Слово «реставрация» в переводе с латинского языка означает «восста- новление». Это целая наука. Она занимается изучением, сохранением и восстановлением старинных картин, зданий, книг, предметов декоративно- прикладного искусства и других памятников культуры. В реставра- ционных мастерских рядом с художни- ками-реставраторами работают спе- циалисты самых разных отраслей науки: истории искусства, химии, биологии, языкознания, археологии.
Реставратор следит, например, за «здоровьем» картины. Если он видит, что краска начала отставать от основы, что появляется вздутие, то в картину вводят специальный клей. Если лак на картине помутнел, разложился, его восстанавливают, возвращая ему прозрачность. Если холст стал ветхим, под него подклеивают новый.
Сохранение жизни памятнику искусства — это вместе с тем и его изучение. Чтобы реставрировать произведение, нужно знать, какие материалы и краски любил применять художник, знать его почерк, нужно изучить причины повреждения и сохранившиеся детали. Возьмем древние иконы. Реставраторы их расчищают, освобождают от живописи, которая была нанесена позднее. Именно так были открыты в начале 20 в. «Троица» Андрея Рублёва (15 в.) и икона Владимирской Богоматери (12 в.).
Памятники древнерусской архитектуры часто перестраивались. Реставраторы по архивным документам и планам реконструируют здания, удаляют поздние постройки, восстанавливают утраченные части. Если состояние памятника и документы о нем не позволяют спроектировать какую-либо часть здания, его восстанавливают по аналогии с другими сооружениями той эпохи. Так были восстановлены памятники белокаменной Москвы 15 в. — Спасский собор Андроникова монастыря, Успенский собор в Кремле.
Труд реставраторов вернул к жизни памятники древнего зодчества в Кижах, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Новгороде и других городах. Буквально из руин встали дворцы в Павловске, Петродворце, Пушкине, варварски уничтоженные фашистами в годы Великой Отечественной войны.
Реставраторы сохранили многие уникальные произведения искусства. Это Московский Кремль, храм Василия Блаженного, новгородская София, дворцы Санкт-Петербурга, прекрасные картины, в том числе и шедевры Дрезденской картинной галереи, древнерусские иконы, монументальные росписи.
Сохраняя памятники старины, мы тем самым не прерываем связь времен и поколений, бережем прошлое, без которого нет ни настоящего, ни буду- щего.
Прочтите: Ямщиков С. В. Спасенная красота: Рассказы о реставрации памятников искусства. М.: Просвещение, 1986.
Реставратор следит, например, за «здоровьем» картины. Если он видит, что краска начала отставать от основы, что появляется вздутие, то в картину вводят специальный клей. Если лак на картине помутнел, разложился, его восстанавливают, возвращая ему прозрачность. Если холст стал ветхим, под него подклеивают новый.
Сохранение жизни памятнику искусства — это вместе с тем и его изучение. Чтобы реставрировать произведение, нужно знать, какие материалы и краски любил применять художник, знать его почерк, нужно изучить причины повреждения и сохранившиеся детали. Возьмем древние иконы. Реставраторы их расчищают, освобождают от живописи, которая была нанесена позднее. Именно так были открыты в начале 20 в. «Троица» Андрея Рублёва (15 в.) и икона Владимирской Богоматери (12 в.).
Памятники древнерусской архитектуры часто перестраивались. Реставраторы по архивным документам и планам реконструируют здания, удаляют поздние постройки, восстанавливают утраченные части. Если состояние памятника и документы о нем не позволяют спроектировать какую-либо часть здания, его восстанавливают по аналогии с другими сооружениями той эпохи. Так были восстановлены памятники белокаменной Москвы 15 в. — Спасский собор Андроникова монастыря, Успенский собор в Кремле.
Труд реставраторов вернул к жизни памятники древнего зодчества в Кижах, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Новгороде и других городах. Буквально из руин встали дворцы в Павловске, Петродворце, Пушкине, варварски уничтоженные фашистами в годы Великой Отечественной войны.
Реставраторы сохранили многие уникальные произведения искусства. Это Московский Кремль, храм Василия Блаженного, новгородская София, дворцы Санкт-Петербурга, прекрасные картины, в том числе и шедевры Дрезденской картинной галереи, древнерусские иконы, монументальные росписи.
Сохраняя памятники старины, мы тем самым не прерываем связь времен и поколений, бережем прошлое, без которого нет ни настоящего, ни буду- щего.
Прочтите: Ямщиков С. В. Спасенная красота: Рассказы о реставрации памятников искусства. М.: Просвещение, 1986.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи