Трудно ли построить через реку мост? Конечно, когда речка небольшая, то всякий может положить через нее бревно — и мост готов. А если река огромная, как наша Волга? Здесь бревна не помогут! Мост придется строить из металла или железобетона. Но как узнать, сколько опор должно быть у моста? Сколько машин и людей он сможет выдержать? Не разрушится ли мост, если начнется сильная буря? Выдержат ли опоры моста удары льдин во время весеннего ледохода? Или нужно, например, создать новый спортивный автомобиль, который мог бы мчаться с большой скоростью. Кто может сказать, какой автомобилю необходим двигатель и удобно ли будет управлять этим автомобилем? Чтобы ответить на все вопросы, нужно очень хорошо знать многие науки: физику, математику, химию и другие. Человека, который изучил все эти науки и с их помощью может сконструировать надежный мост или скоростной автомобиль, называют инженером. Тех инженеров, которые разрабатывают проекты мостов, домов и других сооружений и строят их, называют инженерами-строителями, а тех, кто конструирует автомобили, — инжене- рами-механиками. Есть инженеры- химики, инженеры-электрики, инженеры- теплотехники и другие. На заводах и фабриках инженеры руководят работой цехов и лабораторий.
Но мало что-то сконструировать или построить. Инженер еще должен предвидеть последствия своей работы. Его девизом должно стать: «Не повреди!» Не повреди человеку. Не повреди природе. Сохрани жизнь. Этим и занимается инженер-эколог.
Но мало что-то сконструировать или построить. Инженер еще должен предвидеть последствия своей работы. Его девизом должно стать: «Не повреди!» Не повреди человеку. Не повреди природе. Сохрани жизнь. Этим и занимается инженер-эколог.
Плохо ехать в автобусе с неопытным водителем: затормозит резко на оста- новке — падают пассажиры вперед; резко тронется — валятся все назад. А знаете, почему это происходит? Когда автобус трогается, наши ноги сразу начинают двигаться вперед вместе с полом, а тело пока остается на прежнем месте. Ноги уходят из-под нас, и мы падаем назад. Когда же автобус останавливается, получается наоборот: ноги-то уже остановились вместе с полом, а тело еще продолжает двигаться. И мы падаем вперед. Получается так из- за инерции.
Слово «инерция» на латинском языке означает «бездеятельность, неподвижность». Этим словом ученые назвали «лень» предметов: если на них ничто не действует, то они либо неподвижны, либо движутся прямо, сохраняя одну и ту же скорость, никуда не сворачивая и не останавливаясь. Чем тяжелее предмет, чем больше его масса, тем он «ленивее», инертнее.
Космический корабль уходит в небо. Медленно, словно нехотя начинает он свой полет: мешает инерция. Ведь масса ракеты — это несколько тысяч тонн! Грохочут двигатели, и все быстрее уносится корабль вверх. Но вот автомат выключил двигатели. Теперь корабль будет лететь по инерции.
В перегрузках, которые испытывают в начале полета космонавты, виновата инерция. Кресло давит на спину космонавта, а тело его еще не начало двигаться. И его придавливает к креслу.
Закону инерции подчиняется вокруг нас все: Земля, движущаяся вокруг Солнца, автомобили и поезда, все — от звезд до атомов. Открыл этот закон английский ученый И. Ньютон.
Слово «инерция» на латинском языке означает «бездеятельность, неподвижность». Этим словом ученые назвали «лень» предметов: если на них ничто не действует, то они либо неподвижны, либо движутся прямо, сохраняя одну и ту же скорость, никуда не сворачивая и не останавливаясь. Чем тяжелее предмет, чем больше его масса, тем он «ленивее», инертнее.
Космический корабль уходит в небо. Медленно, словно нехотя начинает он свой полет: мешает инерция. Ведь масса ракеты — это несколько тысяч тонн! Грохочут двигатели, и все быстрее уносится корабль вверх. Но вот автомат выключил двигатели. Теперь корабль будет лететь по инерции.
В перегрузках, которые испытывают в начале полета космонавты, виновата инерция. Кресло давит на спину космонавта, а тело его еще не начало двигаться. И его придавливает к креслу.
Закону инерции подчиняется вокруг нас все: Земля, движущаяся вокруг Солнца, автомобили и поезда, все — от звезд до атомов. Открыл этот закон английский ученый И. Ньютон.
Площадь - 1 904 500 кв. км Население- около 176 000 000 человек
Между Индийским и Тихим океанами по обе стороны экватора раскинулась россыпью масса островов, у каждого из которых есть свое собственное название, например: Ява, Суматра, Сулавеси и другие. Большинство из них входят в состав страны Индонезия. В ней есть острова, превышающие своим размером, например, многие европейские государства, а есть совсем маленькие, необитаемые, где растет всего лишь несколько деревьев. Джакарта — столица Индонезии.
На больших островах Индонезии очень много рек и озер.
Большое количество воды, обилие осадков, постоянная высокая темпе- ратура создают идеальные условия для растительного мира. Вечнозеленые тропические леса (джунгли) практически непроходимы. Там растут гиганты высотой до 80 м, толщина ствола которых достигает 2 м в диаметре. Их кроны настолько густы, что под ними постоянно темно и даже зелень растущих ниже их деревьев и кустарников кажется черной. В Индонезии более 2 тыс. видов деревьев, в том числе около 300 видов пальм.
Животный мир Индонезии так же богат, как и растительный. Здесь водятся слоны, носороги двурогие и однорогие, тигры, пантеры, дикие собаки (аджаки), дикие быки (бантенги), тапиры, карликовые олени и многие другие. Очень распространены различные виды обезьян и полуобезьян — лемуров. Есть виды животных, которые водятся только в Индонезии: человекообразная обезьяна орангутанг («лесной человек» — в переводе с индонезийского), малайский медведь (Суматра, Калимантан), карликовый бык аноа (Сулавеси), дикая свинья бабирусса (Сулавеси, Молукки).
Разнообразен мир пернатых, пре- смыкающихся, рыб.
Климат Индонезии — морской тро- пический. Практически нет смены времен года. Лето от зимы отличается не разницей в температуре (как, например, в нашей стране), а количеством осадков - бывают периоды дождей и периоды относительно засушливые.
Недра Индонезии богаты полезными ископаемыми: есть нефть, природный газ, уголь, бокситы, руды оловянная, марганцевая и других металлов, золото, серебро, алмазы и многое другое. Добыча полезных ископаемых играет важную роль в экономической жизни страны. Крупных заводов и фабрик еще относительно мало.
Сельское хозяйство — главная отрасль индонезийской экономики. Благоприятный климат позволяет заниматься земледелием круглый год, собирая до трех урожаев в год с одного поля. Индонезия славится своим каучуком, табаком, чаем, кофе и многими другими видами продукции сельского хозяйства. В стране также выращивается рис, сахарный тростник, кукуруза, маниока, бобовые культуры, много овощей. Большое разнообразие фруктов — бананы, ананасы, папайя, манго, дурьян, цитрусовые и другие. Животноводство в Индонезии развито слабо. Важное значение имеет рыболов- ство. Народов и народностей, живущих в Индонезии, очень много: по различным оценкам их от 150 до более 300. Число языков и диалектов превышает 1000.
Дома в Индонезии часто строятся на сваях. Стены делаются из плетеных бамбуковых матов. Окон, как правило, не бывает, свет проникает через щели в стенах и через дверь. Крыша настилается из пальмовых веток.
Основа питания индонезийцев — рис. Готовят его обычно на пару. Наиболее популярные блюда: рис вареный, а потом прожаренный в масле; рис вареный с ломтиками овощей и различными приправами; рис вареный в кокосовом молоке. Важное место в питании занимает кукуруза и изделия из ее муки, а также из таниоки (муки клубней маниоки). В рационе индонезийцев много овощей и фруктов во всех видах: сырые, вареные, жареные, запеченные в тесте. Разнообразен рыбный стол. Очень мало и редко едят мясо.
Национальная одежда повседневна в Индонезии. Мужчины и женщины носят батиковый каин — длинное полотнище многоцветной ткани, обертываемой вокруг бедер наподобие юбки. Если каин сшит как цилиндрообразная юбка, то тогда его называют саронг. Каин или саронг дополняется у мужчин прямой легкой курткой с рукавами. На голове — черная бархатная шапочка пичи.
У женщин каин или саронг дополняется полосой ткани, плотно обертываемой вокруг груди, или лифом с низким вырезом, а также кофтой с длинными рукавами и обязательно длинным платком, перекинутым через одно плечо. Одежда легка, удобна, красочна.
Между Индийским и Тихим океанами по обе стороны экватора раскинулась россыпью масса островов, у каждого из которых есть свое собственное название, например: Ява, Суматра, Сулавеси и другие. Большинство из них входят в состав страны Индонезия. В ней есть острова, превышающие своим размером, например, многие европейские государства, а есть совсем маленькие, необитаемые, где растет всего лишь несколько деревьев. Джакарта — столица Индонезии.
На больших островах Индонезии очень много рек и озер.
Большое количество воды, обилие осадков, постоянная высокая темпе- ратура создают идеальные условия для растительного мира. Вечнозеленые тропические леса (джунгли) практически непроходимы. Там растут гиганты высотой до 80 м, толщина ствола которых достигает 2 м в диаметре. Их кроны настолько густы, что под ними постоянно темно и даже зелень растущих ниже их деревьев и кустарников кажется черной. В Индонезии более 2 тыс. видов деревьев, в том числе около 300 видов пальм.
Животный мир Индонезии так же богат, как и растительный. Здесь водятся слоны, носороги двурогие и однорогие, тигры, пантеры, дикие собаки (аджаки), дикие быки (бантенги), тапиры, карликовые олени и многие другие. Очень распространены различные виды обезьян и полуобезьян — лемуров. Есть виды животных, которые водятся только в Индонезии: человекообразная обезьяна орангутанг («лесной человек» — в переводе с индонезийского), малайский медведь (Суматра, Калимантан), карликовый бык аноа (Сулавеси), дикая свинья бабирусса (Сулавеси, Молукки).
Разнообразен мир пернатых, пре- смыкающихся, рыб.
Климат Индонезии — морской тро- пический. Практически нет смены времен года. Лето от зимы отличается не разницей в температуре (как, например, в нашей стране), а количеством осадков - бывают периоды дождей и периоды относительно засушливые.
Недра Индонезии богаты полезными ископаемыми: есть нефть, природный газ, уголь, бокситы, руды оловянная, марганцевая и других металлов, золото, серебро, алмазы и многое другое. Добыча полезных ископаемых играет важную роль в экономической жизни страны. Крупных заводов и фабрик еще относительно мало.
Сельское хозяйство — главная отрасль индонезийской экономики. Благоприятный климат позволяет заниматься земледелием круглый год, собирая до трех урожаев в год с одного поля. Индонезия славится своим каучуком, табаком, чаем, кофе и многими другими видами продукции сельского хозяйства. В стране также выращивается рис, сахарный тростник, кукуруза, маниока, бобовые культуры, много овощей. Большое разнообразие фруктов — бананы, ананасы, папайя, манго, дурьян, цитрусовые и другие. Животноводство в Индонезии развито слабо. Важное значение имеет рыболов- ство. Народов и народностей, живущих в Индонезии, очень много: по различным оценкам их от 150 до более 300. Число языков и диалектов превышает 1000.
Дома в Индонезии часто строятся на сваях. Стены делаются из плетеных бамбуковых матов. Окон, как правило, не бывает, свет проникает через щели в стенах и через дверь. Крыша настилается из пальмовых веток.
Основа питания индонезийцев — рис. Готовят его обычно на пару. Наиболее популярные блюда: рис вареный, а потом прожаренный в масле; рис вареный с ломтиками овощей и различными приправами; рис вареный в кокосовом молоке. Важное место в питании занимает кукуруза и изделия из ее муки, а также из таниоки (муки клубней маниоки). В рационе индонезийцев много овощей и фруктов во всех видах: сырые, вареные, жареные, запеченные в тесте. Разнообразен рыбный стол. Очень мало и редко едят мясо.
Национальная одежда повседневна в Индонезии. Мужчины и женщины носят батиковый каин — длинное полотнище многоцветной ткани, обертываемой вокруг бедер наподобие юбки. Если каин сшит как цилиндрообразная юбка, то тогда его называют саронг. Каин или саронг дополняется у мужчин прямой легкой курткой с рукавами. На голове — черная бархатная шапочка пичи.
У женщин каин или саронг дополняется полосой ткани, плотно обертываемой вокруг груди, или лифом с низким вырезом, а также кофтой с длинными рукавами и обязательно длинным платком, перекинутым через одно плечо. Одежда легка, удобна, красочна.
Площадь - 3 287 000 кв. км Население - 800 000 000 человек
Индия — одна из самых больших стран Азии и всего мира по числу жителей. В этом она уступает только своему северному соседу — Китаю.
От Китая Индию отделяет цепь высочайших на Земле гор — Гималаев. Вдоль подножия Гималаев по низменности течет великая река — Ганг.
На склонах гор еще сохранились густые вечнозеленые леса — джунгли. Из крупных животных там водятся тигры, носороги, дикие слоны. В Индии много обезьян.
Круглый год в стране жарко, дождливое время года сменяется сухим.
На полях крестьяне возделывают рис, пшеницу, кукурузу, сахарный тростник, хлопчатник, джут, из которого делают прочные канаты. На склонах Восточных Гималаев выращивают чайный куст, на юге — кофейное дерево, кокосовую пальму, пряности. Если землю орошают, то собирают два или три урожая в год.
Индийцы говорят на десятках языков, имеют разный цвет кожи, принадлежат к разным религиям (индуизму, исламу, христианству и др.). Республика Индия состоит из двадцати пяти штатов, и почти в каждом принят официальный местный язык — бенгальский, маратхский, тамильский и т. д. Самый распространенный язык — хинди. Он признан государственным языком. Второй государственный язык — английский.
История Индии насчитывает тысячи лет. Древние индийские города — и среди них столица Дели — расположены в глубине страны. Здесь сохранились крепости и храмы.
С древности Индию представляли страной чудес, несметных богатств. Поэтому, несмотря на неимоверные трудности и препятствия, европейские путешественники и торговцы стремились добраться до нее. Пять веков назад одним из первых там побывал русский купец Афанасий Никитин.
Современная Индия успешно развивается. Она стала одной из крупнейших стран мира по производству промышленной продукции. В стране производятся промышленное обору- дование и другие товары, которые еще недавно ввозились из Европы и США. Голод перестал угрожать миллионам индийцев.
Заводы и фабрики сосредоточены в основном в крупных приморских городах: Калькутте, Бомбее, Мадрасе. Сюда приходят корабли из других стран за индийскими товарами: чаем, джутом, кожей, сахаром, пряно- стями, кофе, железной рудой, углем, слюдой. Вывозятся также товары со- временной промышленности — элект- ронные приборы, станки, пряжа, ткани, обувь, хирургические инструменты, лекарства, ювелирные изделия и т. д.
Основная часть индийцев исповедует древнюю религию — индуизм. Их и называют индусами. У индусов очень много богов, статуи которых установлены в бесчисленных гигантских и маленьких храмах. Богам приносят в жертву цветы, рис, сладости, фрукты.
Индия — одна из самых больших стран Азии и всего мира по числу жителей. В этом она уступает только своему северному соседу — Китаю.
От Китая Индию отделяет цепь высочайших на Земле гор — Гималаев. Вдоль подножия Гималаев по низменности течет великая река — Ганг.
На склонах гор еще сохранились густые вечнозеленые леса — джунгли. Из крупных животных там водятся тигры, носороги, дикие слоны. В Индии много обезьян.
Круглый год в стране жарко, дождливое время года сменяется сухим.
На полях крестьяне возделывают рис, пшеницу, кукурузу, сахарный тростник, хлопчатник, джут, из которого делают прочные канаты. На склонах Восточных Гималаев выращивают чайный куст, на юге — кофейное дерево, кокосовую пальму, пряности. Если землю орошают, то собирают два или три урожая в год.
Индийцы говорят на десятках языков, имеют разный цвет кожи, принадлежат к разным религиям (индуизму, исламу, христианству и др.). Республика Индия состоит из двадцати пяти штатов, и почти в каждом принят официальный местный язык — бенгальский, маратхский, тамильский и т. д. Самый распространенный язык — хинди. Он признан государственным языком. Второй государственный язык — английский.
История Индии насчитывает тысячи лет. Древние индийские города — и среди них столица Дели — расположены в глубине страны. Здесь сохранились крепости и храмы.
С древности Индию представляли страной чудес, несметных богатств. Поэтому, несмотря на неимоверные трудности и препятствия, европейские путешественники и торговцы стремились добраться до нее. Пять веков назад одним из первых там побывал русский купец Афанасий Никитин.
Современная Индия успешно развивается. Она стала одной из крупнейших стран мира по производству промышленной продукции. В стране производятся промышленное обору- дование и другие товары, которые еще недавно ввозились из Европы и США. Голод перестал угрожать миллионам индийцев.
Заводы и фабрики сосредоточены в основном в крупных приморских городах: Калькутте, Бомбее, Мадрасе. Сюда приходят корабли из других стран за индийскими товарами: чаем, джутом, кожей, сахаром, пряно- стями, кофе, железной рудой, углем, слюдой. Вывозятся также товары со- временной промышленности — элект- ронные приборы, станки, пряжа, ткани, обувь, хирургические инструменты, лекарства, ювелирные изделия и т. д.
Основная часть индийцев исповедует древнюю религию — индуизм. Их и называют индусами. У индусов очень много богов, статуи которых установлены в бесчисленных гигантских и маленьких храмах. Богам приносят в жертву цветы, рис, сладости, фрукты.
Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена вождя крупнейшего восстания рабов в Италии, жившего более 2 тыс. лет назад, — Спартака; царицы Ассирии — Семирамиды, с которой связано сооружение в Вавилоне висячих садов — одного из семи «чудес света».
А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, но имена их живут.
В середине 19-го в. появился в России писатель по имени Козьма Прутков. Сочинения у него были необыкновенные, и читатели наперебой спрашивали друг друга: кто такой этот неизвестный человек Козьма Прутков? На самом же деле никакого Козьмы Пруткова никогда не было. Под этим вымышленным именем выступали в печати трое молодых литераторов: братья А. М. и В. М. Жемчужниковы и А. К. Толстой. Для того чтобы высмеять глупость, ограниченность и самодовольство, они и придумали себе коллективный псевдоним Козьма Прутков (слово «псевдоним» в переводе с греческого означает «носящий ложное имя»).
Что же такое имена? Имена — это слова, но особые. У всех слов есть значение, а у них вроде бы нет. Если, показывая на кошку, вы скажете: «А вот собачка бежит!» — вам не поверят. А если, знакомя с кем-нибудь свою сестренку Валечку, вы представите ее как Машеньку, никто даже не заподозрит обмана.
Есть народы, у которых человек за свою жизнь меняет два, а то и три имени. И ровно ничего от этого не меняется. Может быть, у имен и впрямь нет значения? Это не совсем так. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис — «Совенок» или Хома-Хомани — «Утреннее Облачко». У древних греков встречались такие имена: Петр, что означало «Камень», Фока — «Тюлень», Хризис — «Золото».
Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Значение их было понятно. Могли дать мальчишке имя Волк — чтобы он был силен, смел и жил долго. Кто родился в субботу — называли Соботкой; первенца — Первушей; крикливого младенца — Бессоном или Неупокоем. А почему же потом таких имен не стало? Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, имя Иван — это измененное древнееврейское имя Иоканаан, значившее «Божий Подарок». Имя Александр пришло из Греции: это слово значило «Защитник Людей». Валентина в переводе с латинского — «дочь здоровяка, могучего человека».
Эти имена разошлись по всем евро- пейским народам; каждый переделывал их на свой лад. Иоканаан во Франции стал Жаном, в Англии — Джоном, у поляков — Яном, значение имени при этом забывалось. Изучением этих превращений занимается специальная наука — ономастика. Это греческое слово, и значит оно «наука об именах». Она исследует не только имена людей, ее интересуют и фамилии, и названия городов, рек, гор, озер — имена географические.
А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, но имена их живут.
В середине 19-го в. появился в России писатель по имени Козьма Прутков. Сочинения у него были необыкновенные, и читатели наперебой спрашивали друг друга: кто такой этот неизвестный человек Козьма Прутков? На самом же деле никакого Козьмы Пруткова никогда не было. Под этим вымышленным именем выступали в печати трое молодых литераторов: братья А. М. и В. М. Жемчужниковы и А. К. Толстой. Для того чтобы высмеять глупость, ограниченность и самодовольство, они и придумали себе коллективный псевдоним Козьма Прутков (слово «псевдоним» в переводе с греческого означает «носящий ложное имя»).
Что же такое имена? Имена — это слова, но особые. У всех слов есть значение, а у них вроде бы нет. Если, показывая на кошку, вы скажете: «А вот собачка бежит!» — вам не поверят. А если, знакомя с кем-нибудь свою сестренку Валечку, вы представите ее как Машеньку, никто даже не заподозрит обмана.
Есть народы, у которых человек за свою жизнь меняет два, а то и три имени. И ровно ничего от этого не меняется. Может быть, у имен и впрямь нет значения? Это не совсем так. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис — «Совенок» или Хома-Хомани — «Утреннее Облачко». У древних греков встречались такие имена: Петр, что означало «Камень», Фока — «Тюлень», Хризис — «Золото».
Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Значение их было понятно. Могли дать мальчишке имя Волк — чтобы он был силен, смел и жил долго. Кто родился в субботу — называли Соботкой; первенца — Первушей; крикливого младенца — Бессоном или Неупокоем. А почему же потом таких имен не стало? Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, имя Иван — это измененное древнееврейское имя Иоканаан, значившее «Божий Подарок». Имя Александр пришло из Греции: это слово значило «Защитник Людей». Валентина в переводе с латинского — «дочь здоровяка, могучего человека».
Эти имена разошлись по всем евро- пейским народам; каждый переделывал их на свой лад. Иоканаан во Франции стал Жаном, в Англии — Джоном, у поляков — Яном, значение имени при этом забывалось. Изучением этих превращений занимается специальная наука — ономастика. Это греческое слово, и значит оно «наука об именах». Она исследует не только имена людей, ее интересуют и фамилии, и названия городов, рек, гор, озер — имена географические.
Слово «икона» греческого происхо- ждения и означает «изображение, образ, представление». Иконы повествуют о жизни пророков, Иисуса Христа, Богоматери, приобщают человека к событиям духовной и отечественной истории. На протяжении столетий икона хранит память о великом духовном, нравственном, ратном подвиге русских людей, прославивших свою землю, — киевском князе Владимире, Александре Невском, Дмитрии Донском, Сергии Радонежском и многих других.
Иконы писались для храмов, были они и в доме каждого человека, их брали с собой в дорогу. Они учили людей любви, красоте, добру, милосердию.
Система художественных приемов иконописи сложилась к 9—10-му вв. в Византии. Особое место принадлежало мозаичным иконам; они были как небольшими, так и крупного раза, отражавшие стиль современной им настенной живописи церквей. Самая большая древняя мозаичная икона Богоматери Одигитрии (2-й в.) — в церкви св. Георгия в Стамбуле (Константинополь).
В Византии, вероятно, после 9-го в. распространился новый тип иконы — житийный: в центре изображается фигура святого или святой, а на полях иконы в клеймах (маленьких живописных композициях) представлены сцены из жизни святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и свои русские святые, и свои церковные праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли свое яркое отражение в иконописи.
Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст — наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался.
Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители — местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, вишни, сливы, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись иконы.
В Италии и многих других европейских странах (Франции, Германии, Австрии, Польше) иконы выполнялись преимущественно на дереве и писались масляными красками.
Искусство иконописи на Руси постоянно изменялось, особенно значительно со второй половины 17-го в. под влиянием эстетики Западной Европы. И постепенно высокие духовные традиции древнерусской иконописи были утрачены. Распространение получили дешевые иконы.
Доски этих икон не имели левкаса, а покрывались тонким слоем красно- коричневого грунта, по которому делали упрощенный контурный рисунок черной жидкой краской, а затем писали всю композицию. Ныне идет возрождение иконописи как у нас в стране, так и за рубежом.
Об иконописи читайте: Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983. С. 162—165
Иконы писались для храмов, были они и в доме каждого человека, их брали с собой в дорогу. Они учили людей любви, красоте, добру, милосердию.
Система художественных приемов иконописи сложилась к 9—10-му вв. в Византии. Особое место принадлежало мозаичным иконам; они были как небольшими, так и крупного раза, отражавшие стиль современной им настенной живописи церквей. Самая большая древняя мозаичная икона Богоматери Одигитрии (2-й в.) — в церкви св. Георгия в Стамбуле (Константинополь).
В Византии, вероятно, после 9-го в. распространился новый тип иконы — житийный: в центре изображается фигура святого или святой, а на полях иконы в клеймах (маленьких живописных композициях) представлены сцены из жизни святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и свои русские святые, и свои церковные праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли свое яркое отражение в иконописи.
Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст — наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался.
Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители — местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, вишни, сливы, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись иконы.
В Италии и многих других европейских странах (Франции, Германии, Австрии, Польше) иконы выполнялись преимущественно на дереве и писались масляными красками.
Искусство иконописи на Руси постоянно изменялось, особенно значительно со второй половины 17-го в. под влиянием эстетики Западной Европы. И постепенно высокие духовные традиции древнерусской иконописи были утрачены. Распространение получили дешевые иконы.
Доски этих икон не имели левкаса, а покрывались тонким слоем красно- коричневого грунта, по которому делали упрощенный контурный рисунок черной жидкой краской, а затем писали всю композицию. Ныне идет возрождение иконописи как у нас в стране, так и за рубежом.
Об иконописи читайте: Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983. С. 162—165
Вы, конечно, хорошо знакомы с разными играми. В каждой из них, как правило, играющие делают ходы по очереди и следуя определенным правилам. Есть и цель игры: тот, кто достигает ее первым, считается выигравшим. Разумеется, игра должна быть интересной, иначе в нее не станут играть.
Игры с одним участником вовсе не бессмысленны или малоинтересны. Например, в спортивную игру «Наб- расывание колец» могут играть несколько человек, но может играть и один. Постепенно развивая ловкость и сноровку, вы пытаетесь перекрыть или повторить свои собственные рекорды.
Среди игр с одним участником — всевозможные головоломки, когда вам приходится искать такую логическую последовательность ходов, которая привела бы к решению. Например, в известной игре-головоломке «Волк, коза и капуста» крестьянин, роль которого выполняет играющий, должен перевезти через реку волка, козу и капусту, причем волка нельзя оставить с козой (съест), а козу — с капустой, но в присутствии хозяина они ведут себя смирно. В лодку кроме крестьянина можно поместить либо только волка, либо только козу, либо только капусту. Еще один пример головоломки — игра с переливанием жидкостей, когда нужно разделить пополам жидкость из ведра вместимо- стью 8 л, причем есть два пустых ведра вместимостью 5 и 3 л.
Вам, наверное, хорошо известна игра «Морской бой». В нее играют двое, и их роли неравноправны: один «прячет» где- то на игральном поле свои корабли, а другой пытается побыстрее «потопить» их. В игре «Ицзяньши» двое играющих, начиная с нуля, поочередно прибавляют какое-либо натуральное число не больше 10, пока в сумме не получится 100.
По тому, насколько играющим известна дальнейшая ситуация, различают игры с полной и неполной информацией. Шахматы, шашки, «Ицзяньши» и другие игры относятся к числу игр с полной информацией. Здесь ситуация игры полностью известна обоим играющим. В таких играх только логически осмысленное поведение играющего приводит к успеху. Заметим, что для игр с полной информацией математики доказали следующую интересную теорему: всякая такая игра при правильном поведении играющих всегда заканчивается вничью, либо же она несправедлива к одной из сторон, т. е. при правильной игре всегда выигрывает один и тот же независимо от поведения второго игрока.
«Морской бой», карточные игры, а также игры с игральным кубиком и другие относятся к числу игр с неполной информацией. Недаром существует шутливая поговорка: «Прежде чем ходить, постарайся заглянуть в карты противника — в свои посмотреть успеешь!» В играх с игральным кубиком ход после бросания кубика предопределен, но результат игры заранее не известен. По существу игроки здесь пассивны, они азартно бросают кубик и надеются, что выпадет удачное число. Мыслить, играть активно здесь не приходится. Впрочем, в некоторых играх с костями игроки могут быть более активны: у каждого несколько фишек, и пойти можно либо той, либо другой, выбирая ту или иную линию поведения. Таковы, например, игры «Кто первый», «Нарды» и многие другие.
Много всяких бездумных игр появилось в связи с внедрением компьютеров — электронных вычислительных машин, а также игровых автоматов. Сбить самолет противника, убежать от дикого зверя, поймать преступника, заполнить числа в своей карточке лото и другие — таковы сюжеты этих игр. Но и от этих игр есть определенная польза: играющие осваивают клавиатуру терминала, а это важно для работы с компьютером, или вырабатывают быструю реакцию. К их числу относятся и несомненно полезные игры-тренажеры. В игровой форме они помогают овладеть навыками машинописи, действиями в двоичной системе счисления, правилами уличного движения, принципами руководства заводом и т. п.
Но есть более ценные игры — раз- вивающие , интеллектуальные. Напри- мер, игры-головоломки (игра «Ицзяньши») способствуют развитию логического мышления, мыслительных способностей. Вот еще пример. Компьютер предлагает вам шести- значный номер «билетика», а вы должны поставить между цифрами знаки действия, чтобы получить 100. Например, если предложен билетик 476295, то имеется несколько решений: 4 * (7 + 6 – 2 + 9 + 5) = 100 (-4 + 7 * 6 - 2 * 9) = 100 47+ 6 + 2 + 9 * 5 = 100 и другие. Если заставить школьника прорешать десятка полтора примеров, каждый из которых содержит 6 цифр и знаки действий, большого энтузиазма это у него не вызовет. Но творческая инициатива поиска тех комбинаций, которые в результате дают 100 (да еще к тому же дух соревнования, когда рядом другие ребята делают то же: кто быстрей?), превращает эту работу в занимательную игру. А в результате — отличные навыки счета, чувство числа, владение арифметической комбинатори- кой.
Игры с одним участником вовсе не бессмысленны или малоинтересны. Например, в спортивную игру «Наб- расывание колец» могут играть несколько человек, но может играть и один. Постепенно развивая ловкость и сноровку, вы пытаетесь перекрыть или повторить свои собственные рекорды.
Среди игр с одним участником — всевозможные головоломки, когда вам приходится искать такую логическую последовательность ходов, которая привела бы к решению. Например, в известной игре-головоломке «Волк, коза и капуста» крестьянин, роль которого выполняет играющий, должен перевезти через реку волка, козу и капусту, причем волка нельзя оставить с козой (съест), а козу — с капустой, но в присутствии хозяина они ведут себя смирно. В лодку кроме крестьянина можно поместить либо только волка, либо только козу, либо только капусту. Еще один пример головоломки — игра с переливанием жидкостей, когда нужно разделить пополам жидкость из ведра вместимо- стью 8 л, причем есть два пустых ведра вместимостью 5 и 3 л.
Вам, наверное, хорошо известна игра «Морской бой». В нее играют двое, и их роли неравноправны: один «прячет» где- то на игральном поле свои корабли, а другой пытается побыстрее «потопить» их. В игре «Ицзяньши» двое играющих, начиная с нуля, поочередно прибавляют какое-либо натуральное число не больше 10, пока в сумме не получится 100.
По тому, насколько играющим известна дальнейшая ситуация, различают игры с полной и неполной информацией. Шахматы, шашки, «Ицзяньши» и другие игры относятся к числу игр с полной информацией. Здесь ситуация игры полностью известна обоим играющим. В таких играх только логически осмысленное поведение играющего приводит к успеху. Заметим, что для игр с полной информацией математики доказали следующую интересную теорему: всякая такая игра при правильном поведении играющих всегда заканчивается вничью, либо же она несправедлива к одной из сторон, т. е. при правильной игре всегда выигрывает один и тот же независимо от поведения второго игрока.
«Морской бой», карточные игры, а также игры с игральным кубиком и другие относятся к числу игр с неполной информацией. Недаром существует шутливая поговорка: «Прежде чем ходить, постарайся заглянуть в карты противника — в свои посмотреть успеешь!» В играх с игральным кубиком ход после бросания кубика предопределен, но результат игры заранее не известен. По существу игроки здесь пассивны, они азартно бросают кубик и надеются, что выпадет удачное число. Мыслить, играть активно здесь не приходится. Впрочем, в некоторых играх с костями игроки могут быть более активны: у каждого несколько фишек, и пойти можно либо той, либо другой, выбирая ту или иную линию поведения. Таковы, например, игры «Кто первый», «Нарды» и многие другие.
Много всяких бездумных игр появилось в связи с внедрением компьютеров — электронных вычислительных машин, а также игровых автоматов. Сбить самолет противника, убежать от дикого зверя, поймать преступника, заполнить числа в своей карточке лото и другие — таковы сюжеты этих игр. Но и от этих игр есть определенная польза: играющие осваивают клавиатуру терминала, а это важно для работы с компьютером, или вырабатывают быструю реакцию. К их числу относятся и несомненно полезные игры-тренажеры. В игровой форме они помогают овладеть навыками машинописи, действиями в двоичной системе счисления, правилами уличного движения, принципами руководства заводом и т. п.
Но есть более ценные игры — раз- вивающие , интеллектуальные. Напри- мер, игры-головоломки (игра «Ицзяньши») способствуют развитию логического мышления, мыслительных способностей. Вот еще пример. Компьютер предлагает вам шести- значный номер «билетика», а вы должны поставить между цифрами знаки действия, чтобы получить 100. Например, если предложен билетик 476295, то имеется несколько решений: 4 * (7 + 6 – 2 + 9 + 5) = 100 (-4 + 7 * 6 - 2 * 9) = 100 47+ 6 + 2 + 9 * 5 = 100 и другие. Если заставить школьника прорешать десятка полтора примеров, каждый из которых содержит 6 цифр и знаки действий, большого энтузиазма это у него не вызовет. Но творческая инициатива поиска тех комбинаций, которые в результате дают 100 (да еще к тому же дух соревнования, когда рядом другие ребята делают то же: кто быстрей?), превращает эту работу в занимательную игру. А в результате — отличные навыки счета, чувство числа, владение арифметической комбинатори- кой.
Она прилетает к нам одной из последних. Давно уже отгремели птичьи хоры в апрельском лесу. Прокуковала кукушка и заворожил всех соловей в мае. А иволги не слышно. Но однажды солнечным утром донесется вдруг из березовой рощи или дубравы полнозвучная переливчатая песнь. Будто кто пробует флейту. После паузы — еще раз полнозвучная фиоритура. Потом еще и еще. Знающий человек улыбнется и подумает: «Вот и лето на носу — иволга прилетела». Так оно и есть. Иволги прилетают в последних числах мая, а иногда даже и в первые дни июня.
Однако увидеть иволгу нелегко — она прячется в густой листве. Без особой нужды своего места не покидает. Это очень красивая птица, особенно самец. Он золотисто-желтый, с черными крыльями и с черным хвостом.
Когда приходит время, семейная пара быстро и дружно мастерит гнездо- корзиночку, выбирая для гнезда развилку на конце длинных, прочных, гибких ветвей — подальше от ствола дерева. По такой ветке ни кошка, ни куница не проберется — ветка согнется под их тяжестью. Снизу тоже не достать. Птицы подвешивают гнездо высоко над землей. Не меньше пяти метров. А иногда и на 25-метровой высоте. Ну а если все-таки кто-нибудь попытается добраться до гнезда? Тогда, говорят, отец-иволга рассердится и закричит страшным голосом. Как кошка, которой отдавили лапу. Именно за этот крик иволгу называют иногда лесной кошкой. В каких случаях она так кричит, есть и другое мнение. Как считают некоторые ученые, имя птицы — иволга — идет от древнего славянского слова, означа- ющего «влага». Видимо, древние наши предки заметили, что «драной кошкой» иволга кричит, предвещая дождь— влажную, «волглую» погоду.
Жизнь у иволг хлопотливая. После того как построят гнездо, две недели самка насиживает яйца, столько же времени родители выкармливают птенцов. До 200 раз на день прилетают они с добычей, выкармливая малышей. И всякий раз несут то мух, то лесных клопов, то жуков, то вредных для леса ядовитых волосатых гусениц, которых не трогает большинство других птиц.
В августе иволги отправляются на зимовку. Летят одни в Африку — поближе к экватору, другие — в Индию. Всего два месяца живет эта птица на родине. Чтобы добраться до нее, целый месяц летит, преодолевая сложный, полный опасностей путь в несколько тысяч километров. И все для того, чтобы птенцы знали и помнили свою настоящую родину. Как же не отнестись к иволгам (да и ко всем птицам) с уважением! Как не встать на их защиту! Читайте об иволге: Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982. Гл. «Фиу-тиу-лиу». С. 88— 90.
Однако увидеть иволгу нелегко — она прячется в густой листве. Без особой нужды своего места не покидает. Это очень красивая птица, особенно самец. Он золотисто-желтый, с черными крыльями и с черным хвостом.
Когда приходит время, семейная пара быстро и дружно мастерит гнездо- корзиночку, выбирая для гнезда развилку на конце длинных, прочных, гибких ветвей — подальше от ствола дерева. По такой ветке ни кошка, ни куница не проберется — ветка согнется под их тяжестью. Снизу тоже не достать. Птицы подвешивают гнездо высоко над землей. Не меньше пяти метров. А иногда и на 25-метровой высоте. Ну а если все-таки кто-нибудь попытается добраться до гнезда? Тогда, говорят, отец-иволга рассердится и закричит страшным голосом. Как кошка, которой отдавили лапу. Именно за этот крик иволгу называют иногда лесной кошкой. В каких случаях она так кричит, есть и другое мнение. Как считают некоторые ученые, имя птицы — иволга — идет от древнего славянского слова, означа- ющего «влага». Видимо, древние наши предки заметили, что «драной кошкой» иволга кричит, предвещая дождь— влажную, «волглую» погоду.
Жизнь у иволг хлопотливая. После того как построят гнездо, две недели самка насиживает яйца, столько же времени родители выкармливают птенцов. До 200 раз на день прилетают они с добычей, выкармливая малышей. И всякий раз несут то мух, то лесных клопов, то жуков, то вредных для леса ядовитых волосатых гусениц, которых не трогает большинство других птиц.
В августе иволги отправляются на зимовку. Летят одни в Африку — поближе к экватору, другие — в Индию. Всего два месяца живет эта птица на родине. Чтобы добраться до нее, целый месяц летит, преодолевая сложный, полный опасностей путь в несколько тысяч километров. И все для того, чтобы птенцы знали и помнили свою настоящую родину. Как же не отнестись к иволгам (да и ко всем птицам) с уважением! Как не встать на их защиту! Читайте об иволге: Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982. Гл. «Фиу-тиу-лиу». С. 88— 90.
При имени этого русского художника мы сразу же вспоминаем его главную картину, которую он рисовал в течение двадцати лет, — «Явление Христа народу». В Третьяковской галерее в большом и светлом зале висит это грандиозное полотно, рядом располо- жены многочисленные этюды, эскизы — все, что обычно называется подготовительным материалом к кар- тине. Но эти этюды имеют самосто- ятельную художественную ценность.
Они скорее представляют собой законченные портреты людей разных сословий и возрастов. Иванов показы- вает нам человека в радости, в сомнении, в силе и доверчивости молодости, в мудрости преклонных лет, в слепоте фанатизма.
Александр Иванов был сыном про- фессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова. У отца он прошел основательную подготовку по рисованию еще до поступления в академию, учеником которой стал в одиннадцать лет. Упорным трудом ему удавалось заслу- жить хорошие отметки и медали.
Первой самостоятельной живописной работой Иванова стала картина на тему поэмы Гомера «Илиада» — «Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора». В 18 лет Иванов создал произведение в стиле русского классицизма, но такого зрелого мас- терства, которое заставило говорить о появлении в живописи соперника блестящего Карла Брюллова.
После окончания академии Иванов уехал в Италию и поселился в Риме, где прожил 27 лет.
Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» — один из шедевров русского и мирового искусства. 1837—1857. Для своей главной картины Иванов выбрал евангельский сюжет. На ней изображен момент появления Христа перед народом во время крещения в реке Иордан от рук Иоанна Крестителя. Но нельзя ограничивать содержание картины только евангельским текстом. Художник как бы воскрешает историческое событие, повлиявшее на судьбы мира и людей. Эта картина во все времена будет волновать людей, так как говорит о меняющемся мире, о духовном переворо- те, о пророках истинных и ложных, о трудности выбора правильного пути.
Картина Иванова монументальна не только своими размерами, но и глубиной идеи. Художник мучительно и долго продвигался к раскрытию замысла — для этого появлялись его гениальные этюды, эскизы, пейзажи.
И вот наконец многолетняя работа над картиной завершена. Иванов воз- вращается на Родину. «Явление Христа народу» с подготовительными этюдами выставляются в залах академии. Все хотят видеть легендарное полотно, но оценки зрителей не однозначны, признания нет. Сам художник остро чувствует одиночество. Привыкший строго оценивать свою работу, он считает картину незавершенной.
Через полтора месяца после возвращения Иванов скончался. Как это часто бывает, после смерти к художнику пришло запоздалое, но глубокое признание. Отныне имя его навсегда останется в истории русского искусства, его влияние на последующие поколения мастеров неоспоримо. Прав был И. Н. Крамской, сказав: «Историческая заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских художников, огромную просеку в непроходимых до того дебрях и именно в том направлении, в котором была нужна большая столбовая доро- га...»
Они скорее представляют собой законченные портреты людей разных сословий и возрастов. Иванов показы- вает нам человека в радости, в сомнении, в силе и доверчивости молодости, в мудрости преклонных лет, в слепоте фанатизма.
Александр Иванов был сыном про- фессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова. У отца он прошел основательную подготовку по рисованию еще до поступления в академию, учеником которой стал в одиннадцать лет. Упорным трудом ему удавалось заслу- жить хорошие отметки и медали.
Первой самостоятельной живописной работой Иванова стала картина на тему поэмы Гомера «Илиада» — «Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора». В 18 лет Иванов создал произведение в стиле русского классицизма, но такого зрелого мас- терства, которое заставило говорить о появлении в живописи соперника блестящего Карла Брюллова.
После окончания академии Иванов уехал в Италию и поселился в Риме, где прожил 27 лет.
Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» — один из шедевров русского и мирового искусства. 1837—1857. Для своей главной картины Иванов выбрал евангельский сюжет. На ней изображен момент появления Христа перед народом во время крещения в реке Иордан от рук Иоанна Крестителя. Но нельзя ограничивать содержание картины только евангельским текстом. Художник как бы воскрешает историческое событие, повлиявшее на судьбы мира и людей. Эта картина во все времена будет волновать людей, так как говорит о меняющемся мире, о духовном переворо- те, о пророках истинных и ложных, о трудности выбора правильного пути.
Картина Иванова монументальна не только своими размерами, но и глубиной идеи. Художник мучительно и долго продвигался к раскрытию замысла — для этого появлялись его гениальные этюды, эскизы, пейзажи.
И вот наконец многолетняя работа над картиной завершена. Иванов воз- вращается на Родину. «Явление Христа народу» с подготовительными этюдами выставляются в залах академии. Все хотят видеть легендарное полотно, но оценки зрителей не однозначны, признания нет. Сам художник остро чувствует одиночество. Привыкший строго оценивать свою работу, он считает картину незавершенной.
Через полтора месяца после возвращения Иванов скончался. Как это часто бывает, после смерти к художнику пришло запоздалое, но глубокое признание. Отныне имя его навсегда останется в истории русского искусства, его влияние на последующие поколения мастеров неоспоримо. Прав был И. Н. Крамской, сказав: «Историческая заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских художников, огромную просеку в непроходимых до того дебрях и именно в том направлении, в котором была нужна большая столбовая доро- га...»
Зяблик — певчая птица. Его звонкие, раскатистые трели можно услышать и на лесной лужайке, и в городском парке, и в старом саду: пиньк-пиньк-пиньк...
фить-фить-фють-фить... Обитает он и у самого жилья человека. Гнезда вьет на деревьях, чаще на хвойных. Строительным материалом служат стебли травянистых растений, прутики, мох, лишайники. Зяблики — мастера хорошие: аккуратно сотканное гнездо похоже на корзиночку. Оно так старательно замаскировано в ветвях дерева, что лишь опытный глаз может его разглядеть. Если вам придется заметить гнездо зяблика, не трогайте его, иначе птицы покинут его навсегда.
Летом в гнезде появляются птенцы. И усердные родители без устали добывают им пищу, очищая лес от вредных насекомых. Питаются зяблики также семенами и зелеными частями растений.
В конце лета зяблики собираются в стаи и отправляются в теплые края. Зиму они проводят в Северной Африке или на юге Европы. А весной они снова дарят нам свои звучные и радостные трели.
Кроме Европы эта с большими белыми пятнами на крыльях птица распространена в Западной Азии, на Востоке, вплоть до Красноярска.
фить-фить-фють-фить... Обитает он и у самого жилья человека. Гнезда вьет на деревьях, чаще на хвойных. Строительным материалом служат стебли травянистых растений, прутики, мох, лишайники. Зяблики — мастера хорошие: аккуратно сотканное гнездо похоже на корзиночку. Оно так старательно замаскировано в ветвях дерева, что лишь опытный глаз может его разглядеть. Если вам придется заметить гнездо зяблика, не трогайте его, иначе птицы покинут его навсегда.
Летом в гнезде появляются птенцы. И усердные родители без устали добывают им пищу, очищая лес от вредных насекомых. Питаются зяблики также семенами и зелеными частями растений.
В конце лета зяблики собираются в стаи и отправляются в теплые края. Зиму они проводят в Северной Африке или на юге Европы. А весной они снова дарят нам свои звучные и радостные трели.
Кроме Европы эта с большими белыми пятнами на крыльях птица распространена в Западной Азии, на Востоке, вплоть до Красноярска.
Это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с предста- вителями животного мира нашей пла- неты.
Все музеи, и в том числе зоопарки, являются научными учреждениями. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие малышей диких животных. В природе многие животные обитают в трудно- доступных местах: в тундре, непро- ходимой тайге, высоко в горах. Не- которые из них ведут ночной образ жизни. Например, очень редкое животное — снежный барс — ирбис. Он живет высоко в горах Средней и Центральной Азии, отлично приспособлен к очень суровым условиям, заходит на высоту до 4000 м над уровнем моря. Когда эти животные оказались в Московском зоопарке, перед специалистами встала задача: как создать для них благоприятные условия жизни? Пришлось долго изучать ирбисов, постоянно наблюдать за их поведением, предлагать им различные корма, подбирать наиболее удобную вольеру. Теперь эти животные живут и размножаются в зоопарке.
В зоопарках работают зоологи, биологи, зооинженеры, ветеринарные врачи. Непосредственно общаясь с животными, они научились понимать их сложный язык и повадки. Каждое животное, попадая в условия неволи — в зоопарк, ставит множество вопросов перед его работниками: в какую клетку или вольеру его поселить, чем накормить, как взять у него анализы, чтобы определить состояние здоровья? На все эти вопросы должны найти ответы специалисты зоопарка. Часто дикие животные, у которых в зоопарке появились детеныши, отказываются их кормить. Иногда это происходит из-за шума на территории, ведь в летний день здесь бывают тысячи посетителей! Приходится детенышам подбирать приемных родителей — чаще всего это кошки, собаки, домашние козы.
Каждый зоопарк интересен своей коллекцией животных, в любом есть что- то свое, особенное: гигантские лягушки- водоносы, змеи анаконды, достигающие 11 м длины, огромные нильские крокодилы, рыбы самых необыкновенных расцветок, форм и размеров. А как разнообразен мир пернатых! В Московском зоопарке вы можете увидеть индийских и африканских слонов, моржей, гривистых волков из Южной Америки, гепардов из Африки, орангутанов с острова Калимантан и много-много других животных — всего 800 видов. В Санкт-Петербургском — целое стадо жирафов, белых медведей, в Калининградском — карликовых бегемотов, белых носорогов. В Алма- Атинском — гигантских хищных птиц — бородачей-ягнятников.
Все животные на Земле нуждаются в нашей любви и бережном отношении. Зоопарки помогают сохранить редких и исчезающих животных. Так уцелели на Земле, например, зубры, олени Давида. Ребята, если кто из вас захочет посвятить свою жизнь работе с животными, изучению животного мира, можете прийти после 5-го класса в кружок юных биологов при зоопарке. Даже если, став взрослыми, вы изберете себе другую специальность: не станете ни зоологом, ни ветеринарным врачом, вы навсегда полюбите природу, станете ее друзьями и защитниками.
О жизни животных в зоопарке про- читайте книги: Лысов Е. С. Наш зоопарк. Л.: Дет. лит., 1983.
Чаплина В. В. Питомцы зоопарка: Рассказы. М.: Дет. лит., 1983.
Все музеи, и в том числе зоопарки, являются научными учреждениями. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие малышей диких животных. В природе многие животные обитают в трудно- доступных местах: в тундре, непро- ходимой тайге, высоко в горах. Не- которые из них ведут ночной образ жизни. Например, очень редкое животное — снежный барс — ирбис. Он живет высоко в горах Средней и Центральной Азии, отлично приспособлен к очень суровым условиям, заходит на высоту до 4000 м над уровнем моря. Когда эти животные оказались в Московском зоопарке, перед специалистами встала задача: как создать для них благоприятные условия жизни? Пришлось долго изучать ирбисов, постоянно наблюдать за их поведением, предлагать им различные корма, подбирать наиболее удобную вольеру. Теперь эти животные живут и размножаются в зоопарке.
В зоопарках работают зоологи, биологи, зооинженеры, ветеринарные врачи. Непосредственно общаясь с животными, они научились понимать их сложный язык и повадки. Каждое животное, попадая в условия неволи — в зоопарк, ставит множество вопросов перед его работниками: в какую клетку или вольеру его поселить, чем накормить, как взять у него анализы, чтобы определить состояние здоровья? На все эти вопросы должны найти ответы специалисты зоопарка. Часто дикие животные, у которых в зоопарке появились детеныши, отказываются их кормить. Иногда это происходит из-за шума на территории, ведь в летний день здесь бывают тысячи посетителей! Приходится детенышам подбирать приемных родителей — чаще всего это кошки, собаки, домашние козы.
Каждый зоопарк интересен своей коллекцией животных, в любом есть что- то свое, особенное: гигантские лягушки- водоносы, змеи анаконды, достигающие 11 м длины, огромные нильские крокодилы, рыбы самых необыкновенных расцветок, форм и размеров. А как разнообразен мир пернатых! В Московском зоопарке вы можете увидеть индийских и африканских слонов, моржей, гривистых волков из Южной Америки, гепардов из Африки, орангутанов с острова Калимантан и много-много других животных — всего 800 видов. В Санкт-Петербургском — целое стадо жирафов, белых медведей, в Калининградском — карликовых бегемотов, белых носорогов. В Алма- Атинском — гигантских хищных птиц — бородачей-ягнятников.
Все животные на Земле нуждаются в нашей любви и бережном отношении. Зоопарки помогают сохранить редких и исчезающих животных. Так уцелели на Земле, например, зубры, олени Давида. Ребята, если кто из вас захочет посвятить свою жизнь работе с животными, изучению животного мира, можете прийти после 5-го класса в кружок юных биологов при зоопарке. Даже если, став взрослыми, вы изберете себе другую специальность: не станете ни зоологом, ни ветеринарным врачом, вы навсегда полюбите природу, станете ее друзьями и защитниками.
О жизни животных в зоопарке про- читайте книги: Лысов Е. С. Наш зоопарк. Л.: Дет. лит., 1983.
Чаплина В. В. Питомцы зоопарка: Рассказы. М.: Дет. лит., 1983.
На двойной лист плотной писчей или ватманской бумаги наклейте три ровные гладкие рейки шириной около 8 мм и толщиной 3—4 мм: сначала короткую, потом — крест-накрест — длинные. Придавите плотно рейки к бумаге, переверните змея и пригладьте бумагу вдоль реек. Концы должны выступать на 15—20 мм. Сверху будут торчать «рожки» — пересекающиеся концы, а снизу — «ножки». На «ножках» сделайте зарубки и привяжите к ним петли из ниток.
Когда клей высохнет, привяжите к «рожкам» уздечку. Середина ее должна оттягиваться на 3 см ниже скрещивания длинных реек. По обе стороны скрещивания приколите бумагу и туго обмотайте место скрещивания ниткой. Длинный конец этой нитки — третий поводок уздечки — привяжите к середине петли между «рожками». При натянутой средней нитке узел должен выходить на 2 см выше верхней кромки змея.
Бумагу на змее чуть-чуть обрызгайте водой. Высохнув, она туго натянется.
Для хвоста лучше всего подойдут мочальные ленты, надерганные из рогожки. Сделайте из них полосу длиной около 2 м, привяжите ее концами к нитяным петлям на «ножках» змея. 8—10 мочальных лент длиной по 60—70 см сложите в пучок. Один конец этого пучка обогните вокруг середины ленты, привязанной к «ножкам», и туго обвяжите ниткой. Пучок должен передвигаться по ленте с усилием.
К уздечке привяжите конец суровой нитки, смотанной на палку. Воткните палку в землю и, разматывая нитку, отойдите шагов на 50 по ветру. Поднимите змея на «ножки» так, чтобы нитка была натянута. Дождавшись хорошего порыва ветра, когда змей сам потянет вверх, отпустите его.
Если змей, взлетев, будет крениться в сторону, сдвиньте в эту же сторону среднюю нитку уздечки или пучок хвоста. Если змей будет кувыркаться или опрокидываться — хвост слишком легок. Привяжите к концу пучок травы.
Существует множество конструкций змеев, и простых, и очень сложных. Ведь змей — выдумка не новая. Им забавлялись еще в глубокой древности. Архитас из Тарента запускал змеев за 400 лет до новой эры.
Архитасу было просто: в его время не существовало никаких проводов. А теперь их сколько угодно: и электри- ческих, и телеграфных, и телефонных. Пускайте змея только в таких местах, где проводов нет! Прочитайте книгу: Пантюхин С. П. Воздушные змеи. М.: ДОСААФ, 1984.
Когда клей высохнет, привяжите к «рожкам» уздечку. Середина ее должна оттягиваться на 3 см ниже скрещивания длинных реек. По обе стороны скрещивания приколите бумагу и туго обмотайте место скрещивания ниткой. Длинный конец этой нитки — третий поводок уздечки — привяжите к середине петли между «рожками». При натянутой средней нитке узел должен выходить на 2 см выше верхней кромки змея.
Бумагу на змее чуть-чуть обрызгайте водой. Высохнув, она туго натянется.
Для хвоста лучше всего подойдут мочальные ленты, надерганные из рогожки. Сделайте из них полосу длиной около 2 м, привяжите ее концами к нитяным петлям на «ножках» змея. 8—10 мочальных лент длиной по 60—70 см сложите в пучок. Один конец этого пучка обогните вокруг середины ленты, привязанной к «ножкам», и туго обвяжите ниткой. Пучок должен передвигаться по ленте с усилием.
К уздечке привяжите конец суровой нитки, смотанной на палку. Воткните палку в землю и, разматывая нитку, отойдите шагов на 50 по ветру. Поднимите змея на «ножки» так, чтобы нитка была натянута. Дождавшись хорошего порыва ветра, когда змей сам потянет вверх, отпустите его.
Если змей, взлетев, будет крениться в сторону, сдвиньте в эту же сторону среднюю нитку уздечки или пучок хвоста. Если змей будет кувыркаться или опрокидываться — хвост слишком легок. Привяжите к концу пучок травы.
Существует множество конструкций змеев, и простых, и очень сложных. Ведь змей — выдумка не новая. Им забавлялись еще в глубокой древности. Архитас из Тарента запускал змеев за 400 лет до новой эры.
Архитасу было просто: в его время не существовало никаких проводов. А теперь их сколько угодно: и электри- ческих, и телеграфных, и телефонных. Пускайте змея только в таких местах, где проводов нет! Прочитайте книгу: Пантюхин С. П. Воздушные змеи. М.: ДОСААФ, 1984.