Читая и перечитывая рассказы заме- чательного русского писателя А. П. Чехова, вы, наверное, не раз восклицали: «Какие складные да ладные!» Наверняка, это же повторяли и при знакомстве с произведениями Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского и ряда других писателей. В то же время вы не могли не заметить в их произведениях нашу обычную повседневную разговорную речь. Так вот, проза в переводе с латинского языка — это и есть «прямая, простая, свободно дви- жущаяся речь» — один из двух основных типов литературного творчества. У прозы, как и у поэзии, свое лицо, свой голос, свой характер.
Долгие века литературой считались только стихи. Первые самостоятельные художественные прозаические произведения появились лишь в эпоху Возрождения, а в России до самого 19-го века вся изящная словесность так и называлась поэзией.
Поэзия от прозы отличается в первую очередь строением ритма. Ритм в стихах достигается различными типами сочетаний ударных и безударных слогов. Например:
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя.
Ритм у прозы скрыт глубоко. Читаешь роман или повесть, рассказ или новеллу — и кажется, что перед тобой обычная человеческая речь, только более складная. Ритм в прозе не так глубоко изучен и понятен, как ритм в поэзии.
Есть у прозы и своя мелодия, и своя музыка, так же безотказно действующая на нашу душу, как прекрасные стихи. Прочтите вслух «Чуден Днепр при тихой погоде...» Н. В. Гоголя или «Стихотворения в прозе» И. С. Турге- нева, и вы сразу ощутите все это, вам невольно покажется, что вы поете песню.
«А доклады и статьи — проза или нет?» — спросите вы. Да, это тоже проза. Как видите, она бывает разная. Прозой пишутся и всевозможные заявления, отношения, деловые бумаги и научные книги.
Об искусстве прозаического слова можно прочитать в книгах: Белинский В. Г. О русских классиках. М.: Худож. лит., 1986.
Новиков Л. А. Искусство слова. М.: Педагогика, 1982.Прокофьев Сергей Сергеевич (1891—1953)
Светловолосый тринадцатилетний мальчик пришел на экзамены в кон- серваторию. Экзамен вел композитор Н. А. Римский-Корсаков. «Это мне нравится!» — весело воскликнул он, увидев маленького Прокофьева, сги- бавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения.
Сережу приняли, и жизнь его круто изменилась. Вместо вольного степного простора украинского села Сонцовки, в котором он родился и провел детство, хмурый Петербург, где предстояло серьезно и долго учиться.
Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Все, что он писал, было новым по манере и по содержанию — молодым, задорным, смелым.
Окончив консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист и композитор во Франции, Испании, Англии, Америке. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира. Самые лучшие сочинения Прокофьева тех лет были посвящены Родине. Русские мелодии звучат в пьесах для фортепьяно «Сказки старой бабушки», в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Тоска по Родине становилась все острее. «В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни», — писал Прокофьев.
И наконец он снова дома. Композитор много и увлеченно работает, создавая одно прекрасное произведение за другим.
Специально для детей Прокофьев сочинил симфоническую сказку «Петя и Волк». Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определенным инструментом оркестра или группой инструментов: Птичка — флейтой, Утка — гобоем, Волк — валторнами, а Петя — целой группой струнных инструментов.
Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Может быть, вы слышали героическую песню «Вставайте, люди русские», полную силы и несгибаемого мужества. Она из музыки Прокофьева к кинофильму «Александр Невский».
Много замечательной музыки написал С. С. Прокофьев: оперы «Война и мир» и «Семен Котко», балеты «Ромео и Джульетта», «Сказ о каменном цветке», пионерскую сюиту «Зимний костер», семь симфоний, романсы, песни... Глубокие мысли, прекрасные образы живут в его музыке и будут жить вечно
Долгие века литературой считались только стихи. Первые самостоятельные художественные прозаические произведения появились лишь в эпоху Возрождения, а в России до самого 19-го века вся изящная словесность так и называлась поэзией.
Поэзия от прозы отличается в первую очередь строением ритма. Ритм в стихах достигается различными типами сочетаний ударных и безударных слогов. Например:
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя.
Ритм у прозы скрыт глубоко. Читаешь роман или повесть, рассказ или новеллу — и кажется, что перед тобой обычная человеческая речь, только более складная. Ритм в прозе не так глубоко изучен и понятен, как ритм в поэзии.
Есть у прозы и своя мелодия, и своя музыка, так же безотказно действующая на нашу душу, как прекрасные стихи. Прочтите вслух «Чуден Днепр при тихой погоде...» Н. В. Гоголя или «Стихотворения в прозе» И. С. Турге- нева, и вы сразу ощутите все это, вам невольно покажется, что вы поете песню.
«А доклады и статьи — проза или нет?» — спросите вы. Да, это тоже проза. Как видите, она бывает разная. Прозой пишутся и всевозможные заявления, отношения, деловые бумаги и научные книги.
Об искусстве прозаического слова можно прочитать в книгах: Белинский В. Г. О русских классиках. М.: Худож. лит., 1986.
Новиков Л. А. Искусство слова. М.: Педагогика, 1982.Прокофьев Сергей Сергеевич (1891—1953)
Светловолосый тринадцатилетний мальчик пришел на экзамены в кон- серваторию. Экзамен вел композитор Н. А. Римский-Корсаков. «Это мне нравится!» — весело воскликнул он, увидев маленького Прокофьева, сги- бавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения.
Сережу приняли, и жизнь его круто изменилась. Вместо вольного степного простора украинского села Сонцовки, в котором он родился и провел детство, хмурый Петербург, где предстояло серьезно и долго учиться.
Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Все, что он писал, было новым по манере и по содержанию — молодым, задорным, смелым.
Окончив консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист и композитор во Франции, Испании, Англии, Америке. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира. Самые лучшие сочинения Прокофьева тех лет были посвящены Родине. Русские мелодии звучат в пьесах для фортепьяно «Сказки старой бабушки», в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Тоска по Родине становилась все острее. «В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни», — писал Прокофьев.
И наконец он снова дома. Композитор много и увлеченно работает, создавая одно прекрасное произведение за другим.
Специально для детей Прокофьев сочинил симфоническую сказку «Петя и Волк». Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определенным инструментом оркестра или группой инструментов: Птичка — флейтой, Утка — гобоем, Волк — валторнами, а Петя — целой группой струнных инструментов.
Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Может быть, вы слышали героическую песню «Вставайте, люди русские», полную силы и несгибаемого мужества. Она из музыки Прокофьева к кинофильму «Александр Невский».
Много замечательной музыки написал С. С. Прокофьев: оперы «Война и мир» и «Семен Котко», балеты «Ромео и Джульетта», «Сказ о каменном цветке», пионерскую сюиту «Зимний костер», семь симфоний, романсы, песни... Глубокие мысли, прекрасные образы живут в его музыке и будут жить вечно
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи