания для того, чтобы лучше приспособиться к окружающей среде. Их социальная структура позволяет им назначать «испытателей» новых блюд в целях избежания эпидемий и отравлений.
Материнский инстинкт
Многие думают, что материнская любовь – естественное и инстинктивное человеческое чувство.
Ничего подобного. До конца XIX века большинство женщин буржуазного сословия на Западе отдавали своих детей кормилицам и больше ими не занимались.
Крестьянки не были более внимательны к детям. Они туго запеленывали младенца и подвешивали в люльке у стены недалеко от очага, чтобы он не простудился.
Уровень детской смертности был очень высок, родители становились фаталистами, зная, что лишь в пятидесяти процентах из ста их дети доживают до подросткового возраста.
Только в начале XX века правительства осознали экономическую, социальную и военную выгоду пресловутого «материнского инстинкта». Во время переписи населения, в частности, выяснилось, как много детей недоедает, подвергается плохому обращению и побоям. Это могло иметь тяжелые последствия и неблагоприятно сказаться на будущем страны. Популяризация сведений о гигиене, профилактика и постепенный прогресс медицины в области детских заболеваний позволили убедить родителей в том, что они могут отныне вкладывать всю свою нежность и заботу в детей, не боясь их преждевременно потерять. Таким образом, на повестку дня был поставлен «материнский инстинкт».
Понемногу образовался новый рынок: штанишки подгузники, бутылочки с сосками, заменители женского молока, горшочки, игрушки. Сказка про Деда Мороза стала известна во всем мире.
Детская индустрия при помощи разнообразной рекламы создала образ ответственной матери, и счастье ребенка стало чем то вроде современного идеала.
Парадокс, но именно в этот период, когда материнская любовь афишируется, утверждается и расцветает, становясь единственным чувством, правомочность которого общество не оспаривает, дети, вырастая, постоянно укоряют своих матерей за то, что те недостаточно хорошо заботились о них. А позже, на приеме у психоаналитика, изливают обиды и озлобленность на собственную родительницу.
Многие думают, что материнская любовь – естественное и инстинктивное человеческое чувство.
Ничего подобного. До конца XIX века большинство женщин буржуазного сословия на Западе отдавали своих детей кормилицам и больше ими не занимались.
Крестьянки не были более внимательны к детям. Они туго запеленывали младенца и подвешивали в люльке у стены недалеко от очага, чтобы он не простудился.
Уровень детской смертности был очень высок, родители становились фаталистами, зная, что лишь в пятидесяти процентах из ста их дети доживают до подросткового возраста.
Только в начале XX века правительства осознали экономическую, социальную и военную выгоду пресловутого «материнского инстинкта». Во время переписи населения, в частности, выяснилось, как много детей недоедает, подвергается плохому обращению и побоям. Это могло иметь тяжелые последствия и неблагоприятно сказаться на будущем страны. Популяризация сведений о гигиене, профилактика и постепенный прогресс медицины в области детских заболеваний позволили убедить родителей в том, что они могут отныне вкладывать всю свою нежность и заботу в детей, не боясь их преждевременно потерять. Таким образом, на повестку дня был поставлен «материнский инстинкт».
Понемногу образовался новый рынок: штанишки подгузники, бутылочки с сосками, заменители женского молока, горшочки, игрушки. Сказка про Деда Мороза стала известна во всем мире.
Детская индустрия при помощи разнообразной рекламы создала образ ответственной матери, и счастье ребенка стало чем то вроде современного идеала.
Парадокс, но именно в этот период, когда материнская любовь афишируется, утверждается и расцветает, становясь единственным чувством, правомочность которого общество не оспаривает, дети, вырастая, постоянно укоряют своих матерей за то, что те недостаточно хорошо заботились о них. А позже, на приеме у психоаналитика, изливают обиды и озлобленность на собственную родительницу.
Обратное
Любая рутина постепенно вызывает появление склероза. Иногда любопытно попробовать сделать не то, чего действительно хочется, а обратное. Вам хочется спать – бодрствуйте. Вам хочется послушать музыку – останьтесь в тишине. Вам хочется поехать на машине – идите пешком.
Это маленькое упражнение позволит вам открыть новые ощущения и неизведанные пути.
Любая рутина постепенно вызывает появление склероза. Иногда любопытно попробовать сделать не то, чего действительно хочется, а обратное. Вам хочется спать – бодрствуйте. Вам хочется послушать музыку – останьтесь в тишине. Вам хочется поехать на машине – идите пешком.
Это маленькое упражнение позволит вам открыть новые ощущения и неизведанные пути.