"ЭНЕРГИЯ" - 1) Ракетно-космическая корпорация им. С.П.Королева, в прошлом - ОКБ-1 - ЦКБЭМ - НПО "Энергия" (г.Калининград, Московской области). Ведущее и старейшее предприятие ракетно-космической промышленности страны. В нем созданы баллистические ракеты Р-1, Р-2, Р-5, Р-11, первая в мире МБР Р-7 и семейство ракет-носителей на ее базе, МБР Р-9, первая в СССР твердотопливная ракета средней дальности РТ-1 (единственная в мире ракета большой дальности на бездымном порохе) и первая в СССР твердотопливная МБР РТ-2(РС-12/SS-13), ракетный блок "Д" РН "Протон", космические корабли "Восток", "Восход", "Союз", орбитальные станции "Салют"("Заря"), "Салют-4, -6, -7", "Мир", ракетно-космический комплекс Н1-Л3, УРКТС "Энергия", ряд беспилотных космических аппаратов научного, народно-хозяйственного и военного назначения.
2) Универсальная ракетно-космическая транспортная система. Создана в 1976-1987 гг. как составная часть программы многоразового воздушно-космического корабля "Буран", собственное наименование получила при первом полете 15 мая 1987 года. Реализованный вариант 11К25 имел следующие характеристики: длина - 58.9 м, диаметр блока "Ц" (2-я ступень) - 7.9 м, длина блоков 1-й ступени - 40 м, диаметр - 3.9 м, подвеска полезного груза - сбоку на блоке "Ц".
4 блока первой ступени унифицированы с первой ступенью РН 11К77 "Зенит" (КБ "Южное", г.Днепропетровск), отличаются установкой обтекателей и блоков парашютно-ракетной системы спасения, информация о возможностях которой крайне противоречива. На них установлены 4-камерные кислородно-керосиновые ЖРД РД-170 тягой по 740/806 т при скорости истечения 3080 м/с и давлении в камере сгорания 350 кг/кв.см; продолжительность работы блоков - 140 с, они отделяются на высоте 50 км при скорости 1800 м/с.
Блок 2-й ступени "Ц" при массе конструкции 64 т вмещает 604 т жидкого кислорода и 101 т жидкого водорода, на нем установлены 4 ЖРД 11Д122 воронежского КБ "Химавтоматика" тягой по 148/200 т и скоростью истечения соответственно 3530/4550 м/с. Он работает 540 с и отделяется от полезного груза на высоте 120 км.
Ракетный блок "Ц" (изготовлялся на заводе "Прогресс", в г.Куйбышеве, перевозился на Байконур на специальном транспортном самолете ВМ-Т "Атлант") - первый в СССР ракетный блок с водородными двигателями, дошедший до стадии летных испытаний. Для предотвращения выхода гигантской конструкции на орбиту применена схема выведения, при которой "полезная нагрузка" выводится на суборбитальную траекторию и "добирает" необходимую скорость своим ходом, после отделения от блока "Ц". Предотвращая загрязнение космоса это по крайней мере в полтора раза уменьшает грузоподъемность.
Для стыковки УРКТС со стартовым комплексом использовался блок "Я" - теплозащищенная металлоконструкция размерами 20 * 13 * 1.2 м, массой 150 т, изготовлявшаяся на заводе "Тяжмаш" в г.Сызрани. Предполагалось, что остающийся на старте блок будет использоваться многократно, однако этого обеспечить не удалось.
Планировалось, что в зависимости от численности и типа применяемых унифицированных ракетных блоков 1-й и 2-й ступеней УРКТС сможет выводить на низкую околоземную орбиту (200 км, 51 - 110 град) от 60 до 200 т (в том числе воздушно-космический самолет массой до 100 т), а при использовании только блоков 1-й ступени в составе других РН - от 12 ("Зенит") до 40 (конкурсный проекты 11К37 и "Энергия-М") т. С использованием дополнительных межорбитальных разгонных блоков предполагалось обеспечить выведение на геостационарную орбиту 19 т, к Луне - 32 т, к Марсу - 28 т полезного груза. Все работы по УРКТС "Энергия" прекращены летом 1995 года.
2) Универсальная ракетно-космическая транспортная система. Создана в 1976-1987 гг. как составная часть программы многоразового воздушно-космического корабля "Буран", собственное наименование получила при первом полете 15 мая 1987 года. Реализованный вариант 11К25 имел следующие характеристики: длина - 58.9 м, диаметр блока "Ц" (2-я ступень) - 7.9 м, длина блоков 1-й ступени - 40 м, диаметр - 3.9 м, подвеска полезного груза - сбоку на блоке "Ц".
4 блока первой ступени унифицированы с первой ступенью РН 11К77 "Зенит" (КБ "Южное", г.Днепропетровск), отличаются установкой обтекателей и блоков парашютно-ракетной системы спасения, информация о возможностях которой крайне противоречива. На них установлены 4-камерные кислородно-керосиновые ЖРД РД-170 тягой по 740/806 т при скорости истечения 3080 м/с и давлении в камере сгорания 350 кг/кв.см; продолжительность работы блоков - 140 с, они отделяются на высоте 50 км при скорости 1800 м/с.
Блок 2-й ступени "Ц" при массе конструкции 64 т вмещает 604 т жидкого кислорода и 101 т жидкого водорода, на нем установлены 4 ЖРД 11Д122 воронежского КБ "Химавтоматика" тягой по 148/200 т и скоростью истечения соответственно 3530/4550 м/с. Он работает 540 с и отделяется от полезного груза на высоте 120 км.
Ракетный блок "Ц" (изготовлялся на заводе "Прогресс", в г.Куйбышеве, перевозился на Байконур на специальном транспортном самолете ВМ-Т "Атлант") - первый в СССР ракетный блок с водородными двигателями, дошедший до стадии летных испытаний. Для предотвращения выхода гигантской конструкции на орбиту применена схема выведения, при которой "полезная нагрузка" выводится на суборбитальную траекторию и "добирает" необходимую скорость своим ходом, после отделения от блока "Ц". Предотвращая загрязнение космоса это по крайней мере в полтора раза уменьшает грузоподъемность.
Для стыковки УРКТС со стартовым комплексом использовался блок "Я" - теплозащищенная металлоконструкция размерами 20 * 13 * 1.2 м, массой 150 т, изготовлявшаяся на заводе "Тяжмаш" в г.Сызрани. Предполагалось, что остающийся на старте блок будет использоваться многократно, однако этого обеспечить не удалось.
Планировалось, что в зависимости от численности и типа применяемых унифицированных ракетных блоков 1-й и 2-й ступеней УРКТС сможет выводить на низкую околоземную орбиту (200 км, 51 - 110 град) от 60 до 200 т (в том числе воздушно-космический самолет массой до 100 т), а при использовании только блоков 1-й ступени в составе других РН - от 12 ("Зенит") до 40 (конкурсный проекты 11К37 и "Энергия-М") т. С использованием дополнительных межорбитальных разгонных блоков предполагалось обеспечить выведение на геостационарную орбиту 19 т, к Луне - 32 т, к Марсу - 28 т полезного груза. Все работы по УРКТС "Энергия" прекращены летом 1995 года.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи